Бухгалтерская отчетность на предприятии
работ;
материальных объектов (материальных носителей), в которых выражены
произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.
Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету
активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение
следующих условий:
отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от
другого имущества;
использование в производстве продукции, при выполнении работ или
оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного
использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного
операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организацией не предполагается последующая перепродажа данного
имущества;
способность приносить организации экономические выгоды (доход) в
будущем;
наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование
самого актива и исключительного права у организации на результаты
интеллектуальной деятельности.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является
инвентарный объект.
Глава 5. Основные мероприятия по переходу на новый план счетов
бухгалтерского учета
К 1 января 2002 года должен быть завершен переход российских
предприятий на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина
России от 31.10.2000 г. № 94н (далее - новый План счетов).
Изменения в Плане счетов не являются "революционными". Они отражают
направления реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
требованиями международных стандартов, осуществляемого последнее
десятилетие. Вместе с тем переход на новый План счетов требует определенной
подготовительной работы.
§ 1. Задачи подготовительной работы
К основным задачам подготовительной работы относятся:
. проведение внутреннего аудита состояния синтетического и
аналитического бухгалтерского учета с целью выявления имущества и
обязательств, подлежащих списанию но разным причинам;
. разработка плана работы по переходу на новый План счетов
бухгалтерского учета.
Переход на новый План счетов не должен быть превращен в формальную
процедуру, Не следует торопиться с использованием новых счетов и тем более
использовать одновременно счета нового и действующего Плана счетов (далее -
План счетов 1992 г.). Целесообразно осуществить переход на счета нового
Плана при составлении баланса на 1 января 2002 года.
Анализ практики состояния бухгалтерского учета на предприятиях разных
сфер деятельности и организационно-правовых форм позволяет выделить
следующие основные недостатки, которые могут существенно усложнить работу
по переходу на новый План счетов:
1) отсутствие налаженной системы единого документооборота, основанной
на логистике хозяйственных процессов предприятия и первичной документации,
фиксирующей хозяйственные операции;
2) как следствие не налаженной системы документооборота –
использование "лоскутной автоматизации" бухгалтерского учета, которая не
позволяет создать эффективную систему управленческого бухгалтерского учета;
3) отсутствие системы управленческого учета (или ее плохая
организация), что не позволяет удовлетворять потребности менеджеров
предприятия в информации, необходимой для принятия управленческих решений;
4) небрежное ведение аналитического учета, нарушение документооборота,
что приводит к искажению учетных данных и, как следствие, к ошибкам в
финансовой отчетности;
5) формальный подход к разработке Положения по учетной политике;
6) превращение инвентаризации в формальную процедуру отражения учетных
данных, что не позволяет своевременно выявлять несоответствие фактического
наличия активов и обязательств предприятия и учетных данных.
Для осуществления подготовительной работы по переходу на новый План
счетов рекомендуется создать рабочую группу, в состав которой должны войти
специалисты, имеющие профессиональное представление об используемых на
предприятии средствах.
§ 2. Этапы плана подготовительной работы
В план целесообразно включить следующие этапы:
I этап. Проведение сплошной инвентаризации активов с соблюдением всех
предусмотренных процедур.
В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются
наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной
комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и
расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных
средств и расписку материально ответственного лица о том, что все записи за
предыдущий период полностью произведены.
При инвентаризации подсчитываются, обмериваются и взвешиваются все
материальные объекты, имеющиеся у организации, а также на принадлежащие
организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на
ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки).
Основные цели инвентаризации:
. выявление имущества, фактически имеющегося в наличии у организации;
. сопоставление фактически имеющегося имущества с данными
бухгалтерского учета;
. проверка достоверности учета обязательств.
Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями следующих
нормативных актов:
1) Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете»;
2) Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от
29.07.98 г. № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета);
3) Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;
4) Постановления Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88 «Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации но учету
кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Результаты инвентаризации признаются действительными только и том
случае, если соблюдена процедура ее проведения, включающая следующие этапы:
. проведение подготовительных мероприятий, назначается
инвентаризационная комиссия, составление перечня проверяемых
имущества и финансовых обязательств);
. взвешивание, обмеривание, подсчет материально-производственных
запасов; фиксирование результатов в инвентаризационных описях;
. сопоставление данных инвентаризационных описей с данными
бухгалтерского учета;
. оформление результатов инвентаризации.
Новым Планом счетов не предусмотрены счета для учета малоценных и
быстроизнашивающихся предметов и их износа. Поэтому
важной целью инвентаризации является определение принадлежности каждого
объекта, учитываемого в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов
(счет 12 Плана счетов 1992 г.), к основным средствам или к инвентарю и
хозяйственным принадлежностям (счет 10, субсчет 9 нового Плана счетов.
При осуществлении инвентаризации следует также учитывать, что при
применении нового Плана счетов стоимость временных сооружений относится по
фактической себестоимости производства непосредственно на затраты
капитального строительства или учитывается в качестве инвентаря на субсчете
10-9 с калькулированием фактической себестоимости на субсчете 08-3.
II этап. Проверка состояния документооборота и аналитического учета.
При выполнении этого этапа необходимо решить следующие задачи:
. провести проверку состава организационно-правового обеспечения
бухгалтерского учета;
. проанализировать порядок разработки и степень выполнения Положения
об учетной политике с точки зрения отражаемой в ней технической,
технологической, трудовой и финансовой политики.
III этап. Осуществление комплекса мероприятий по устранению выявленных
недостатков.
