Международные стандарты финансовой отчетности
отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых
органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала
задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного
поведения хозяйствующих субъектов.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-
правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации
концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и
разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения
бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за
достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы
рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного
инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.
То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент на
необходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов.
Далее в Концепции формулируются цели бухгалтерского учета, причем
отдельно определяется цель учета для внешних и для внутренних
пользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной –
формирование достоверной информации для принятия управленческих решений -
определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению в
тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.
В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованных
пользователей бухгалтерской отчетности: «Заинтересованными пользователями
могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы,
поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и
общественность в целом».
Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о
бухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации о
деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой
внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям,
учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также
внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской
отчетности.
То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону о
бухгалтерском учете - Концепция на первый план выводит необходимость
организации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах внешних
пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон о
бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей,
учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о
бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК
РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности
-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания
услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности
являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал
организации и имеющие исключительные права на распределение полученной
прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой
организации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того,
предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а
прибыль получают от использования авансированного капитала в части,
оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии
управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние
редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в
соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных
интересов части собственников)
Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений по
бухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением и
представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают
организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной
деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в
нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данных
отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с
учетом указанных фактов.
Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции
делает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства:
«Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, филиалы и представительства иностранных организаций,
осуществляющие деятельность на территории Российской федерации, могут вести
учет лишь в целях налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства
могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений
Концепции...». Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности,
потребуются дополнительные разъяснения.
В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).
В программе:
• сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета
- приведение национальной системы бухгалтерского учета в
соответствие с требованиями рыночной экономики и международными
стандартами финансовой отчетности.
• определены задачи реформы:
• сформировать систему стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую
очередь инвесторов;
• обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с
основными тенденциями гармонизации стандартов на международном
уровне;
• оказать методическую помощь организациям в понимании и
внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;
• определены основные направления реформы:
• совершенствование нормативного правового регулирования;
• формирование нормативной базы (стандарты);
• методическое обеспечение (инструкции, методические указания,
комментарии);
• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,
подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского
учета);
• международное сотрудничество (вступление и активная работа в
международных организациях; взаимодействие с национальными
организациями, ответственными за разработку стандартов
бухгалтерского учета и регулирование соответствующей
деятельности).
В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:
• подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный
закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения
аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
• в течение двух лет разработать и утвердить положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную
массу требований международных стандартов;
• пересмотреть первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к
унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной
документации;
• пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции
• по их применению, учитывая появление и особенности деятельности
финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные
новые явления;
• ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов
малого предпринимательства.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об
утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением
Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений
(стандартов) бухгалтерского учета в практику.
Результаты выполнения Плана внедрения положений бухгалтерского учета
Таблица 4.
|Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически |
| | |выполнено |
|Общие вопросы раскрытия информации |
|Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; |
| |г. |06.07.99 |
|Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| |
|Прибыль на акцию |I квартал 1999 | |
| |г. | |
|Информация по сегментам |IV квартал 1998 | |
| |г. | |
|Информация о связанных сторонах |IV квартал 1998 | |
| |г. | |
|Прекращенные операции |IV квартал 1999 | |
| |г. | |
|Учетная политика организации |IV квартал 1998 |ПБУ 1/98; |
| |г. |09.12.98 |
|Условные факты хозяйственной |III квартал 1998|ПБУ 8/98; |
|деятельности |г. |25.11.98 |
|События после отчетной даты |III квартал 1998|ПБУ 7/98; |
| |г. |25.11.98 |
|Активы и обязательства организации |
|Основные средства |IV квартал 1999 |ПБУ 6/97; |
| |г. |03.09.97 |
|Материально-производственные запасы |II квартал 1998 |ПБУ 5/98; |
| |г. |15.06.98 |
|Нематериальные активы |IV квартал | |
| |1999г. | |
|Финансовые вложения |IV квартал 1998 | |
| |г. | |
|Активы и обязательства, стоимость |II квартал 1999 |ПБУ 3/95; |
|которых выражена в иностранной |г. |13.06.95 |
|валюте | | |
|Реорганизация организаций |III квартал | |
| |1999г. | |
|Аренда основных средств |III квартал 1999| |
| |г. | |
|Доверительное управление имуществом |IV квартал 1999 |приказ Минфина |
| |г. |РФ от 25.12.98 |
| | |№68н |
|Финансовые результаты деятельности организации |
|Доходы организации |III квартал 1998|ПБУ 9/99; |
| |г. |06.05.99 |
|Затраты организации |III квартал 1998|ПБУ 10/99; |
| |г. |06.05.99 |
|Договоры на капитальное |I квартал 1999 |ПБУ2/94; |
|строительство |г. |20.12.94 |
|Расчеты по налогам |I квартал 1999 | |
| |г. | |
|Государственная помощь |II квартал 1999 | |
| |г. | |
Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о
том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно
«пробуксовывает». Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в будущее,
можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004
года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претерпят
существенные изменения или серьезно изменятся. Вывод неутешителен - работа
по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности ведется
неудовлетворительными темпами.
Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО
Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не
единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.
В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных
системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится
реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном
государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).
IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются
на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP
являются более детализированными и фактически могут применяться всеми
участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и
разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к
формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке
нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию
бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-
производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что
систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и
корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и
традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных
приемах и методах учетной работы.
Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна
сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или
указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в
масштабах государства. В настоящее время существует только один такой
документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств,
утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.
Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода
отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на
международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в
отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их
применению.
Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности,
широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в
выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом
всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в
стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость
издания весьма высока, что дополнительно затрудняет сколько-нибудь широкое
распространение стандартов. Кроме того, текст МСФО предваряется записью об
охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в
какой-либо форме. Но, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от
«Об авторском праве и смежных правах» официальные документы (законы,
судебные решения, иные тексты законодательного, административного и
судебного характера), а также их официальные переводы не могут являться
объектами авторского права.
Нормативные документы бухгалтерского учета РФ и их соответствие МСФО
Таблица 5.
|№ |Наименование МСФО |Дата |Соответствующий |
| | |введения |нормативный документ |
| | | |бухгалтерского учета |
| | | |РФ |
|1 |Представление финансовой |01.07.98 |ПБУ 4/99 |
| |отчетности | | |
|2 |Запасы |01.01.95 |ПБУ 5/98 |
|4 |Учет амортизации |01.01.97 |ПБУ 6/97 (раздел 4) |
|7 |Отчет о движении денежных |01.01.94 |ПБУ 4/99, Инструкция о|
| |средств | |годовой отчетности |
|8 |Чистая прибыль или убыток за |01.01.95 |ПБУ9/99, ПБУ 1/98, |
| |период, фундаментальные ошибки в| | |
| |учетной политике | | |
|9 |Затраты на исследования и |01.01.95 |Типовые методические |
| |разработки | |рекомендации по |
| | | |планированию, учету и |
| | | |калькулированию |
| | | |себестоимости |
| | | |научно-технической |
| | | |продукции, |
| | | |утвержденные Миннауки |
| | | |РФ, Минэкономики РФ и |
| | | |Минфином РФ 15.06.94 №|
| | | |ОР-22-2-46 |
|10 |Условные события и события, |01.01.80 |ПБУ7/98, ПБУ8/98 |
| |происшедшие после отчетной даты | | |
|11 |Договоры подряда |01.01.95 |ПБУ 2/94 (в части |
| | | |договора строи |
| | | |тельного подряда) |
|12 |Налоги на прибыль |01.01.98 |Инструкция |
| | | |Госналогслужбы РФ о |
| | | |порядке исчисления |
| | | |налога на прибыль |
|14 |Сегментная отчетность |01.07.98 |Информация, отражающая|
| | | |влияние цен |
|15 |Информация, отражающая влияние |01.01.83 | |
| |цен | | |
|16 |Основные средства |01.07.99 |ПБУ6/97 |
|17 |Аренда |01.01.99 |ПБУ6/97 (раздел 6) |
|18 |Выручка |01.01.95 |ПБУ9/99 |
|19 |Вознаграждение работникам |01.01.99 | |
|20 |Учет правительственных субсидий |01.01.84 | |
| |и раскрытие информации о | | |
| |правительственной помощи | | |
|21 |Влияние изменения валютных |01.01.95 |ПБУЗ/95** |
| |курсов | | |
|22 |Объединение компаний |01.07.99 | |
|23 |Затраты по займам |01.01.95 |Положение по ведению |
| | | |бухгалтерского учета и|
