Международные стандарты в бухгалтерском учете
рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного
инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.
То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент на
необходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов.
Далее в Концепции формулируются цели бухгалтерского учета, причем
отдельно определяется цель учета для внешних и для внутренних
пользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной-
формирование достоверной информации для принятия управленческих решений -
определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению в
тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.
В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованных
пользователей бухгалтерской отчетности:
«Заинтересованными пользователями могут быть реальные и
потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики,
покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом».
Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о
бухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации о
деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой
внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям,
учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также
внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской
отчетности.
То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону о
бухгалтерском учете - Концепция на первый план выводит необходимость
организации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах внешних
пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон о
бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей,
учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о
бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК
РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности
-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания
услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности
являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал
организации и имеющие исключительные права на распределение полученной
прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой
организации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того,
предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а
прибыль получают от использования авансированного капитала в части,
оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии
управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние
редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в
соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных
интересов части собственников)
Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений по
бухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением и
представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают
организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной
деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в
нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данных
отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с
учетом указанных фактов.
Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции
делает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства:
«Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, филиалы и представительства иностранных
организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской
федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения.
Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться
упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции...».
Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности, потребуются
дополнительные разъяснения.
Министр по налогам и сборам А. П. Починок в интервью журналу
«Accounting Report» Выпуск 2.5 (ноябрь/ декабрь 1999 года) подчеркнул
необходимость перехода на МСФО, но при этом заметил, что нужно окончательно
развести бухгалтерский учет и налоговую отчетность. «Пусть предприятия
делают налоговую отчетность исходя из действующих налоговых законов, и
исключительно для целей налогообложёния, а бухгалтерский учет ведут
исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учета и
появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности
собственно предприятия».
Практически это может означать, что термин «налоговый учет» в
недалеком будущем будет узаконен и, весьма вероятно, в организациях
появится должность «бухгалтер по налогам».
В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).
В программе:
• сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета
- приведение национальной системы бухгалтерского учета в
соответствие с требованиями рыночной экономики и международными
стандартами финансовой отчетности.
• определены задачи реформы:
• сформировать систему стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую
очередь инвесторов;
• обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с
основными тенденциями гармонизации стандартов на международном
уровне;
• оказать методическую помощь организациям в понимании и
внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;
• определены основные направления реформы:
• совершенствование нормативного правового регулирования;
• формирование нормативной базы (стандарты);
• методическое обеспечение (инструкции, методические указания,
комментарии);
• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,
подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского
учета);
• международное сотрудничество (вступление и активная работа в
международных организациях; взаимодействие с национальными
организациями, ответственными за разработку стандартов
бухгалтерского учета и регулирование соответствующей
деятельности).
В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:
• подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный
закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения
аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
• в течение двух лет разработать и утвердить положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную
массу требований международных стандартов;
• пересмотреть первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к
унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной
документации;
• пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции
• по их применению, учитывая появление и особенности деятельности
финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные
новые явления;
• ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов
малого предпринимательства.
Нетрудно убедиться, что практически все перечисленные мероприятия по
состоянию на 1 января 2000 года (то есть, по истечению отведенных сроков)
остались либо полностью не исполненными (пересмотр планов счетов и
инструкций по их применению), либо выполненными частично (разработка
положений стандартов по бухгалтерскому учету).
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой
отчетности в соответствии с международными стандартами должна стать
разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по
бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об
утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением
Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений
(стандартов) бухгалтерского учета в практику.
В таблице приводятся результаты выполнения этого Плана:
|Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически |
| | |выполнено |
|Общие вопросы раскрытия информации |
|Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; |
| |г. |06.07.99 |
|Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| |
|Прибыль на акцию |I квартал 1999 | |
| |г. | |
|Информация по сегментам |IV квартал 1998 | |
| |г. | |
|Информация о связанных сторонах |IV квартал 1998 | |
| |г. | |
|Прекращенные операции |IV квартал 1999 | |
| |г. | |
|Учетная политика организации |IV квартал 1998 |ПБУ 1/98; |
| |г. |09.12.98 |
|Условные факты хозяйственной |III квартал 1998|ПБУ 8/98; |
|деятельности |г. |25.11.98 |
|События после отчетной даты |III квартал 1998|ПБУ 7/98; |
| |г. |25.11.98 |
|Активы и обязательства организации |
|Основные средства |IV квартал 1999 |ПБУ 6/97; |
| |г. |03.09.97 |
|Материально-производственные запасы |II квартал 1998 |ПБУ 5/98; |
| |г. |15.06.98 |
|Нематериальные активы |IV квартал | |
| |1999г. | |
|Финансовые вложения |IV квартал 1998 | |
| |г. | |
|Активы и обязательства, стоимость |II квартал 1999 |ПБУ 3/95; |
|которых выражена в иностранной валюте |г. |13.06.95 |
|Реорганизация организаций |III квартал | |
| |1999г. | |
|Аренда основных средств |III квартал 1999| |
| |г. | |
|Доверительное управление имуществом |IV квартал 1999 |приказ Минфина |
| |г. |РФ от 25.12.98 |
| | |№68н |
|Финансовые результаты деятельности организации |
|Доходы организации |III квартал 1998|ПБУ 9/99; |
| |г. |06.05.99 |
|Затраты организации |III квартал 1998|ПБУ 10/99; |
| |г. |06.05.99 |
|Договоры на капитальное строительство |I квартал 1999 |ПБУ2/94; |
| |г. |20.12.94 |
|Расчеты по налогам |I квартал 1999 | |
| |г. | |
|Государственная помощь |II квартал 1999 | |
| |г. | |
Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о
том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно
пробуксовывает. Из общего количества положений (22), которые должны быть
разработаны в течение срока менее, чем за два года (семь кварталов - со
второго квартала 1998 по четвертый квартал 1999 года) реально разработано
только 6 ПБУ 6/97, ПБУ 5/ 98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и Г1БУ 10/99.
