рефераты бесплатно

МЕНЮ


Лекции по бухучету

Лекции по бухучету

1 Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

2 Характеристика хозяйственных операций и их результатов

3 Понятие, построение, содержание бухгалтерского баланса. Классификация

балансов

4 Виды счетов и их взаимосвязи, порядок записи хозяйственных операций

на счетах

5 Двойная запись хозяйственных операций по счетам

6 Документирование хозяйственных операций, формы ведения бухгалтерского

учета

Вопрос №1 Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

Предмет бухгалтерского учета – упорядоченная и регламентированная

информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и

размещению, обязательства, хозяйственные операции и результаты деятельности

организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

Объекты бухгалтерского учета:

1) имущество организации;

2) обязательства организации;

3) хозяйственные операции.

Метод бухгалтерского учета - совокупность приемов и способов, с помощью

которых раскрывается содержание предмета.

Элементы метода, соответствующие определенным этапам учетного

процесса представлены на рисунке 2.1 (стр.3).

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной

операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и

финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского

учета на определенную дату.

Этапы учетного процесса

Приемы

Документация Оценка Счета

Баланс

Инвентаризация Калькуляция Двойная запись Отчетность

Элементы метода

Рисунок 2.1 - Элементы метода бухгалтерского учета

Производственная сфера

Сфера обращения

Рисунок 2.2 - Взаимосвязь хозяйственных процессов

Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного

отражения и группировки имущества по составу, размещению и

источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно

однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых

измерителях.

Для идентификации счета в бухгалтерском учете необходимо:

1)

2)

3)

4)

Двойная запись - взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на

счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно

записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на

одинаковую сумму.

Денежная оценка - денежное выражение имущества, обязательств и

хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период

по организации в целом.

Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных

видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерский баланс - это способ экономической группировки и обобщения

имущества организации по составу, размещению и источникам формирования,

выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и

финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной

деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по

установленным формам.

Вопрос №2 Характеристика хозяйственных операций и их результатов

Хозяйственная операция - это событие, результатом которого являются

изменения в составе имущества и источниках его формирования.

Правила формирования информации о хозяйственных операциях:

1)

2)

3)

Хозяйственный процесс- это совокупность хозяйственных операций.

Взаимосвязь хозяйственных процессов представлена на рисунке 2.2

(стр.3).

Учет в сфере снабжения

1) счета:

2) задачи:

Учет в сфере производства

1) счета:

2) задачи:

Учет в сфере продажи и финансовых результатов

1) счета:

2) задачи:

Вопрос №3 Понятие, построение, содержание бухгалтерского баланса.

Классификация балансов

Бухгалтерский баланс - это способ экономической группировки и обобщения

имущества организации по составу, размещению и источникам формирования,

выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.

Строение бухгалтерского баланса и классификация балансов представлены на

рисунках 2.3 (стр.8) и 2.4 (стр.9).

актив баланса

пассив баланса

валюта баланса

Содержание бухгалтерского баланса представлено в таблице

2.1 (стр.10).

Рисунок 2.3 - Расположение статей бухгалтерского баланса

Рисунок 2.4 - Классификация балансов

Таблица 2.1 - Содержание бухгалтерского баланса

Продолжение таблицы 2.1

Выделяют 4 типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций:

Вопрос №4 Понятие, строение, классификация и взаимосвязи счетов, порядок

записи хозяйственных операций на счетах

Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного

отражения и группировки имущества по составу, размещению и

источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно

однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых

измерителях.

Строение счета:

Счет 50 "Касса"

Дебет Кредит

дебет

кредит

Классификация счетов бухгалтерского учета представлена на рисунках 2.5,

2.6, 2.7 (стр.14, 15, 16).

аналитические

счета

синтетические

счета

субсчета

Взаимосвязь синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов

представлена на рисунке 2.8 (стр.17).

