Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip
| |деятельности | | |
| |Приемы |Организует повторение, обсуждение проблемы урока, работу| |
| |деятельности |в гоуп-пах, рассказ. "• >. .1 уу | |
| |учителя | | |
|»— |Познавательные |1. Используя знания из курса природоведения, вспомните, | |
|(0 |задания |что такое опорная система, что в нее входит, какое | |
|•-•|.... |значение она имеет. | |
| | |2. Подумайте, у всех ли животных есть скелет. Ответ | |
| | |обоснуйте, приведите примеры. | |
| | |3. Рассмотрите коллекции (рисунки) животных. Какие у них| |
| | |опорные системы? Какое они имеют значение? Как это | |
| | |связано с условиями их жизни? | |
| | |4. Какие утверждения верны? Учебник, с. 96 (№ 1-5). | |
|1-1 | |Технологическая карта Л° 40 (продолжение) | |
|14 | | | |
|ЬЭ |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА | |
| |Организация |Повторяют ранее изученное, обсуждают проблему урока, | |
| |деятельности |слушают рассказ учителя об одноклеточных животных, | |
| |учащихся |выполняют работу в группе, отвечают на вопросы в | |
| | |учебнике, работают с рисунками и коллекциями. | |
| |Развитие умений |Использовать межпредметные связи, высказывать и | |
| |учащихся |обосновывать свое мнение, привлекать информацию из | |
| | |дополнительных источников, работать в группе, | |
| | |устанавливать причинно-следственные связи, | |
| | |классифицировать, задавать уточняющие вопросы. | |
| |Основные понятия|Опорная система, внутренний и наружный, известковый и | |
| |и термины урока |хитиновый, рогоподобный скелеты, моллюски, | |
| | |членистоногие, морские одноклеточные животные. | |
| |Источники |Основные: учебник, с. 92-93, 94; коллекции или рисунки | |
| |информации |животных с разными видами опорных систем, видеофрагмент | |
| | |о многообразии животных. | |
| |Домашнее задание|Учебник, с. 92-94. Экскурсия с родителями в | |
| | |зоологический музей, ботанический сад или оранжерею по | |
| | |теме урока. | |
| |Оценки за урок |5-6 оценок за выполнение познавательных заданий. | |
| | | | |
| |- |Технологическая карта Л° 41 | |
| |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ | |
| |Планируемые |Учащиеся углубляют свои знания об опорной системе | |
| |результаты |животных и растений. * | |
| |Личностная |Хорошая осанка — это красота и здоровье. | |
| |значимость | | |
| |изучаемого для | | |
| |школьника | | |
| |План урока |1. Проверка знаний о разнообразии и функциях опорных | |
| | |систем. 2. Внутренний скелет позвоночных, его отделы и | |
| | |функции. 3. Хрящевая и костная ткань. 4. Лабораторная | |
| | |работа «Строение костей». 5. Опорные образования у | |
| | |растений. Механическая ткань и ее расположение в органах| |
| | |растений. 6. Закрепление изученного материала (учебник, | |
| | |с. 96-97). | |
| |Методы обучения |Проблемный. Какие преимущества дает животным наличие | |
| | |внутреннего скелета? | |
| |Формы |Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение | |
| |организации |костей». | |
| |учебной | | |
| |деятельности | | |
|1-' |Приемы |Проверка домашнего задания, постановка и обсуждение | |
|М М |деятельности |проблемы, организация лабораторной работы, демонстрация | |
| |учителя |микропрепаратов, эвристическая беседа. | |
Технологическая карта №41 (продолжение)
ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ
Тема урока
Познавательные задания
Скелет насекомых образован
питан минеральными солями и образует
1. Выполните предложенные вам задания.
1 В первые годы жизни раки линяют часто, а с пятилетнего возрас-' та - не
чаще чем раз в год, а потом и вовсе перестают линять. Чем
это можно объяснить?
2. Найдите соответствие между органом и системой органов.
1. Опорная система.
2. Выделительная система.
3. Пищеварительная система.
а) Кишечник;
б) глотка;
в) почка;
г) сердце;
д) трахеи;
е) панцирь хитиновый;
ж) раковина;
з) желудок. Назовите функции опорной системы.
3. Впишите пропущенные слова.