Еще два положения (ПБУ 1/98 и ПБУ 4/99) переработаны. Таким образом, с
небольшой натяжкой можно сказать, что программа реформирования выполнена
только на 36 процентов. Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в
будущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не
ранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе)
претерпят существенные изменения или серьезно изменятся.
Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандарты
бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами.
Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не
единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.
В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных
системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится
реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном
государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).
IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются
на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP
являются более детализированными и фактически могут применяться всеми
участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и
разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к
формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке
нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию
бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-
производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что
систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и
корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и
традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных
приемах и методах учетной работы.
Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна
сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или
указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в
масштабах государства. В настоящее время существует только один такой
документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств,
утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.
Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода
отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на
международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в
отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их
применению.
Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности,
широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в
выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом
всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в
стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость
издания почему-то исчислена в долларах США - $47. По состоянию на конец
января стоимость книги (в комплекте с поставляемыми практически «в
нагрузку» «Комментариями») составляет 1 600 рублей - то есть более, чем 1,5
официально утвержденных прожиточных минимума. Разумеется, при таких ценах
сколько-нибудь широкое распространение стандартов весьма сомнительно.
Кроме того, текст МСФО предваряется, в общем-то обычной в таких
случаях записью об охране авторского права и запрете использовать какую-
либо часть издания в какой-либо форме. Все так, но есть одна неувязочка - в
соответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об авторском праве и
смежных правах» не могут являться объектами авторского права официальные
документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного,
административного и судебного характера), а также их официальные переводы.
Таким образом, либо МСФО не являются официальным документом, либо
издатели (и их идейные вдохновители) в вопросах авторского права вообще не
разбираются. В то же время Минфин РФ в некоторых своих нормативных
документах обязывает организации (в определенных ситуациях)
руководствоваться МСФО при составлении бухгалтерской отчетности. То есть,
тем самым Минфин РФ приравнивает МСФО к официальным документам.
О деятельности (точнее бездеятельности Минфина РФ и Института
профессиональных бухгалтеров) в части разработки методических рекомендаций
по обеспечению перехода на МСФО, говорилось выше.
|№№ МСФО |Наименование МСФО |Дата |Соответствующий |
| | |введения|нормативный документ |
| | | |бухгалтерского учета РФ|
|1 |2 |3 |4 |
|1 |Представление финансовой |01.07.98|ПБУ 4/99 |
| |отчетности | | |
|2 |Запасы |01.01.95|ПБУ 5/98 |
|4 |Учет амортизации |01.01.97|ПБУ 6/97 (раздел 4) |
|7 |Отчет о движении денежных |01.01.94|ПБУ 4/99, Инструкция о |
| |средств | |годовой отчетности |
|8 |Чистая прибыль или убыток за |01.01.95|ПБУ9/99, ПБУ 1/98, |
| |период, фундаментальные | | |
| |ошибки в учетной политике | | |
|9 |Затраты на исследования и |01.01.95|Типовые методические |
| |разработки | |рекомендации по |
| | | |планированию, учету и |
| | | |калькулированию |
| | | |себестоимости |
| | | |научно-технической |
| | | |продукции, утвержденные|
| | | |Миннауки РФ, |
| | | |Минэкономики РФ и |
| | | |Минфином РФ 15.06.94 № |
| | | |ОР-22-2-46 |
|10 |Условные события и события, |01.01.80|ПБУ7/98, ПБУ8/98 |
| |происшедшие после отчетной | | |
| |даты | | |
|11 |Договоры подряда |01.01.95|ПБУ 2/94 (в части |
| | | |договора строи тельного|
| | | |подряда)** |
|12 |Налоги на прибыль |01.01.98|Инструкция |
| | | |Госналогслужбы РФ о |
| | | |порядке исчисления |
| | | |налога на прибыль* |
|14 |Сегментная отчетность |01.07.98|Информация, отражающая |
| | | |влияние цен |
|15 |Информация, отражающая |01.01.83| |
| |влияние цен | | |
|16 |Основные средства |01.07.99|ПБУ6/97 |
|17 |Аренда |01.01.99|ПБУ6/97 (раздел 6) |
|18 |Выручка |01.01.95|ПБУ9/99 |
|19 |Вознаграждение работникам |01.01.99| |
|20 |Учет правительственных |01.01.84| |
