рефераты бесплатно

МЕНЮ


Бюджет предприятия

В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график

оплаты приобретенных материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение

планов относительно затрат компании на оплату труда основного

производственного персонала.

При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

. он составляется исходя из бюджета производства, данных о

производительности труда и ставок оплаты труда основного

производственного персонала;

. в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и

сдельную часть оплаты труда.

Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или

предприятие подозревает, что не сможет выплачивать заработную плату в

установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату

труда составляется график погашения задолженности по заработной плате. Этот

график составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных

сырья и материалов.

Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение

планов относительно всех затрат компании, связанных с производством

продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и

переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.)

планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а

переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под

нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для

оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет

нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с

возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором

приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с

производством и сбытом продукции.

К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров,

отдела АСУ, ОТиЗ, отопление и освещение помещений непроизводственного

назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д.

Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная

часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя,

как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном

выражении).

Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к

формирования основного финансового бюджета, которое начинается с

формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой

отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает

результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках

составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль

в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных,

содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и

текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих

расходах и величине налога на прибыль.

Наиболее ответственным этапом здесь является оценка себестоимости. Для

того, чтобы сделать процесс оценки себестоимости адекватным процессу

оперативного финансового планирования, необходимо построить модель

себестоимости, с помощью которой происходит автоматический пересчет

себестоимости в зависимости от изменения факторов потребления ресурсов и

цен. Вся совокупность потребляемых предприятием ресурсов представляется в

виде стандартного набора, который может расширяться в зависимости от планов

освоения предприятием новых видов продукции. Для каждого вида ресурса

устанавливается расходный коэффициент cik, который определяет потребление i-

го ресурса k-ым продуктом. Помимо этого оценивается цена каждого i-го

ресурса pi. Модель оценки себестоимости наглядно можно представить в виде

двух следующих таблиц.

Табл. 2. Модель оценки себестоимости в виде расходных коэффициентов

| |Продукт 1 |Продукт 2 |Продукт 3 |. . .|Продукт N |

|Ресурс 1 |C11 |C12 |C13 | |C1N |

|Ресурс 2 |C21 |C22 |C23 | |C2N |

|. . . | | | | | |

|Ресурс M |CM1 |CM2 |CM3 | |CMN |

Табл. 3. Модель оценки себестоимости в виде цен ресурсов

| |Ресурс 1 |Ресурс 2 |Ресурс 3 |. . . |Ресурс М |

|Цена ресурса |p1 |p2 |p3 | |pN |

С помощью представленных в табл. 2 и 3 данных расчет себестоимости

производится с помощью следующей простой формулы:

[pic].

Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз

всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам

проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если

сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или

собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих

сметы и ее пересмотр.

Следующим шагом, одним из самых важных и сложных шагов в

бюджетировании, является составление бюджета денежных средств.

Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие

платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику

поступления средств, а расход — по направлениям использования. Ожидаемое

сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой

денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры

минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность

представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток

денежных средств.

Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер,

который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением

наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная

сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет

несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во

время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными

средствами значительная часть указанной суммы может находиться на

депозитных счетах. Также по бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете

денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов,

планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов,

а также другие проекты, требующие денежных расходов.

На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный

баланс.

Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит

информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого

периода.

Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые

проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например,

снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять

расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит

в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период –

действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс

должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств

предприятия и его собственного капитала.

Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности:

основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и

наглядно представляет денежные потоки.

2. Технология составления бюджета предприятия

Технология составления бюджета предприятия демонстрируется ниже с

помощью очень простого примера, который описывает соотношения между

отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение итоговых

показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета. В

качестве упрощающих факторов принята следующая система допущений:

. бюджетные таблицы составляются на основе деления года на кварталы,

. предприятие производит и продает один вид продукта,

. предприятие не является плательщиком налога на добавленную стоимость,

. все непрямые налоги, которые включаются в валовые издержки,

автоматически учитываются в составе тех базовых показателей, исходя из

которых они определяются (например, заработная плата планируется

вместе с начислениями),

. налог на прибыль рассчитывается по упрощенной схеме – прибыль

оценивается по итогам работы компании за год, а затем равномерно

делится на четыре части.

Отметим, что такие упрощения не носят принципиальный характер, а служат

исключительно целям обеспечения простоты и наглядности технологии

бюджетирования.

Итак, пусть на предприятии начата подготовка краткосрочного финансового

плана на следующий плановый год. В соответствии со сложившейся традицией

финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе,

получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта.

Совокупность собранной информации представлена ниже. Следует отметить,

что исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со

списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым менеджером

предприятия.

В качестве первого блока исходных данных используется прогноз объемов

продаж и цен:

|Прогноз сбыта и цен |Квартал 1 |Квартал 2 |Квартал 3 |Квартал 4 |

|Ожидаемый объем |10,000 |30,000 |40,000 |20,000 |

|Ожидаемая цена |20.00 |20.00 |20.00 |20.00 |

|единицы продукции | | | | |

|(грн.) | | | | |

Доля оплаты деньгами в данном квартале составляет 70% от объема

выручки, оставшиеся 30% оплачиваются в следующем квартале. Планируемый

остаток запасов готовой продукции на конец планового периода (квартала)

составляет 20% от объема продаж будущего периода. Запасы готовой продукции

на конец года планируются в объеме 3,000 единиц продукции. Требуемый объем

материала на единицу продукции составляет 5 кг, причем цена одного

килограммы сырья оценивается на уровне 60 коп. Остаток сырья на конец

каждого квартала планируется в объеме 10% от потребности будущего периода.

