Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях
Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра бухгалтерского учета
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных
организациях
Дипломник: Фадеева (Шмакова) Надежда Евгеньевна
УС6 – 337 – 97, 1 поток, 5 группа
Научный руководитель: К.Э.Н., ст. преподаватель
Чувикова Вера Васильевна
Допущено к защите: зав. кафедрой бухгалтерского учета
Бархатов Анатолий Петрович __________________
Москва – 2001
Содержание
Введение 4
Глава 1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях. 6
1.1. Основы организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях. 6
1.2. Единство системы бюджетного учета. 11
1.3. Баланс и План счетов бухгалтерского учета исполнения смет доходов и
расходов организаций, состоящих на бюджете. 13
1.4. Мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы ведения
бухгалтерского учета. 18
1.5. Первичные учетные документы и документооборот бюджетного учреждения.
Регистры бухгалтерского учета. 22
Глава 2. Особенности ведения бухгалтерского учета в учреждениях
непроизводственной сферы. 25
2.1. Общая характеристика бюджетного учреждения. 25
2.2. Учет денежных средств и расчетов в Департаменте Народного
Образования. 27
2.2.1. Учет операций по расчетному счету. 27
2.2.2. Формы безналичных расчетов и их учет. 28
2.2.3. Учет кассовых операций. 30
2.2.4. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 32
2.2.5. Учет расчетов с подотчетными лицами. 33
2.2.6. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. 34
2.3. Учет оплаты труда в Департаменте Народного Образования. 36
2.3.1. Виды, формы и система оплаты труда, порядок ее начисления. 36
2.3.2. Аналитический учет оплаты труда. 39
2.3.3. Синтетический учет оплаты труда. 41
2.3.4. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. 42
2.4. Учет основных средств в Департаменте Народного Образования. 44
2.4.1. Задачи, состав и оценка основных средств. 44
2.4.2. Документальное оформление движения основных средств. 46
2.4.3. Аналитический учет основных средств. 47
2.4.4. Синтетический учет наличия и движения основных средств. 48
2.4.5. Учет износа, ремонта и выбытия основных средств. 50
2.4.6. Инвентаризация основных средств. 52
2.5. Учет материальных запасов в Департаменте Народного Образования.
53
2.5.1. Задачи и организация учета материалов. 53
2.5.2. Классификация и оценка материальных запасов. 54
2.5.3. Документальное оформление поступления и расходования материалов.
56
2.5.4. Учет материалов на складах и в бухгалтерии. 58
2.5.5. Синтетический и аналитический учет материалов. 59
2.5.6. Особенности учета малоценных предметов. 62
2.5.7. Инвентаризация материальных запасов. 63
Глава 3. Бухгалтерская отчетность Департамента Народного Образования.
65
3.1. Виды и назначение отчетности, порядок ее составления. 65
3.2. Состав бухгалтерской отчетности. 67
3.3. Баланс исполнения сметы доходов и расходов, отчет об исполнении сметы
доходов и расходов по бюджетным средствам. 68
Заключение 74
литературА 75
приложения (1 – 35) ………………………………………………………………… 76
Введение
К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых
полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет
доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является
открытие финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета и
отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.
Особенности бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы
определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе,
Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и организациях,
утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 г. №107н и
зарегистрированной в Минюсте России 28.01.00 г., регистрационный №2064 т
другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению
в балансе операций организаций и учреждений, состоящих на бюджете.
К особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях относят:
- организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
- контроль исполнения сметы расходов;
- выделение в учете кассовых и фактических расходов;
- отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (образование,
здравоохранение).
Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить
скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и
финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять
возможные потери и необоснованные затраты.
Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций
за финансовой и хозяйственной деятельностью организации – основа укрепления
финансово-бюджетной дисциплины.
Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с
исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не
только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и
сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от
утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы
расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом. Чем
точнее учет, тем выше качество планирования.
Используя информацию бухгалтерского учета, руководители учреждений могут
оперативно принимать меры, по устранению просчетов и отклонений от
утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С
помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются
систематическое наблюдение за сохранностью средств, контроль за их
рациональным использованием.
По данным бухгалтерского учета можно вскрыть факты бесхозяйственности,
расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры
к сбережению живого и овеществленного труда.
Следовательно, бухгалтерский учет – это важнейшее звено системы
управления учреждениями непроизводственной сферы.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы,
предопределило ее цель и задачи.
Целью дипломной работы является изучение особенностей бухгалтерского
учета в бюджетных организациях.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения
бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе;
- проанализировать отдельные аспекты учета хозяйственных средств в
учреждениях непроизводственной сферы;
- охарактеризовать бюджетное учреждение-базу выполнения практической
части.
Практическая часть настоящей дипломной работы выполнена на базе
Департамента Народного Образования. В работе использован отчетный материал
за 2000 год.
Глава 1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных
организациях.
1 Основы организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях
регулируется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996
года №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 года) и
Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на
бюджете, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999
года №107н.
