рефераты бесплатно

МЕНЮ


Международные стандарты бухгалтерского учета

|Строки |IAS |Российский |

| | |учет |

|Выручка (нетто) от реализации товаров, |Да |Да |

|продукции, работ, услуг | | |

|Себестоимость реализации товаров, продукции, |Не |Да |

|работ, услуг |включается| |

|Коммерческие расходы |Не |Да |

| |включается| |

|Управленческие расходы |Не |Да |

| |включается| |

|Износ |Да |Не |

| | |включается |

|Проценты к получению |Да |Да |

|Проценты к уплате |Да |Да |

|Доход по инвестициям (от участия в других |Да |Да |

|организациях) | | |

|Прочие операционные доходы и расходы |Не |Да |

| |включается| |

|Прочие внереализационные доходы и расходы |Не |Да |

| |включается| |

|Налог на прибыль |Да |Да |

|Непредвиденные (чрезвычайные) доходы и расходы |Да |Да |

|Основные внутрифирменные расчеты |Да |Не |

| | |выделяется |

|Доля меньшинства |Да |Не |

| | |выделяется |

|Чистая прибыль/убыток отчетного периода |Да |Да |

Источники: МСФО 5 “Информация, подлежащая раскрытию в финансовой

отчётности”; Положение по бухгалтерскому учёту “Бухгалтерская отчётность

организации” ПБУ 4/96, утверждённое Приказом Минфина от 8 февраля 1996 г.

№10; Приказ Минфина от 13 января 2000 г. №4н “О формах бухгалтерской

отчётности предприятий”

Большой теоретический и практический интерес вызывают учёт бартера. В

российской экономике бартер играет значительно более важную роль, нежели в

международных масштабах. (Например, финансовой революцией в РАО “ЕЭС

России” в 1999 г. было признано то, что компании удалось собрать 49 %

“живых” денег в общей сумме платежей по сравнению с 19 % в 1998 г.)

Согласно МСФО если товары или услуги обмениваются на другие однородные и

аналогичные по стоимости товары или услуги, такая сделка не признается

реализацией. Такая ситуация возникает, когда поставщики обмениваются

товарами, перемещая их между различными регионами, с тем чтобы своевременно

отреагировать на локальные изменения спроса. В тех случаях, когда

происходит обмен разнородными товарами, например, грузовые автомобили

обмениваются на стальной прокат, МСФО определяет такие сделки как сделки,

приносящие доход. В российской системе учета бартерные операции всегда

рассматриваются как реализация. Следовательно, при обмене товаров на

аналогичные товары, такие сделки следует исключить из реализации,

определяемой согласно международным стандартам.

Таким образом, между российскими и международными стандартами

существует очень большое количество различий как принципиальных, так и

менее значительных. Чтобы оценить масштаб подобных расхождений необходимо

сравнить 2 комплекта консолидированной отчётности за 1998 г.,

подготовленные РАО “Газпромом”. Один из них был составлен в соответствии с

российским законодательством, а другой – в соответствии с МСФО. Выяснилось,

что расхождение в показателе чистой прибыли составило более 100 млрд.

рублей – 42,49 млрд. рублей чистого убытка по российским правилам бухучёта

и 147,22 млрд. по МСФО. Расхождение в определении резервов (за исключением

резерва по сомнительным долгам) составило 45,4 млрд. рублей, а в отношении

резерва по сомнительным долгам – 20,6 млрд. рублей. Сумма, которая по

российскими правилами относится на капитал, а в соответствии с МСФО

является расходами, достигает 29,5 млрд. рублей. Величина дохода по

денежным статьям, который не признаётся в соответствии с российским

бухучётом и признаётся в соответствии с МСФО, составляет 62,9 млрд. рублей.

Есть и другие не менее существенные расхождения.

Поэтому на данном этапе реформирования системы бухгалтерского учёта

должно стать последовательное сглаживание несоответствий, что будет

способствовать более успешному продвижению российских компаний на рынки

капитала. При этом, говоря о реформировании необходимо подчеркнуть, что

автоматическое, без каких-либо изменений, принятие МСФО невозможно. Ведь по

сути, международные стандарты – это компромисс между ведущими системами

учёта в мире. Нельзя отрицать тот факт, что в России уже накоплен большой

полезный опыт, сложилась система бухгалтерского учёта. Например, по словам

А. Бакаева, руководителя Департамента методологии бухгалтерского учёта и

отчётности Минфина России “наш План счетов – один из уникальнейших

документов в мировой учётной практике”. Поэтому при использовании

международных стандартов финансовой отчётности для создания новой

национальной системы учёта международный опыт должен быть адаптирован к

российской специфике.

