рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное право

регламентировании общественных отношений в части порядка, процедур, формы

исполнения требований законов; учёте и регистрации, которые заключаются в

государственном учёте и регистрации некоторых сторон деятельности субъектов

административно-правовых отношений, имеющих публичный характер (регистрация

предприятий); выдача различного рода разрешений на владение, использование,

хранение и т.д. различного рода специальных средств /оружия, наркотических

веществ, радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых

условий; квотирование (особенно в области внешней торговли), т.е.

установление квот на ввоз определённой продукции; лицензирование - выдача

разрешения на занятие определённым видом деятельности;

По-прежнему имеют значение методы контроля и надзора. В действительности в

российском законодательстве между надзором и контролем не проводится

различия, хотя контроль предполагает не только наблюдение за соблюдением

законности, но и применение определённых мер взыскания за её нарушение, в

то время как при надзоре отвечающий за это орган не вправе никого ни к чему

принудить. Количество контрольных органов в государстве с рыночной

экономикой должно сокращаться, но, тем не менее, оба этих метода

используются и имеют определённую форму – акты контроля, надзора.

Естественно, что в процессе надзора и контроля осуществляется и

правоохранительная деятельность. Используются и правоохранные меры

(методы): пресечения; принуждения; применения взыскания.

Билет 12

1. Система федеральных органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий

исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной

самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим

органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной

власти, образование, структура и порядок деятельности которых

регламентируется в основном нормами административного права.

В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ

осуществляет Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым

те или иные органы государственной власти относятся к власти

исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть

из всех федеральных органов государственной власти законодательные и

судебные, а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ,

ЦИК). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти,

которые сегодня закреплены Указом Президента РФ «О структуре федеральных

органов ИВ» № 867 от 17.05.2000 г.

Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ

образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в

отличие от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что

предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение

принимаемых ФС РФ законов, международных договоров; осуществляет контроль

за исполнением этих актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по

устранению нарушений действующего законодательства).

КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов

исполнительной власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве

РФ» установлено такое правило. Поэтому такая система устанавливается

указами Президента РФ.Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ;

министерства РФ (24); государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии

России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8);

федеральные надзоры России (2); иные федеральные органы исполнительной

власти (3).

Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и

осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также

координирующий в случаях, установленных законами, указами и

постановлениями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство

возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие

на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к

их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере

деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ,

осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные,

регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет

руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и

ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти,

подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по

вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ,

а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата

и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок

назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на

должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению

Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров

назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или

в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от

должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме

федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту

РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных

Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются

на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти

Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда

требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты:

1) Целесообразность акта - акт должен быть полезен с точки зрения

общественных, а не личных или аппаратных интересов, он должен быть научно

обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а

исполнение такого акта может принести огромный вред обществу;

2) Законность акта, то есть: наличие компетенции у автора; соответствие его

закону по существу; соответствие цели закона; принятие его в установленный

законом срок; соблюдение процессуальных прав издания акта. В правовой науке

акты, не соответствующие закону считаются дефектными, их делят на оспоримые

(незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их юридическая

несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если: есть прямое

указание закона; грубо нарушена подведомственность; нет законного основания

для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение

преступления и т.п.;

3) Организационно-технические требования - требования к культуре оформления

акта. Это: язык акта; присвоение ему номера; наличие в тексте даты издания;

сведения о том, где и кем он принят; подписи; в ряде случаев: специальные

бланки, формуляры; четкие оттиски штампов, печатей и т.п.

Культурность предполагает и своевременное доведение актов до адресатов,

правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.

Эти требования должны предъявляться к каждому решению административной

власти.

Билет 13

1. Администрация Президента РФ.

Администрация Президента является государственным органом, формируемым в

соответствии с КРФ (ст.83) в целях обеспечения деятельности Президента как

главы государства по осуществлению им государственной власти.

Впервые образована на основании Указа Президента РФ «О совершенствовании

деятельности Президента» в феврале 1993 г. Концепция построения структуры

Администрации, как она воплощена в Указе Президента от 29.01.96 г. № 117

«Вопросы администрации Президента РФ» и «Положении об Администрации»,

утвержденным этим Указом, следует логике КРФ: в ее основу положен принцип

создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие

Президента.

Новое положение об Администрации Президента РФ утверждено Указом Президента

РФ № 1412 от 02.10.96 г., а последняя Администрация сформирована в

соответствие с Указом Президента РФ № 1013 от 03.06.2000 г.

Состав АП РФ: руководитель; заместитель или заместители; помощники

Президента РФ; пресс-секретарь; референты; советники Президента РФ;

полномочные представители; канцелярия; главные управления (правовое,

контрольное, главное управление казачьих войск); аппарат СБ РФ; аппарат

Совета Обороны РФ; управления Президента РФ (кадровой политики, по вопросам

взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями и ГД,

по государственным наградам, по координации деятельности полномочных

представителей, по связям с общественностью и протоколу); управления

администрации (кадров, помилования, делопроизводства); совещательные и

консультативные органы при Президенте РФ.

Функции АП РФ: организует подготовку законопроектов для внесения в качестве

законодательной инициативы в ГД; подготовка проектов заключения на

законопроекты; подготовка, согласование и представление Президенту проектов

указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ; выпуск Указов и

распоряжений Президента РФ; обеспечение обнародования Федеральных законов;

подготовка проектов ежегодных посланий ФС; АП РФ обеспечивает деятельность

СБ РФ, СО РФ, Совещательных и консультативных органов при Президенте РФ,

также полномочных представителей; контроль и проверка исполнения законов,

указов, распоряжений и поручений; подготовка проектов обращения Президента

РФ в Конституционный Суд РФ; обеспечение взаимодействия Президента РФ с

политическими партиями и общественными объединениями, с государственными

органами, должностными лицами иностранных государств, с российскими и

зарубежными деятелями и международными организациями; общее руководство АП

РФ осуществляет Президент РФ. Полномочия принадлежат руководителю АП РФ,

помощникам руководителя заместителям руководителя.