На бюджетные учреждения не распространяются:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
РФ (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н);
- ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (приказ Минфина России от 09
декабря 1998 года №60н);
- ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов" (приказ Минфина
России от 15 июня 1999 года №25н);
- ПБУ 9/99 "Доходы организации" в части признания доходов от
предпринимательской и иной деятельности (приказ Минфина России от 06 мая
1999 года №32н);
- ПБУ 10/99 "Расходы организации" (приказ Минфина России от 06 мая 1999
года №33н).
Однако на них распространяются общие требования о порядке составления
бухгалтерской и статистической отчетности, а также о порядке уплаты налогов
и других отчислений.
В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" основными правилами
ведения бухгалтерского учета являются следующие:
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
организаций ведется в валюте РФ – в рублях;
- имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается
обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной
организации;
- бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее
регистрации до ликвидации или реорганизации;
- все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат
своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо
пропусков или изъятий;
- основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные
документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной
операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные
реквизиты;
- организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и
хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах
бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского
учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и
остаткам по счетам синтетического учета;
- текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения
учитываются раздельно.
Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и
использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная
организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.
Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных
учреждений называется бюджетным учетом.
Объектами бюджетного учета являются:
- доходы и расходы бюджета;
- материальные ценности бюджетных организаций;
- денежная наличность, хранящаяся в банках;
- средства в расчетах между бюджетами;
- фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения.
Бюджетный учет, выступая как средство контроля за исполнением бюджета,
содействует рациональному использованию национального дохода в целях
расширенного воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии
отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета.
К задачам бюджетного учета относят:
- соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины и строжайшего режима экономии
в расходовании средств;
- мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов;
- охрана имущества.
Бюджетный учет ведется в соответствии с существующим в стране бюджетным
устройством. Организационное построение бюджетной системы РФ определено
законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ" от
10 октября 1991 года №1734-1 (с изменениями и дополнениями от 05 ноября
1994 года, 31 июля 1995 года, 10 июля 1996 года).
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических
отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ,
республиканских бюджетов национально-государственных и административно-
территориальных образований России. Составление бюджета производится в
соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития
территорий.
В бюджетную систему РФ в качестве самостоятельных частей включаются:
- федеральный бюджет РФ;
- республиканские бюджеты республик в составе РФ;
- краевые, областные бюджеты в составе краев и областей;
- городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- областной бюджет автономной области;
- окружные бюджеты округов;
- городские бюджеты городов;
- районные бюджеты районов;
- районные бюджеты в районах городов;
- бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Такое построение бюджетной системы, когда всем местным администрациям
предоставлено право иметь свой бюджет, способствует наиболее полному учету
источников формирования бюджетных средств и их рациональному использованию.
Единство бюджетной системы обеспечивается общей правовой базой,
использованием единых бюджетных классификаций, форм бюджетной документации,
предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного
уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированного
бюджета РФ и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса,
единой денежной системой.
Единство бюджетной системы РФ достигается взаимодействием бюджетов всех
уровней, осуществляемым через использование регулирующих доходных
источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов, их частичным
перераспределением, а также через единую социально-экономическую, в т.ч.
налоговую политику.
В ходе исполнения бюджета необходимо точно в определенные сроки и в
установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и произвести
предусмотренные расходы. Непосредственное исполнение бюджета возложено на
Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с указом
Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 08 декабря 1992 года №1556.
На органы казначейства возложено решение следующих задач:
- сбор, обработка и анализ информации о государственных (федеральных)
внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;
- организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского
бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах
казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы;
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных
финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в
пределах установленных на соответствующий период государственных
расходов;
- регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и
государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих
фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения
учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства,
обязательных для органов государственной власти и управления
предприятий, учреждений и организаций, включая организации,
распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов,
подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету
государственной казны РФ.
Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ
организует и осуществляет сводный, систематический, полный и
стандартизированный учет операций по движению средств республиканского
бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на
счетах казначейства; разрабатывает и утверждает инструктивные и
методологические материалы; устанавливает порядок ведения учета и
составления отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений.
При Министерстве финансов РФ, министерствах финансов республик, входящих
в состав РФ, краевых, областных и городских финансовых министерствах и
управлениях (отделах) созданы общественные методологические советы по
бухгалтерскому учету. Они обобщают и доводят до исполнителей передовые
формы и методы работы по совершенствованию бухгалтерского учета,
обеспечению сохранности материальных и денежных средств, внедрению
комплексной механизации. Важное место в деятельности методологических
советов занимает распространение опыта работы централизованных бухгалтерий.
Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Сюда
относят ясли и детские сады, школы, высшие и средние специальные учебные
заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские
организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и др.
Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете
расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ.
На основе утвержденной сметы бюджетные учреждения получают денежные
средства для осуществления своей деятельности.
В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" ответственность за
организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их
руководители, которые могут в зависимости от объема учетной работы:
- вести бухгалтерский учет лично;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета
централизованной бухгалтерии, бухгалтеру-специалисту, специализированной
организации.
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений осуществляется,
как правило, централизованными бухгалтериями, создаваемыми при
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|