Производство по административным делам
Производство по административным делам
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИНСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Производство по делам об административных правонарушениях наиболее
полно урегулировано нормами материального и процессуального
административного права.
Его правовые основы закреплены в настоящее время Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Выражаются они в
следующем:
1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и
объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в
полном соответствии с законом ; обеспечении исполнения вынесенного
по делу постановления; выявлении всех причин и условий,
способствующих совершению административных правонарушений;
предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе соблюдения
законов и укрепления правопорядка( ст.225). Налицо сочетание
превентивных и карательных (показательных) целей, что полностью
соответствует духу законодательства о борьбе с правонарушениями
такого рода.
2. Порядок производства по делам об административных правонарушениях
определяется законодательством Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации, а также
названным Кодексом.
При этом надо учитывать, что административно-процессуальное
законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Указанный порядок, в частности, предусматривает обстоятельства, при
которых производство по делу исключается. Это: отсутствие события и состава
административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения
административного правонарушения 16-ти летнего возраста; невменяемость
лица, совершившего противоправное действие либо бездействие; действие лица
в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта
амнистии, если он отменяет применение административного взыскания; отмена
акта, устанавливающего административную ответственность и т.п. (ст.227).
Наступление этих обстоятельств влечет за собой следующие правовые
последствия: производство не может быть начато, а начатое подлежит
прекращению.
Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном
правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются
прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
3. Являясь видом административно-процессуальной деятельности
юрисдикционного характера, производство по делам об
административных правонарушениях может быть рассмотрено с позиций
его организационной структуры, под которой понимается совокупность
конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое
процессуальное назначение, закрепленное в административно-
процессуальных нормах, и обеспечивает необходимую
последовательность совершения процессуальных действий в интересах
достижения стоящих перед производством задач. Содержание
российского Кодекса об административных правонарушениях позволяет
выделить следующие основные стадии производства: возбуждение дела,
его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу,
исполнение принятого решения, обжалование или опротестование
решения.
Указанные статьи являются результатом логического анализа
соответствующих административно-процессуальных норм; прямо они в Кодексе
(КоАП) не фиксируются. В принципе они характерны не только для данного вида
административного производства и могут быть обнаружены в рамках любого его
вида. Поэтому их характеристика в рассматриваемом варианте имеет обобщающее
значение.
Возбуждение дела об административном правонарушении.
Это начальная стадия производства и применительно к производству по
делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое
процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого
процессуального документа, а именно- протокола об административном
правонарушении (ст.234).
Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции
соответствующего полномочного должностного лица, постоянно инициатором
возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях – представитель
общественного объединения). Данный момент заслуживает внимания, так как
административное производство в иных случаях может возбуждаться по
инициативе, например, граждан общественных объединений и даже
исполнительных органов.
Возбуждение дела по своему юридическому значению может квалифицировать
в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно
влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального
отношения. Разумеется, что исходным юридическим фактом при этом является
совершение административного правонарушения. Однако, такое должно быть, во-
первых, обнаружено, и, во-вторых, процессуально оформлено, чему
способствует совершение административного правонарушения. Налицо – сложный
юридический факт.
Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не
вправе отказаться от его возбуждения; в случае его некомпетентности в его
обязанности входит разъяснение установленного для возбуждения данного дела
порядка либо направление дела по принадлежности.
Составление протокола не всегда обязательно. Так, при совершении
административного правонарушения, за которое установлено административное
взыскание в виде минимального административного штрафа (например, одна
десятая минимального месячного размера оплаты труда), протокол не
составляется, если лицо не оспаривает допущенное им правонарушение и
налагаемое на него административное взыскание. Он не составляется и в
случаях наложения и взимания штрафа, а также оформления предупреждения
непосредственно на месте совершения правонарушений.
Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью
обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью и
законностью. Его реквизиты следующие: дата и место составления; данные
составителя протокола; сведения о личности нарушителя; место, время
совершения административного правонарушения и его существо; нормативный
акт, предусматривающий административную ответственность за данное
правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются;
объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела сведения.
В протоколе также фиксируются доказательства, т.е. любые фактические
данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие
административного правонарушения, виновность данного лица в совершении и
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом совершившим
административное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если
таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, может
отказаться от подписи протокола; в таком случае в нем делается запись об
этом. Оно вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания
по его содержанию, а также изложить свои мотивы от отказа от подписи
протокола.
При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его
процессуальные обязанности и права.
Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному
рассматривать дело об административном правонарушении.
Если протокол невозможно составить на месте совершения правонарушения,
а его наличие обязательно, нарушитель должен быть доставлен в милицию. При
нарушении отдельных правил (например, пользования средствами транспорта,
пожарной безопасности, лесонарушений и т.п.) доставление может быть
осуществлено уполномоченными на то работниками в целях совершения
административного протокола, если у нарушителя нет документов,
удостоверяющих личность.
На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются
процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях (ст.239). Их цель – установление личности правонарушителя,
составление протокола при невозможности его составления на месте,
обеспечение своевременного и правильного разрешения дела. К числу таких мер
относятся: административное задержание лица; личный досмотр; досмотр вещей,
транспортных средств; изъятие вещей и документов.
Административное задержание, одновременно являющееся и мерой
пресечения правонарушения, оформляется составлением протокола. По просьбе
задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники,
администрация по месту работы или учебы, а о задержании несовершеннолетних
– в обязательном порядке родители или лица, их заменяющие.
Для административного задержания установлены определенные сроки.
Оно, как правило, не может быть более 3 часов. При нарушении
пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную
границу для установления личности и выяснении обстоятельств правонарушения
задержание возможно до 3 суток с сообщением об этом письменно прокурору в
течении 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции
прокурора, если правонарушитель не имеет документов, удостоверяющих его
личность. За мелкое хулиганство, нарушения порядка организации и проведения
митингов, уличных шествий, торговлю с рук в неустановленных местах
нарушители могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или
руководителем органа внутренних дел.
