рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организация учета и налогообложения расчетов по единому социальному налогу

определении суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, необходимо

помнить, что в случае, когда ЕСН не начисляется, вычет не предоставляется.

Тарифы страховых взносов для выступающих в качестве работодателей

страхователей (за исключением выступающих в качестве работодателей

организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции,

родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся

традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских)

хозяйств) показаны в таблице (см. табл. 1.4.2.).

Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по

обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд РФ

сведения и документы в соответствии с Федеральным законом, в отношении

застрахованных лиц.

Порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное

страхование установлен законодательно и практически аналогичен порядку

исчисления и уплаты ЕСН.

Таблица 1.4.2.

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

на 2002-2005гг.

|База для |Для мужчин 1952 года|Для мужчин с 1953 |Для лиц 1967 года |

|начисления |рождения и старше и |по 1966 год |рождения и моложе |

|страховых |женщин 1956 года |рождения и женщин | |

|взносов на |рождения и старше |с 1957 по 1966 год| |

|каждого | |рождения | |

|отдельного | | | |

|работника | | | |

|нарас-тающим | | | |

|итогом с | | | |

|начала года | | | |

| |на |на |на |на |на |на |

| |финансиров|финансир|финансир|финансир|финансир|финансир|

| |ание |ование |ование |ование |ование |ование |

| |страховой |накопите|страхово|накопите|страхово|накопите|

| |части |льной |й части |льной |й части |льной |

| |трудовой |части |трудовой|части |трудовой|части |

| |пенсии |трудовой|пенсии |трудовой|пенсии |трудовой|

| | |пенсии | |пенсии | |пенсии |

|До 100000руб.|14,0% |0,0% |12,0% |2,0% |11,0% |6,0% |

|От 100 001 |14 000 |0,0% |12 000 |2 000 | 11000 |6 000 |

|руб. до 300 |руб. + | |руб. + |руб. + |руб. + |руб. + |

|000 руб. |+ 7,9% с | |+ 6,8% с|+ 1,1% с|+ 4,5% с|+ 3,4% с|

| |суммы, | |суммы, |суммы, |суммы, |суммы, |

| |превышающе| |превышаю|превышаю|превышаю|превышаю|

| |й | |щей |щей |щей |щей |

| |100000руб.| |100000ру|100000ру|100000ру|100000ру|

| | | |б. |б. |б. |б. |

|От 300 001 |29 800 |0,0% |25 600 |4 200 |17 000 |12 800 |

|руб. до 600 |руб. + | |руб. + |руб. + |руб. + |руб. + |

|000 руб. |+ 3,95% с | |+ 3,39% |+ 0,56% |+ 2,26% |+ 1,9% с|

| |суммы, | |с суммы,|с суммы,|с суммы,|суммы, |

| |превышающе| |превышаю|превышаю|превышаю|превышаю|

| |й | |щей |щей |щей |щей |

| |300000руб.| |300000ру|300000ру|300000ру|300000ру|

| | | |б. |б. |б. |б. |

|Свыше 600 000|41 650 |0,0% |35770руб|5 880 |23 780 |17870руб|

|руб. |руб. | |. |руб. |руб. |. |

Ежемесячно страхователи исчисляют сумму авансовых платежей по

страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов,

исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам)

осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей

страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок,

установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший

месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов

страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца,

следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым

взносам.

В связи с этим при уплате организацией страховых взносов за

конкретных работников поступившие в ПФР суммы взносов подлежат

распределению по индивидуальным лицевым счетам всех работников организации,

застрахованных в системе государственного пенсионного страхования,

пропорционально суммам страховых взносов, начисленных по каждому работнику.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и

вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм

страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому

лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Для учета начисленных сумм страховых взносов на обязательное

пенсионное страхование в бухгалтерском учете используется счет 69 «Расчеты

по обязательному страхованию и обеспечению». При этом открываются

соответствующие субсчета:

69/2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,

направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии»;

69/2-3 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,

направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии».

Сумма страховых взносов представляет собой вычет, принимаемый в

целях уменьшения подлежащей уплате в федеральный бюджет суммы ЕСН.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей

страхователь отражает в Расчете по авансовым платежам по страховым взносам

на обязательное пенсионное страхование. Расчет по авансовым платежам

представляется страхователями в территориальные органы МНС России

ежеквартально, но не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным

кварталом, с нарастающим итогом.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый

орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации

сведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, об

индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного

пенсионного страхования.

1.5. Организация аудиторской проверки расчетов по ЕСН

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания

новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных

субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место

должен занять и институт аудиторства.

В Российской федерации финансовый контроль осуществляется в виде

государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые

находятся в стадии становления и постепенного совершенствования в

соответствии с потребностями правового государства.

Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора

проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля,

соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству,

достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие

услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.

Согласно Закона об аудиторской деятельности целью аудита является

выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности

аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета

законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается

степень точности данных (финансовой) бухгалтерской отчетности, которая

позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать

правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и

имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих

выводах обоснованные решения (4, стр.21(.