| |субсидий и раскрытие | | |
| |информации о | | |
| |правительственной помощи | | |
|21 |Влияние изменения валютных |01.01.95|ПБУЗ/95** |
| |курсов | | |
|22 |Объединение компаний |01.07.99| |
|23 |Затраты по займам |01.01.95|Положение по ведению |
| | | |бухгалтерского учета и |
| | | |бухгалтерской |
| | | |отчетности, п.73 |
|24 |Раскрытие информации о |01.01.86| |
| |связанных сторонах | | |
|25 |Учет инвестиций |01.01.87|Положение по учету |
| | | |долгосрочных инвестиций|
| | | |(приказ Минфина РФ от |
| | | |30.12.93 № 160) |
|26 |Учет и отчетность по |01.01.88| |
| |программам пенсионного | | |
| |обеспечения (пенсионным | | |
| |планам) | | |
|27 |Сводная финансовая отчетность|01.01.99|приказ Минфина РФ от |
| |и учет инвестиций в дочерние | |30.12.96 №112 |
| |компании | | |
|28 |Учет инвестиций в |01.01.90| |
| |ассоциированные компании |(кроме | |
| | |параграф| |
| | |ов 23 и | |
| | |24) | |
|29 |Финансовая отчетность в |01.01.90| |
| |условиях гиперинфляции | | |
|30 |Раскрытие информации в |01.01.91| |
| |финансовой отчетности банков | | |
| |и аналогичных финансовых | | |
| |институтов | | |
|31 |Финансовая отчетность об |01.01.92|приказ Минфина РФ от 25|
| |участии в совместной | |декабря 1998 г. № 68н |
| |деятельности | | |
|32 |Финансовые инструменты: |01.01.96| |
| |раскрытие и представление | | |
| |информации *** | | |
|33 |Прибыль на акцию |01.01.98| |
|34 |Промежуточная финансовая |01.01.99|ПБУ4/99 |
| |отчетность | | |
|35 |Прекращаемая деятельность |01.01.99| |
|36 |Обесценение активов |01.07.99| |
|37 |Резервы, условные |01.07.99|Инструкция о |
| |обязательства и условные | |бухгалтерской |
| |активы | |отчетности, ПБУ8/98. |
|38 |Нематериальные активы |01.01.99|Положение по ведению |
| | | |бухгалтерского учета и |
| | | |бухгалтерской |
| | | |отчетности, пп. 55-57 |
|39 |Финансовые инструменты: | | |
| |признание и оценка *** | | |
* По заявлению руководителя Департамента налоговых реформ Минфина РФ,
сделанного на 2 съезде профессиональных бухгалтеров и аудиторов,
работа над соответствующим ПБУ начнется не ранее утверждения части
2 НК РФ
** По нашим данным в Минфине РФ заканчивается работа над новой
редакцией ПБУ
*** МСФО 32 и 39 применяются совместно, однако МСФО 39 применяется с 1
января 2001 г.
При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства.
Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют
дату ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими
порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии
постоянного совершенствования и переработки, а это, в свою очередь,
обуславливает разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших
стандартов.
Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых
МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и
МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например,
ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной
степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности. Однако,
методологические принципы, заложенные в эти документы отличаются от
методологии МСФО. На вопросах различий между МСФО и документами системы
законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и
отчетности в РФ более подробно мы остановимся в следующих (нечетных)
номерах журнала «Бухгалтерский учет и налоги».
При этом, наряду с характеристикой состояния нормативной базы и
соответствия ее международным стандартам, в публикациях будут даваться
конкретные рекомендации по организации бухгалтерского учета и устранению
противоречий между финансовым и налоговым учетом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой
экономики, была обусловлена общественным характером собственности и
потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем
информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало
государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих,
статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного
финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных
моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-
правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации
бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы
бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в
России.
Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского
учета на предприятиях в условиях становления рыночной экономики является
ориентация его на Международные стандарты учета и отчетности.
Внедрение Международных стандартов учета позволит значительно повысить
качество и эффективность учета и контроля, даст предприятиям определенную
самостоятельность в использовании более обоснованной системы учета с
отражением его особенностей, специфики техники и технологии в организации
производства, труда и управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996.
-555 с.
2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд.,
пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.
3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух.
Учет, 1994. -527 с.
4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер.
и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.
5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и
статистика, 1994. -192 с.
6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ,
Аудит, 1999.- 391 с.
7. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1,
Социальная защита, 1998, № 9.
8. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2,
Социальная защита, 1998, № 10.
9. Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика
нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3.
Страницы: 1, 2, 3
|