рефераты бесплатно

МЕНЮ


Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий

проводятся эти мероприятия, а на всей территории, на которую

распространяется их действие. Поэтому для того чтобы определить эффект

природоохранных мероприятий, необходимо установить не только затраты этого

предприятия или отрасли, но и изменение затрат у предприятий, использующих

нарушенные природные ресурсы.

В-третьих, большая доля социальных результатов природоохранной

деятельности — улучшение условий труда и отдыха населения, снижение

заболеваемости и т. п. — трудно поддается стоимостной оценке.

В соответствии с методикой различают первичный эффект и конечный

комплексный социально-экономический эффект от мероприятий по охране

окружающей среды.

Первичный эффект заключается в снижении загрязнения окружающей среды и

улучшении ее состояния, а конечный социально-экономический эффект — в

повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства

и национального богатства. При этом экономические результаты проявляются

как прирост чистой продукции или как экономия затрат в непроизводственной

сфере и снижение затрат из личных средств населения. Социальный эффект

проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и

отдыха, сохранении природных ресурсов и т. п. Он сопровождается экономией

затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь

продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда.

Экономические результаты могут суммироваться с экономическими показателями

социального эффекта и фигурировать в качестве экономического эффекта.

В соответствии с Временной типовой методикой определения экономической

эффективности природоохранных мероприятий и оценки ущерба, наносимого

народному хозяйству загрязнением окружающей среды, расчет экономического

эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на

их осуществление с народнохозяйственным экономическим результатом,

достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат выражается

величиной ликвидированного (или предотвращенного) экономического ущерба от

нарушения или потерь ресурса.

Затраты на природоохранные мероприятия подразделяются на текущие затраты

и затраты капитального характера.

К текущим затратам относятся:

. платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды

воздействия (в пределах норм и сверх норм);

. платежи по договорам обязательного и добровольного экологического

страхования;

. затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по

предписанию территориального комитета по охране природы;

. текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов

природоохранного назначения;

. расходы по захоронению экологически опасных отходов:

. расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и

уничтожение экологически опасных отходов;

. расходы на очистку сточных вод;

. другие виды текущих природоохранных затрат.

К затратам капитального характера относятся:

. плата за экологическую экспертизу;

. затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного

назначения;

. затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного

назначения.

Для формирования достоверной, точной и своевременной информации о

затратах на природоохранные мероприятия предприятиям необходимо принять

решения по таким вопросам:

. организация аналитического учета затрат на охрану природы;

. создание системы резервирования расходов на природоохранные мероприятия;

. разработка форм внутренней отчетности о затратах на природоохранные

мероприятия.

Эти решения должны быть оформлены как элементы учетной политики

предприятия.

Рассмотрим порядок отражения в учете текущих природоохранных затрат.

2.2 Текущие затраты

2.2.1 Платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды

воздействия (в пределах норм и сверх норм)

За загрязнение окружающей природной среды устанавливаются два вида

базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие

виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие

виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно

согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются с учетом степени опасности

загрязнения для окружающей природной среды и здоровья населения. Для

отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым

нормативам, учитывающие экологические факторы — природно-климатические

особенности территорий, значимость природных и социально-культурных

объектов.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном

порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение

отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ,

размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет

себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за

счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ,

размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями

в бесспорном порядке: 10 % — в доход федерального бюджета для

финансирования деятельности территориальных органов государственного

управления в области охраны окружающей природной среды; 90 % - на

специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально

уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей

природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического

надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Расчеты платы установленной формы направляются предприятием в налоговую

инспекцию по месту его нахождения. В случаях, когда предприятие имеет

обособленные подразделения, обязанность по представлению расчетов и

внесению платы за весь объем загрязнения окружающей природной среды

действующим законодательством возложена на головное предприятие. Если

подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных

предприятий территориях, не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение

этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи

поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены указанные

подразделения и филиалы предприятия.

Так как отчисления за загрязнение окружающей природной среды уплачиваются

в федеральный бюджет в размере 10 %, в размере 90 % — в территориальные

экологические фонды, особым является порядок установления льгот по их

уплате. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации по

согласованию с территориальными природоохранными органами и органами

Госсанэпиднадзора России вправе снижать размеры платы за загрязнение

окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации

социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из

бюджета.

Но этот порядок не применяется по отношению к 10 %-ным отчислениям в

федеральный бюджет, так как органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерация не вправе освобождать плательщиков от обязательных

платежей в федеральный бюджет.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает

природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и

рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в

полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу

граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в

соответствии с действующим законодательством. Приведем порядок отражения в

учете этих операций:

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |

|Начислены 90 % платежей на специальные |20 |67 |

|счета внебюджетных государственных | | |

|экологических фондов за предельно | | |

|допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих | | |

|веществ в природную среду | | |

|Начислены 90 % платежей на специальные |81.2 |67 |

|счета внебюджетных государственных | | |

|экологических фондов за превышение | | |

|предельно допустимых выбросов (сбросов) | | |

|загрязняющих веществ в природную среду | | |

|Начислены 10 % платежей в доход |20 |68 |

|федерального бюджета за предельно | | |

|допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих | | |

|веществ в природную среду | | |

|Начислены 90 % платежей в доход |81.2 |68 |

|федерального бюджета за превышение | | |

|предельно допустимых выбросов (сбросов) | | |

|загрязняющих веществ в природную среду | | |

Контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты налогов

осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Перечисление в экологические фонды средств, вносимых в виде платы за

загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов предприятиями,

осуществляется ежеквартально в следующие сроки:

. в случае перечисления плановых платежей — не позднее 20 числа последнего

месяца квартала;

. при перечислении фактических (скорректированных) платежей плата вносится

за I—III кварталы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным

кварталом. В IV квартале эти предприятия перечисляют в экологические

фонды плановые платежи не позднее 20 декабря. Перерасчет платы за IV

квартал отчетного года производится в январе следующего года и вносится

на счет экологического фонда не позднее 20 числа этого месяца. Этот же

срок для перерасчета платы устанавливается для предприятий, вносивших

плановые платежи в течение всего отчетного года.