| | | |бухгалтерской |
| | | |отчетности, п.73 |
|24 |Раскрытие информации о связанных|01.01.86 | |
| |сторонах | | |
|25 |Учет инвестиций |01.01.87 |Положение по учету |
| | | |долгосрочных |
| | | |инвестиций (приказ |
| | | |Минфина РФ от 30.12.93|
| | | |№ 160) |
|26 |Учет и отчетность по программам |01.01.88 | |
| |пенсионного обеспечения | | |
| |(пенсионным планам) | | |
|27 |Сводная финансовая отчетность и |01.01.99 |приказ Минфина РФ от |
| |учет инвестиций в дочерние | |30.12.96 №112 |
| |компании | | |
|28 |Учет инвестиций в |01.01.90 | |
| |ассоциированные компании |(кроме | |
| | |параграфов| |
| | |23 и 24) | |
|29 |Финансовая отчетность в условиях|01.01.90 | |
| |гиперинфляции | | |
|30 |Раскрытие информации в |01.01.91 | |
| |финансовой отчетности банков и | | |
| |аналогичных финансовых | | |
| |институтов | | |
|31 |Финансовая отчетность об участии|01.01.92 |приказ Минфина РФ от |
| |в совместной деятельности | |25 декабря 1998 г. № |
| | | |68н |
|32 |Финансовые инструменты: |01.01.96 | |
| |раскрытие и представление | | |
| |информации | | |
|33 |Прибыль на акцию |01.01.98 | |
|34 |Промежуточная финансовая |01.01.99 |ПБУ4/99 |
| |отчетность | | |
|35 |Прекращаемая деятельность |01.01.99 | |
|36 |Обесценение активов |01.07.99 | |
|37 |Резервы, условные обязательства |01.07.99 |Инструкция о |
| |и условные активы | |бухгалтерской |
| | | |отчетности, ПБУ8/98. |
|38 |Нематериальные активы |01.01.99 |Положение по ведению |
| | | |бухгалтерского учета и|
| | | |бухгалтерской |
| | | |отчетности, пп. 55-57 |
|39 |Финансовые инструменты: | | |
| |признание и оценка | | |
При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства.
Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют дату
ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими порядковыми
номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного
совершенствования и переработки, а это, в свою очередь, обуславливает
разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов.
Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых
МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и
МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например,
ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной
степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности.
Заключение
Несмотря на интеграцию мировых фондовых рынков, сохраняются
национальные различия в правилах составления финансовых отчетов. Некоторые
различия незначительны, но многих беспокоит решение таких принципиальных
вопросов, как отчет о слияниях и пенсионных фондах, а также возможная
необходимость отступления от традиционных базовых принципов, какова
распространенная в Германии приверженность к защите интересов кредиторов.
Учет и отчетность являются продуктом развития экономических и
политических систем, а потому сближение правил учета, скорее, будет
результатом более широкого сближения, чем его причиной. Конкуренция между
национальными фондовыми биржами за право котировать новые акции, а также
пропасть между режимами регулирования в США и в других странах разожгли
новый интерес к международным правилам и работе Комитета по международным
правилам учета. Трудность решения проблем остается прежней, и похоже, что
прогресс более вероятен в случаях, когда гибкость международных правил
позволит охватить наибольшее число национальных стандартов учета. Нет
сомнений, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам будет
яростно сопротивляться установлению двухэтажного режима отчетности и
попыткам фирм «эмигрировать» туда, где правила учета менее жестки и дороги,
чем в США.
Список литературы
1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996.
-555 с.
2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд.,
пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.
3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух.
Учет, 1994. -527 с.
4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер.
и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.
5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и
статистика, 1994. -192 с.
6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ,
Аудит, 1999.- 391 с.
7. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1,
Социальная защита, 1998, № 9.
8. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2,
Социальная защита, 1998, № 10.
9. Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика
нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3.
10. «Мастерство: Финансы» Ричард Лефтвич
Страницы: 1, 2, 3, 4
|