рефераты бесплатно

МЕНЮ


Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом

реализации (кредитовый оборот данного субсчета) и ставку налога, можно

проверить правильность определения оборота по НДС.

Для уменьшения штрафных санкций необходимо также организовать учет и

контроль за начислением НДС по материальным ресурсам, списанным на

непроизводственные нужды и реализованным на сторону; при безвозмездной

передаче имущества другим предприятиям; на средства, полученные от других

организаций и предприятий (за исключением средств, зачисляемых в уставные

капиталы организаций (предприятий) их учредителями в порядке, установленном

законодательством Российской федерации; средств на целевое бюджетное

финансирование, а также на осуществление совместной деятельности); доходу,

полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов

(финансовой помощи) при отсутствии лицензий на осуществление банковской

деятельности, а также средства от взимания штрафов, пени, выплаты неустоек,

полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки

товаров (выполнения работ, оказания услуг); начислением НДС при реализации

продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, так

как для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную

продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже

фактической себестоимости; по авансам и предоплатам полученным; НДС

исчисленного с авансов и предоплат в предыдущем периоде, засчитываемых при

реализации.

Учет НДС, подлежащего возмещению из бюджета

Рассмотрим, какие аналитические данные нужно получать на дебете счета 68

"Расчеты с бюджетом", субсчет 5 "По НДС". Все проводки по дебету этого

субсчета можно разделить на два типа.

Первый — это оплата налога, пени и штрафов непосредственно с расчетного

счета предприятия или за счет переплаты по другим налогам. Эти проводки не

вызывают трудностей у бухгалтеров, поскольку перечисления делаются в

разрезе трех подсубсчетов: налог (001), штраф (002), пеня (003), таких же,

как и в кредитовом обороте. Поэтому аналитический учет можно вести в

разрезе этих подсубсчетов. Правда, необходимы дополнительные аналитические

данные для дебетового оборота, в частности за какой период перечисляется

налог: авансовый платеж за текущий квартал или оплата налога по расчету за

предыдущий квартал. Эта информация приводится в платежном поручении.

Правда, эти данные касаются только дебетового оборота по счету 68 "Расчеты

с бюджетом", субсчет 5 "По НДС". Поэтому нецелесообразно вводить отдельный

подсубсчет для учета таких данных, а можно обойтись их аналитическим

учетом, причем они могут быть закодированы или описаны текстом.

Второй тип — это проводки по учету НДС, предъявляемого бюджету к зачету,

т. е. учитывающие суммы НДС, уплаченные предприятием его поставщикам и

подрядчикам, возмещаемые бюджетом. Чаще всего при таких проводках

используются данные кредита счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет 5 "По

НДС", подсубсчет 001 "Налог" и дебета счета 19. Также необходимо иметь

аналитические данные для заполнения "Расчета (налоговой декларации) по

налогу на добавленную стоимость". Так, для заполнения п. 1а расчета нужно

знать сумму НДС по оприходованным оплаченным ценностям, в том числе по:

материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам,

работам, услугам производственного характера, нематериальным активам,

основным средствам, а также сумму НДС, уплаченного таможенным органам

предприятиями и организациями, формирующими цены на импортные товары

(продукцию). Перечисленные аналитические данные можно учитывать на счете

68, субсчет 5, но они отражают обороты только по дебету этого счета.

Поэтому целесообразнее получать их, исходя из конкретной корреспонденции

счетов. Например, дебет субсчета 68-5/001 и кредит определенного субсчета

счета 19 "НДС по приобретенным ценностям". Для этого при составлении

рабочего плана счетов нужно определить, какие субсчета будут открыты к

счету 19 и в разрезе каких аналитических данных нужно будет вести учет.

