рефераты бесплатно

МЕНЮ


Издержки обращения в современной системе управления торговым предприятием

использования денежных средств, состоянием расчётов и кредитных

отношений, сохранность товарно-материальных ценностей, выполнения плана

по труду, зарплате, прибыли и рентабельности. Он призван также

способствовать проведению строжайшего режима экономии, снижению

материальных, трудовых и денежных затрат, выявлению внутренних

резервов и возможностей, внедрению и осуществлению принципов

хозрасчёта в каждой торговой организации.

Задачи анализа издержек обращения состоят а том, чтобы

дать общую оценку выполнения плана издержек обращения как в целом,

так и в разрезе статей, установить факторы и размеры их влияния на

уровень издержек обращения и разработать мероприятия по

мобилизации выявленных резервов в ходе анализа.

Анализ издержек обращения проводится по данным

статистическим и бухгалтерской отчётности, материалам текущего учёта,

первичным документам, внеучётным источникам информации и личным

наблюдениям. Основной источник анализа издержек обращения - квартальный и

годовой «Отчёт о сведениях о торговой деятельности (форма № 5-з

(торг)), котором показаны фактические суммы расходов по отдельным

статьям и в целом по торговому предприятию. Месячные данные об

издержках обращения можно получить из регистров аналитического учёта.

Для изучения причин отклонения от плана по издержкам обращения

используют данные первичных документов. (товарно-транспортные накладные

, расчётно-платежные ведомости и др. материалы проверок,

обследований, личных наблюдений).

Проведение анализа в современных условиях прогрессирующей

инфляции и роста цен, весьма затруднённо и носит условный

характер, что в свою очередь даёт приблизительные результаты. В данной

главе хотелось бы раскрыть не столько результаты производственно-

хозяйственной деятельности ОРСа Казанского отделения ГЖД за год,

сколько саму методику проведения анализа на данном предприятии, его

основы, влияние факторов и их взаимосвязь.

Общую оценку уровня издержек обращения по ОРСУ

Казанского отделения ГЖД можно дать по представленным в

специальной таблице 3.1.1. данным за 1995 год. В ней

проводятся коэффициенты, которые позволяют прийти от фактических

затрат на конец отчётного периода к плановой величине, то

есть избавиться от влияния инфляционного процесса. Данные

коэффициенты весьма условны и индивидуальна для каждой статьи.

Анализ выполнения плана по издержкам обращения следует

увязывать с изучением объёма товарооборота, то есть анализировать не

по сумме, а по их уровню в процентах к товарообороту.

На основании данных таблицы 3.1.1. можно сделать

следующие основные выводы. План товарооборота был перевыполнен

на 4,73 % , а сумма издержек обращения снизилась на 1 % , что и

обусловило снижение их уровня на 1.5 % к товарообороту. Темп

снижения уровня издержек обращения составил 9,01 % ((1,5 : 16,64 ) *

100 % ). На по размеру снижения ( увеличения ) уровня издержек

обращения определяют сумму их относительной экономии ( перерасхода).

Сумму относительной экономии ( перерасхода ) исчисляют умножением

фактического товарооборота на размер снижения ( увеличения ) уровня

издержек обращения в сравнении с планом составила 251363 тыс. Рублей (

16757507 тыс. руб. * 1,5 % : 100 ).

При планировании учёта и при анализе, все издержки

обращения следует подразделить на условно-переменные и условно-

постоянные.

Сумма условно-переменных расходов по отчёту

составила

1974446 тыс. рублей при плане 2103500 тыс. рублей или 93,8 %

( 1974446 : 2104200 * 100 % ). Общая сумма экономии условно-переменным

издержкам обращения составила 129754 тыс. рублей

( 1974446 - 2104200 ). Фактический уровень условно-переменных расходов

по отношению к фактическому обороту товаров составил

11,78 % ( 1974446 * 100 : 16757507,5 ). Плановый уровень переменных

расходов по отношению к плановому обороту товаров равен 13,15 %

( 2107200 * 100 : 16000000 ).

Темп снижения уровня переменных расходов составил в целом

10,41 % ( ( 11,78 - 13,15 ) : 13,5 ) * 100 . Это следует

рассматривать

как положительный момент в работе торгового предприятия ( таблица

3.1.2. ).

Таблица 3.1.2.

