рефераты бесплатно

МЕНЮ


Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь

50.5. В актах следует излагать только факты нарушений с указанием

пункта и статьи законодательных нормативных правовых актов, которые были

нарушены. В случаях, когда в ходе проверки возникают вопросы, подлежащие

методологическому разъяснению со стороны уполномоченных на это министерств

и иных органов государственного управления, то эти вопросы отражаются в

актах проверки, но по ним экономические санкции не применяются. В акте

проверки делается запись об обращении в министерства и ведомства за

соответствующими разъяснениями.

После получения письменного разъяснения по возникшему вопросу субъекту

предпринимательской деятельности направляется письмо с предложением о

внесении соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность,

представлении в инспекцию уточненных расчетов по налогам, устанавливается

срок для уплаты причитающихся платежей в бюджет и представления информации

об устранении допущенных нарушений либо с сообщением, что отраженный в акте

спорный вопрос не расценивается как нарушение согласно поступившему

методологическому разъяснению.

По истечении срока уплаты налогов, установленного инспекцией ГНК,

проводится проверка выполнения предложений налогового органа.

В случае невыполнения плательщиком предложений инспекции ГНК о внесении

в установленный ею срок соответствующих изменений в бухгалтерский учет и

отчетность и непредставлении налогоплательщиком уточненных расчетов по

налогам и неналоговым платежам к нему применяются экономические санкции в

установленном законодательством порядке.

50.6. В случаях, когда выявленное нарушение может быть сокрыто или по

выявленным фактам необходимо принять срочные меры к их устранению и

привлечению к ответственности виновных должностных лиц, индивидуального

предпринимателя, не ожидая окончания проверки, составляется отдельный

(промежуточный) акт по выявленным нарушениям. Промежуточный акт

подписывается проверяющим, налогоплательщиком или его представителями, а

также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в

обязательном порядке истребуются письменные объяснения.

Один экземпляр акта передается налогоплательщику. Факты, изложенные в

промежуточном акте, включаются в общий (итоговый) акт проверки.

50.7. Согласно пункту 8 статьи 8 Закона Республики Беларусь "О

государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" должностные лица

налоговой инспекции имеют право требовать от налогоплательщика или его

представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и

предпринимательстве, а также контролировать выполнение таких требований.

Все требования излагаются в предложениях, прилагаемых к акту проверки,

с указанием сумм экономических санкций, пени и налогов, подлежащих

зачислению в бюджет, номеров счетов, куда подлежат перечислению указанные

суммы.

При необходимости вносятся и другие предложения, направленные на

недопущение в дальнейшем налоговых нарушений. Предложения подписываются

проверяющими с ознакомлением под роспись налогоплательщика или его

представителей.

Вручение акта выездной налоговой проверки

налогоплательщику или его представителям

51. Акты подписываются проверяющими и налогоплательщиком (его

представителями). Подписание акта проверки производится, как правило, в

помещении налогового органа, должностные лица которого производили

проверку.

В случае отказа от подписания акта проверки в нем делается

соответствующая запись. При наличии возражений по акту проверки

налогоплательщик вправе не позднее 5 дней со дня подписания (отказа от

подписи) представить в налоговый орган письменные возражения по содержанию

акта.

Проверяющие вправе потребовать также письменные объяснения должностных

лиц юридического лица (индивидуального предпринимателя) и лиц,

непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях. Данные

объяснения и замечания прилагаются к акту выездной налоговой проверки.

52. В случае неявки представителя налогоплательщика или индивидуального

предпринимателя в налоговый орган для подписания акта проверки должны быть

приняты меры для вручения акта проверки в офисе плательщика. При этом

вручение акта производится не менее чем двумя должностными лицами

налогового органа. При отсутствии у плательщика офиса вручение акта

проверки производится по месту жительства руководителя или бухгалтера

предприятия (индивидуального предпринимателя) непосредственно работниками

налогового органа или заказным почтовым отправлением с уведомлением о

вручении.

53. Днем составления акта проверки считается день подписания акта

проверяющими и налогоплательщиком при условии, что налогоплательщик или его

представители не уклонялись от подписания акта проверки, либо день вручения

(направления заказной почтой с уведомлением) акта проверки

налогоплательщику (его представителям) для ознакомления и подписания, о чем

делается соответствующая запись на первом экземпляре акта.

Порядок изъятия документов

54. В случае принятия решения об изъятии документов, свидетельствующих

о занижении (сокрытии) плательщиком объектов налогообложения, составляется

акт - опись изъятия документов, подтверждающих факты нарушения налогового

законодательства, по форме согласно приложению 14 к настоящему Положению.

В акте подлежит отражению, кем, когда и по каким основаниям произведено

изъятие документов, наименование изъятых документов (при необходимости

дается более полная характеристика изымаемого документа - дата составления,

номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению

должностного лица, производящего изъятие документов, которые позволили бы в

дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ и его принадлежность к

финансово - хозяйственным операциям, совершавшимся налогоплательщиком).