2. Понятие правового акта управления.

Правовые акты управления - основная юридическая форма реализации функций и

задач исполнительной власти. Правовые акты управления - самая большая по

объему и разнообразию юридическая база.

Признаки актов управления: а) такие акты принимаются при осуществлении

исполнительной власти и издают их субъекты исполнительной власти; б)

подзаконность актов управления - они должны соответствовать действующим

законам и находится в соответствующей иерархии управленческих актов, т.е.

должен соответствовать актам вышестоящих организаций; в) правовой акт

управления определяет правила должного поведения в сфере государственного

управления; г) обязателен для адресатов, т.е. императивен; д) правовыми

актами управления устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права либо

правоотношения; е) акты управления издаются в форме письменного документа,

принятого с соблюдением специальных правил и процедур и оформления актов,

регулируется нормами АП.

Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее

юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти,

направленное на установление административно-правовых норм или

возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений

в целях реализации задач и функций государственной управленческой

деятельности.

Для актов управления характерна особенность - они ограничиваются сферой

управления, а в ряде случаев регулируют общественные отношения,

составляющие предмет других отраслей права.

Билет 14

1. Правительство РФ

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ

государства и издающий правовые акты от своего имени, один из основных

институтов управления государством. Прообразом правительства стал созданный

Петром I в 1711 г. Правительствующий Сенат, который обеспечивал управление

государством во время отсутствия Императора. В царствование Александра I

появляются первые акты правительства. Появление института правительства

относится к 1906 году: учреждается высший орган исполнительной власти,

близкий к современному правительству. Совет Народных Комиссаров (новое

правительство) с 1917 года, появляется раздел о правительстве в

конституции. Современное российское правительство начинает складываться по

принятии Конституции 1978 года, (Законы «О Совете Министров» от 1979 и 1992

г.г.).

Деятельность правительства регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ» от

17.12.97 г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет

исполнительную власть. До последней конституции формулировки были другими:

Правительство называлось высшим исполнительным органом государственной

власти.

В состав правительства входят (по КРФ): председатель, заместители,

федеральные министры. Из всего состава правительства особыми полномочиями

обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД,

которая должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на

этот пост.

Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий,

отставка.

Компетенция Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту о

структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей

председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные

направления деятельности правительства и организует его работу; г)

представляет правительство в МО, подписывает решения правительства и

выполняет иные полномочия.

Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть

определяются предметы ведения по которым работает правительство: а)

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его

исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает

проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в)

обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области

культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры

по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации

внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и

свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с

преступностью; ж) осуществляет иные полномочия возложенные конституцией,

законами и указами президента (ст. 114 КРФ).

Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях

решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной

деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не

менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве

постоянного органа действует президиум правительства в составе

председателя, заместителей, ряда министров (финансов, экономики, ИД,

обороны, безопасности, внутренних дел, председателей госкомитетов, и

руководителей аппарата Президента).

Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения,

которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Президента. В случае

противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом

РФ.

Регламент заседаний Правительства и Президиума: Заседания проводятся не

реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Проект

повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем

аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и

представляется председателю правительства, за 5 дней присылается

участникам. На заседании участвуют члены правительства, другие лица,

которые указываются в законе, также приглашенные. Заседание считается

правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях президиума участвуют члены

президиума, приглашенные лица и заседания правомочны, если присутствует

более 1/2. Заседания проводятся председателем или 1 заместителем. Решения -

большинством голосов присутствующих. Решение президиума - большинством

голосов от общего числа его членов. По вопросам, рассмотренным на заседании

принимаются постановления и распоряжения.

2. Пресечение по административному праву

Одним из видов административного принуждения является административное

пресечение. В АП существует широкий круг пресекательных мер, а

пресекательная деятельность регулируется многими НПА различных отраслей

права. Общий подход универсален для юридической ответственности вообще,

т.е. меры пресечения применяются на основе факта правонарушения, без

издания каких-либо письменных актов.

По цели воздействия меры пресечения делятся на: а) общие - превентивное

задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами

прибывшими из мест ЛС, запрещение эксплуатации, приостановление работ,

изъятие незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов; б)

специальные (применяются только к гражданам) - средства физического

воздействия, использование технических средств (дубинок, наручников),

применение огнестрельного оружия; в) процессуальные (названы в КобАП ст.238-

247) - применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам

об административных правонарушениях (доставление, задержание, привод и

т.д.).

Надзор за лицами, освобожденными из мест ЛС: Регламентируется «Положением

об административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения

свободы» 1966 г.. Надзор устанавливается с целью наблюдения за поведением

лиц, ранее судимых, оказание на них воздействия и предупреждения совершения

новых преступлений и устанавливается за осужденными: рецидивистами; за

особо тяжкие; судимых 2 и более раза за умышленные преступления; за условно

осужденными или условно досрочно освобожденными.

Режим надзора - на поднадзорных налаются обязанности: являться по вызову в

ОВД и давать объяснение по определенным вопросам; уведомлять ОВД о перемене

места жительства, о смене деятельности; уведомлять о выездах; персональные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.