К таким мероприятиям можно отнести:
1) совершенствование документооборота:
. уточнение форм всех первичных документов, применяемых в
организации, с точки зрения полноты отражения всех хозяйственных
операций, разработка недостающих и утверждение их в качестве
типовых для организации;
. разработка (при отсутствии таковой) инструкции об обязательных
принципах оформления и контроля первичных учетных документов с
учетом применяемой техники- ведения учета;
2) совершенствование организации бухгалтерского учета:
. создание системы внутреннего аудита в сочетании с системой прав и
ответственности за внесение изменений в учетную политику,
подготовка распоряжения об изменениях типовых операций и
бухгалтерских записей;
. проверка наличия и уточнение содержания приказов, касающихся
постановки бухгалтерского учета;
. уточнение должностных инструкции работников бухгалтерии;
. уточнение организационной структуры управления с целью интеграции
бухгалтерского учета в целостную систему управления.
3) совершенствование технологии бухгалтерского учета, в рамках
которого уточняются:
. рабочий План счетов с указанием всех субсчетов и уровней
аналитического учета;
. перечень типовых операций по всем хозяйственным процессам и
бухгалтерских проводок по ним;
. порядок определения доходов и расходов;
. порядок и очередность закрытия счетов по окончании отчетного периода;
. юридическая политика предприятия;
. система налогового планирования и контроля;
. графики документооборота, с тем чтобы учетная информация
. была составной частью общего информационного потока системы
управления;
. состав, структура и сроки представления внутренней отчетности на
основе управленческого учета.
В результате проведенных мероприятий будут созданы условия для
качественного перехода на новый План счетов.
IV этап. Заключительный этап, совпадающий с проведением работы по
составлению годового отчета на 1 января 2002 года. На этом этапе
выполняются бухгалтерские проводки по переходу на новый План счетов.
Таблица по Бухгалтерские проводки для перехода на новый План счетов
бухгалтерского учета приведена в приложении 1.
В новом Плане счетов бухгалтерского учета приведенного в сравнительной
таблице, в приложении 2 счета сгруппированы в восемь разделов (в Плане
счетов 1992 г. их было девять). В отличие от Плана счетов 1992 г. в новом
Плане счетов отсутствует раздел "Кредиты и финансирование".
По своей экономической природе кредитные отношения аналогичны другим
расчетам, поэтому счета учета кредитов помещены в раздел "Расчеты". Счета
перераспределены по разделам в соответствии с их экономическим содержанием.
Так, например, уточнен состав разделов, отражающих финансовые резервы
и использование прибыли. Для учета создания и контроля использования
создаваемые резервы целесообразно учитывать в составе разделов,
соответствующих их экономической природе.
Таблица 3
Сравнительная характеристика разделов Плана счетов 1992 г. и нового
Плана счетов
|Номер|Наименование раздела |Номер раздела|Наименование раздела нового |
| |Плана счетов 1992 г. | |Плана счетов |
|разде| | | |
|ла | | | |
|I |Основные средства и |I |Внеоборотные активы |
| |другие долгосрочные | | |
| |вложения | | |
|II |Производственные запасы |II |Производственные запасы |
|III |Затраты на производство |III |Затраты на производство |
|IV |Готовая продукция, |IV |Готовая продукция и товары |
| |товары и реализация | | |
|V |Денежные средства |V |Денежные средства |
|VI |Расчеты |VI |Расчеты |
|VII |Финансовые результаты и | |Капитал |
| |использование прибыли |VII | |
|VIII |Капитал и резервы |VIII |Финансовые результаты |
|IX |Кредиты и финансирование| | |
Новый План счетов содержит 60 синтетических счетов (в Плане счетов
1992 г. их было 77).
Незначительно изменили название и (или) содержание счета:
01, 02, 04, 05, 07, 10, 15, 16, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 41,
42, 45, 50, 51, 52, 55, 60, 62, 70, 71, 79.
Забалансовые счета практически не изменились.
Исключены из Плана счетов счета: 06, 12, 13, 14, 61, 64, 77, 78,
30,31, 65, 69-4,81, 82.
Введены новые счета: 14, 81, 90, 91.
Заключение
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и
финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной
деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по
установленным формам.
В связи с большим разнообразием применяемой отчетности ее изучение
целесообразно строить на основе разносторонней классификации. Бухгалтерскую
отчетность классифицируют по следующим основным признакам: по видам;
периодичности составления; степени обобщения отчетных данных; по
назначению.
По видам отчетность делится на бухгалтерскую, статистическую и
оперативную.
Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе,
обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и
составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического,
бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным
показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так
и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного
учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки
времени – сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую
отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчетность за день,
пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие.
Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей
статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую – периодической
бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность – это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные,
составляемые организациями, и сводные, обобщающие отчетность нескольких
организаций соответствующей отрасли или региона. Разновидностью сводной
отчетности является консолидированная отчетность, обобщающая отчет дочерних
предприятий в рамках материнской компании.
По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и
внутреннюю.
Внешняя бухгалтерская отчетность (кроме бюджетных организаций)
является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков,
кредиторов, покупателей и др.).
В отдельных случаях законодательством Российской Федерации
предусмотрена публикация годовой бухгалтерской отчетности. В ее состав
включается аудиторское заключение, подтверждающие ее достоверность.
Внутренняя отчетность разрабатывается соответствующими министерствами
и ведомствами для собственных целей и утверждается по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации. Она не полежит публикации и не
представляется внешним пользователям.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора,
регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и
документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их
обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в
процессе их деятельности
Делая вывод о проделанной работе, хочется еще раз отметить важность
наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности
необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к
весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия,
так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.
Финансовый учет и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в
России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с
адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|