С 1 января 2001г. главой 24 НК РФ установлен единый социальный налог

(ЕСН), который предназначен для мобилизации средств, с целью реализации

права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение

(страхование) и медицинскую помощь. Он объединяет в себе страховые взносы,

направляемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, а также

Фонд обязательного медицинского страхования. Поэтому при проверке расчетов

по ЕСН аудитору необходимо проверить правильность определения налоговой

базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок,

установить порядок и сроки уплаты налога на предприятии, а также их

документальное обоснование и проверить правильность отражения

соответствующих хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Объектами аудита по ЕСН и обязательного пенсионного страхования

являются первичная информация, в качестве которых в основном используются

унифицированные формы первичной документации, разработанные

НИПИстатинформом Госкомстата России, а также регистры бухгалтерского учета

и отчетность.

При аудите по единому социальному налогу и обязательному пенсионному

страхованию необходимо руководствоваться следующими нормативными

документами:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 2.

2. Кодекс законов о труде.

3. Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в

Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 29.07.98г. №43н.

5. ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» от 09.12.98г.

6. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

организаций и инструкция по его применению», утв. приказом Минфина

России от 31.10.00г. №94н.

7. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.97г. №71а «Об утверждении

унифицированных форм первичной документации по учету труда и его

оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов,

малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном

строительстве» (с изменениями и дополнениями 25 января, 2 июля, 11

ноября 1999г., 29 декабря 2000г., 6 апреля 2001г.).

8. Постановление Минтруда РФ от 17.05.00г. №38 «Порядок исчисления

среднего заработка в 2000-2001 годах».

9. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого

социального налога (взноса), утв. приказом МНС РФ от 29.12.00г. №БГ-3-

07/465.

10. Федеральный закон от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном

страховании в Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 11.02.02г. №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального

страхования Российской Федерации на 2002 год».

Аудит организации расчетов с Фондом социального страхования

Социальное страхование распространяется на все категории трудящихся

независимо от места их работы и должности, является обязательным и

осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно

зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном

отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).

При проверке налоговой базы, определяемой при исчислении суммы

страховых взносов в ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется

аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых

взносов в ПФР. Единственным дополнением будет исключение из

налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам

по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным

договорам .

Далее аудитор определяет правильность применения размера взносов,

который также должен отвечать требованиям ст. 241 НК РФ. Налоговые ставки

также различаются в зависимости от категории налогоплательщика, однако

индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, и адвокаты

взносы на социальное страхование не осуществляют.

Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога,

подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. При определении

суммы, подлежащей перечислению, предприятие-налогоплательщик должен

уменьшить ее на сумму произведенных расходов на цели государственного

социального страхования, предусмотренных законодательством РФ, и, не

позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена

зарплата, отправить платежное поручение на оплату налога (страхового

взноса).

В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку

правильности составления бухгалтерских записей. Как известно,

бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69

«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается

субсчет 69.1 – «Расчеты по социальному страхованию».

По кредиту счета 69/1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а

также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае

превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи

производятся в корреспонденции со:

счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части

отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др.

К-т 69.1);

счетом 91 «Прочие доходы и расходы» -- на сумму пеней за

несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/1);

счетом 51 «Расчетный счет» -- на сумму, полученную в случаях

превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/1).

По дебету счета 69/1 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д-

т 69/1 К-т 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное

страхование (Д-т 69.1 К-т 70).

Аудит организации расчетов с Фондом обязательного медицинского

страхования

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем

гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной

помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а

также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды

обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых

взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», в

процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям.

Т.к. медицинское страхование создано с целью гарантии гражданам на

случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения

профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого

создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды

обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие

финансово-кредитные учреждения.

Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются

составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, подлежащая аудиторской

проверке и определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ,

определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы

страховых взносов в ПФР и ФСС РФ.

Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст.241 НК РФ

и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий

налогоплательщиков.

При аудите расчетов с ФОМС РФ аудиторам также следует проверить сроки,

в течение которых данный налог должен быть перечислен, а именно: не позднее

15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена

зарплата, его необходимо уплатить двумя платежными поручениями на счета

ФФОМС РФ и ТФОМС РФ.

И, наконец, в заключение аудитор проверяет правильность составления

бухгалтерских записей. Бухгалтерский учет расчетов на обязательное

медицинское страхование ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по

социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69/3

– «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Кроме этого, на

предприятии используются следующие субсчета 69/3-1 «Расчеты по

обязательному медицинскому страхованию с ФФОМС РФ» и 69/3-2 «Расчеты по

обязательному медицинскому страхованию с ТФОМС РФ».

По кредиту счета 69/3 должны отражаться суммы отчислений в ФОМС РФ, а

также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над

отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:

счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части

отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др.

Кт 69/3);

счетом 91 «Прочие доходы и расходы» -- на сумму пеней за

несвоевременный взнос платежей (Дт 91 Кт 69/3);

счетом 51 «Расчетный счет» -- на сумму, полученную в случаях

превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69/3).

По дебету счета 69.3 должны отражаться перечисленные суммы платежей

(Дт 69/3 Кт 51).

Аудит организации расчетов с Пенсионным фондом.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях

обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты

государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и

нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.