В обязательном порядке налоговый орган, должностные лица которого

произвели изъятие документов, обязан предоставить возможность плательщику

для снятия ксерокопий изымаемых документов, которые должны быть помещены в

дела вместо изъятых оригиналов документов, о чем делается отметка в акте -

описи изъятия документов.

Акт - опись изъятия документов составляется в трех экземплярах и

подписывается лицом, производившим изъятие, и налогоплательщиком или его

представителями. В случае отказа налогоплательщика или его представителей

от подписания акта - описи изъятия документов в нем делается

соответствующая запись.

Первый экземпляр акта приобщается к акту проверки, второй экземпляр

передается плательщику, третий - приобщается к акту - описи изъятия

документов на списание бланков строгой отчетности и хранится в налоговом

органе.

IV. РЕЙДОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

Общие требования по подготовке и проведению рейдовых

проверок

55. Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля

налоговых органов за субъектами предпринимательской деятельности и

физическими лицами в части хозяйственной деятельности, непосредственно

связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров,

продукции, оказании услуг и выполнением работ. Путем рейдовой проверки

осуществляется контроль за соблюдением законодательства о налогах и

предпринимательстве в данный момент и в данном месте.

56. Основными задачами, решаемыми налоговыми органами в ходе рейдовой

проверки, являются:

56.1. контроль за соблюдением субъектами предпринимательской

деятельности и физическими лицами требований законодательства о налогах и

предпринимательстве;

56.2. соблюдение установленного порядка приема наличных денежных

средств, кассовой дисциплины, а также хранения товаров в пунктах

реализации;

56.3. соблюдение установленного порядка хранения (как вида

деятельности), перевозки и реализации алкогольных и табачных изделий;

56.4. контроль за соблюдением установленного порядка проведения

дилинговых операций;

56.5. полнота уплаты фиксированных сумм налога на прибыль и твердых

сумм подоходного налога;

56.6. выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую

деятельность без государственной регистрации и/ или постановки на налоговый

учет;

56.7. контроль за движением сырья (материалов), продукции и товаров как

на производстве, так и складах, а также в местах реализации продукции

(товаров, работ, услуг) путем проведения полной или частичной

инвентаризации в целях получения информации, необходимой для проведения

выездных налоговых проверок;

56.8. обеспечение полноты отражения в учете получаемых субъектами

предпринимательской деятельности доходов при реализации продукции (товаров,

работ, услуг);

56.9. другие вопросы в пределах компетенции налоговых органов.

57. Рейдовые проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые

рейдовые проверки проводятся по ежемесячно составляемым графикам.

Рейдовые проверки, проводимые вне заранее составленных графиков и в

целях проверки сведений о совершаемых нарушениях законодательства о налогах

и предпринимательстве, являются внеплановыми.

Независимо от характера проводимой рейдовой проверки с должностными

лицами налоговых органов, привлеченных к проведению проверки, проводится

инструктаж, определяются число и состав групп, их маршрут, объекты

проверки, время начала проверки, назначаются старшие групп, в необходимых

случаях согласовывается участие в рейде работников территориальных

подразделений МВД, ГАИ, ГКФР. В случае проведения внеплановой рейдовой

проверки об объекте проверки и маршруте группы ставится в известность

только старший группы с проведением комплекса контрольных мероприятий по

специальному плану рейдовой проверки, утвержденному Государственным

налоговым комитетом.

При этом начальник отдела, осуществляющий инструктаж, а также

назначенные старшие групп обязаны убедиться в обеспеченности лиц,

направляемых для проведения проверки, бланками актов проверок, протоколами,

инвентаризационными описями, памятками для проверяющих, а также другими

документами, необходимыми для качественного проведения рейдовых проверок,

автотранспортом и мобильными средствами связи.

Рейдовая проверка может осуществляться как в пределах одного субъекта

предпринимательской деятельности (с охватом всех торговых точек,

производственных и складских помещений, принадлежащих ему), так и носить

тематический характер, т.е. в конкретный период времени с охватом

большинства пунктов осуществления деятельности субъектами

предпринимательской деятельности и физическими лицами по отдельной тематике

(цветы, такси и т.д.).

Выбор объекта рейдовой проверки начинается со сбора и накопления

информации по интересующим вопросам (реклама в СМИ, по телефону доверия,

информация таможни, объявления на улицах и т.д.).

58. Проведение рейдовых проверок осуществляется на основании приказа

(распоряжения) руководителя инспекции ГНК (его заместителя), в котором

указываются:

- место проведения проверки (название рынка, улицы, района и др.);

- цель рейдовой проверки;

- дата проверки, время ее начала и завершения;

- фамилия, имя и отчество, должности работников налоговых органов,

направляемых для проведения проверки.

Копия приказа (распоряжения) выдается старшему группы и наряду со

служебными удостоверениями предъявляется представителям налогоплательщика,

индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, осуществляющим

предпринимательскую деятельность в районе, назначенном для проведения

рейдовой проверки.