Предъявлять НДС к зачету следует только после оплаты материалов поставщику

и оприходования их на склад. Значит, необходимо вести учет НДС

приходящегося на оприходованные, но неоплаченные материальные ценности, а

также на оприходованные и оплаченные материальные ценности. Поэтому можно

одну цифру номера субсчета к счету 19 отвести для оплаченных или

неоплаченных материальных ценностей, что облегчит контроль главному

бухгалтеру и внутренним аудиторам, так как проводки с кредита счета 19 в

дебет субсчета 68-5/001 могут быть только с кредита субсчета к счету 19,

имеющего признак "оплачено". Однако необходимы данные не только в разрезе

оплаченных или неоплаченных оприходованных материальных ценностей, но и по

группам материальных ценностей, на которые приходится та или иная сумма

НДС, в частности, на: приобретенные материальные ресурсы, МБП, работы,

услуги) производственного характера, нематериальные активы, основные

средства.

В зависимости от возможностей программы автоматизации бухгалтерского учета

предприятие само решает, будет оно выделять отдельный субсчет для сбора

аналитических данных по выше перечисленным группам или будет собирать эту

информацию в аналитическом разрезе.

Учет на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" можно организовать

следующим образом.

Первая цифра номера субсчета будет обозначать, оплачены (2) или не

оплачены (1) оприходованные материальные ценности; НДС, уплаченный на

таможне (3).

Вторая цифра будет показывать группу материальных ценностей, к которой

относится НДС: 1. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на счете 10

"Материалы". 2. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на счете 41

"Товары". 3. НДС по МБП. 4. НДС по работам (услугам) производственного

характера. 5. НДС по нематериальным активам. 6. НДС при осуществлении

капитальных вложений. Таким образом, счет 19 "НДС по приобретенным

ценностям" будет иметь следующие субсчета: 19-11 "НДС по неоплаченным, но

оприходованным материалам", 19-12 "НДС по неоплаченным, но оприходованным

товарам", 19-13 "НДС по неоплаченным, но оприходованным МБП", 19-14 "НДС по

работам (услугам производственного характера) принятым, но неоплаченным",

19-15 "НДС по приобретенным, но неоплаченным нематериальным активам", 19-16

"НДС по приобретенным, но неоплаченным капиталовложениям", 19-21 "НДС по

оплаченным и оприходованным материалам", 19-22 "НДС по оплаченным товарам",

19-23 "НДС, оплаченный за МБП", 19-24 "НДС, оплаченный за работы (услуги)

производственного характера", 19-25 "НДС, оплаченный по нематериальным

активам", 19-26 "НДС, оплаченный при осуществлении капиталовложений", 19-30

"НДС, уплаченный на таможне". Внутри каждого субсчета можно вести

аналитический учет по видам материалов, договорам, счетам, поставщикам и

т.п.

Наличие таких аналитических данных позволит, по оборотам дебета счета, 68

"Расчеты с бюджетом", субсчёт 5 "По НДС", подсубсчет "Налог" и кредита

соответствующего субсчета к счету 19 заполнять "Расчет (налоговую

декларацию) по налогу на добавленную стоимость" и делать необходимые

выборки для анализа деятельности организации.

НДС, уплаченный на таможне, подлежит возмещению после его уплаты и

оприходования материальных ценностей на склад, независимо от того, были они

оплачены или нет. На основании таможенной декларации на получение

материальных ценностей нужно дебетовать субсчет 19-30 "НДС, уплаченный на

таможне" и кредитовать, субсчет 68-9 "Расчеты с бюджетом по таможне

.(импортная пошлина, НДС)", а на основании приемного акта — дебетовать

субсчет 68-5 "Расчеты с бюджетом по НДС", подсубсчет 001 "Налог" и

кредитовать субсчет 19-30 "НДС, уплаченный на таможне". Выполнять такие

проводки можно на компьютерах с применением различных пакетов бухгалтерских

программ, которые позволяют делать сразу несколько бухгалтерских проводок.

При такой постановке учета финансовая служба и руководители организации

будут иметь всю информацию, необходимую для анализа; упростится подготовка

данных для составления "Расчета (налоговой декларации) по налогу на

добавленную стоимость", ф. 2 приложения к балансу при составлении

квартальной отчетности; легче контролировать правильность предъявления

бюджету уплаченного НДС за материальные ресурсы, что будет способствовать

уменьшению штрафных санкций при .проведении налоговых проверок.