Административное задержание вправе осуществлять органы внутренних дел,
пограничные войска и т.п.
Личный досмотр (ст.243) может производится уполномоченными на то
должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны,
таможенными органами и пограничными войсками в присутствии понятых. Досмотр
вещей может производиться должностными лицами органов внутренних дел,
таможенных и пограничных органов, природоохранительных инспекций и т.п. в
присутствии лица, в собственности которого находятся вещи. В экстренных
случаях досмотр вещей возможен в отсутствии собственника (владельца) вещей,
но с участием двух понятых.
О проведении досмотра в любом его виде делается соответствующая запись
в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об
административном задержании.
Изъятие имущества и документов (ст.244), являющиеся орудием или
непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании или
досмотре, осуществляется теми же должностными лицами, производившими
задержание или досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до
рассмотрения дела об административном правонарушении. После рассмотрения
дела они либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются;
при возмездном изъятии они реализуются.
Отстранение от управление транспортным средством, освидетельствование
его на предмет опьянения, задержание транспортного средства (ст.245) –
процессуальные меры, применяемые в случаях, когда есть достаточные
основания полагать, что управляющее транспортным средством лицо находится в
состоянии опьянения, либо оно не имеет права на управление данным
транспортным средством. Задержание транспортного средства производится
должностными лицами органов внутренних дел и оформляется отдельным
протоколом или же в протоколе об административном правонарушении делается
соответствующая запись.
Рассмотрение дела об административном правонарушении.
Считается центральным звеном производства, в рамках которого наиболее
отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной
административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть
раскрыть на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых
прежде всего – вопрос об органах (должностных лицах) , уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III
Кодекса). В их числе:
> Административные комиссии рассматривают все дела об
административных правонарушениях , за исключением отнесенных к
компетенции иных органов (должностных лиц). В частности они
рассматривают дела о нарушении права государственной собственности
на леса и животный мир, о бесхозяйственном использовании земель
государственного лесного фонда, о нарушении правил охраны и
использования памятников истории и культуры, правил содержания
собак и кошек, о жестоком обращении с животными, о повреждении
телефонов-автоматов, о нарушении правил торговли на рынках, об
уклонении от подачи декларации о доходах, о занятии проституцией, о
самоуправстве, о нарушении законодательства о религиозных культах и
т.п. (ст. 199);
> Администрация районов, городов, поселков, сел и т.п. (в настоящее
время их компетенция четко не определена);
> Комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривающие дела об
административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними,
а также в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их
заменяющих (например, за появление в общественных местах в пьяном
виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных
напитков, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и
т.п.) – ст. 201 КоАП;
> Районные (городские)народные суды (народные судьи) рассматривают
дела об воспрепятствовании осуществлению избирательного права и
осуществлению полномочий доверенного лица, вмешательстве в
деятельность избирательной комиссии, нарушения законодательства о
референдуме, мелком хищении государственного или общественного
имущества, повреждения транспортных средств общего пользования и их
внутреннего оборудования, торговле с рук в неустановленных местах,
мелком хулиганстве, злостном неповиновении законному распоряжению
или требованию сотрудника милиции и т.п. (ст. 202 КоАП);
> Органы внутренних дел (милиции)рассматривают дела весьма широкого
круга; о незаконном приобретении и хранении наркотических средств,
нарушении правил, обеспечивающих безопасность движения на
железнодорожном транспорте, нарушении правил дорожного движения
пешеходами, нарушении правил перевозки опасных веществ и предметов
на транспорте, безбилетном проезде, незаконных операциях с
иностранной валютой, мелком хулиганстве и т.п. (ст.203 КоАП). При
этом определена компетенция конкретных должностных органов
внутренних дел;
> Органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные
функции: государственного пожарного надзора, Госгортехнадзора,
госатомнадзора, госкомсанэпиднадзора, ветеринарного надзора,
антимонопольного комитета, а также природоохранительные инспекции,
контрольно-ревизорные органы на транспорте, таможенные органы и
т.п. (ст.204-224 КоАП);
> Правовые и технические инспектора Министерства труда Российской
Федерации и т.п.
Следующий вопрос, связанный с процессуальной характеристикой стадии
рассмотрения дел об административных правонарушениях – о лицах, участвующих
в производстве. К ним относятся: лицо, совершившее правонарушение;
потерпевшие; законные представители; адвокат; свидетели; эксперты;
переводчики. Естественно, что участником является орган (должностное лицо),
уполномоченный на рассмотрение и разрешение дел, а также должностное лицо,
возбудившее данное дело.
КоАП Российской Федерации определяет процессуальный статус каждой из
названных сторон , акцентируя при этом внимание на правах и обязанностях
лица, привлекаемого к административной ответственности. Оно вправе :
знакомится с материалами дела; давать объяснения; представлять
доказательства; заявлять ходатайства; пользоваться юридической помощью
адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика.
Дело должно рассматриваться в его присутствии; рассмотрение дела в его
отсутствии допускается лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном
его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не
поступало ходатайства об отложении рассмотрения дела. Ряд дел
рассматривается с обязательным участием привлекаемого; в случае его
отклонения от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи оно
может быть органом милиции подвергнуто приводу.
Потерпевший – лицо, которому административным правонарушением причинен
моральный, физический или имущественный вред. Он может выступать и в
качестве свидетеля, знакомиться со всеми материалами дела и заявлять
ходатайства.
Законные представители вправе предъявлять в процессе рассмотрения дела
интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, а также
потерпевшего, являющегося несовершеннолетними или лицами, не способными в
Страницы: 1, 2
|