§ 2. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С

МСФО

Трансформация финансовой отчётности в соответствии с требованиями

МСФО становится всё более актуальной. Однако следует отметить, что единой

методики трансформации отчётности не существует. По мнению специалистов,

отчётность в соответствии с МСФО можно получить 3 путями: методом

трансформации отчётности, методом трансляции проводок и методом

параллельного учёта.

Первые два метода самые простые, однако, они могут давать погрешность

от 10% до 50%. Как правило, в их основе лежит построение специальных

трансформационных таблиц. Например, при составлении консолидированной

отчётности РАО “ЕЭС России” за 1998 г. было разработано 28 таких таблиц.

Выделяется пять основных трансформационных таблиц:

сводная таблица рублёвых корректирующих (трансформационных, исправительных)

проводок

сводная таблица валютных корректирующих проводок

сводная таблица трансформации баланса

сводная таблица корректирующих проводок по перегруппировке статей отчёта о

прибылях и убытках

сводная таблица трансформации отчёта о прибылях и убытках

Все таблицы взаимосвязаны и позволяют в итоге получить

трансформированный отчёт о прибылях и убытках и баланс. К недостаткам такой

методики, помимо возможных ошибок, следует отнести то, что информацию,

подготовленную по МСФО можно получить только в конце периода, причём после

завершения основного процесса трансформации приходится вносить

корректировки.

Параллельный учёт (иначе он называется методом двойного ведения

бухгалтерского учёта) ведётся с помощью специального программного

обеспечения. Для ведения параллельного учёта система использует два плана

счетов: российский и международный. При настройке типовых операций

записываются как российские, так и международные шаблоны проводок.

Введённые операции автоматически разносятся по различным модулям, что даёт

максимальную детализацию информации. В то же время необходимо учитывать ряд

особенностей при автоматизированной трансформации бухгалтерской отчётности.

различная степень детализации российского и международного планов счетов

различные методы и нормы амортизации основных средств и МБП (согласно МСФО

МБП могут полностью относиться на расходы в момент приобретения, а по

российским стандартам – амортизироваться при передаче в эксплуатацию)

особенности при документарном признании задолженности и денежных средств

(например, согласно российским стандартам счета денежных средств

обновляются на основе банковской выписки, а по МСФО – на основе платёжных

поручений)

настройка операций при ведении учёта в двух валютах

Поскольку перечень различий между российским учётом и МСФО, связанных

с трансформацией бухгалтерской отчётности, остаётся всё ещё значительным,

данная проблема требует особого внимания со стороны широко круга

бухгалтеров и консультантов.

ГЛАВА 6. РЕФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИИ

§ 1. ПРАВОВАЯ БАЗА РЕФОРМ.

Законодательной основой в области реформирования системы российского

бухучёта является Государственная Программа перехода Российской Федерации

на принятую в международной практике систему учёта и статистики в

соответствии с требованиями развития рыночной экономики, разработанной в

соответствии с Распоряжением Председателя Верховного Совета РФ от 14 января

1992 г. Поскольку вопрос о переходе на МСФО тогда ещё не стоял на повестке

дня, основной задачей перестройки бухгалтерского и банковского учёта была

провозглашена “разработка и внедрение в практику предприятий специального

Плана счетов, который позволит:

давать обобщающую характеристику наличия и движения основных и

оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений, фондов и

резервов предприятия;

собирать в обобщенном виде информацию о затратах предприятия,

связанных с осуществлением уставной деятельности и социально – бытовым

обслуживанием работников;

отражать наличие и движение денежных средств в национальной и

иностранной валюте, находящихся на расчётных, валютных и других счетах в

банках на территории страны и за рубежом, ценных бумагах;

обобщать информацию о формировании и использовании финансовых

результатов деятельности предприятия и состоянии средств, полученных извне

на финансирование хозяйственной деятельности (кредиты банка, иные средства

финансирования целевых мероприятий) и др.”

План счетов бухгалтерского учёта был разработан при участии группы

экспертов Министерства финансов СССР и Центра ООН по транснациональным

компаниям и утверждён Приказом Минфина СССР № 56 от 1 ноября 1991 г. (План

счетов и Инструкция по его применению были введены в действие с 1 января

1992 г.) Данный План счетов и Положение о бухгалтерской отчётности,

введённое также в 1992 г. исходили их того, что учёт капитала

осуществляется в организациях, обособленных в имущественном и

организационном отношениях от других организаций их собственников. При этом

предполагалось, что учёт ведётся на предприятии, которое не предполагает

прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Таким образом, были

законодательно реализованы основные принципы обособленности, непрерывности

деятельности предприятия и непротиворечивости, принятые в международной

практике.

