Государственный экзамен по Биологии
Государственный экзамен по Биологии
ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ
Структура работы.
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается З часа (180
минут). Работа состоит из З частей, включающих 55 заданий.
Часть 1 включает 42 задания (А1 - А42). К каждому заданию приводится 4
ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (В1 - В8): 4 - с выбором трех верных
ответов из шести, 2 – на соответствие, 2 - на последовательность
биологических процессов, явлений, объектов.
Часть З содержит 5 заданий со свободным ответом (С1 - С5). При
выполнении заданий С1 - СЗ надо дать ответ из одного - двух предложений, а
заданий С4, С5 - полный развернутый ответ. Ответы на задания С1 - С5 надо
записать на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.
Общие рекомендации.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа,
если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и
проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то
задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить
те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет
вернуться, если у Вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более
баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
РS: Вы можете разорвать Internet-соединение после полной загрузки
данной страницы и возобновить его, когда будете готовы передать на сервер
ваш результат для обработки.
Ваше Имя: Ваш Класс: Ваш E-mail:
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот
ответ, который. по Вашему мнению, является правильным.
А1. Какая наука использует близнецовый метод исследования?
° цитология
Ответ: ° генетика
° селекция
° систематика
А2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.
° Клетки растений отличаются от клеток животных наличием
хлоропластов
Ответ: ° Клетка — единица строения, жизнедеятельности и развития
организмов.
° Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.
° Вирусы не имеют клеточного строения.
А3. Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое
продвижение веществ в клетке, представляет собой
° комплекс Гольджи [pic]
Ответ: ° плазматическую мембрану
° эндоплазматическую сеть
° микротрубочки цитоплазмы
А4. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым
организмам?
° жиров
° моносахаридов
Ответ: ° полисахаридов
° Нуклеиновых кислот
А5. Чем обеспечивается точная последовательность расположения
аминокислот в молекуле белка в процессе его биосинтеза?
° матричным характером реакций в клетке
° высокой скоростью химических реакций в клетке
Ответ: ° окислительным характером реакций в клетке
° восстановите характером реакций в клетке
А6. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по
набору хромосом?
° соединительной и эпителиальной тканей половые мужские и
женские
Ответ: ° половые и соматические
° мышечной и нервной тканей
° половые мужские и женские
А7. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
° полиомиелита
° оспы
Ответ: ° гриппа
° ВИЧ
А8. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза
происходит дифференциация клеток?
° обыкновенная амеба
Ответ: ° инфузория туфелька
° многоклеточная водоросль
° пресноводная гидра
А9. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
° аллельные
° доминантные
Ответ: ° рецессивные
° сцепленные
А10. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное
поколение единообразно. Чем это объясняется?
° все особи имеют одинаковый генотип
Ответ: ° все особи имеют одинаковый фенотип
° все особи имеют сходство с одним из родителей
° все особи живут в одинаковых условиях
А11. Каковы особённости модификационной изменчивости?
° проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется
генотип
° носит приспособительный характер, генотип при этом не
изменяется
Ответ: ° не имеет приспособительного характера, вызвана изменением
генотипа
° подчиняется законам наследственности, генотип при этом не
изменяется
А12. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно- пестрой
породы крупного рогатого скота?
° мутагенеза
° полиплоидии
Ответ: ° гибридизации и отбора
° гетерозиса и искусственного оплодотворения
А13. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их
происхождения, лежит в основе
° формирования между ними пищевых связей
Ответ: ° их участия в круговороте веществ
° их совместного обитания в экосистеме
° их классификации, объединения в группы
А14. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются
клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?
° семена бобовых содержат много белка.
Ответ: ° поле освобождается от сорняков.
° почва обогащается азотными солями.
° почва становится более рыхлой.
А15. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок
пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод — ягода?
° пасленовых
° бобовых
Ответ: ° крестоцветных
° лютиковых
А16. Какая система органов млекопитающих доставляет к клеткам тела
кислород и питательные вещества и освобождает их от продуктов обмена
° эндокринная система
° кровеносная система
Ответ: ° пищеварительная система
° опорно-двигательная система
А17. Почему китов относят к классу млекопитающих?
° имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру
тела, выкармливают детенышей молоком
° имеют обтекаемую форму тела, выкармливают детенышей
Ответ: молоком
° передвигаются с помощью хвостового плавника и передних
конечностей, превратившихся в ласты
° размножаются в воде, рождают крупных детенышей
А18. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми?
° через них удаляется не переваренная пища.
Ответ: ° через них удаляются жидкие продукты обмена.
° в них образуются пищеварительные ферменты.
° они регулируют содержание гормонов в крови.
А19. Почему пища должна содержать витамины?
° они входят в состав ферментов
° они входят в состав гормонов
Ответ: ° они содержат богатые энергией связи
° они являются хранителями наследственной информации
А20. Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном
на рисунке буквой
° а ° в
Ответ: ° б ° г
[pic]
А21. Почему опасно гладить бездомных собак?
° можно заразиться детскими остритами
° можно заразиться эхинококком
Ответ: ° можно заразиться печеночным сосальщиком
° в организм могут попасть финны бычьего цепня
А22. Что является структурной единицей вида?
° особь
° колония
Ответ: ° стая
° популяция
А23. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?
° В повышении жизнеспособности популяции
° В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и
повышении эффективности отбора
Ответ: ° В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и
повышении эффективности отбора
° В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении
эффективности отбора
А24. Каковы последствия действия движущего отбора?
° сохранение старых видов
° поддержание нормы реакции
° появление новых видов
° устранение особей с новыми мутациями
А25. О чем свидетельствует сходство человека с современными
человекообразными обезьянами?