Анализ условно-переменных расходов (тыс. руб.)

|Наименование статей План Факт Отклон. |

|% |

|Транспортные расходы 350000 333000 -17000 |

|95,1 |

|Расходы на оплату NH |

|труда 1700000 1585000 - |

|115000 93,2 |

|Потери в пределах |

|норм 32500 33846 |

|1346 104 |

|Расходы на тару 700 1600 |

|900 228,5 |

|Расходы по хранению, |

|подработке, сортировке, |

|упаковке 21000 21000 |

|-------- 100 |

| ИТОГО 2104200 1974446 |

|- 129754 93,9 |

Уровень условно-постоянных расходов по отношению к

товарообороту фактически составил 3,4 % ( 563189 * 100 : 16757507,5 ),

по плану 3,5 % ( 558900 * 100 : 16000000 ). Темп снижения уровня

условно-постоянных расходов составил 10 % ( ( 3,4-3,5) * 3,5 ) * 100.

Результаты анализа можно систематизировать в таблицу 3.1.3.

Таблица 3.1.3.

Анализ условно постоянных расходов (тыс. руб.)

|Наименование статей План Факт Отклон.|

|% |

|Износ сан. спец. |

|одежды и МБП 12000 12000 |

|----- 100 |

|Отчисления в ремонт- |

|ный фонд 1400 2800 |

|1400 200 |

|Арендная плата 65000 63500 - |

|1500 97,7 |

|Амортизация осн. |

|средств 77000 78889 |

|1889 102 |

|5 Прочие материальные | | | | |

|и приравненные к ним | | | | |

|расходы |69500 |71000 |15000 |102,2 |

|Прочие издержки | | | | |

|обращения |334000 |335000 |1000 |100,3 |

| ИТОГО | 558900| | | |

| | |563189 |4289 |100,8 |

Таким образом, в целом по ОРСу Казанского отделения ГЖД

была получена экономия издержек обращения в абсолютной сумме

125465 тыс. рублей , что было обусловлено исключительно за счёт

снижения переменной части расходов, где экономия составила

129754 тыс. рублей. По условно-постоянным издержкам обращения

был допущен перерасход на сумму 4289 тыс. рублей.

Использование данных вышеуказанных таблиц способствует формированию

наиболее оптимального плана учета издержек на будущий отчетный период.

2. Факторный анализ издержек обращения.

На изменение издержек обращения влияют два фактора :

- изменение объема товарооборота

- изменение уровня самих издержек обращения.

Для анализа влияния факторов на размер издержек обращения следует

произвести дополнительные расчеты, которые приведены в таблице 3.1.1. В

частности следует определить плановый размер издержек обращения при

фактическом объеме товарооборота, т.е. расчитать сумму пересчитанных или

скорректированных на фактическую реализацию товаров издержек обращения. Для

этого следует плановую величину переменных расходов скорректировать на

выполнение плана реализации товаров (104,73%),а постоянные рассходы

прибавить в измененном виде к пересчитанным издержкам обращения.

Полученная сумма сравнивается с фактической суммой издержек обращения.

Сравнивая скорректированную сумму издержек обращения с плановой, получаем

отклонение издержек обращения за счет изменения объема товарооборота.

В целом по ОРСу Казанского отделения Горьковской железной дороги

издержки обращения снизились на 125465 тыс. рублей. При этом за счет

перевыполнения плана товарооборота издержки обращения увеличились на 80410

тыс. руб. Следовательно, если исключить влияние этого фактора, издержки

обращения в действительности снизились на 195410 тыс. руб.

Вместе с тем по отдельным статьям издержек обращения были

допущены перерасходы, общая сумма которых составила 8035 тыс. рублей.Эти

перерасходы произошли по следующим видам издержек обращения:

- потери в пределах норм 1346 тыс. рублей;

- отчисления в ремонтный фонд 1400 тыс. рубле;

- расходы на тару 900 тыс. рублей;

- амортизация основных средств 1889 тыс. рублей;

- прочие материальные и приравненные к ним расходы 1500 тыс. руб;

- прочие издержки обращения 1000 тыс. руб.

По экономическому содержанию и целевому назначению отдельные виды

расходов весьма различны. Поэтому анализ общей суммы издержек обращения

необходимо дополнить изучением их в постатейном и групповом разрезе. Такой

анализ позволит углубить изучение издержек обращения с учетом их роли в

процессе обращения, даст возможность выявить резервы экономии.

Анализ транспортных расходов.

Как показывают данные таблицы 3.1.1 транспортные расходы

сократились по сравнению с планом на 17000 тыс. рублей и составили 95,1%

против плана.

На размер транспортных расходов влияют многие факторы, основными

из них являются: размер товарооборота; объем грузооборота; среднее

расстояние транспортирования грузов; средняя стоимость провозной платы.

Влияние различных факторов на размер транспортных расходов измеряют с

помощью метода цепных подстановок. Расчет влияния факторов на величину

факторов показан в таблице 3. 2. 1.

Таблица 3. 2. 1.

