Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными формированиями охраны общественного порядка
Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными формированиями охраны общественного порядка
ЗАМЕЧАНИЯ
Тема: « Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными
формированиями охраны общественного порядка»
ПЛАН
1. Введение.
2. Организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении
правопорядка:
- общественные формирования;
- добровольные народные дружины;
- товарищеские суды;
- общественные пункты охраны порядка;
- внештатные сотрудники милиции.
3. Взаимодействие органов внутренних дел с трудовыми коллективами,
населением и средствами массовой информации в обеспечении правопорядка.
4. Заключение.
5. Литература.
ВВЕДЕНИЕ
«Административная деятельность органов внутренних дел» представляет
собой одну из специальных дисциплин, изучаемых в вузах МВД России
юридического профиля. В курсе изучаются содержание и особенности управления
внутренними делами государства, сущность общественного порядка и
общественной безопасности в сфере важнейших объектов управления внутренних
дел, содержание и принципы административной деятельности органов внутренних
дел, её задачи, организация, направления деятельности, субъекты, формы и
методы осуществления административной деятельности, а также складывающиеся
в её сфере общественные отношения и регулирующие эту деятельность нормы
административного права.
Курсовая работа посвящена административной деятельности органов
внутренних дел, её задачам, формам и методам работы с гражданами
участвующих в обеспечении правопорядка, способам обеспечения законности
этой деятельности, субъектам административной деятельности и их правовым
статусом.
При подготовке курсовой работы использовались законы, указы,
постановления Правительства Российской Федерации по вопросам законности и
правопорядка в стране, «Собрание законодательства РФ 1995 г.», Закон
Российской Федерации от 11 марта 1992 года « О частной детективной и
охранной деятельности в Российской Федерации», а также приказы МВД России:
Приказ МВД России от 20 ноября 1992 г. № 420.
При подготовке курсовой работы использовалась также имеющаяся научная и
учебная литература по административной деятельности органов внутренних дел.
Вопросы курсовой работы рассмотрены с учётом прогрессивных форм и
методов практической деятельности органов внутренних дел в современных
условиях.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ПРАВОПОРЯДКА
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности,
соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране немыслимы без
участия в этом деле граждан. Опора на поддержку граждан и общественных
объединений – одно из непременных условий эффективной деятельности
правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений,
устранению порождающих их причин.
Граждане содействуют правоохранительным органам, в том числе и органам
внутренних дел, в охране общественного порядка и обеспечении общественной
безопасности как индивидуально – на добровольной основе, так и через
общественные объединения.
Согласно ст.5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «Об общественных
объединениях» последние могут создаваться в следующих организационно-
правовых формах: общественные организации, общественные движения,
общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной
самодеятельности.
Общественные объединения в соответствии со своими уставами преследуют
социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно
полезные цели. Органы государства оказывают поддержку общественным
объединениям в их социально полезной деятельности. Вместе с тем
общественные объединения участвуют в реализации задач и функций органов
государственной власти. Многие общественные объединения осуществляют
воспитательную работу, организуют культурный досуг своих членов, ведут
борьбу с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних,
непосредственно участвуют в обеспечении правопорядка.
Большую помощь органам государственной власти и местного самоуправления
в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, в
профилактике правонарушений и борьбе с преступностью оказывают органы
общественной самодеятельности.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства
общественное объединение, целью которого является совместное решение
различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,
работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей
неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных
целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту
его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан,
заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на
основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании
учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой
вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации
органа общественной самодеятельности он приобретает права и принимает на
себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Организационными формами органов общественной самодеятельности являются
советы и комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домовые, уличные,
квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, собрания, сходы
граждан, иные формы непосредственной демократии. Воспитательную работу
среди молодёжи проводят советы содействия семье и школе, родительские
комитеты, советы ветеранов войны и труда, общественные воспитатели
несовершеннолетних и др. Эти формирования состоят из представителей
общественных объединений и граждан.
Компетенция органов общественной самодеятельности и других общественных
формирований определяется Федеральным законом от 12 августа 1995 года «Об
общественных принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», другими законами, соответствующими уставами об общественных
формированиях.
