Административное право
регламентировании общественных отношений в части порядка, процедур, формы
исполнения требований законов; учёте и регистрации, которые заключаются в
государственном учёте и регистрации некоторых сторон деятельности субъектов
административно-правовых отношений, имеющих публичный характер (регистрация
предприятий); выдача различного рода разрешений на владение, использование,
хранение и т.д. различного рода специальных средств /оружия, наркотических
веществ, радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых
условий; квотирование (особенно в области внешней торговли), т.е.
установление квот на ввоз определённой продукции; лицензирование - выдача
разрешения на занятие определённым видом деятельности;
По-прежнему имеют значение методы контроля и надзора. В действительности в
российском законодательстве между надзором и контролем не проводится
различия, хотя контроль предполагает не только наблюдение за соблюдением
законности, но и применение определённых мер взыскания за её нарушение, в
то время как при надзоре отвечающий за это орган не вправе никого ни к чему
принудить. Количество контрольных органов в государстве с рыночной
экономикой должно сокращаться, но, тем не менее, оба этих метода
используются и имеют определённую форму – акты контроля, надзора.
Естественно, что в процессе надзора и контроля осуществляется и
правоохранительная деятельность. Используются и правоохранные меры
(методы): пресечения; принуждения; применения взыскания.
Билет 12
1. Система федеральных органов исполнительной власти
Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий
исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной
самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим
органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной
власти, образование, структура и порядок деятельности которых
регламентируется в основном нормами административного права.
В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ
осуществляет Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым
те или иные органы государственной власти относятся к власти
исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть
из всех федеральных органов государственной власти законодательные и
судебные, а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ,
ЦИК). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти,
которые сегодня закреплены Указом Президента РФ «О структуре федеральных
органов ИВ» № 867 от 17.05.2000 г.
Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ
образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в
отличие от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что
предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение
принимаемых ФС РФ законов, международных договоров; осуществляет контроль
за исполнением этих актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по
устранению нарушений действующего законодательства).
КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов
исполнительной власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве
РФ» установлено такое правило. Поэтому такая система устанавливается
указами Президента РФ.Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ;
министерства РФ (24); государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии
России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8);
федеральные надзоры России (2); иные федеральные органы исполнительной
власти (3).
Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и
осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также
координирующий в случаях, установленных законами, указами и
постановлениями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство
возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.
Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие
на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к
их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере
деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.
Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ,
осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет
руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и
ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти,
подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по
вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ,
а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ.
Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата
и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
утверждаются Правительством РФ.
Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок
назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на
должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению
Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров
назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или
в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от
должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме
федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту
РФ, осуществляется Правительством РФ.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных
Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются
на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти
Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда
требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты:
1) Целесообразность акта - акт должен быть полезен с точки зрения
общественных, а не личных или аппаратных интересов, он должен быть научно
обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а
исполнение такого акта может принести огромный вред обществу;
2) Законность акта, то есть: наличие компетенции у автора; соответствие его
закону по существу; соответствие цели закона; принятие его в установленный
законом срок; соблюдение процессуальных прав издания акта. В правовой науке
акты, не соответствующие закону считаются дефектными, их делят на оспоримые
(незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их юридическая
несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если: есть прямое
указание закона; грубо нарушена подведомственность; нет законного основания
для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение
преступления и т.п.;
3) Организационно-технические требования - требования к культуре оформления
акта. Это: язык акта; присвоение ему номера; наличие в тексте даты издания;
сведения о том, где и кем он принят; подписи; в ряде случаев: специальные
бланки, формуляры; четкие оттиски штампов, печатей и т.п.
Культурность предполагает и своевременное доведение актов до адресатов,
правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.
Эти требования должны предъявляться к каждому решению административной
власти.
Билет 13
1. Администрация Президента РФ.
Администрация Президента является государственным органом, формируемым в
соответствии с КРФ (ст.83) в целях обеспечения деятельности Президента как
главы государства по осуществлению им государственной власти.
Впервые образована на основании Указа Президента РФ «О совершенствовании
деятельности Президента» в феврале 1993 г. Концепция построения структуры
Администрации, как она воплощена в Указе Президента от 29.01.96 г. № 117
«Вопросы администрации Президента РФ» и «Положении об Администрации»,
утвержденным этим Указом, следует логике КРФ: в ее основу положен принцип
создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие
Президента.
Новое положение об Администрации Президента РФ утверждено Указом Президента
РФ № 1412 от 02.10.96 г., а последняя Администрация сформирована в
соответствие с Указом Президента РФ № 1013 от 03.06.2000 г.
Состав АП РФ: руководитель; заместитель или заместители; помощники
Президента РФ; пресс-секретарь; референты; советники Президента РФ;
полномочные представители; канцелярия; главные управления (правовое,
контрольное, главное управление казачьих войск); аппарат СБ РФ; аппарат
Совета Обороны РФ; управления Президента РФ (кадровой политики, по вопросам
взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями и ГД,
по государственным наградам, по координации деятельности полномочных
представителей, по связям с общественностью и протоколу); управления
администрации (кадров, помилования, делопроизводства); совещательные и
консультативные органы при Президенте РФ.