° об их родстве, происхождении от общего предка
° о развитии их по пути идиоадаптации
Ответ: ° о возможности превращения современных человекообразных
обезьян в человека
° о возможности возникновения речи у человекообразных обезьян
А26. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера,
поэтому у особей популяции
° формируются к нему приспособления
Ответ: ° не могут сформироваться к нему приспособления
° возникают полезные для особи мутации
° возникают полезные для особи модификации
А27. Какую закономерность отображает рисунок?
[pic]
° пищевую цепь
Ответ: ° экологическую пирамиду
° колебания численности популяций
° процесс саморегуляции
А28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями
одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?
° корневое давление
° фотосинтез
Ответ: ° саморегуляция
° круговорот веществ
А29. В преобразовании биосферы главную роль играют
° живые организмы
Ответ: ° химические процессы
° физические процессы
° механические явления
А30. Какова причина глобального изменения в биосфере — возникновения
парникового эффекта?
° уменьшение толщины озонового слоя
° уменьшение содержания азота в атмосфере
Ответ: ° увеличение содержания окислов серы в атмосфере
° увеличение содержания углекислого газа и задымление
атмосферы
А31. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез молекул
° АТФ
° глюкозы
Ответ: ° иРНК
° белка
А32. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как
пластический обмен поставляет для энергетического
° богатые энергией молекулы АТФ
Ответ: ° ферменты для ускорения реакций
° кислород для реакций расщепления
° неорганические соли и кислоты
А33. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК?
° состоят из двух полинуклеотидных цепей
Ответ: ° имеют форму спирали
° это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов
° обе содержат по нескольку тысяч генов
А34. На какой стадии эмбрионального развития объем
многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы?
° оплодотворения
° бластулы
Ответ: ° гаструлы
° органогенеза
А35. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено
потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая.
Каковы генотипы родителей?
° АА х аа
°Аа х АА
Ответ: ° АА х АА
° Аа х аа
А36. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно
употреблять в пищу?
° в них мало питательных веществ.
Ответ: ° они очень медленно растут и невкусные.
° в них накапливается много вредных, токсичных веществ.
° в них накапливается много нитратов.
А37. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?
° в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из
неорганических.
Ответ: ° не нуждаются в воде при оплодотворении
° относятся к высшим споровым растениям
° имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани
А38. Грудное вскармливание предохраняет грудных детей от инфекционных
болезней, так как в молоке матери содержатся
° питательные вещества
° ферменты
Ответ: ° гормоны
° антитела
А39. Что происходит в организме человека после предохранительной прививки?
° вырабатываются ферменты
Ответ: ° кровь свертывается, образуется тромб
° образуются антитела
° нарушается постоянство внутренней среды
А40. Человек в состоянии опьянения слабо координирует свои действия, так
как у него нарушается деятельность
° вегетативной нервной системы
° мозжечка
Ответ: ° спинного мозга
° продолговатого мозга
А41. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?
° сохранение старых видов
Ответ: ° сохранение нормы реакции
° появление новых видов
° сохранение особей с неизмененными признаками
А42. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот
веществ?
° в ее состав входит небольшое разнообразие видов
Ответ: ° для нее характерно большое разнообразие видов
° она имеет длинные цепи питания
° численность небольшого числа видов в ней высокая
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий этой части запишите в порядке возрастания, без
знаков препинания и через пробел, номера трех элементов, относящихся к
правильному ответу.
В1. Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для
земноводных?
1) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке
2) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке
З) один круг кровообращения
4) два круга кровообращения
5) на всех стадиях развития дышат с помощью легких
6) на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи
Ответ:
В2. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система
человека?
1) мышц верхних и нижних конечностей
2) сердца и кровеносных сосудов
З) органов пищеварительного канала
4) мимических мышц
5) почек и мочевого пузыря
6) диафрагмы и межреберных мышц
Ответ:
В3. Какие функции выполняет в клетке ядро?
1) обеспечивает поступление веществ в клетку
2) служит местом локализации носителей наследственной информации
— хромосом
3) с помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул
белка
4) участвует в процессе фотосинтеза
5) в нем органические вещества окисляются до неорганических
6) участвует в образовании хроматид
Ответ:
В4. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не
способствовало общему подъему их организации?
1) Появление корней у древних папоротников.
2) Появление хлорофилла у мхов.
3) Возникновение тканей у хвойных.
4) Возникновение семени у голосеменных.
5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.
6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.
Ответ:
При выполнении заданий В5 – В6 установите соответствие между объектами
или процессами и описанием их свойств и признаков.
В5. Установите соответствие между отдельными функциями нейронов и типами
нейронов, которые эти функции выполняют: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ ТИПЫ НЕЙРОНОВ
осуществляют в головном мозге
1) передачу нервных импульсов с А) чувствительные
одного нейрона на другой
передают нервные импульсы от
2) органов чувств и внутренних Б) вставочные
органов в мозг
3)
передают нервные импульсы
мышцам
передают нервные импульсы от В) двигательные
4) внутренних органов в мозг
5) передают нервные импульсы к
железам
Ответ:
В6. Установите соответствие между строением и функциями
эндоплазматической сети и комплекса Гольджи: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ
ОРГАНОИДОВ
1) состоит из группы полостей с А) эндоплазматическая
сеть
пузырьками на концах
2) состоит из системы связанных
между собой канальцев
3) участвует в биосинтезе белка
4) участвует в образовании лизосом Б) комплекс Гольджи
5) участвует в образовании
клеточной оболочки
6) осуществляет транспорт
органических веществ в разные
части клетки
Ответ:
При выполнении заданий В7 - В8 определите последовательность
биологических процессов и явлений.
В7. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны
передаваться к рецепторам органа слуха.
А) наружное ухо
Б) перепонка овального окна
В) слуховые косточки
Г) барабанная перепонка
Д) жидкость в улитке
Страницы: 1, 2, 3
|