Деятельность ряда общественных объединений непосредственно связана с
профилактикой правонарушений, охраной правопорядка. Так, общественные
воспитатели несовершеннолетних оказывают помощь родителям или лицам, их
заменяющим, в воспитании несовершеннолетних, педагогическими коллективами,
администрацией предприятий и учреждений по месту работы
несовершеннолетнего, с органами внутренних дел (милицией), с общественными
организациями по месту учёбы или жительства несовершеннолетнего, с врачами
и другими специалистами.
Функции по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и
юридическим лицам по защите прав и законных интересов клиентов осуществляет
лица (организации), занимающиеся частной детективной и охранной
деятельностью. Органы внутренних дел выдают лицензии (разрешения) на
занятия этой деятельностью и осуществляет за ней контроль. Предприятиям,
осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется
право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка,
в том числе на договорной основе. Охранно-сыскные организации привлекаются,
прежде всего, для поддержания правопорядка на улицах и в других
общественных местах, а также используются при проведении целевых оперативно-
розыскных мероприятий по борьбе с угонами автотранспортных средств, хищения
имущества.
В некоторых республиках, краях и областях образованы и действуют
координационные советы (центры) социально-профилактической направленности.
В их состав входят председатели советов войны и труда, товарищеских судов,
представители предприятий, учреждений и организаций, сотрудники
правоохранительных органов. Эти центры решают задачи по предупреждению
правонарушений, проводят воспитательную работу с несовершеннолетними,
оказывают иную помощь органам внутренних дел. Финансовое и материально-
техническое обеспечение социально-профилактических центров осуществляется
за счёт средств местного бюджета.
Общественные формирования
Общественные формирования, непосредственно участвующие в охране
общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Важная роль
в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности и
борьбе с преступностью, а также иными правонарушениями принадлежит
специальным общественным формированиям: добровольным народным дружинам по
охране общественного порядка; товарищеским судам; общественным пунктам
охраны правопорядка; внештатным сотрудникам милиции и др.
Добровольные народные дружины
Добровольные народные дружины по охране общественного порядка (ДНД)
создаются в районах, городах и других населённых пунктах. Порядок
образования и деятельности добровольных народных дружин, их задачи,
обязанности и права, материально-техническое обеспечение, а также
руководство определяются соответствующими положениями о ДНД1.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения и должностные лица оказывают всемерное содействие и помощь
дружинам. Во время проведения органами внутренних дел и ДНД совместных
мероприятий по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений
оперативное руководство работой дружинников осуществляют соответствующие
должностные лица органов внутренних дел.
ДНД участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в
парках и других общественных местах: оказывают содействие органам
внутренних дел, прокуратуре, судам и юстиции в их деятельности по
укреплению общественного порядка: принимают участие в борьбе с
хулиганством, пьянством, хищениями собственности и другими
правонарушениями: участвуют в проведении воспитательной работы в трудовых
коллективах и среди населения по соблюдению существующих правил общежития и
предупреждению антиобщественных поступков: участвуют в борьбе с детской
безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних; участвуют в
обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов и в предупреждении
дорожно-транспортных происшествий; принимают меры по оказанию неотложной
помощи лицам, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений, а
также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии; участвуют
в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при
стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах; участвуют в
проведении мероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с
нарушениями правил охоты и рыболовства и др.
В целях обеспечения выполнения указанных обязанностей народным
дружинникам предоставлены соответствующие права. Дружинники имеют право
требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и
прекращения правонарушений; требовать от нарушителей предъявления
документа, удостоверяющего личность; составлять в отсутствии работников
милиции или иных уполномоченных лиц протокол в случаях злостного нарушения
общественного порядка или причинением правонарушением имущественного или
иного ущерба гражданину или организации с последующей передачей протокола
начальнику штаба (командиру) дружины; доставлять в милицию или в штаб ДНД
лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, а
также для установления личности нарушителя и составления протокола, если
нет возможности составить его на месте нарушения; при этом нахождение
доставленного лица в штабе ДНД не может продолжаться более одного часа;
изымать орудия совершения правонарушения и незамедлительно передавать их в
милицию. Дружинники наделены и другими правами, предусмотренными
действующим законодательством.
