рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организация внутреннего аудита

особенности при проверке однотипных филиалов. Хотя типовая программа

аудита может быть, и скорректирована после выезде бригады по месту

нахождения конкретного филиала при ознакомлении с его спецификой финансово-

хозяйственной деятельности. Также в процессе самого аудита могут

возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.

Вносимые при этом в план изменения, а также причины изменений должны

подробно документироваться.

Что же касается правила (стандарта) «Аудиторская выборка», то

наиболее приемлемую его часть для службы внутреннего аудита составляет

общая методика проведения выборочных исследований. При этом решение

вопроса связанного с объемом выборки и участками проверки, на которых она

может применяться, относится к компетенции администрации головной

администрации, которая определяет стратегию управления филиалами.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

- формирование аудиторской группы, ее численность, включая специалистов

других подразделений, привлекаемых к проведению аудита;

- распределение проверяющих в соответствии с их профессиональными

качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;

- инструктирование всех членов группы об их обязанностях и правах,

доведение информации о проверяемом объекте;

- ведение рабочей документации;

- документальное оформление проведенной работы и порядок её согласования с

должностными лицами проверяемого объекта.

Перед проведением и в ходе аудита аудитор должен:

- получить информацию об организационной структуре проверяемого объекта,

системе снабжения и сбыта, ценовой политике и т.д.;

- выявить юридические обязательства управления, ознакомиться с регистрами,

документами, протоколами, контрактами, договорами и соглашениями, уберечь

предприятие от лишних доходов (это касается внеплановых налогов);

- аудитору необходимо исследовать контрольные процедуры, такие как:

наличие внутренних инструкций, руководств и реальность их применения,

разделение обязанностей, методы составления документации и записей, схемы

документооборота (желательно обобщить побольше оправдательных документов),

обеспечение физической сохранности активов (ноу-хау, деловой репутации,

прав и имущества);

- определить объем аудиторской выборки и подготовить следующую

документацию:

а) информацию об организационной структуре подразделения;

б) выдержки из юридической документации (соглашений, протоколов

собраний и т.д.);

в) анализ сделок и остатков по счетам;

г) анализ важнейших показателей и трендов характеризующих тенденции

развития;

д) заключения, разъяснения представленные внутренним аудитором

касающиеся наиболее важных аспектов хозяйственной деятельности в

т.ч. различные необычные вопросы и исключения;

е) копии финансовой отчетности за предыдущие отчетные периоды, а

также копии аудиторских заключений, справок, актов в т. ч.

ревизионных проверок по этой отчетности.

- ознакомиться с имеющимися аудиторскими документами в следующей

последовательности:

а) ознакомление с организацией бухгалтерского учета и состоянием

системы внутреннего контроля;

б) ознакомление с организацией работы бухгалтерии, проверка

укомплектованности штата, распределение обязанностей между

работниками бухгалтерии, наличие должностных инструкций, текучести

кадров работников бухгалтерии и т.д.;

в)ознакомление с обеспечением бухгалтерии законодательными и

нормативными документами по учету и отчетности;

г) ознакомление с применяемыми формами бухгалтерского учета,

автоматизации учетно-вычислительных работ;

д) проверка применения типовых и унифицированных форм первичной

учетной документации;

е) проверка своевременности представления документов в бухгалтерию;

ж) ознакомление с актами предыдущих проверок, выполнением указаний и

предложений по их результатам;

- сделать общий вывод о состоянии порядка учета и о состоянии системы

внутреннего контроля.

Аудиторская проверка, являясь по существу документальной, обязывает

сопровождать проверку обязательным документированием, т.е. отражать

полученную информацию в рабочей документации аудита, к которой относятся:

- планы и программы проведения аудита;

- объяснения, пояснения и заявления работников подразделения по вопросам,

вытекающим из существа проверки;

- копии первичных документов подразделения, свидетельствующие о

хозяйственных операциях, фотографии объектов, акты, справки, протоколы,

инвентаризационные описи и другие документы, составленные совместно с

работниками подразделения и другими работниками, привлекаемыми для участия

в проверке, служащие доказательством записей в акте проверки;

- регистры бухгалтерского учета;

- результаты инвентаризаций;

- бухгалтерская отчетность;

- записи об изучении и оценке систем оперативного и складского учета,

вопросники, схемы документооборота и другие;

- производственно-финансовый анализ фактических показателей подразделения;

- материалы, свидетельствующие о работе выполненной не аудитором, но под

его контролем;

- документы встречных проверок и объяснения лиц, не являющимися

работниками данного подразделения;

- копии бухгалтерской, оперативной внутрихозяйственной отчетности.