Следует отметить, что в качестве ориентира для реформирования

российского бухучёта предпочтение изначально отдавалось американской

системе GAAP. Однако GAAP это по своей сути слабо систематизированная и

постоянно изменяющаяся интерпретация принципов и правил бухучёта и методов

исчисления прибыли, отражающая только американскую специфику. (Например,

начиная с момента своего образования 1973 г., Совет по стандартам

финансового учёта США выпустил более 100 положений по бухучёту, из которых

10 % связано с решением концептуальных проблем финансового учёта, 10 % - с

решением специфичных для конкретных отраслей проблем, а остальные же 80 %

приходятся на пересмотр ранее принятых стандартов). Иными словами, GAAP –

это система бухучёта, которая развивается эволюционным путём и

подстраиваться под неё нецелесообразно. Поэтому МСФО, основанные на тех же

концептуальных принципах, но являющиеся менее детальными и более дешёвыми

для внедрения, представляют оптимальную основу для реформирования бухучёта.

По словам М. Задорнова “шла борьба между Европейским Союзом и американскими

правительственными и профессиональными представителями за то, какую систему

примет Россия и ряд союзных республик” Однако в силу определённой

ориентации российского законодательства по финансовой отчётности на

европейское хозяйственное право (прежде всего немецкое и французское)

Россия сделала выбор в пользу МСФО.

С 1993 г. баланс, а с 1996 г. все отчёты стали составляться в нетто –

показателях, как это принято международными стандартами. В рамках

вышеуказанной Государственной программы Приказом Минфина № 100 от 28 июля

1994 г. было утверждено первое Положение по бухгалтерскому учёту “Учётная

политика предприятия” (ПБУ 1/94). С его принятием значительно расширилось

применение международных принципов в российском учёте, в частности,

последовательность применения учётной политики, полнота отражения всех

фактов хозяйственной деятельности, требование осмотрительности, приоритет

содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность бухгалтерского

учёта.

21 ноября 1996 г. был принят основной нормативный акт по

бухгалтерскому учёту – Федеральный закон “О бухгалтерском учёте”. В

соответствии с п.1 ст. 5 общее методологическое руководство бухгалтерским

учётом возложено на Правительство РФ. Законом установлено, что органы,

которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, вправе

утверждать документы трёх уровней:

5. планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению

6. положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие

принципы, правила и способы ведения организациям учёта хозяйственных

операций, составления и предоставления бухгалтерской отчётности

7. другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухучёта”.

Следует отметить, что положения (стандарты) по бухучёту – это

нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными

объединениями бухгалтерами, как это понимается в международной практике.

Также Приказом Минфина № 10 от 12 февраля 1996 г. был утвержден ещё один

важнейший нормативный акт в области реформирования бухучёта – положение по

бухучёту “Бухгалтерская отчётность предприятий” (ПБУ 4/96).

Другим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учёта,

является Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России,

одобренная Методологическим советом по бухучёту при Минфине и Президентским

советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В

ней сформулировано мнение специалистов в области бухучёта к следующим

вопросам:

цель бухгалтерского учёта

основы организации бухгалтерского учёта

содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте

состав информации, формируемой в бухгалтерском учёте для внешних

пользователей

критерии признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка

В основу Концепции были положены концептуальные принципы МСФО. По

сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухучёта.

Толчком к практической реализации усилий по реформе бухгалтерского

учёта стал Указ президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 278 “О первоочередных

мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию “Порядок

во власти – порядок в стране (О положениях в стране и основных направлениях

политики РФ)”. Спустя почти год, 6 марта 1998 г., после длительной и

напряжённой работы, Постановлением Правительства № 283 была утверждена

Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с

международными стандартами финансовой отчётности – правовая основа реформы

бухучёта. В ней признавалось, что процесс реформирования отечественной

системы бухгалтерского учёта отстаёт от общего процесса экономических

реформ в России. Целью реформирования называется “приведение национальной

системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями экономики и

международными стандартами финансовой отчётности”, а задачи реформы

заключаются в том, чтобы:

“сформировать систему стандартов учёта и отчётности, обеспечивающих

полезной информацией пользователей, в первую очередь, инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учёта в России с основными

тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении

реформированной модели бухгалтерского учёта”.

Можно выделить 3 основных направления реформы:

4. нормативное и методологическое обеспечение реформы – в течение 2

предполагалось разработать новые и пересмотреть ранее утверждённые

положения по бухгалтерскому учёту, которые включили бы основную массу

требований МСФО

5. реорганизация системы управления учётом – предполагается возрастание

роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения

организации бухучёта (прежде всего Института профессиональных

бухгалтеров, созданного в 1997 г.)

6. подготовка и переподготовка кадров – поскольку любая реформа должна

начинаться с людей, то данное направление является важнейшей

составляющей реорганизации бухучёта (по некоторым оценкам, предстоит

переподготовить около 3 миллионов бухгалтеров)

В развитие Программы Правительство издало Распоряжение № 382-р от 21

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.