Функции АП РФ: организует подготовку законопроектов для внесения в качестве
законодательной инициативы в ГД; подготовка проектов заключения на
законопроекты; подготовка, согласование и представление Президенту проектов
указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ; выпуск Указов и
распоряжений Президента РФ; обеспечение обнародования Федеральных законов;
подготовка проектов ежегодных посланий ФС; АП РФ обеспечивает деятельность
СБ РФ, СО РФ, Совещательных и консультативных органов при Президенте РФ,
также полномочных представителей; контроль и проверка исполнения законов,
указов, распоряжений и поручений; подготовка проектов обращения Президента
РФ в Конституционный Суд РФ; обеспечение взаимодействия Президента РФ с
политическими партиями и общественными объединениями, с государственными
органами, должностными лицами иностранных государств, с российскими и
зарубежными деятелями и международными организациями; общее руководство АП
РФ осуществляет Президент РФ. Полномочия принадлежат руководителю АП РФ,
помощникам руководителя заместителям руководителя.
2. Понятие правового акта управления.
Правовые акты управления - основная юридическая форма реализации функций и
задач исполнительной власти. Правовые акты управления - самая большая по
объему и разнообразию юридическая база.
Признаки актов управления: а) такие акты принимаются при осуществлении
исполнительной власти и издают их субъекты исполнительной власти; б)
подзаконность актов управления - они должны соответствовать действующим
законам и находится в соответствующей иерархии управленческих актов, т.е.
должен соответствовать актам вышестоящих организаций; в) правовой акт
управления определяет правила должного поведения в сфере государственного
управления; г) обязателен для адресатов, т.е. императивен; д) правовыми
актами управления устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права либо
правоотношения; е) акты управления издаются в форме письменного документа,
принятого с соблюдением специальных правил и процедур и оформления актов,
регулируется нормами АП.
Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее
юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти,
направленное на установление административно-правовых норм или
возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений
в целях реализации задач и функций государственной управленческой
деятельности.
Для актов управления характерна особенность - они ограничиваются сферой
управления, а в ряде случаев регулируют общественные отношения,
составляющие предмет других отраслей права.
Билет 14
1. Правительство РФ
Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ
государства и издающий правовые акты от своего имени, один из основных
институтов управления государством. Прообразом правительства стал созданный
Петром I в 1711 г. Правительствующий Сенат, который обеспечивал управление
государством во время отсутствия Императора. В царствование Александра I
появляются первые акты правительства. Появление института правительства
относится к 1906 году: учреждается высший орган исполнительной власти,
близкий к современному правительству. Совет Народных Комиссаров (новое
правительство) с 1917 года, появляется раздел о правительстве в
конституции. Современное российское правительство начинает складываться по
принятии Конституции 1978 года, (Законы «О Совете Министров» от 1979 и 1992
г.г.).
Деятельность правительства регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ» от
17.12.97 г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет
исполнительную власть. До последней конституции формулировки были другими:
Правительство называлось высшим исполнительным органом государственной
власти.
В состав правительства входят (по КРФ): председатель, заместители,
федеральные министры. Из всего состава правительства особыми полномочиями
обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД,
которая должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на
этот пост.
Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий,
отставка.
Компетенция Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту о
структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей
председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные
направления деятельности правительства и организует его работу; г)
представляет правительство в МО, подписывает решения правительства и
выполняет иные полномочия.
Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть
определяются предметы ведения по которым работает правительство: а)
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его
исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает
проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в)
обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области
культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры
по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации
внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и
свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с
преступностью; ж) осуществляет иные полномочия возложенные конституцией,
законами и указами президента (ст. 114 КРФ).
Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях
решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной
деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не
менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве
постоянного органа действует президиум правительства в составе
председателя, заместителей, ряда министров (финансов, экономики, ИД,
обороны, безопасности, внутренних дел, председателей госкомитетов, и
руководителей аппарата Президента).
Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения,
которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Президента. В случае
противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом
РФ.
Регламент заседаний Правительства и Президиума: Заседания проводятся не
реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Проект
повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем
аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и
представляется председателю правительства, за 5 дней присылается
участникам. На заседании участвуют члены правительства, другие лица,
которые указываются в законе, также приглашенные. Заседание считается
правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях президиума участвуют члены
президиума, приглашенные лица и заседания правомочны, если присутствует
более 1/2. Заседания проводятся председателем или 1 заместителем. Решения -
большинством голосов присутствующих. Решение президиума - большинством
голосов от общего числа его членов. По вопросам, рассмотренным на заседании
принимаются постановления и распоряжения.
2. Пресечение по административному праву
Одним из видов административного принуждения является административное
пресечение. В АП существует широкий круг пресекательных мер, а
пресекательная деятельность регулируется многими НПА различных отраслей
права. Общий подход универсален для юридической ответственности вообще,
т.е. меры пресечения применяются на основе факта правонарушения, без
издания каких-либо письменных актов.
По цели воздействия меры пресечения делятся на: а) общие - превентивное
задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами
прибывшими из мест ЛС, запрещение эксплуатации, приостановление работ,
изъятие незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов; б)
специальные (применяются только к гражданам) - средства физического
воздействия, использование технических средств (дубинок, наручников),
применение огнестрельного оружия; в) процессуальные (названы в КобАП ст.238-
247) - применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам
об административных правонарушениях (доставление, задержание, привод и
т.д.).
Надзор за лицами, освобожденными из мест ЛС: Регламентируется «Положением
об административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы» 1966 г.. Надзор устанавливается с целью наблюдения за поведением
лиц, ранее судимых, оказание на них воздействия и предупреждения совершения
новых преступлений и устанавливается за осужденными: рецидивистами; за
особо тяжкие; судимых 2 и более раза за умышленные преступления; за условно
осужденными или условно досрочно освобожденными.
Режим надзора - на поднадзорных налаются обязанности: являться по вызову в
ОВД и давать объяснение по определенным вопросам; уведомлять ОВД о перемене
места жительства, о смене деятельности; уведомлять о выездах; персональные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|