Перечень рабочей документации аудита, прилагаемой к актам

аудиторской проверки, определяет аудитор, проводящий проверку. Главное

требование к этой документации – её убедительность и весомость при

доказательстве выводов и предложений, вытекающих из материалов проверки.

Поэтому ограничений по подбору доказательств не устанавливается.

При документировании внутреннего аудита, составлении отчета, его

согласовании и представлении руководству могут быть использованы как

существующие аудиторские стандарты (документирование аудита; письменная

информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам

проведения аудита; порядок составления аудиторского заключения о

бухгалтерской отчетности; дата подписания аудиторского заключения и

отражения в нем событий происшедших после даты составления и

предоставления бухгалтерской отчетности; применимость допущения

непрерывной деятельности), Федеральный закон «Об аудиторской

деятельности», так и зарубежный опыт.

Внутренний аудит не требует составления официального аудиторского

заключения, но требуется составление отчета внутреннего аудита.

Из требований правила аудиторской деятельности «Дата подписания

аудиторского заключения» для внутреннего аудита применим раздел 3 (в нем

говорится об ответственности аудитора за события происшедшие до даты

подписания отчета внутреннего аудита, но после окончания проверяемого

периода).

СВА должна достичь уверенности в том, что все существующие

обстоятельства и события, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете

и отчетности должным образом ею определены, оценены и проверены.

После планирования группа аудиторов приступает к аудиту финансово-

хозяйственной деятельности. Правильная организация планирования

аудиторской работы обеспечивает своевременная проверка деятельности

подразделений, позволяет эффективно использовать контрольную службу или

аудитора фирмы.

3. Методика проведения внутреннего аудита.

Методика является важным инструментом работы СВА. Руководитель

использует её при подготовке проверки, составлении программы и

распределения обязанностей между внутренними аудиторами (членами бригады).

Предлагаемая методика разработана на примере общего аудита и включает в

себя три раздела:

1. Планирование внутреннего аудита и другая подготовительная работа (о чем

было сказано выше).

2. Основные направления аудиторской проверки, что составляет

непосредственное решение задач по проверке: операций с наличными денежными

средствами; операций на счетах в банках; операций внешних расчетов;

расчетов по заработной плате; операций с основными средствами; операций с

НМА; учета производственных запасов; финансовых вложений; затрат;

финансовых результатов, фондов, резервов, кредитов и займов; правильности

исчисления и уплаты налогов.

3. Порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и

представление руководству.

Направленную на достижение целей при решении задач внутреннего

аудита методику необходимо проанализировать в разных аспектах, которым

присущи: вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ отдельных статей

баланса, а также расчет и оценку коэффициентов (ликвидности, финансовой

устойчивости, рентабельности, финансовой независимости и определения его

влияния на стратегии управления). Необходимая для определения этих

коэффициентов информационная база готовится на основе бухгалтерской и

статистической отчетности, а также данных бухгалтерского учета. При

разработке этой части методики может быть использован аудиторский

стандарт: «Аналитические процедуры».

В зависимости от специфики проверяемого сегмента анализ может,

проводится по следующим направлениям:

- анализ финансового состояния по данным баланса, при этом производится

вертикальный анализ (анализ удельного веса отдельной статьи баланса в его

общем итоге), горизонтальный (анализ темпов роста или снижения сумм по

статьям баланса в отчетном периоде по сравнению с предыдущим), трендовый

(анализ определяется среднегодовым темпом прироста по статьям баланса и

рассчитывается его прогнозное значение, хотя при этом и присутствует

недостаток основанный на тенденции экстраполяции, переносе данных

тенденции на будущее);

- расчет и оценка коэффициентов ликвидности, таких как общий показатель

ликвидности, коэффициентами абсолютной и текущей ликвидности,

коэффициентом обеспечения собственными средствами, коэффициентом

восстановления или утраты платежеспособности (стоит заметить, что в России

это основной коэффициент характеризующий жизнедеятельность предприятия);

- расчет и оценка финансовой устойчивости: абсолютная устойчивость,

нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние, кризисное

состояние.

- оценка деловой активности, расчет и анализ финансового цикла;

- факторный анализ прибыли от реализации;

- анализ рентабельности организации, расчет коэффициента финансовой

независимости, его влияние на выбор стратегии управления;

- анализ движения собственного капитала, расчет чистых активов.

- анализ движения денежных средств, оценка достаточности денежных средств.

- анализ движения заемных средств;

- анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

- анализ амортизируемого имущества (объем, динамика, структура,

эффективность);

- анализ движения средств финансирования долгосрочных финансовых вложений.

