Организация бухгалтерского учета и аудита расчетных операций
участие в бегах на ипподромах; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор
за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий
населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.[1]
Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами РФ,
часть – районными и городскими органами власти.
Расчеты по внебюджетным платежам
Расчеты предприятия с различными внебюджетными фондами (кроме расчетов
по социальному страхованию и обеспечению и медицинскому страхованию)
обобщаются на счет 67 «Расчеты по внебюджетным платежам».
Размер и порядок исчисления взносов регламентируются законодательными
и нормативными актами.
К счету 67 «Расчеты по внебюджетным платежам» могут быть открыты
субсчета:
- 67-1 «Расчеты по налогу на пользователей автодорог»;
- 67-2 «Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств»;
- 67-3 «Расчет по налогу на приобретение автотранспортных средств»;
- 67-4 «Налог на реализацию ГСМ»;
- 67-5 «Акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование с
граждан»;
- 67-6 «Расчеты с фондом имущества»;
- 67-7 «Расчеты по фонду научно-исследовательских, опытно-
конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции»;
- 67-8 «Расчеты по фонду содействия конверсии военного производства».
На субсчетах 67-1, 67-2, 67-3 учитываются расчеты по налогам,
предусмотренным Законом РСФСР «О дорожных фондах в РСФСР» от 18.10.91 г. №
1759-1 с учетом дополнений и изменений.
Начисление налога отражается по дебету счетов: 26 «ОХР» или 44
«Издержки обращения», а по налогу на приобретение автотранспортных средств
– по дебету счета 08 «Капитальные вложения» и кредиту счета 67 по
соответствующим субсчетам.
На счете 67-6 «Расчеты с фондом имущества» отражаются расчеты с Фондом
имущества при приватизации предприятий. На сумму платежей, причитающихся к
перечислению Фонду имущества, создается задолженность по кредиту счета 67-4
в корреспонденции со счетом 96-2 «Расчеты с фондом за акции».
По мере перечисления платежей делается запись по дебету счета 67,
кредиту счетов 51 или 55-3 «Депозит участников подписки».
На субсчете 67-7 «Расчеты по фонду научных исследований, опытно-
конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции»
учитываются расчеты по начислению и расходованию этого фонда.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.12.91 г. № 60 разрешено
создавать межотраслевые внебюджетные фонды в размере 1,5% от себестоимости
товарной продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями оборонного
комплекса.
На субсчете 67-8 «Расчеты по фонду содействия конверсии военного
производства» учитываются расчеты по начислению и расходованию этого фонда.
Согласно вышеуказанному Постановлению, разрешено создавать фонд в
размере 3% от себестоимости товарной продукции (работ, услуг), выпускаемой
предприятиями оборонного комплекса.
Аналитический учет по счету 67 «Расчеты по внебюджетным платежам»
ведется по каждому внебюджетному фонду, плательщиком в который является
предприятие.
Остановимся подробнее на некоторых налогах, отражаемых на данном
счете.
Налог на пользователей автодорог
Налог на пользователей автодорог уплачивают все предприятия и
организации, являющиеся юридическими лицами, включая и предприятия с
иностранными инвестициями.
Объектом обложения является:
- выручка (валовый доход) от реализации продукции, работ, услуг
(ставка налога – 0,8%);
- заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот (ставка
налога – 0,06%).
Ставки налога могут изменяться местными органами власти.
Порядок расчетов налога при этом не меняется.
Размер налога на пользователей автодорог (Ндор) рассчитывается:
где В – выручка от реализации продукции, работ, услуг, руб.; Сдор –
ставка налога на пользователей автодорог, %.
Для заготовительных, снабженческо-сбытовых организаций размер
налога определяется:
где От – заготовительный, снабженческий, торговый оборот.
Сумма платежей по налогу на пользователей автодорог включается в
состав затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг (Д26
К67).
Налог на реализацию ГСМ
Плательщиками налога являются предприятия, реализующие данные
материалы. Ставка налога на реализацию ГСМ равняется 25%.
По предприятиям-изготовителям налог на ГСМ определяется:
По предприятиям, перепродающим ГСМ:
где Цр – выручка от реализации ГСМ без НДС; Цпок – стоимость
приобретения ГСМ без НДС.
По предприятиям, осуществляющим обмен ГСМ на какой-либо товар, работы,
услуги:
где Црын – рыночная цена товара, работ, услуг, на которые произведен
обмен ГСМ.
Данные по расчетам должны быть занесены в специальную форму.
Налог на приобретение автотранспортных средств
Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются
предприятия, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи,
мены, лизинга и взносов в УК.
Ставка налога зависят от вида транспортных средств:
- грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы,
специальные автомобили и легковые автомобили – 20%;
- прицепы и полуприцепы – 10%.