Рисунок 2.5 - Классификация счетов бухгалтерского учета

Классификация

счетов по экономическому содержанию

08 вложения во

внеоборотные

01 основные 10 материалы

активы

средства 11 животные на 15

заготовление 80 уставный 60 расчеты с поставщи-

выращивании и откорме и

приобретение капитал ками и подрядчиками

материальных 82 резервный 66

расчеты по кратко-

ценностей капитал

срочным кредитам и займам

67расчеты по долго-

20 основное 83 добавочный срочным

кредитам и займам

производство капитал 68

расчеты по

50 касса 60 расчеты с 23

вспомогательные 99 прибыли и налогам и сборам

51 расчетные счета поставщиками и производства

убытки 69 расчеты по социаль-

52 валютные счета подрядчиками 90 продажи

(в части прибыли) ному страхованию и

55 специальные 62 расчеты с

обеспечению

счета в банках покупателями

70

расчеты с персоналом

58 финансовые и заказчиками

по

оплате труда

вложения 71 расчеты с

76 расчеты с разными

подотчетными

дебиторами и кредиторами

лицами

76 расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Рисунок 2.6 -

Классификация счетов по экономическому содержанию

Классификация счетов по назначению и структуре

01 Основные средства 02 Амортизация 25

Общепроизводст- 08 Вложения во

10 Материалы основных средств

венные расходы внеоборотные активы 90 Продажи

50 Касса 05 Амортизация 26

Общехозяйст- 20 Основное 99

Прибыли и

51 Расчетный счет нематериальных

венные расходы производство

убытки

60 Расчеты с поставщи- активов 44

Расходы на 23 Вспомогательные

ками и подрядчиками 15 Заготовление и

продажу производства

приобретение

96 Резервы предсто-

62 Расчеты с покупате- материалов

ящих расходов

лями и заказчиками 16 Отклонение от 97

Расходы будущих

стоимости

периодов

69 Расчеты по социаль- материальных 98 Доходы

будущих

ному страхованию и ценностей

периодов

обеспечению 99 Прибыли и

70 Расчеты по оплате убытки

труда

76 Расчеты с разными

дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные

расчеты

80 Уставный капитал

82 Резервный капитал

Рисунок 2.7 -

Классификация счетов по назначению и структуре

[pic]

( синтетические счета)

[pic]

(субсчета)

[pic]

( аналитические счета)

Сальдо сч. С = Сальдо сч. С1 + Сальдо сч. С2 =

Сальдо сч. С11+Сальдо сч. С12+Сальдо сч. С13+Сальдо сч. С21+Сальдо сч. С22

Об д сч. С = Об д сч. С1 + Об д сч. С2 =

Об д сч. С11+ Об д сч. С12+ Об д сч. С13+ Об д сч. С21+ Об д сч.

С22

Об к сч. С = Об к сч. С1 + Об к сч. С2 =

Об к сч. С11+ Об к сч. С12+ Об к сч. С13+ Об к сч. С21+ Об к сч.

С22

Рисунок 2.8 - Взаимосвязь синтетических счетов, субсчетов и аналитических

счетов

Схема записей на активном счете

Активный счет

Дебет Кредит

1.Остаток на начало периода

( начальное сальдо)

2. Операции, вызывающие 3. Операции, вызывающие

увеличение объекта (+) уменьшение объекта (-)

4. Оборот дебетовый 5. Оборот кредитовый

(сумма операций по дебету) (сумма операций по кредиту)

6. Остаток на конец периода

(конечное сальдо)

(1+4-5)

Схема записей на пассивном счете

Пассивный счет

Дебет Кредит

1.Остаток на начало

периода

( начальное сальдо)

3. Операции, вызывающие 2. Операции, вызывающие

уменьшение

объекта (-) увеличение объекта (+)

5. Обороты по дебету 4. Обороты по кредиту

( сумма операций по дебету) (сумма операций по кредиту)

6. Остаток на конец

периода

( конечное сальдо)

(1+4-5)

закрытый счет

Правило записи на активно-пассивных счетах?

если счет в хозяйственной операции выступает как активный (пассивный),

то записи на нем производятся по правилам отражения операций на

активны (пассивных) счетах.