При этом в районе, назначенном для рейдовой проверки, должностные лица

налоговых органов вправе проверять деятельность плательщиков независимо от

места постановки их на налоговый учет.

Выдача предписаний на проведение рейдовых проверок в районах, не

относящихся к административной территории, обслуживаемой инспекцией ГНК,

должностные лица которой направляются в рейдовую проверку, допускается при

условии проведения рейдовых проверок на рынках или по поручению вышестоящей

инспекции ГНК (города, области, Государственного налогового комитета),

которые и выдают соответствующие предписания.

Действия проверяющих при проведении рейдовой проверки

59. Рейдовая проверка начинается проверяющими с наблюдения за работой

объекта, определенного для проверки, предъявления служебных удостоверений

налогоплательщику (его представителю в лице продавца, кассира и другим

лицам) и проводится, как правило, в месте торговли (осуществления иной

деятельности).

При отсутствии у налогоплательщика (его представителя) документов,

удостоверяющих его личность, и установлении нарушений законодательства о

налогах и предпринимательстве налогоплательщик (его представитель) должен

быть приглашен в помещение ближайшего налогового органа или органа

внутренних дел для установления личности и составления акта проверки.

Отказ последовать в помещение налогового органа или органа внутренних

дел фиксируется актом в присутствии свидетелей и, если это субъект

предпринимательской деятельности, составляется протокол по факту

невыполнения требований должностных лиц налоговой инспекции. Для

препровождения нарушителя необходимо привлекать работников ГКФР или органов

внутренних дел.

Если в ходе проверки проверяемое лицо отказывается открыть сейф или

подсобное помещение, сейф и/или помещение опечатываются проверяющими в

соответствии с порядком, определенным настоящим Положением, для назначения

инвентаризации и дальнейшей проверки.

60. В ходе рейдовой проверки подлежат изучению следующие вопросы:

60.1. установление личности налогоплательщика или его представителя;

60.2. наличие свидетельства о государственной регистрации

индивидуального предпринимателя и лицензии (специального разрешения) на

осуществление данного вида деятельности;

60.3. прием наличных денежных средств от покупателей с использованием

кассового аппарата или отрывных талонов, приходных кассовых ордеров,

товарно - денежных (сменных) отчетов, зарегистрированных в налоговых

органах. Правильность заполнения книги кассира - операциониста и соблюдение

правил эксплуатации кассовых аппаратов;

60.4. соответствие остатков товара на момент проверки данным товарно -

транспортной накладной, иных документов и сумме выручки, проведенной по

кассовому аппарату (отрывным талонам или приходным кассовым ордерам);

60.5. соответствие наименования товара, ценников на него данным товарно

- транспортных накладных;

60.6. наличие документов, подтверждающих уплату фиксированных сумм

налогов, полнота и своевременность уплаты;

60.7. другие вопросы, отнесенные к компетенции налоговых органов.

61. В случае установления нарушений налогоплательщиком требований

законодательства о налогах и предпринимательстве должностные лица налоговых

органов обязаны составить акт обследования принадлежащих плательщику

производственных, складских, торговых и иных помещений по форме согласно

приложению 5 и/или акт проверки соблюдения порядка приема денежных средств

при реализации продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет и

других вопросов по налоговому законодательству по форме согласно приложению

15 к настоящему Положению с отражением выявленных фактов допущенных

нарушений.

При отсутствии нарушений законодательства о налогах и

предпринимательстве проверяющими составляется справка по форме согласно

приложению 16 к настоящему Положению в двух экземплярах, которая

подписывается проверяющими и представителями налогоплательщика. Первый

экземпляр направляется инспекции ГНК по месту постановки на налоговый учет

плательщика для приобщения к делу, а второй - оставляется представителям

налогоплательщика.

При необходимости назначается инвентаризация остатков товарно -

материальных ценностей, денежных средств с составлением соответствующих

актов установленной формы.

В случае изъятия документов, подтверждающих сокрытие (занижение)

прибыли (иных объектов налогообложения), составляется соответствующий акт -

опись изъятия документов.

Наложение ареста и изъятие имущества, денежных средств, товарно -

материальных ценностей, хранившихся в местах реализации с нарушением

установленных требований и подлежащих аресту (изъятию), проводится в

соответствии с порядком, отраженным в настоящем Положении.

Акт рейдовой проверки и дополнительные акты - описи в связи с

выявленными нарушениями составляются в 2 экземплярах, подписываются

проверяющими и представителями налогоплательщика, после чего первые

экземпляры остаются у проверяющих, вторые - передаются плательщику (его

представителям).

V. ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ПРОВЕРОК, УТВЕРЖДЕНИЯ

И РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК, УЧЕТА

РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК И БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Регистрация актов проверок и приложений к ним

62. Акты камеральной, выездной и рейдовой налоговых проверок подлежат

регистрации в журнале актов проверок по форме согласно приложению 17,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.