Различают два главных типа скелета — Раковины
состоят из
, они тяжелые. . У раков и крабов он про-. К скелету крепятся
| |и , он служит . придает определенную |
| |, защищает от |
| |2. Посмотрите видеофрагмент и сравните, как двигаются |
| |пиявка и рыба. Какие преимущества дает внутренний скелет?|
| |Назовите отделы скелета позвоночных животных. |
| |3. Рассмотрите в микроскоп препараты хрящевой и костной |
| |тканей (можно использовать таблицу). Как изменяется |
| |соотношение этих тканей в скелете с возрастом? |
| |4. Рассмотрите предложенные кости животных. Определите, |
| |чьи это кости, как называются. Разделите их на группы по |
| |размерам, строению. Пользуясь рисунком учебника, назовите|
| |части кости, сделайте в тетради рисунок «Строение кости»,|
| |подпишите его. |
| |8. Подумайте, что придает прочность растению, ведь ствол |
| |дерева достигает нескольких десятков метров, выдерживает |
| |порывы ветра, корни удерживают растение в почве, плоды |
| |унизывают ветви при больших урожаях. Рассмотрите в |
| |микроскоп препарат механической ткани, жилкование старого|
| |листа, веточку дерева. Сделайте вывод об опорной системе |
| |у растений. |
|Организация |Отвечают по домашнему заданию, обсуждают проблему урока, |
|деятельности |рассматривают микропрепараты и кости, сравнивают их, |
|учащихся |делают рисунок в тетради, работают с раздаточным |
| |материалом, делают вывод. |
|Развитие умений |Наблюдать, систематизировать, обсуждать, делать учебный |
|учащихся |рисунок, работать с микроскопом, сотрудничать. |
Технологическая карта Л° 41 (продолжение)
|Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ |
|Основные понятия|Опорная система, скелет, хрящевая, костная, механическая |
|и термины урока |ткани. |
|Источники |Основные: учебник, с. 93-95, 96-97; таблицы, скелеты |
|информации |позвоночных животных, кости птицы и мелких млекопитающих,|
| |старые листья (жилкование), растение с деревянистым |
| |стеблем, микропрепараты костной, хрящевой, механической |
| |тканей, микроскопы, кинофрагмент «Внешнее строение рыбы».|
| | |
|Домашнее задание|Учебник, с.93-97. |
| | |
|Оценки за урок |3 оценки за домашнее задание; 4-5 оценок за выполнение |
| |познавательных заданий; 4-5 тетрадей на проверку. |
Технологическая карта Л" 42
Тема урока
движение
Планируемые результаты
Учащиеся узнают основные способы движения, углубляют свои представления о
способах передвижения организмов.
Личностная значимость изучаемого для школьника
Движение — это здоровье. В организме человека встречаются все способы
движения (мышечное, амебоидное, ресничное, жгутиковое).
План урока
Методы обучения
1. Актуализация знаний.
2. Движение - одно из главных свойств живых организмов. о. «элементы
лвижочт.гс, ,, „„„„„„—"
3. Элементы движения у растений.
4. Разнообразие способов движения у животных
5. Лабораторная работа «Движение инфузории и дождевого червя»
7 приспособления к передвижению животных в различных условиях
7_3акрепление^изученного материала(учебник, с. 108-109)
Частично поисковый. Проблемный.
Формы организации учебной деятельности
Приемы деятельности учителя
и Д^оТоТе^Грг ^р^аТ" работа |информации |кинофрагмент. Дополнительные: С. В. Алексеев. Экология; | |
| | |П. Ф. Реймерс. Охрана природы и окружающей человека | |
| | |среды: словарь-справочник. | |
Технологическая карта № 55 (продолжение)
СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ
Тема урока
Учебник, с. 156. Сообщения о влиянии воды. света,
температуры на
Домашнее задание
организм.
Оценки по усмотрению учителя.
Оценки за урок
Технологическая карта Л? 56
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Тема урока
Учащиеся углубляют и систематизируют знания об экологических фак
Планируемые результаты
торах.
Личностная значимость изучаемого для школьника
Длина дня зависит от движения Земли вокруг Солнца, и эта закономерность
существует миллионы лет, все живое на это ориентируется.
План урока
1. Актуализация знаний.
2. Разнообразие факторов неживой природы.
3. Влияние света на жизнь организмов.
4 Вода как один из важнейших факторов среды.
5. Значение температуры. Холоднокровные и теплокровные животные.
Теплолюбивые и холодостойкие растения.