Плательщик имеет право осуществлять перечисление причитающегося платежа

за различные виды загрязнения, как отдельными платежными поручениями, так и

одним платежным поручением, в котором суммируются все виды платежей. В этом

случае в графе "назначение платежа" платежного поручения (либо в реестре к

нему) производится расшифровка причитающейся к перечислению суммы по видам

загрязнения.

Платежное поручение на перечисление причитающихся согласно расчету

платежей в соответствующий экологический фонд сдается плательщиком в

обслуживающие его учреждения банка не позднее дня наступления срока

платежа. Если платежи за загрязнение окружающей природной среды сверх

предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли,

остающейся в распоряжении природопользователя, то специально

уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей

природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими

органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или

прекращении деятельности соответствующего предприятия.

Перечисление сумм по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические

правонарушения производится на счета экологических фондов предприятиями и

гражданами в добровольном порядке или же в течение 15 дней после вступления

решения суда (арбитражного суда) в законную силу либо в сроки,

устанавливаемые решением суда.

2.2.2 Платежи по договорам обязательного и добровольного экологического

страхования

В соответствии со ст. 23 Закона "Об охране окружающей природной среды" в

Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное

государственное экологическое страхование предприятий, учреждений,

организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай

экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается

Правительством Российской Федерации. Порядок отражения в бухгалтерском

учете платежей по обязательному и добровольному страхованию различен.

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |

|Перечисление сумм страховых платежей |65, субсчет |51 |

|по договорам обязательного |"Расчеты по | |

|государственного и добровольного |договорам | |

|экологического страхования |обязательного | |

| |(добровольного| |

| |) страхования | |

|Начисление сумм страховых платежей по |20, 23, 25, |65, субсчет |

|договорам обязательного |26, 29, 30, |Расчеты по |

|государственного экологического |43, 44 |договорам |

|страхования | |обязательного|

| | |страхования" |

|Суммы страховых платежей по договорам |20,23 |65, субсчет |

|добровольного экологического | |"Расчеты по |

|страхования в пределах норматива | |договорам |

| | |добровольного|

| | |страхования" |

|Суммы страховых платежей по договорам |31 |65, субсчет |

|добровольного экологического | |"Расчеты по |

|страхования, платежи по которым могут | |договорам |

|быть включены в себестоимость | |добровольного|

|продукции, но срок начала договора не | |страхования" |

|наступил или договор страхования | | |

|заключен на длительный срок | | |

|Суммы страховых платежей по договорам |80, субсчет |65 |

|добровольного экологического |"Прочие | |

|страхования, превышающие норматив |операционные | |

| |расходы' | |

2.2.3 Затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по

предписанию территориальных комитетов по охране природы

Предприятиям необходимо получить разрешение на выброс, сброс загрязняющих

веществ и размещение отходов, что требует определенных расходов. Мнения

официальных лиц об источнике покрытия этих расходов различны

А) Оформление разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

С одной стороны, затраты по инвентаризации и оформлению разрешения на

выбросы загрязняющих веществ, осуществленные в соответствии со ст. 45

Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" по предписанию

государственных экологических органов, относятся к затратам, которые

включаются в себестоимость продукции. С другой стороны. Положением о

составе затрат предусмотрено, что за счет себестоимости продукции (работ,

услуг) относятся сами платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы)

загрязняющих веществ в природную среду, а включение в себестоимость

продукции затрат по оплате услуг сторонних организаций, выполняющих работы

по разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) и

паспортизации промышленных отходов, Положением не предусмотрено.

Б) Установление нормативов загрязнения.

В соответствии с Положением о составе затрат платежи в экологические

фонды за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов относятся на

себестоимость продукции, работ, услуг; сверх норм — за счет собственных

источников. Для установления этих нормативов предприятия иногда привлекают

к их разработке специалистов — экологических аудиторов. Однако Законом РФ

"Об охране окружающей природной среды" разработка указанных нормативов

самим предприятием не предусматривается, следовательно, отнесение таких

расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) или на убытки

предприятия, учитываемые для целей налогообложения, неправомерно.

В) Какого-либо нормативного документа, определяющего состав

природоохранных мероприятий, затраты по выполнению которых относятся на

себестоимость, не существует. Поэтому предприятие должно быть готово

отстаивать свои интересы в судебном порядке.

2.2.4 Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов

природоохранного назначения:

очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных

объектов, относятся к статье затрат "Природоохранные мероприятия'' тогда,

когда для этого привлекаются сторонние организации. Расходы, связанные с

содержанием и эксплуатацией природоохранных объектов работниками

предприятия, подлежат включению в соответствующие статьи затрат на

производство (расходы на оплату труда, отчисления на социальное

страхование, амортизация основных средств и др.).

Согласно Положению о составе затрат в себестоимость продукции (работ,

услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством и

реализацией. Эти затраты подлежат отнесению за счет того же источника

средств, за счет которого осуществляется текущий и капитальный ремонт

технологических сооружений.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.