рефераты бесплатно

МЕНЮ


Влияние малых и крупных банков на экономику России

банкам выход на бюджетные денежные потоки и вложения в надежные,

высокодоходные проекты и отрасли: обслуживание ТЭК, торговля

энергоресурсами, сырьем и полуфабрикатами (ОНЭКСИМбанк, Империал.

Нефтехимбанк); строительство и торговля недвижимостью (Мост - банк,

МЕНАТЕП, Мосстройбанк); импорт продовольствия и товаров народного

потребления (Токобанк, Альфа-банк, Межкомбанк).

Указанная группа банков весьма бурно развивалась в начальной стадии, а

в настоящее время перешла к формированию финансово-промышленных групп.

Типичная схема работы этих банков сейчас выглядит следующим образом:

использование в качестве ресурсов бюджетных средств; размещение их в

ГКО/ОФЗ, другие финансовые инструменты и главное - в подконтрольные

предприятия. Поведение банковской группы во многом зависит от соотношения

сил между бюрократическими группировками, представляющими их интересы.

К третьей группе относятся региональные "элитные" банки, которые

формировались и функционируют под патронажем местных властных элит и

работают на их интересы. Результирующим вектором этих интересов объективно

становится опять-таки усиление экономической суверенизации территории.

Четвертая группа включает о себя так называемые "корпоративные" и

"операциональные" банки. "Корпоративные" банки формировались, как правило,

на отраслевой, министерской основе и обслуживали соответствующие

производства: Авиабанк, ИнтерТЭКбанк, Автобанк, Промрадтехбанк, банк

Аэрофлот и т.д. Эти банки обеспечивали ведение счетов своих предприятий,

мобилизовали финансовые ресурсы за пределами своей отрасли, занимались

выгодным размещением свободных средств (остатков на счетах) и бюджетных

денег, выделяемых по государственным программам поддержки или развития этих

отраслей.

В пятую группу входят "сетевые" банки, созданные на базе бывших

Промстройбанка СССР и Агропромбанка СССР. Они занимают промежуточное

положение между "корпоративными" и "полугосударственными" банками. Будучи

отраслевыми и коммерческими, они в то же время встроены в систему

государственной поддержки промышленности и сельского хозяйства.

Шестая группа включает в себя классические коммерческие банки, "не

состоявшие в родстве" с бывшими государственными банками, а также не

замеченные "в порочащих связях" с властями. Однако именно эти

обстоятельства делают их положение весьма неустойчивым, которое через

межбанковские связи передается всей системе в целом.

Более стабильное положение у банков, которые опираются на естественных

монополистов и производства, пользующиеся государственной поддержкой.

Остальные банки либо начали тихо стагнировать, либо столь же тихо умирать.

На этой волне разворачиваются процессы перехвата и перераспределения

хорошей клиентуры, собственности и сфер влияния. Ускоряется концентрация и

централизация капиталов, в данном случае банковских, через разорение и

отмирание отдельных элементов системы. Такова реакция системы на свои

недостатки, которые не дают ей развиваться в изменившихся условиях.

Кризисные явления в банковском секторе сильно задели и "корпоративные"

банки, которые рассматривались предприятиями- учредителями как бездонный

кошелек, из которого можно черпать по своим потребностям. При этом обратная

связь была чисто номинальной, банки не подпускались к участию в финансовых,

а тем более производственных делах учредителей. Однако дно в кошельке все-

таки обнажилось.

Оценивая последствия в сложившейся организационной структуре

банковской системы, приходим к следующим выводам:

1. Возрастание рисков на межбанковских и других финансовых рынках

ощутимо сужают для банков базу внешних заимствований. В силу данного

обстоятельства им придется рассчитывать на собственную ресурсную базу,

которая у многих кредитных учреждений весьма ограничена.

2. Указанные выше факторы уже привели к тому, что кредитование

реального сектора не только не растет в реальном выражении, но, напротив,

снижается. И без того тяжелое положение в народном хозяйстве усугубляется

без кредитной подпитки, особенно в тех отраслях, где она традиционно

необходима – в легкой и пищевой промышленности, машиностроении.

3. Сужение кредитного потока имеет еще одно неприятное последствие, а

именно, ослабевает поддержка денежного оборота реального сектора,

замученного хроническими неплатежами. Правда, производство по-своему

отвечает на нехватку денег, используя всевозможный бартер, вводя в оборот

различные заменители денег. В таком качестве выступают векселя, облигации,

казначейские налоговые освобождения, чеки, квитанции, акции, договоры,

гарантийные письма и т.п. "В настоящее время денежные эрзацы обслуживают

примерно 9/10 оборота реального сектора, в то время как собственно деньги -

лишь 1/10"15.

