Нормативная база бухгалтерского учета
применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому
учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические
указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы
целесообразно представить в виде следующей системы:
Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный
закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями
и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы
Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской
Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в
организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с
изменениями и дополнениями).
Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по
бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила
ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам
активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.
Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и
другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению
бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с
учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.
Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится
Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности
организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина
России от 31 октября 2000 г. N 94н, где определяется порядок отражения
хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав
входят положение об учетной политике организации (определяет способы и
методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий
план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана
счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета
отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные
документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного
учета и документооборота.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О
бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет
правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы,
организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления
отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский
учет и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ,
Федеральные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г.
N 222-ФЗ, "О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, "Об акционерных
обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, Постановление Правительства РФ
"О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998
г. N 283 и др.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил,
устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их
совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете -
положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и
отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 16
положений по бухгалтерскому учету и отчетности (см. п.2.4).
На втором уровне системы нормативных документов единственным
регулирующим органом является Министерство финансов РФ.
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать
учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они
разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только
в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации
и ведения учета в нем.
5. Закон о бухгалтерском учете
21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный
Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в
системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных
отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского
учета в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для
коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм
другого законодательства.
Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности
бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее
обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского
учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете
(синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность
и т.п.).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с
которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом
осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым
предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и
утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и
методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях,
соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена
на руководителей организаций.
Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета"
изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной
записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов,
осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации,
обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного
учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к
документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского
учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления
инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем разделе "Основные правила составления и представления
бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению
бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей
бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила
составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов
бухгалтерского учета.
6. Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации
Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается
постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды
утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г.
Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом
N 34н.
В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами
Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N
31н.
Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно
призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
Положение включает шесть разделов.
В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения
бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности
юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними
пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на
обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов
по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию
учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в
штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними
организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же
разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются
основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.
В разд. II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены
требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на
основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском
языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных
допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и
капитальных и финансовых вложений).
В разд. III "Основные правила составления и представления бухгалтерской
отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее
формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по
незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным
средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и
товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу
и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку)
организации).
В разд. IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности"
указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке
представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.
В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается
понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления
организациями и предприятиями различных правовых форм.
В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных
документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается
ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на
руководителей организаций.
7. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)
В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету
являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о
бухгалтерском учете по каждому объекту учета.
К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 19
положений по бухгалтерскому учету:
I. ПБУ 1/98: Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика
организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря
1998 г. N 60н)
II. ПБУ 2/94: Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров
(контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94 (утв.
приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167)
III. ПБУ 3/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и
обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"
ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н)
IV. ПБУ 4/99: Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская
отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6
июля 1999 г. N 43н)
V. ПБУ 5/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально -
производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ 9
июня 2001 г.)(введено в действие начиная с бухгалтерской
отчетности 2002 г.)
VI. ПБУ 6/01: Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г.
N 26н)
VII. ПБУ 7/98: Положение по бухгалтерскому учету "События после
отчетной даты" ПБУ 7/98 (утв. приказом Минфина РФ от 25 ноября
1998 г. N 56н)
VIII. ПБУ 8/01: Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты
хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утв. приказом Минфина РФ
от 28 ноября 2001 года N 96н)
IX. ПБУ 9/99: Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации"
ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н)
X. ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету "Расходы
организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999
г. N 33н)
XI. ПБУ 11/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация об
аффилированных лицах" ПБУ 11/2000 (утв. приказом Минфина РФ от
13 января 2000 г. N 5н)
XII. ПБУ 12/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по
сегментам" ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27 января
2000 г. N 11н)
XIII. ПБУ 13/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет
государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от
16 октября 2000 г. N 92н)
XIV. ПБУ 14/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет
нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от
16 октября 2000 г. N 91н)
. Письмо Минфина РФ от 23 августа 2001 г. N 16-00-12/15 "О
применении ПБУ 14/01 "Учет нематериальных активов"
XV. ПБУ 15/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и
кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (утв. приказом
Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60)
XVI. ПБУ 16/02: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по
прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ
от 2 июля 2002 г. N 66н)
XVII. ПБУ 17/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на
научно исследовательские, опытно - конструкторские и
технологические работы" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября
2002 г. N 115н)
XVIII. ПБУ 18/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по
налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002
г. N 114н)
XIX. ПБУ 19/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых
вложений" (утв. приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N
126н)
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе
Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них
отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
- название и номер ПБУ;
- общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и
условия признания соответствующего объекта учета);
- определения (основные определения и понятия по соответствующему
объекту учета);
- оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
- порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения
соответствующего объекта учета);
- раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей
раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской
отчетности).
Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не
рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены
различные варианты учета соответствующих объектов.
Дополнительно к утвержденным Министерством финансов РФ ПБУ Письмом
Правительства РФ от 13 апреля 2001 г. N КА-П-13-06573 "Меры по реализации в
2001 - 2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета"
предусмотрено разработать в ближайшие годы следующие ПБУ: "Расчеты по
налогам", "Реорганизация организаций", "Аренда основных средств",
"Промежуточная бухгалтерская отчетность".
8. Основные нормативные предписания, предусмотренные
ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"
ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено Приказом
Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Положение включает
четыре раздела:
I. Общие положения;
II. Формирование учетной политики;
III. Раскрытие учетной политики;
IV. Изменение учетной политики.
В разд. I "Общие положения" дано определение учетной политики и указана
сфера его применения.
Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов
ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение,
текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной
деятельности).
Раздел II "Формирование учетной политики". Учетная политика формируется
исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.
Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и
обязательства организации существуют обособленно от имущества и
обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося
у данной организации.
Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она
будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует
намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же
указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в
Страницы: 1, 2, 3
|