6. Закрепление изученного материала.
|Методы обучения |Проблемный. Ка |кой |кий |ческий |ор |
| |главным? |физичес |экологи |факт |является |
|Формы |Комбинированный|Урок. | | | |
|организации | | | | | |
|учебной | | | | | |
|деятельности | | | | | |
|Приемы |Организация |кого |ния, |ия |, |
|деятельности |крат таблицы в |повторе |сообщен |учащихся |заполнение|
|учителя |тетради, с |обсужден|эоблемы |•са, |а выводов.|
| | |ие п |урок |подготовк| |
| | | | | | |
|Познавательные |1. Выслушайте |цения |щей и |гате | |
|задания |сообп |товари |заполя их|таблицу. | |
| |Влия |ние |факторов |организмы| |
| | |экологич|на | | |
| | |еск | | | |
| |Экологический |Растения|Бактерии |Грибы |Животные |
| |фактор | | | | |
| |Свет Вода |» — |пьное |«-» — |атеяьное |
| |Температура |положила|влияние; |необяз ой|нали-1Й |
| |Ветер |игрально|ошение. |физически|экологиче-|
| |Примечание. «+ |е отнс |с урока, | | |
| |чие фактора; |емный |как I и | | |
| |«О» — не |вопро |почему? | | |
| |Вывод: |ется | | | |
| |2. Ответьте на |главным | | | |
| |пробл ский | | | | |
| |фактор явля | | | | |
Технологическая карта Л" 56 (продолжение)
|Тема урока |ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
|Познавательные |3. Назовите 10 физических факторов. Подумайте, какое |
|задания |практическое значение имеет полученная информация. |
|Организация |Показывают знание изученного материала, слушают сообщения|
|деятельности |(или работают с текстом учебника), заполняют таблицу, |
|учащихся |делают вывод, обсуждают проблему урока и возможности |
| |применения этой информации в практических целях. |
|Развитие умений |Внимательно слушать, выделять главное, работать в |
|учащихся |заданном темпе, обобщать, осуществлять межпредметные |
| |связи, делать вывод. |
|Основные понятия|Факторы неживой природы, свет, вода, температура, |
|и термины урока |холоднокровные и теплокровные животные, теплолюбивые и |
| |холодостойкие растения, длина дня. |
|Источники |Основные: учебник, с. 156-157; таблицы, гербарий, видео- |
|информации |или кинофрагмент. |
|Домашнее задание|Учебник, с. 156-157. Сообщения о типах взаимоотношений |
| |живых организмов. ^ |
|Оценки за урок |3-4 оценки за сообщения; 4-5 тетрадей на проверку. |
|^ |Технологическая карта Л" 57 |
|Гём'а урока |ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |
|Планируемые |Учащиеся углубляют и систематизируют знания о видах |
|результаты |взаимоотношений организмов, влиянии деятельности |
| |человека. |
|Личностная |Кошке — игрушки, а мышке — слезы. Ворон ворону глаз не |
|значимость |выклюет. |
|изучаемого для | |
|школьника | |
|План урока |1. Актуализация знаний. 2. Факторы живой природы, их |
| |влияние на другие живые организмы. 3. Растения как |
| |факторы среды и их влияние на живые организмы. 4. |
| |Взаимоотношения животных с другими организмами. |
| |5. Деятельность человека как экологический фактор, его |
| |роль в жизни организмов. |
| |6. Закрепление изученного материала (учебник, с. |
| |162-163). |
|Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. |
|Формы |Комбинированный урок с элементами игры. |
|организации | |
|учебной | |
|деятельности | |
|Приемы |Организация краткого повторения, игры, привлечение |
|деятельности |имеющихся знаний, сообщения учащихся, демонстрация |
|учителя |видеофрагментов, закрепление изученного материала. |
Технологическая карта № 57 (продолжение)
|Тема урока |ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ |
|Познавательные |1. Подумайте, какие существуют виды взаимоотношений живых|
|задания |организмов. Приведите примеры таких взаимоотношений, |
| |используя видеофрагменты. |
| |2. Составьте схемы типов взаимоотношений, обозначьте: «+»|
| |— отношения полезны организму, «-» — отношения вредные, |
| |опасные, «О» — нейтральные. Назовите такие отношения и |
| |приведите примеры отношений, зашифрованных следующими |
| |знаками: + +, + -, + 0, - -, - 0, 0 0. Сделайте вывод о |
| |причинах многообразия взаимоотношений организмов в |
| |природе. |
| |3. Выскажите ваше мнение: какой должна быть деятельность |
| |человека в биосфере? |
|Организация |Составляют схемы типов взаимоотношений, слушают |
|деятельности |сообщения, обсуждают проблему урока, смотрят |
|учащихся |видеофрагменты, приводят примеры, делают вывод. |
|Развитие умений |Устанавливать внутрипредметные связи, графически |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|