Денежных средств в стране достаточно, но они постоянно уходят в

теневой сектор экономики, лишая казну доходной части, а предприятия -

денежных оборотных средств.

Перевернутая пирамида расчетов в реальном секторе пока еще держится на

кредитной подпитке коммерческих банков. Но этот источник сейчас постоянно

сокращается, вследствие чего вся платежная пирамида может в один день

рухнуть, раздавив под своими обломками всю систему расчетов в народном

хозяйстве.

Рассмотрение современной банковской системы России и роли Центрального

Банка в ней будет неполным без изучения взаимосвязи и взаимозависимости

коммерческих банков и ЦБ России.

ГЛАВА 2

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И КОММЕРЧЕСКИХ

БАНКОВ.

2.1. Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономии.

Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в

денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством

обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для

реализации совокупного общественного продукта и национального дохода

страны.

В соответствии с федеральным законом от 12 апреля 1995 г. основными

задачами банка являются:

«- участие в разработке денежно-кредитной политики правительства;

- поддержание стабильности денежного обращения;

- обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранной валюте;

- использование методов денежно-кредитного управления банковской системой

для развития рыночной экономики»16.

Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег,

кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных

валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности

национальной денежной единицы.

Деятельность Центрального Банка осуществляется в исключительно сложных

условиях. При переходе к рыночной экономике страна получила в наследие

милитаризованное народное хозяйство, в котором большинство отраслей было

поставлено на службу ВПК. На эти цели использовалось около 75% всей

продукции машиностроения.

Создание потребительского общества и его ориентация на развитие

современного образа жизни потребовали коренной перестройки хозяйства

применительно к потребностям рыночной экономики. Структурная перестройка

народного хозяйства ознаменовалась резким сокращением военных заказов и

падением промышленного производства. В 1995 г. объем промышленного

производства составил около 50% к объему 1985 г. т.е. к началу перестройки

нашей страны.

Отсутствие федеральной программы приватизации, нацеленной на

увеличение производства продовольственных и промышленных товаров для

населения, вызвало механическое разрушение государственного сектора

экономики, на который приходилось свыше 90% промышленной продукции.

Разрушение государственного сектора происходило при падении производства в

сельском хозяйстве и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное

сырье.

Стагнация народного хозяйства, стремительный рост цен и денежной массы

вызвали эффект гиперинфляции, или разбухания денежной массы в обращении при

падении объемов производства. В 1992-1994 гг. количество денег в обращении

возросло с 1678 млрд. до 36504 млрд. руб., или почти в 22 раза.

На начальной стадии рыночной экономики особое значение приобрели

переход к рыночным методам производства товаров народного хозяйства,

ограничение инфляции и стабилизация покупательной способности рубля.

Ограничение инфляции стало основой денежно - кредитной политики

Правительства, и Центрального Банка в 1992-1995 гг. В первом полугодии 1995

г. темпы инфляции удалось сократить до 4% в месяц, во втором - до 1 ,5%,

что позволило замедлить рост цен на продовольственные и промышленные товары

для населения.

Важнейшей составной частью финансовой и денежно - кредитной политики

правительства стало сокращение бюджетного дефицита, или превышения его

расходов над доходами. Правительство, Министерство Финансов и Центральный

Банк поставили задачу сократить размеры бюджетного дефицита на 1996г. до

4,3%, а на 1997 - до 3,4% ВВП. Постановка этой задачи исходила из

международной практики регулирования бюджетных дефицитов, характерной для

индустриальных стран Запада. В 1995г. были установлены квартальные лимиты

бюджетного дефицита в размере 80,2 трлн. руб. с введением соответствующих

месячных лимитов.

Установление предельного уровня дефицита бюджета создало условия для

сокращения эмиссии денег Центрального Банка в покрытие расходов

государства.

С 1 января 1995 г. Правительство и Центральный Банк прекратили

практику использования прямых банковских кредитов (без продажи облигаций

государственных займов) для покрытия бюджетного дефицита. Это улучшило

эмиссионную позицию Центрального Банка и позволило сосредоточить ресурсы

эмиссионного фонда для кредитования коммерческих банков.

Наряду с этим осуществлялся ряд мер по "не эмиссионному" покрытию

бюджетного дефицита. Центром этих мероприятий стало расширение выпуска

облигаций государственных займов и создание сети региональных рынков ценных

бумаг во главе с коммерческими банками. В связи с этим Министерство

Финансов и Центральный Банк приступили к продаже облигаций государственных

займов среди наиболее крупных инвесторов Федерации, используя метод

подписки. Помимо этого организовалось широкое привлечение денежных средств

населения в государственные займы на основе свободной купли-продажи

облигаций на фондовом рынке по цене спроса и предложения. Размер этих

займов составил 10 трлн. руб.