Оценка необходимого запаса материала на конец года составляет 7,500 кг.

Оплата поставщику за сырье производится на следующих условиях: доля оплаты

за материалы, приобретенные в конкретном квартале, составляет 50% от

стоимости приобретенного сырья. На оставшиеся 50% сырья поставщик

предоставляет отсрочку платежа, которая должна быть погашена в следующем

квартале. Оплата прямого труда производится на следующих условиях: затраты

труда основного персонала на единицу продукции составляют 0.8 часа.

Стоимость одного часа вместе с начислениями составляет 7.50 грн.

Накладные издержки представлены переменной и постоянной частями в

отдельности. Планирование переменных издержек производится исходя из

норматива 2 грн. на 1 час работы основного персонала. Постоянные накладные

издержки оценены на уровне 60,600 грн. за квартал, причем из них на

амортизацию приходится 15,000 грн.

Величина затрат на реализацию и управление также планируется в виде

двух частей – переменной и постоянной. Норматив переменной части составляет

1.80 грн. на единицу проданного товара. Планируемые объемы постоянных

административных и управленческих затрат приведены ниже:

| |Квартал 1 |Квартал 2 |Квартал 3 |Квартал 4 |

|Реклама |40,000 |40,000 |40,000 |40,000 |

|Зарплата |35,000 |35,000 |35,000 |35,000 |

|управляющих | | | | |

|Страховка | |1,900 |37,750 | |

|Налог на | | | |18,150 |

|недвижимость | | | | |

Предприятие планирует закупку оборудования на сумму 30,000 грн. в

первом квартале и 20,000 грн. – во втором квартале.

Планируемая к выплате сумма дивидендов составляет 40,000 в год,

равномерно распределенные по кварталам. Предприятие имеет возможность брать

банковскую ссуду под 10% годовых. Причем выплата процентов производится

одновременно с частичным погашением основной суммы долга при начислении

процента только на погашаемую часть ссуды.

Дополнительно примем, что ставка налога на прибыль составляет 30%.

Состояние активов и пассивов предприятия на начало планового периода

представлено в виде баланса (см. табл. 4).

Табл. 4. Начальный баланс предприятия

|Активы: | | | |

|Оборотные активы: | | | |

|Денежные средства |42,500 | | |

|Счета дебиторов |90,000 | | |

|Запасы сырья |4,200 |7,000 |кг |

|Запасы готовой продукции |26,000 |2000 |штук |

|Всего оборотные активы |162,700 | | |

|Основные средства | | | |

|Земля |80,000 | | |

|Сооружения и оборудование |700,000 | | |

|Накопленная амортизация |(292,000) | | |

|Сооружения и оборудования нетто |408,000 | | |

|Итого активы |650,700 | | |

| | | | |

|Обязательства: | | | |

|Текущие обязательства | | | |

|Счета к оплате |25,800 | | |

|Акционерный капитал: | | | |

|Обыкновенные акции, без номинала |175,000 | | |

|Нераспределенная прибыль |449,900 | | |

|Всего акционерный капитал |624,900 | | |

|Итого обязательства и капитал |650,700 | | |

|Проверка баланса |OK | | |

На основании приведенных данных необходимо построить систему бюджетов

предприятия. Рассчитываемая система бюджетов включает:

1. Бюджет продаж.

2. План производства продукции (компания производит единственный

продукт).

3. Бюджет затрат на основные материалы.

4. Бюджет затрат на оплату труда основного персонала.

5. Бюджет накладных затрат.

6. Бюджет себестоимости

7. Бюджет административных и маркетинговых затрат.

8. Плановый отчет о прибыли.

9. Бюджет денежных средств.

10. Плановый баланс.

Бюджет продаж с графиком получения денег от потребителя. Данный бюджет

составляется с использованием прогноза продаж, цен на готовую продукцию и

коэффициентов инкассации. Для рассматриваемого примера бюджет продаж

представлен в табл. 5.

Табл. 5. Бюджет продаж предприятия и график поступления денег (грн.)

| |Квартал 1 |Квартал 2 |Квартал 3 |Квартал 4 |За год |

|Ожидаемый |10,000 |30,000 |40,000 |20,000 |100,000 |

|объем (шт.) | | | | | |

|Ожидаемая |20.00 |20.00 |20.00 |20.00 | |

|цена единицы | | | | | |

|продукции | | | | | |

|Выручка за |200,000 |600,000 |800,000 |400,000 |2,000,000 |

|реализованную| | | | | |

|продукцию | | | | | |

| | | | | | |

|График поступления | | | | |

|денежных средств | | | | |

|Счета |90,000 | | | |90,000 |

|дебиторов на | | | | | |

|начало года | | | | | |

|Приток денег |140,000 |60,000 | | |200,000 |

|от продаж 1 | | | | | |

|кв. | | | | | |

|Приток денег | |420,000 |180,000 | |600,000 |

|от продаж 2 | | | | | |

|кв. | | | | | |

|Приток денег | | |560,000 |240,000 |800,000 |

|от продаж 3 | | | | | |

|кв. | | | | | |

|Приток денег | | | |280,000 |280,000 |

|от продаж 4 | | | | | |

|кв. | | | | | |

|Итого |230,000 |480,000 |740,000 |520,000 |1,970,000 |

|поступление | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.