Вопрос №5 Двойная запись хозяйственных операций по счетам

Двойная запись – это запись, в результате которой каждая хозяйственная

операция отражается на счетах дважды: в дебет одного счета и одновременно

в кредит другого.

Корреспонденция

счетов

Бухгалтерская проводка (запись)- это указание счетов, которые

взаимодействуют в хозяйственной операции.

Существует 2 основных типа бухгалтерских проводок?

1) простая (корреспондируют 2 счета);

2) сложная (корреспондируют более 2-х счетов).

технические

проводки

Схема корректировочной проводки представлена на рисунке 2.9.

Рисунок 2.9 - Схема корректировочной проводки

Вопрос №6 Документирование хозяйственных операций, формы ведения

бухгалтерского учета

Бухгалтерский документ – это материальный носитель данных, который

позволяет юридически доказательно подтвердить хозяйственные факты и право

на их совершение.

Классификация бухгалтерских документов представлена на рисунке 2.10

(стр.22).

Реквизиты – это информационные элементы, отражающие признаки и показатели

фактов хозяйственной деятельности, которые необходимы в правильно

составленном и оформленном документе.

Функции, выполняемые бухгалтерским документом и классификация реквизитов

документов представлены на рисунках 2.11 и 2.12 (стр.23) .

Форма документа – это состав и расположение его реквизитов.

Выделяют:

1) типовые формы;

2) специализированные.

Рисунок 2.10 - Классификация бухгалтерских документов

Рисунок 2.11 - Функции, выполняемые бухгалтерским документом

Рисунок 2.12 - Классификация реквизитов первичных документов

Документация- это совокупность документов, составляемых на все

хозяйственные операции.

Требования к документации

точность полнота ясность качественность полезность

Документооборот – это движение документов от момента их составления до

момента передачи в архив.

Разработать документооборот – это значит составить график движения

документов, в котором указать, через какие рабочие места, в какие сроки,

для совершения каких процессов по обработке и в какой последовательности

проходит каждый документ.

Этапы жизни документа:

1)

2)

3)

4)

5)

Виды графиков документооборота представлены на рисунке 2.13 (стр.25).

Рисунок 2.13 - Виды графиков документооборота

Рисунок 2.14 – Этапы бухгалтерской обработки документов

Линейный график:

Линейно-ситуационный график:

Сетевой график:

Этапы обработки документов представлены на рисунке 2.14 (стр.25).

контировка

Учетные регистры - это разработанные специальным образом листы бумаги, в

которые производятся текущие учетные записи.

Классификация учетных регистров представлена на рисунке 2.15 (стр.27).

Виды оборотных ведомостей (см. таблицы 2.2 – 2.6, стр. 28):

1) линейные;

2) сальдовая;

3) шахматная.

Рисунок 2.15 – Классификация учетных регистров

Таблица 2.2- Схема линейной оборотной ведомости по счетам синтетического

учета

Таблица 2.3 - Схема линейной оборотной ведомости по

аналитическим счетам (количественно-суммовая форма)

Таблица 2.4 - Схема линейной оборотной ведомости по

аналитическим счетам (суммовая форма)

Таблица 2.5 - Схема сальдовой ведомости по счетам

аналитического учета

Таблица 2.6 - Шахматная оборотная ведомость

Способы исправления ошибочных записей:

корректурный

способ

1) корректурный способ;

2) способ " красное сторно";

3) дополнительная запись.

способ " красное

сторно"

дополнительная

запись

Форма бухгалтерского учета - это совокупность учетных регистров,

используемых в определенной последовательности и взаимосвязи для ведения

учета.

Элементы, определяющие форму:

1) количество и построение используемых учетных регистров;

2) способы производства записей в учетные регистры;

3) взаимосвязь между регистрами при производстве и сверке учетных записей

в них.

Виды записей в учетных регистрах:

1) хронологическая;

хронологическая

2) систематическая;

запись

3) синхронистическая.

систематическая

запись

синхронистическая

запись

Формы бухгалтерского учета:

1) мемориально-ордерная

2) журнально-ордерная

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.