1.1.3. Оформление первичных документов для зачета налога на добавленную

стоимость

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 6 декабря 1991 года "О налоге

на добавленную стоимость" в расчетных документах на реализуемые товары

(работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой, а в

соответствии с п. 2 упомянутой статьи сумма налога на добавленную

стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между

суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары

(работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за

материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на

издержки производства и обращения.

Значит, для зачета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной

поставщикам, требуется выделения этого налога в расчетных документах. В

соответствии с п. 16 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 года N

39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" к

расчетным документам отнесены поручения, требования-поручения, требования,

а также к ним приравнены реестры чеков, реестры на получение средств с

аккредитива, приходные кассовые ордера. Указание п. 16 упомянутой

Инструкции о выделении сумм НДС в этих расчетных и приравненных к ним

документах соответствует Закону.

Этот же пункт требует выделения сумм налога на добавленную стоимость в

первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах

выполненных работ и др.), если расчеты произведены без использования

платежных поручений, требований-поручений, требований, реестров чеков,

аккредитивов и приходных кассовых ордеров. Необходимо отметить, что

упомянутые расчетные и приравненные к ним документы не всегда применяются

при расчетах с использованием векселей и путем зачета взаимных требований,

а также при бартерных поставках товаров (работ, услуг). К примеру, при

бартерных поставках (при товарообмене) могут быть составлены следующие

первичные документы, подтверждающие выполнение обязательств по договору:

- поставщиками материальных ресурсов - акты и накладные на отпуск

товаров и материалов, акты на приемку-передачу основных средств;

- подрядчиками и исполнителями работ и услуг - акты приемки-передачи

работ; акты, подтверждающие выполнение услуг.

Могут быть составлены и унифицированные документы, включающие в себя

как накладные, так и счета (к примеру, товарно-транспортные накладные на

грузовые автоперевозки). Унифицированные документы могут включать в себя и

заказы-наряды, заключения и т.д. Если упомянутые первичные документы не

содержат показателей, обязательных для счетов-фактур, то есть отпускную

цену единицы и всех отпущенных товаров (работ, услуг), надбавки, сборы и

налоги, общую сумму к платежу, дополнительно составляется счет (счет-

фактура) или платежное требование со спецификацией.

При бартерных поставках и при расчетах с использованием векселей

обычно составляются счета-фактуры или счета. При расчетах путем зачета

взаимных требований к актам (протоколам, письмам) о зачете прикладываются

счета (счета-фактуры) или платежные требования.

Поэтому порядок заполнения первичных документов при бартерных сделках

и зачете взаимных требований, а также при использовании векселей,

установленный п. 16 Инструкции N 39, соответствует традициям оформления

первичных документов и необходимости правильного исчисления налога на

добавленную стоимость.

В то же время, для крупных предприятий буквальное толкование

требований п. 16 Инструкции N 39 недопустимо, поскольку это лишит их

оперативности в деятельности, усилит бюрократизм аппарата управления.

У крупных предприятий подразделения, отпускающие товар, разбросаны,

поэтому руководство предприятий в накладных указывает количество товаров,

разрешенных к отпуску, то есть максимально допустимое значение (лимит).

Фактически может быть отпущено меньшее количество товара или товар другой

модификации и качества, удовлетворяющих покупателя. И крупные предприятия

на основании накладных, содержащих такие показатели, как наименование

покупателя, наименование товара, сорт, учетная цена и учетная сумма

отпущенного товара, составляют счета-фактуры или расчетные документы

(платежные требования, требования-поручения), включающие всю информацию,

отвечающую потребностям как покупателей, так и налоговых органов.