Повышение роли государственных займов в покрытии бюджетного дефицита

сопровождалось введением фондовых операций РЕПО (однодневные соглашения об

обратном выкупе). Содержание этих операций состоит в обратном выкупе у

инвесторов облигаций государственных займов Центральным Банком России. Цель

операций РЕПО - "поддержание курса ценных бумам государства и стабилизация

фондового рынка для дальнейшего привлечения денежных средств общества"17.

Первые широкомасштабные операции РЕПО были проведены во время кризиса

межбанковского денежного рынка в августе 1995 г. Для ликвидности и

платежеспособности коммерческих банков Центральный Банк выкупил у них

облигации государственных займов на сумму 3,9 трлн. руб., что позволило

возобновить операции банков.

Расширение операций РЕПО сопровождалось введением ломбардных кредитов

коммерческим банкам под залог ценных бумаг государства. Это создавало

условия для повышения ликвидности и платежеспособности не только

коммерческих банков, но и хозяйственных структур рыночной экономики.

В целях последовательного внедрения рыночных методов управления

денежно - кредитной системой ЦБ РФ перешел от прямого рефинансирования

коммерческих банков к продаже кредитных ресурсов на межбанковских аукционах

по цене спроса и предложения. Свободная продажа денег и наполнение

денежного рынка ресурсами кредитования призваны снижать процентную ставку

по кредитами обеспечить более активное участие банковских средств в

кругообороте капитала функционирующих предпринимателей. Вместе с тем ЦБ РФ

не проводит директивных мер по снижению ставок кредитования без радикальной

стабилизации денежного обращения.

В целях стимулирования внешней торговли Российской Федерации с

западными партнерами Совет Министров РФ в 1995 г. отменил квоту

(ограничения) на экспорт основных видов промышленных товаров.

По согласованию с МВФ нашей стране продлены сроки погашения кредитов и

процентных денег на 10 лет, т.е. до 2005 г.

Главным механизмом развития рыночной экономики является свободная

конкуренция, на основе которой осуществляются меры по сдерживанию темпов

инфляции и роста цен. Для активизации национального предпринимательства

предполагается осуществить ряд инвестиционных программ с привлечением

иностранных инвесторов из стран "семерки". По данным Министерства

экономики, иностранные инвесторы готовы вложить в народное хозяйство нашей

страны 80 млрд. долл. при условии, что его реформирование будет

осуществляться по рыночному пути. Подготовлены проекты о совместном

развитии топливно-энергетического комплекса, авиационной, автомобильной и

транспортной промышленности, а также ряда других отраслей народного

хозяйства.

Важной составной частью денежно - кредитной политики Правительства РФ

и ЦБ РФ на 1996 год являлось поддержание сети кредитных учреждений. На 1

октября 1996 г. в РФ насчитывались 2650 коммерческих банков, 5700 их

филиалов и 38567 учреждений Сберегательного банка. Таким образом, общее

число кредитных учреждений и их филиалов на территории нашей страны

превышает 46 тысяч. Между тем только 130 банков имели уставные капиталы

более 10 млрд. руб., в то время как уставные капиталы тысячи банков

ограничены 500 млн. руб.

В 1994 г. "свыше 600 коммерческих банков закончили год с убытками

более 2 трлн. руб., что лишает их возможности участвовать в крупных

инвестиционных программах"18. В связи с этим ЦБ РФ разработал ряд мер по

поддержанию ликвидности коммерческих банков, включая операции РЕПО,

ломбардные кредиты, переучет векселей, создание региональных органов по

управлению коммерческими банками и ряд других.

2.2. Понятие коммерческого банка, его организационное устройство и принципы

деятельности.

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и

размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и

срочности.

Основное назначение банка - "посредничество в перемещении денежных

средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям"19. Наряду с

банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие

финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды,

страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т. д. Но банки как

субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их

от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми

обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства

(депозиты, вкладные свидетельства , сберегательные сертификаты и пр.), а

мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и

ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых

брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке,

не выпуская собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с

фиксированной суммой долга Перед юридическими и физическими лицами,

например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске

депозитных сертификатов и т. п. Этим банки отличаются от различных

инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных

акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший

риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной

сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная

компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и

пассивов, распределяет среди своих акционеров.

Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от

государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается

в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в

этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений). В

Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков

основываются на Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»,

принятом 2 декабря 1990 г. В соответствии с этим законом банки в России

действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг

операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам

кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты,

привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий,

поручительств и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и

доверительные операции и т.п.

В Российской Федерации все кредитные организации банковского типа

подразделяются на два вида: собственно банки и кредитные учреждения. "Под

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.