рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

отраслей права, в том числе публичного административного права, иными

словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так

и административного или уголовного права. Суть соответствующих

правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характера,

содержания и объема.

Административная правоспособность и административная дееспособность

являются главными составляющими административно-правового статуса субъектов

административного права. В отличие от частного права (гражданского

законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и

дееспособности, в административном праве термин "административная

правосубъектность" лишен правового регулирования и анализируется учеными в

целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового

статуса участников административно-правовых отношений.

Правоспособность субъекта сочетает в себе его юридические права и

обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного

лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Административная правоспособность является видом общей

правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную

законодательством и гарантированную государством возможность конкретного

субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного

служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой

организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность

— это возможность приобретать соответствующие права и исполнять

обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать

административные производства и рассматривать дела об административных

правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и

несоблюдения установленных законом требований. Таким образом,

правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений,

предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных

прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта

административного права обеспечивается наступлением юридических фактов,

образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права создает

возможность применения к нему юридической (в том числе административной)

ответственности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты

(участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е.

обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их

вступления в правоотношения. Каждый участник административно-правовых

отношений, наделенный законодательством конкретными правами и

обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного

права.

Специфика любой отрасли права накладывает свой отпечаток на содержание

административной правоспособности. Изменение административного

законодательства также вносит коррективы в сущность административной

правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую

административную правоспособность. Например, административная

правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности

организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных

организаций. Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и

юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно

представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего

орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по

использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению

правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная

правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться

установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности,

осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения,

правоспособность субъекта административного права лишь предпосылки для

реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность

характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при

наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое

можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а

также привлечь к юридической ответственности.

Все субъекты административного права, с одной стороны, имеют свой

особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные

учебники административного права в разделе "Субъекты административного

права" содержат материал об административно-правовом статусе граждан,

иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти,

государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций

(государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные

товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы,

общественные объединения, религиозные объединения)1.

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими

чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие,

так и специфические признаки обусловлены предметом административного права

и методом административно-правового регулирования. Можно выделить следующие

признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов

административного права:

1) управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации

административной правоспособности; субъекты административного права

неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют

государственное управление, различные функции публичного управления (для

всех субъектов административного права);

2) наличие специальных прав и обязанностей субъектов

административного права, способствующих формированию организационных связей

и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов

административного права);

3) юридическая властность действий и распорядительность решений,

принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов

исполнительной власти и должностных лиц);

4) реализация государственно-принудительных полномочий, мер

административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных

соответствующими полномочиями);

5) обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются

граждане (для всех субъектов административного права);

6) юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного

управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках

установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного

права).

Административная правоспособность гражданина возникает со дня его

рождения и прекращается с его смертью. У организаций (государственных

органов) она возникает с момента их учреждения (образования), а у

должностных лиц с момента поступления на государственную должность,

назначения на государственную должность государственной службы.

Субъекты административного права, имеющие установленный

административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками

административно-правовых отношений, когда практически осуществляют

определенную за ними административную правоспособность. Таким образом,

субъекты административного права наряду с административной

правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е.

иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного

управления. Под административной дееспособностью физического или

юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями

(бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных

лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало,

позволяющее осуществлять нормативно установленную за субъектом

административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие

субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность

в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять

административно-правовые формы и методы управления, меры административного

принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами

принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных

обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического

лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно

оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и

гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких

элементов, как способность лица самостоятельно осуществлять принадлежащие

ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять

установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять

меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать

права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред,

причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести

в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения

(проступка) соответственно административную или дисциплинарную

ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае

деликтоспособность является частью дееспособности, т. е. субъект

административного права имеет возможность (способен) принять на себя

установленные законом меры административной или дисциплинарной

ответственности, т. е. претерпевать отрицательные последствия совершенного

правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная

дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения

является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Если речь идет

о гражданине, то его административная дееспособность возникает, как

правило, по достижении 18-летнего возраста, ибо установленные законами

субъективные права и свободы могут использоваться лицами, начиная с 18 лет

(например, поступление на государственную службу). Вместе с тем граждане

могут воспользоваться принадлежащими им правами и свободами и до достижения

18-летнего возраста (например, право на жалобу, свобода шествий и

демонстраций, право на получение паспорта гражданина РФ). Таким образом, не

существует единого законодательного акта, определяющего возраст, по

достижении которого физическое лицо начинает обладать административной

дееспособностью. Государственные и муниципальные служащие, должностные лица

получают административную дееспособность в силу действия приказа о

назначении на ту или иную государственную или муниципальную должность

(государственной или муниципальной службы). Иными словами, с момента

поступления на государственную или муниципальную службу указанные субъекты

имеют право и возможность осуществлять компетенцию соответствующего

государственного органа или органа местного самоуправления.

Государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти,

также являются субъектами административного права, имея при этом

соответствующие задачи, организационную структуру, функции и компетенцию.

Практически же компетенция органа публичного управления реализуется

должностными лицами, занимающими в данном органе государственные должности

государственной службы. Однако с теоретической точки зрения уместно

говорить о специфической правосубъекности органов публичного управления.

Поэтому административная дееспособность органов исполнительной власти

выражается в установленной нормативными актами компетенции этих органов.

Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем

дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных

критериев: 1) возраста (административная ответственность физических лиц

наступает при достижении лицом 16 лет); 2) должностного положения

(государственно-властные полномочия могут осуществлять только

уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты); 3) правового

режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях

чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены); 4)

результатов проведения соответствующих регистрационных или иных

административных процедур (например, некоторые организации — субъекты

административного права — приобретают реальную возможность осуществлять

свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или

после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной

деятельностью). Правовые основания для приобретения административной

дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах. Например,

федеральные законы наряду с положениями о федеральных органах

исполнительной власти закрепляют задачи, функции, компетенцию и полномочия

этих органов. Федеральный закон от 4 мая 2000 г. "О Пограничной службе

Российской Федерации" определяет силы и средства пограничной службы,

которые могут быть задействованы в соответствующих условиях для обеспечения

охраны государственной границы, проведения производства по делам об

административных правонарушениях, применения физической силы, оружия и

специальных средств

2 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Конституционные права, свободы и обязанности граждан, связанные с

регулирующим воздействием других отраслей права, для своей реализации

нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов

исполнительной власти, всей системы органов государственного управления.

Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина

целико зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников

государственного аппарата. Человек «терялся» перед стеной ведомственных

актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах — хозяйственной,

социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий,

т.е. специальных экономических, политических, организационных и юридических

(в том числе административно-правовых) мер, направленных на реализацию и

охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Эти гарантии могут

быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в

соответствии с внутригосударственным законодательством, а также

международными договорами РФ.

Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав

и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,

органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц

могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными

договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и

свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные

средства правовой зашиты.

В современном законодательстве России заметна тенденция к расширению

возможностей судебной защиты прав и свобод граждан, а также

совершенствованию процессуального законодательства в этой области. Суды во

все возрастающем объеме рассматривают дела, вытекающие из административно-

правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо

велика роль Конституционного Суда России, разрешающего дела о

конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с

конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

В современных условиях административно-правовой статус гражданина в

сфере государственного управления существенно меняется.

Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ

высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита — обязанностью

государства.

Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18

устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются

непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного

управления.

В-третьих, административно-правовой статус граждан в сфере

государственного управления все в большей мере регулируется на уровне

законов, правительственных актов. Например, если ранее подавляющая часть

прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка и

обеспечения общественной безопасности регулировалась закрытыми

ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом

ПФ «О милиции». Правила дорожного движения в прошлом утверждались министром

внутренних дел — сейчас постановлением Правительства РФ.

В-четвертых, административно-правовой статус граждан становится по

своему содержанию значительно полнее, богаче, разностороннее, расширяется

диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической,

социальной жизни. Подтверждением этого важного положения являются,

например, Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.