Если после отпуска товаров заставлять покупателей дооформлять

накладные в финансово-сбытовом отделе или бухгалтерии поставщика, это

приведет к простоям транспорта и нерациональному использованию рабочего

времени. Поэтому если в счете-фактуре или в платежном требовании сумма

налога на добавленную стоимость выделена, необязательно выделять ее в

накладной или в акте, так как в этом случае зачет взаимных требований,

расчеты при бартерных поставках и с применением векселей производятся на

основании счетов-фактур или платежных требований, а сами накладные и акты

являются лишь документом, подтверждающим отпуск (передачу) товара (работ)

или оказание услуг.

В тех случаях, когда невозможно точно определить сумму налога на

добавленную стоимость, в платежных поручениях выделяется сумма налога

исходя из расчетных ставок (9,09 процента - по продовольственным и детским

товарам; 16,67 процента - по другим товарам).

Поставщик товаров (работ, услуг) обязан выделить фактическую сумму

налога в счете-фактуре, а если счет-фактура не выписан - в накладных или в

акте. Зачет налога на добавленную стоимость производится на основании

одного из упомянутых документов, содержащих фактическую сумму налога.

Накладные и акты, одновременно являющиеся счетами-фактурами, до 1

января 1997 года должны иметь названия "счет-накладная", "счет-акт",

поскольку бухгалтерский учет задолженности ведется в разрезе каждого

предъявленного к оплате счета. С 1 января 1997 года выписка счетов-фактур

обязательна на основании Указа Президента РФ от 8 мая 1996 года N 685.

Требования п. 19 Инструкции N 39, в соответствии с которыми запрещено

выделять в расчетных документах сумму налога на добавленную стоимость в

платежном поручении в тех случаях, когда в счете-фактуре или в платежном

требовании сумма налога выделена, а в накладной или в акте не выделена,

противоречат не только Закону РФ от 6 декабря 1991 года "О налоге на

добавленную стоимость" и п. 16 этой же Инструкции, но и здравому смыслу.

Кроме того, п. 19 Инструкции содержит внутренние противоречия. Так,

если в приходно-кассовом ордере не выделена сумма налога, в соответствии с

этим пунктом запрещается выделять налог и в платежном поручении, хотя два

расчетных документа для оплаты одного и того же требования никогда не могут

быть применены. Если же они будут использованы, во-первых, один из

расчетных документов вызовет переплату и поэтому не приведет к излишнему

зачету налога на добавленную стоимость; во-вторых, никакой связи между

приходным кассовым ордером и платежным поручением не существует, так как

платежное поручение оформляется на основании требований контрагента,

оформленных в виде претензий, счетов-фактур, счетов-накладных, платежных

требований и т. д.; в-третьих, приходный кассовый ордер Инструкцией N 39 в

одних случаях приравнен к расчетному документу, а в других - к первичному

документу, на основании которых составляются расчетные документы.

В связи с вышеперечисленным, п. 19 Инструкции N 39 подлежит

корректировке. Кроме того, он должен применяться с учетом норм действующего

законодательства, не только запрещающего, но и требующего выделения в

расчетных документах сумм налога на добавленную стоимость при расчетах за

товары (работы, услуги), облагаемые налогом на добавленную стоимость.

Действующие нормативные акты (Указ Президента РФ от 8 мая 1996 года N

685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и

мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины"(в ред. от 03.04.97 N

283) и постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 года N 914 "Об

утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по

налогу на добавленную стоимость"(с изменениями и дополнениями от 2 февраля

1998 г. N 108) требуют выдачи покупателям счетов-фактур под расписку в

самом бланке счета.

Это требование не всегда осуществимо, поскольку при сдаче товаров

перевозчику (к примеру, для доставки груза покупателю, находящемуся за

сотни километров) представитель покупателя не присутствует. В ряде случаев

и представители покупателей, лично принимающие товары на складах

поставщика, не всегда имеют возможность расписаться в получении счетов-

фактур, поскольку рабочее время на складах, в финансовых отделах и

бухгалтериях заканчивается в одно и то же время.

Для выписки счетов-фактур упомянутым Указом установлен 10-дневный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.