Расчет влияния факторов на размер транспортных

расходов в ОРСе Казанского отделения ГЖД

|Показатели |План |Факт |Отклон. |

|1.Объем грузообо- | | | |

|рота (тыс. тонн) |441 |459 |+18 |

|2.Среднее рассто- | | | |

|яние (км.) |125 |125 |- |

|3.Средняя стои- | | | |

|мость перевоз- |6,35 |5,803 |-0,547 |

|ки (руб. за 1 км) | | | |

| Итого расходов | | | |

|( тыс. руб.) |350000 |333000 |17000 |

1.Сумма транспортных расходов установленных по плану соста

вит 441 x 125 x 6,35 = 350000 тыс. рублей.

2. Плановый грузооборот заменен фактическим, а все другие

показатели остаются плановыми 459 x 125 x 6,35 =364331 тыс. руб. Влияние

изменения объема грузооборота на размер транспортных расходов составит

364331 - 350000

3. Сумма транспортных расходов при фактическом объеме

грузооборота, фактическом среднем расстоянии, плановой средней стоимости

перевозок 459 x 125 x 6,35 = 364331 тыс. рублей. Рассчитываем влияние

изменения среднего расстояния 364331 - 364331 = 0.

4. Сумма транспортных расходов при фактическом объеме

грузооборота, фактическом среднем расстоянии и фактической средней

стоимости перевозок 459 x 125 x 5,803 = 332947 тыс. рублей.

Влияние изменения средней стоимости перевозок на объем

транспортных расходов 332947 - 364331 = - 31384 тыс. рублей. Результаты

влияния рассмотренных факторов на размер транспортных расходов в сводном

виде представлены в таблице 3. 2. 2, из которой видно, что увеличение

объема грузооборота увеличило транспортные расходы на 14331 тыс. рублей, а

сокращение транспортных расходов, в сравнении с планом на 17053 тыс. рублей

произошло за счет сокращения средней стоимости перевозок.

Таблица 3. 2. 2

Анализ влияния факторов на величину

транспортных расходов.

|Наименование |Увеличение |Уменьшение |

|факторов | | |

|Объем грузооборота | | |

| |14331 |- |

|Среднее расстояние | | |

|перевозок |- |- |

|Средняя стоимость | | |

|перевозок |- |31384 |

|Итого | | |

| |14331 |31384 |

|Общее отклонение | | |

| |- |17053 |

Расходы на оплату труда.

Расходы на оплату труда по счету составили 1585000 тыс. рублей,

что сократилось с планом на 115000 тыс. рублей, в том числе за счет роста

товарооборота, увеличились на 80410 тыс. рублей, за счет влияния изменения

самих расходов уменьшились на 195410 тыс. рублей. Результаты выполнения

плана по расходам на заработную плату и выявление отдельных факторов

представлены в таблице 3. 2. 3

Таблица 3. 2. 3

Расчет влияния факторов на расходы

по оплате труда

|Показатели |План |Факт |Отклон. | %|

|Товарооборот | | | | |

|(тыс. руб.) |16000000 |16757507 |+757507 |104,7 |

|Средства в фонд | | | | |

|оплаты | | | | |

|труда(тыс.руб.) |1700000 |1585000 |-115000 |93,2 |

|Среднесписочная | | | | |

|численность | | | | |

|(чел. ) |443 |405 |-38 |91,4 |

|Среднегодовая | | | | |

|выработка на 1 | | | | |

|работника (тыс. | | | | |

|руб. ) |36117 |41376 |5259 |114,6 |

|Средняя зарплата | | | | |

|в месяц (руб. ) |319789 |326132 |6343 |102 |

Таблица 3. 2. 3 показывает, что фактические расходы по фонду

зарплаты уменьшились против плана на 115000 тыс. рублей. На отклонение

повлияло изменение численности и средней зарплаты. Уменьшение численности

работников привело к экономии фонда оплаты труда на 145826 тыс. рублей (38

x 319789 x 12), увеличение средней зарплаты привело к увеличению фонда

оплаты труда на 30826 тыс. рублей (6343 x 405 x 12). Баланс влияния обоих

факторов есть абсолютная экономия 115000 тыс. рублей (30826 - 145826).

На фонд оплаты труда кроме численности и средней зарплаты

оказывают влияние изменение товарооборота и производительности труда. Для

раздельного разделения измерения влияния этих факторов вводят два следующих

показателя:

1. Плановый фонд оплаты труда на фактический товарооборот .

1779900 тыс. рублей (170000 x 104,7 : 100)

2. Плановая средняя зарплата одного работника на фактическую

численность 1554175 тыс. рублей (319789 x 405 x 12).

Таблица 3. 2. 4

Анализ влияния основных факторов на фонд

оплаты труда

|Последоват|Взаимодейст-е показатели |Фонд |Отклон. |Причины |

|ельн. |Товаро- Средне- Средн. |оплаты |от |отклон. |

|расчета | |труда |предыдущ.| |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.