рефераты бесплатно

МЕНЮ


Производство по административным делам

Производство по административным делам

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИНСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Производство по делам об административных правонарушениях наиболее

полно урегулировано нормами материального и процессуального

административного права.

Его правовые основы закреплены в настоящее время Кодексом Российской

Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Выражаются они в

следующем:

1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и

объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в

полном соответствии с законом ; обеспечении исполнения вынесенного

по делу постановления; выявлении всех причин и условий,

способствующих совершению административных правонарушений;

предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе соблюдения

законов и укрепления правопорядка( ст.225). Налицо сочетание

превентивных и карательных (показательных) целей, что полностью

соответствует духу законодательства о борьбе с правонарушениями

такого рода.

2. Порядок производства по делам об административных правонарушениях

определяется законодательством Российской Федерации,

постановлениями Правительства Российской Федерации, а также

названным Кодексом.

При этом надо учитывать, что административно-процессуальное

законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и

субъектов Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Указанный порядок, в частности, предусматривает обстоятельства, при

которых производство по делу исключается. Это: отсутствие события и состава

административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения

административного правонарушения 16-ти летнего возраста; невменяемость

лица, совершившего противоправное действие либо бездействие; действие лица

в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта

амнистии, если он отменяет применение административного взыскания; отмена

акта, устанавливающего административную ответственность и т.п. (ст.227).

Наступление этих обстоятельств влечет за собой следующие правовые

последствия: производство не может быть начато, а начатое подлежит

прекращению.

Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном

правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются

прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

3. Являясь видом административно-процессуальной деятельности

юрисдикционного характера, производство по делам об

административных правонарушениях может быть рассмотрено с позиций

его организационной структуры, под которой понимается совокупность

конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое

процессуальное назначение, закрепленное в административно-

процессуальных нормах, и обеспечивает необходимую

последовательность совершения процессуальных действий в интересах

достижения стоящих перед производством задач. Содержание

российского Кодекса об административных правонарушениях позволяет

выделить следующие основные стадии производства: возбуждение дела,

его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу,

исполнение принятого решения, обжалование или опротестование

решения.

Указанные статьи являются результатом логического анализа

соответствующих административно-процессуальных норм; прямо они в Кодексе

(КоАП) не фиксируются. В принципе они характерны не только для данного вида

административного производства и могут быть обнаружены в рамках любого его

вида. Поэтому их характеристика в рассматриваемом варианте имеет обобщающее

значение.

Возбуждение дела об административном правонарушении.

Это начальная стадия производства и применительно к производству по

делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое

процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого

процессуального документа, а именно- протокола об административном

правонарушении (ст.234).

Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции

соответствующего полномочного должностного лица, постоянно инициатором

возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях – представитель

общественного объединения). Данный момент заслуживает внимания, так как

административное производство в иных случаях может возбуждаться по

инициативе, например, граждан общественных объединений и даже

исполнительных органов.

Возбуждение дела по своему юридическому значению может квалифицировать

в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно

влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального

отношения. Разумеется, что исходным юридическим фактом при этом является

совершение административного правонарушения. Однако, такое должно быть, во-

первых, обнаружено, и, во-вторых, процессуально оформлено, чему

способствует совершение административного правонарушения. Налицо – сложный

юридический факт.

Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не

вправе отказаться от его возбуждения; в случае его некомпетентности в его

обязанности входит разъяснение установленного для возбуждения данного дела

порядка либо направление дела по принадлежности.

Составление протокола не всегда обязательно. Так, при совершении

административного правонарушения, за которое установлено административное

взыскание в виде минимального административного штрафа (например, одна

десятая минимального месячного размера оплаты труда), протокол не

составляется, если лицо не оспаривает допущенное им правонарушение и

налагаемое на него административное взыскание. Он не составляется и в

случаях наложения и взимания штрафа, а также оформления предупреждения

непосредственно на месте совершения правонарушений.

Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью

обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью и

законностью. Его реквизиты следующие: дата и место составления; данные

составителя протокола; сведения о личности нарушителя; место, время

совершения административного правонарушения и его существо; нормативный

акт, предусматривающий административную ответственность за данное

правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются;

объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела сведения.

В протоколе также фиксируются доказательства, т.е. любые фактические

данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие

административного правонарушения, виновность данного лица в совершении и

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим и лицом совершившим

административное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если

таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, может

отказаться от подписи протокола; в таком случае в нем делается запись об

этом. Оно вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания

по его содержанию, а также изложить свои мотивы от отказа от подписи

протокола.

При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его

процессуальные обязанности и права.

Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному

рассматривать дело об административном правонарушении.

Если протокол невозможно составить на месте совершения правонарушения,

а его наличие обязательно, нарушитель должен быть доставлен в милицию. При

нарушении отдельных правил (например, пользования средствами транспорта,

пожарной безопасности, лесонарушений и т.п.) доставление может быть

осуществлено уполномоченными на то работниками в целях совершения

административного протокола, если у нарушителя нет документов,

удостоверяющих личность.

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются

процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных

правонарушениях (ст.239). Их цель – установление личности правонарушителя,

составление протокола при невозможности его составления на месте,

обеспечение своевременного и правильного разрешения дела. К числу таких мер

относятся: административное задержание лица; личный досмотр; досмотр вещей,

транспортных средств; изъятие вещей и документов.

Административное задержание, одновременно являющееся и мерой

пресечения правонарушения, оформляется составлением протокола. По просьбе

задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники,

администрация по месту работы или учебы, а о задержании несовершеннолетних

– в обязательном порядке родители или лица, их заменяющие.

Для административного задержания установлены определенные сроки.

Оно, как правило, не может быть более 3 часов. При нарушении

пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную

границу для установления личности и выяснении обстоятельств правонарушения

задержание возможно до 3 суток с сообщением об этом письменно прокурору в

течении 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции

прокурора, если правонарушитель не имеет документов, удостоверяющих его

личность. За мелкое хулиганство, нарушения порядка организации и проведения

митингов, уличных шествий, торговлю с рук в неустановленных местах

нарушители могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или

руководителем органа внутренних дел.

Административное задержание вправе осуществлять органы внутренних дел,

пограничные войска и т.п.

Личный досмотр (ст.243) может производится уполномоченными на то

должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны,

таможенными органами и пограничными войсками в присутствии понятых. Досмотр

вещей может производиться должностными лицами органов внутренних дел,

таможенных и пограничных органов, природоохранительных инспекций и т.п. в

присутствии лица, в собственности которого находятся вещи. В экстренных

случаях досмотр вещей возможен в отсутствии собственника (владельца) вещей,

но с участием двух понятых.

О проведении досмотра в любом его виде делается соответствующая запись

в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об

административном задержании.

Изъятие имущества и документов (ст.244), являющиеся орудием или

непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании или

досмотре, осуществляется теми же должностными лицами, производившими

задержание или досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до

рассмотрения дела об административном правонарушении. После рассмотрения

дела они либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются;

при возмездном изъятии они реализуются.

Отстранение от управление транспортным средством, освидетельствование

его на предмет опьянения, задержание транспортного средства (ст.245) –

процессуальные меры, применяемые в случаях, когда есть достаточные

основания полагать, что управляющее транспортным средством лицо находится в

состоянии опьянения, либо оно не имеет права на управление данным

транспортным средством. Задержание транспортного средства производится

должностными лицами органов внутренних дел и оформляется отдельным

протоколом или же в протоколе об административном правонарушении делается

соответствующая запись.

Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Считается центральным звеном производства, в рамках которого наиболее

отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной

административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть

раскрыть на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых

прежде всего – вопрос об органах (должностных лицах) , уполномоченных

рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III

Кодекса). В их числе:

> Административные комиссии рассматривают все дела об

административных правонарушениях , за исключением отнесенных к

компетенции иных органов (должностных лиц). В частности они

рассматривают дела о нарушении права государственной собственности

на леса и животный мир, о бесхозяйственном использовании земель

государственного лесного фонда, о нарушении правил охраны и

использования памятников истории и культуры, правил содержания

собак и кошек, о жестоком обращении с животными, о повреждении

телефонов-автоматов, о нарушении правил торговли на рынках, об

уклонении от подачи декларации о доходах, о занятии проституцией, о

самоуправстве, о нарушении законодательства о религиозных культах и

т.п. (ст. 199);

> Администрация районов, городов, поселков, сел и т.п. (в настоящее

время их компетенция четко не определена);

> Комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривающие дела об

административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними,

а также в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их

заменяющих (например, за появление в общественных местах в пьяном

виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных

напитков, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и

т.п.) – ст. 201 КоАП;

> Районные (городские)народные суды (народные судьи) рассматривают

дела об воспрепятствовании осуществлению избирательного права и

осуществлению полномочий доверенного лица, вмешательстве в

деятельность избирательной комиссии, нарушения законодательства о

референдуме, мелком хищении государственного или общественного

имущества, повреждения транспортных средств общего пользования и их

внутреннего оборудования, торговле с рук в неустановленных местах,

мелком хулиганстве, злостном неповиновении законному распоряжению

или требованию сотрудника милиции и т.п. (ст. 202 КоАП);

> Органы внутренних дел (милиции)рассматривают дела весьма широкого

круга; о незаконном приобретении и хранении наркотических средств,

нарушении правил, обеспечивающих безопасность движения на

железнодорожном транспорте, нарушении правил дорожного движения

пешеходами, нарушении правил перевозки опасных веществ и предметов

на транспорте, безбилетном проезде, незаконных операциях с

иностранной валютой, мелком хулиганстве и т.п. (ст.203 КоАП). При

этом определена компетенция конкретных должностных органов

внутренних дел;

> Органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные

функции: государственного пожарного надзора, Госгортехнадзора,

госатомнадзора, госкомсанэпиднадзора, ветеринарного надзора,

антимонопольного комитета, а также природоохранительные инспекции,

контрольно-ревизорные органы на транспорте, таможенные органы и

т.п. (ст.204-224 КоАП);

> Правовые и технические инспектора Министерства труда Российской

Федерации и т.п.

Следующий вопрос, связанный с процессуальной характеристикой стадии

рассмотрения дел об административных правонарушениях – о лицах, участвующих

в производстве. К ним относятся: лицо, совершившее правонарушение;

потерпевшие; законные представители; адвокат; свидетели; эксперты;

переводчики. Естественно, что участником является орган (должностное лицо),

уполномоченный на рассмотрение и разрешение дел, а также должностное лицо,

возбудившее данное дело.

КоАП Российской Федерации определяет процессуальный статус каждой из

названных сторон , акцентируя при этом внимание на правах и обязанностях

лица, привлекаемого к административной ответственности. Оно вправе :

знакомится с материалами дела; давать объяснения; представлять

доказательства; заявлять ходатайства; пользоваться юридической помощью

адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Дело должно рассматриваться в его присутствии; рассмотрение дела в его

отсутствии допускается лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном

его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не

поступало ходатайства об отложении рассмотрения дела. Ряд дел

рассматривается с обязательным участием привлекаемого; в случае его

отклонения от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи оно

может быть органом милиции подвергнуто приводу.

Потерпевший – лицо, которому административным правонарушением причинен

моральный, физический или имущественный вред. Он может выступать и в

качестве свидетеля, знакомиться со всеми материалами дела и заявлять

ходатайства.

Законные представители вправе предъявлять в процессе рассмотрения дела

интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, а также

потерпевшего, являющегося несовершеннолетними или лицами, не способными в

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.