Стоит отметить, что при оценке и расчете финансовой устойчивости

важно рассматривать не отдельно взятые показатели, а их различные

комбинации и зависимости.

Вывод по главе. В последовательности после раскрытия сущности СВА,

глава отражает то, какими именно силами и как достигается выполнение

задач стоящих перед СВК, какие при этом обязанности выполняет каждый из

членов бригады. Здесь рассмотрены не только этапы планирования внутреннего

аудита, но и по каким принципам они организуются, представлен типовой

перечень действий аудитора перед проведением аудита. Результаты работы СВА

предлагается обобщить через систему документирования.

Глава 3. Формирование результатов внутреннего аудита и их значение.

3.1. Порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование

и представление руководству.

По результатам аудиторской проверки составляется отчетный документ,

который может иметь разные документальные формы – аудиторская справка,

аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о

проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о

назначении аудиторской проверки.

Результаты проверки независимо от названия документа подписываются

руководителем структурного подразделения и бухгалтером, обслуживающим

подразделение. К документу дополнительно прилагаются промежуточные

аудиторские справки специалистов, принимавших участие в комплексной

документальной проверке.

Отчет СВА должен быть составлен на основе письменной информации

внутреннего аудита, в которой должны содержаться сведения обо всех

выявленных недостатках и нарушениях в учете и отчетности, а также

выделяться те ошибки и исправления которые могут оказать существенное

влияние на достоверность отчетности со ссылками на законодательные и

нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух

экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю

для ознакомления выявления возможных разногласий и урегулирования спорных

положений, а другой используется для написания отчета внутреннего аудита,

после чего он передается в архив СВА. В письменной информации должны

содержаться: состав группы внутреннего аудита, реквизиты проверяемого

подразделения, перечень должностных лиц ответственных за ведение

бухгалтерского учета и составление отчетности, период времени к которому

относится документация проверенная в ходе внутреннего аудита, сведения о

методике проверки (какие направления бухгалтерского учета подлежали

проверке, какая бухгалтерская документация была проверена сплошным

методом, а какая выборочно, на основе каких принципов проводилась

проверка), сведения о всех выявленных недостатках и нарушениях, сведения о

наиболее существенных нарушениях в учете значительно искажающих

отчетность, рекомендации по улучшению налогового планирования с целью

оптимизации налогообложения.

При последующих проверках должны быть даны анализ и оценка

выполнения или исправления замечаний по фактам предыдущих проверок.

Письменная информация подписывается всеми аудиторами, кто проводил

проверку. На основании письменной информации составляется отчет в СВА,

который по структуре в основном повторяет письменную информацию.

Помимо этого отчет должен содержать раздел посвященный анализу

платежеспособности и финансовой устойчивости организации, а также

прогнозной оценке её финансового состояния на будущее.

Отчет составляется в трех экземплярах (первый передается руководителю,

второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив) и

подписывается руководителем СВА, при этом все экземпляры являются первыми.

В соответствии с аудиторским стандартом аудиторский отчет должен

состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.

Вводная часть аудиторского заключения содержит: название документа в

целом, дату и место составления, основание проведения проверки (приказ

руководителя предприятия, протокол решения учредителей), проведение

проверки, фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке,

фамилии, имена и отчества должностных лиц, ответственных за деятельность

подразделения, период проверки, какие вопросы были подвергнуты

документальной и фактической проверке.

Аналитическая часть адресуется должностному лицу, назначившему

проверку и должна включать: наименование подразделения, объекты аудита,

изложение результатов проверки, общую оценку соблюдения законодательства и

установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления

хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете,

существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов,

арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства

установленных нарушений; фамилии, имена, отчества и должности лиц,

допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных

последствий нарушений.

Итоговая часть аудиторского документа содержит оценку аудитора

производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения

бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных

нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков до

принятия решения по проверке должностным лицом, назначившим проверку.

При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую

объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок

деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать

обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и нарушениях,

полученных из устных или письменных заявлений отдельных лиц, в отчет

включать нельзя. Каждый отраженный в нем факт должен быть всесторонне

проверен аудитором. Если руководитель подразделения или другое должностное

лицо подразделения имеет возражения или замечания по материалам

проведенной проверки, он должен подписать документ о проверки и

одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. К

заключительному документу о проверке прилагаются также объяснения других

должностных лиц проверяемого подразделения, непосредственно осуществляющие

хозяйствующие операции, по мнению аудитора, выполненных с нарушением

действующих нормативно-правовых актов.

В тех случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению

выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные

документы, направляемые руководителю, назначившему проверку, с последующим

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.