Противодействие законной деятельности народных дружинников,
посягательство на жизнь, здоровье и достоинство дружинников в связи с их
деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой
ответственность согласно закону.
Основными формами и методами работы ДНД являются: патрулирование и
выставление постов на улицах, площадях, парках и в других общественных
местах; проведение рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их
совершивших; проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами,
допускающими правонарушения, установление шефства дружинников над такими
лицами; разъяснени6е гражданам законодательства и правил общежития;
оформление материалов на правонарушителей и направление их в
соответствующие органы государства и общественные организации: выпуск
сатирических плакатов и фотовитрин, использование средств печати, радио и
телевидения в целях профилактики правонарушений и воздействия на
нарушителей; обсуждение поведения нарушителей на заседаниях штаба ДНД.
Положения о ДНД предусматривают создание специализированных народных
дружин или специализированных групп в составе дружин в целях лучшей
организации работы по борьбе с отдельными видами правонарушений. Такие
дружины, отряды, группы могут создаваться для имущественной безопасности
граждан, сохранности собственности юридических лиц; безопасности дорожного
движения и т.д. Специализация дружинников способствует более эффективной
работе по предупреждению и пресечению правонарушений.
Так, например, для обеспечения безопасности граждан в особых условиях
(при осложнении оперативной обстановки в связи с ростом преступности и
правонарушений, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах),
обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, а также для
выполнения специальных задач по охране правопорядка по решению
соответствующих штабов дружин могут согласно Временному положению о
Московской городской дружине создаваться оперативные отряды2.
Руководство деятельностью дружины осуществляет штаб и командир дружины,
назначаемый на должность и освобождаемый от должности штабом народной
дружины по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.
Актами органов государственной власти предусматривается и иной порядок
назначения руководителя дружины. Так, начальник Московского городского
штаба народной дружины назначается на должность и освобождается от неё
решением правительства Москвы. Командиры дружин региональных муниципальных
округов (территориальных управлений), а также народных дружин предприятий,
учреждений, организаций и органов общественного самоуправления назначаются
на должность и освобождаются от неё Московским городским штабом народной
дружины по представлению штаба народной дружины административного округа и
по согласованию с префектурой округа.
Для осуществления повседневной работы по управлению народными дружинами
и организации их взаимодействия с правоохранительными и другими
государственными органами могут вводиться штатные должности работников
аппарата управления в штабах дружин. Схему должностных окладов, объем, и
источники финансирования аппарата управления дружины определяют органы
исполнительной власти.
Исполнение обязанностей и отдельных функций работников аппарата
управления штабов народных дружин может осуществляться дружинниками на
общественных началах, на договорной или возмездной основе.
В последние годы получили распространение и такие организационные формы
непосредственного участия граждан в охране общественного порядка, как
ассоциации добровольных дружин, казачьи дружины, отряды содействия милиции,
объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок
автотранспорта и др.
Товарищеские суды
Товарищеские суды. Это выборные органы общественной самодеятельности,
призванные активно содействовать воспитанию граждан в духе добросовестного
отношения к труду, бережного отношения к имуществу, соблюдения правил
общежития, развития у них чувства товарищеской взаимопомощи, уважения,
достоинства и чести людей. Главное в работе товарищеских судов –
предупреждение правонарушений, воспитание граждан путём убеждения и
общественного воздействия, создание обстановки нетерпимости к
антиобщественным поступкам. Порядок организации и деятельности товарищеских
судов определён специальным положением о них.
Товарищеские суды создаются на предприятиях, в учреждениях,
организациях, высших и средних учебных заведениях, домах, обслуживаемых
жилищно-эксплутационными конторами, дирекциями эксплуатации зданий,
домоуправлениями, а также в сельских населённых пунктах и посёлках. Состав
товарищеского суда избирается открытым голосованием на общих собраниях
трудовых коллективов и собраниях (сходах) граждан по месту жительства
сроком на два года.
Товарищеские суды рассматривают дела:
об употреблении спиртных напитков на улицах, во дворах и подъездах, на
стадионах, во всех видах общественного транспорта и в других общественных
местах кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых
продажа спиртных напитков в разлив разрешена;
о появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем
Страницы: 1, 2, 3
|