Расчет налога на приобретение автотранспортных средств производится
следующим образом:
- при приобретении автотранспортных средств путем мены на какой-либо
товар:
- при приобретении автотранспортного средства, бывшего в
употреблении:
- при приобретении автотранспортных средств путем лизинга:
- при приобретении автотранспортного средства за валюту:
- при приобретении автотранспортного средства за пределами РФ:
где Срын – рыночная стоимость автотранспортного средства; Сост –
балансовая стоимость; Спрод – продажная стоимость в валюте; кр – курс
рубля, котируемый ЦБ РФ на день приобретения автотранспортного средства;
Стам – таможенная стоимость; Сприоб – ставка налога на приобретение
автотранспортных средств.
Налог на приобретение автотранспортных средств в учете отражается
следующим образом:
- налог включается в состав капитальных сложений: Д08 К67
- при вводе в эксплуатацию автотранспортного средства налог
включается в его первоначальную стоимость: Д01 К08
- налог включается в затраты на производство через начисление износа
автотранспортного средства: Д25,26 К02
Данные по расчетам заносятся в специальную форму.
Налог с владельцев транспортных средств
Налог с владельцев транспортных средств платят все предприятия,
имеющие транспортные средства. Размер налога с владельцев транспортных
средств (Нвл) определяется:
где Мдв – мощность транспортного средства, л.с.; Свл – размер годового
налога по данному виду транспортного средства.
Ставки налога зависят от вида и мощности транспортного средства и
устанавливаются местными органами власти.
Суммы платежей с владельцев транспортных средств включаются в состав
затрат про производству и реализации продукции, работ, услуг (Д26/К67).
Основные операции по счету 67 отражены в журнале регистрации
хозяйственных операций.
Журнал регистрации хозяйственных операций по счету 67
|№ |Содержание операций |Корреспондирующие счета |
|п/п | | |
| | |Дебет |Кредит |
|1 |Отражены суммы, причитающиеся ко взносу|08, 15 |67 |
| |во внебюджетные фонды (с сумм | | |
| |капитальных вложений, приобретения | | |
| |материальных ценностей) | | |
|2 |Отражены суммы, причитающиеся ко взносу|20, 23, 25, |67 |
| |во внебюджетные фонды и относимые на |26 | |
| |себестоимость продукции (работ, услуг) | | |
|3 |Отражены суммы начисленных взносов во |43, 44 |67 |
| |внебюджетные фонды, относимые за счет | | |
| |коммерческих расходов, а также издержек| | |
| |обращения (в торговле) | | |
|4 |Суммы, причитающиеся ко взносу во |28 |67 |
| |внебюджетные средства и связанные с | | |
| |потерями от брака | | |
|5 |Отражены суммы причитающихся взносов во|29,31 |67 |
| |внебюджетные фонды, относимые в затраты| | |
| |продукции, работ и услуг обслуживающих | | |
| |производств и хозяйств, затраты, | | |
| |учитываемые в составе расходов будущих | | |
| |периодов | | |
|6 |Суммы, причитающихся взносов во |79, 81 |67 |
| |внебюджетные фонды начислены за счет | | |
| |внутренних подразделений, имеющих | | |
| |отдельные балансы, а также за счет | | |
| |распределения прибыли | | |
|7 |Перечислены во внебюджетные фонды |67 |50, 51, 52, |
| |начисленные ранее суммы; погашена | |55 |
| |задолженность фонду имущества по | | |
| |средства от реализации акций | | |
Счет 68 «Расчеты с бюджетом»
На этом счете учитывается информация о расчетах с бюджетом по налогам,
уплачиваемым предприятием, и налогам с персоналом этого предприятия.
Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и
другими актами, в частности инструкциями Госналогслужбы РФ:
- «О порядке исчисления и уплаты акцизов» от 10.08.98 г. №47;
- «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль
предприятий и организаций» от 10.08.95 г. №37 (редакция 25.08.98);
- «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество
предприятия» от 8.06.95 г. №33 (редакция 02.04.98);
- «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество
иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность через
постоянные представительства и другие обособленные подразделения,
расположенные на территории РФ» от 15.09.95г. №38 (редакция
29.12.95);
- «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц»
от 16.06.95 г. №34 (редакция 31.12.92);
- «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от
29.06.95 г. №35 и другим (редакция 23.09.98).
Ксчету 68 «Расчеты с бюджетом» могут быть открыты субсчета:
- 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль»;
- 68-2 «Расчеты по НДС»;
- 68-3 «Расчеты по налогу на имущество»;
- 68-4 «Расчеты с персоналом « и другие.
По кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом» отражаются суммы,
причитающиеся к взносу в бюджет, а по дебету отражаются суммы, фактически
перечисленные в бюджет.
Налог на прибыль
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, являющиеся
юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями,
международные объединения и организации, филиалы предприятий. Не платят
налог на прибыль предприятия, производящие и реализующие
сельскохозяйственную продукцию(кроме сельскохозяйственных предприятий
индустриального типа).
Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия:
где Пр – прибыль от реализации продукции, работ, услуг; Двн –
внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.
Где В – выручка от реализации продукции, работ, услуг, иных
материальных ценностей; З – затраты на производство; А – акцизы.
Состав затрат на производство продукции, работ, услуг устанавливается
правительством России.
Выручка от реализации продукции складывается:
где Вр – рублевая выручка за продукцию, работы. Услуги; Овв – остаток
валютной выручки, перечисленной на валютный счет предприятия; Кр – курс
рубля к инвалюте, в соответствии с курсом ЦБ РФ; Рп – рублевое покрытие
обязательной продажи валюты на внутреннем валютном рынке.
Прибыль, облагаемая налогом, рассчитывается следующим образом:
где Ср – рентные платежи; Дцб – доход по ценным бумагам; Ду – доход от
долевого участия в других предприятиях; Ди – доходы от игорного бизнеса,
видеосалонов, от проката аудио- и видеокассет и записи на них; Дз – доход
от зрелищных мероприятий; Пп – прибыль от посреднической деятельности; Дстр
– доход от страховой деятельности; Дб – доход от банковской деятельности;
Псх – прибыль от производства и реализации сельскохозяйственной и
охотохозяйственной продукции; Л – льготы по налогу на прибыль; Ор –
отчисления в резервный фонд (по АО).
Суммы льгот, исключаемых из облагаемой налогом прибыли, определяется в
соответствии с Законом о налоге на прибыль предприятий (общая сумма льгот –
не более 50% налога на прибыль). Отчисления в резервный фонд, не облагаемый
налогом, по существующим законам должны производить АО (размер фонда – не
более 25% УК; сумма отчислений в фонд – не более 50% налога на прибыль).
Расчет фактической суммы налога на прибыль производится ежеквартально
нарастающим итогом с начала года:
где Нприбk –сумма налога на прибыль в рассчитываемом k-ом квартале;
Побл – размер облагаемой прибыли по всем кварталам с начала года до
рассчитываемого периода; Сприб – ставка налога на прибыль; Нприбi – сумма
налога на прибыль, уплаченная с начала года по всем кварталам,
предшествующим расчетному.
Ставка налога на прибыль по всем предприятиям, в том числе полностью
принадлежащим иностранным инвесторам, до принятия органами государственной
власти субъектов РФ соответствующих решений установлена в размере 35%; 13%
- в республиканский бюджет, до 22% - в местный бюджет.
Принятые два федеральных закона вносят изменения и дополнения в Закон
РФ №2116-1 от 27 декабря 1991г. «О налоге на прибыль предприятий и
организаций» с последующими дополнениями и изменениями.
Федеральный закон от 14 декабря 1996 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений
в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» вступил в силу с
1 января 1997 г. Внесены поправки в пункт 7 статьи 6.
Согласно этому пункту при исчислении налога на прибыль облагаемая
прибыль уменьшается на фактически произведенные затраты и расходы за счет
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по которым предоставляются
льготы, но не более чем на 50% фактической суммы налога, исчисленной без
учета льгот. В общую сумму льгот, подлежащую такому ограничению, входит
также льгота, предусматривающая освобождение от уплаты налога части
прибыли, направленной на покрытие убытка, полученного в предыдущем году, в
течение последующих пяти лет. Ранее исключение было сделано только для
государственных и муниципальных учреждений, а также негосударственных
образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке,
направивших свои средства непосредственно на нужды обеспечения, развития и
совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном
образовательном учреждении.
С 1 января 1997 г. указанное ограничение снято при предоставлении
льготы предприятиям за счет собственной прибыли затраты на развитие
социальной и коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента,
питание и вещевое довольствие спецконтингента, укрепление базы производства
сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава. Эта
льгота, как и льгота для образовательных учреждений, может быть
предоставлена в размере фактических затрат без ограничения.
Федеральный закон от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»
вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта
4 статьи 1, который вступил в силу с 1 января 1997 г.
Этот закон затрагивает ряд важных положений статей основного закона и
в первую очередь существенно изменяет порядок уплаты в бюджет налога на
прибыль.
При сохранении основной нормы – уплаты налога в виде авансовых
платежей с последующими ежеквартальными перерасчетами по фактически
полученной прибыли – всем предприятиям, за исключением бюджетных
организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц предоставлено
право принять решение о переходе с 1 января 1997 г. (статья 2 Федерального
закона от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ) на ежемесячную уплату в бюджет налога
на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц
и ставки налога. Этот порядок должен действовать без изменения до конца
календарного года.
Предприятия, перешедшие на вновь предусмотренный порядок расчетов с
бюджетом, должны составлять расчеты налога по фактически полученной прибыли
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|