Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь
50.5. В актах следует излагать только факты нарушений с указанием
пункта и статьи законодательных нормативных правовых актов, которые были
нарушены. В случаях, когда в ходе проверки возникают вопросы, подлежащие
методологическому разъяснению со стороны уполномоченных на это министерств
и иных органов государственного управления, то эти вопросы отражаются в
актах проверки, но по ним экономические санкции не применяются. В акте
проверки делается запись об обращении в министерства и ведомства за
соответствующими разъяснениями.
После получения письменного разъяснения по возникшему вопросу субъекту
предпринимательской деятельности направляется письмо с предложением о
внесении соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность,
представлении в инспекцию уточненных расчетов по налогам, устанавливается
срок для уплаты причитающихся платежей в бюджет и представления информации
об устранении допущенных нарушений либо с сообщением, что отраженный в акте
спорный вопрос не расценивается как нарушение согласно поступившему
методологическому разъяснению.
По истечении срока уплаты налогов, установленного инспекцией ГНК,
проводится проверка выполнения предложений налогового органа.
В случае невыполнения плательщиком предложений инспекции ГНК о внесении
в установленный ею срок соответствующих изменений в бухгалтерский учет и
отчетность и непредставлении налогоплательщиком уточненных расчетов по
налогам и неналоговым платежам к нему применяются экономические санкции в
установленном законодательством порядке.
50.6. В случаях, когда выявленное нарушение может быть сокрыто или по
выявленным фактам необходимо принять срочные меры к их устранению и
привлечению к ответственности виновных должностных лиц, индивидуального
предпринимателя, не ожидая окончания проверки, составляется отдельный
(промежуточный) акт по выявленным нарушениям. Промежуточный акт
подписывается проверяющим, налогоплательщиком или его представителями, а
также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в
обязательном порядке истребуются письменные объяснения.
Один экземпляр акта передается налогоплательщику. Факты, изложенные в
промежуточном акте, включаются в общий (итоговый) акт проверки.
50.7. Согласно пункту 8 статьи 8 Закона Республики Беларусь "О
государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" должностные лица
налоговой инспекции имеют право требовать от налогоплательщика или его
представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и
предпринимательстве, а также контролировать выполнение таких требований.
Все требования излагаются в предложениях, прилагаемых к акту проверки,
с указанием сумм экономических санкций, пени и налогов, подлежащих
зачислению в бюджет, номеров счетов, куда подлежат перечислению указанные
суммы.
При необходимости вносятся и другие предложения, направленные на
недопущение в дальнейшем налоговых нарушений. Предложения подписываются
проверяющими с ознакомлением под роспись налогоплательщика или его
представителей.
Вручение акта выездной налоговой проверки
налогоплательщику или его представителям
51. Акты подписываются проверяющими и налогоплательщиком (его
представителями). Подписание акта проверки производится, как правило, в
помещении налогового органа, должностные лица которого производили
проверку.
В случае отказа от подписания акта проверки в нем делается
соответствующая запись. При наличии возражений по акту проверки
налогоплательщик вправе не позднее 5 дней со дня подписания (отказа от
подписи) представить в налоговый орган письменные возражения по содержанию
акта.
Проверяющие вправе потребовать также письменные объяснения должностных
лиц юридического лица (индивидуального предпринимателя) и лиц,
непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях. Данные
объяснения и замечания прилагаются к акту выездной налоговой проверки.
52. В случае неявки представителя налогоплательщика или индивидуального
предпринимателя в налоговый орган для подписания акта проверки должны быть
приняты меры для вручения акта проверки в офисе плательщика. При этом
вручение акта производится не менее чем двумя должностными лицами
налогового органа. При отсутствии у плательщика офиса вручение акта
проверки производится по месту жительства руководителя или бухгалтера
предприятия (индивидуального предпринимателя) непосредственно работниками
налогового органа или заказным почтовым отправлением с уведомлением о
вручении.
53. Днем составления акта проверки считается день подписания акта
проверяющими и налогоплательщиком при условии, что налогоплательщик или его
представители не уклонялись от подписания акта проверки, либо день вручения
(направления заказной почтой с уведомлением) акта проверки
налогоплательщику (его представителям) для ознакомления и подписания, о чем
делается соответствующая запись на первом экземпляре акта.
Порядок изъятия документов
54. В случае принятия решения об изъятии документов, свидетельствующих
о занижении (сокрытии) плательщиком объектов налогообложения, составляется
акт - опись изъятия документов, подтверждающих факты нарушения налогового
законодательства, по форме согласно приложению 14 к настоящему Положению.
В акте подлежит отражению, кем, когда и по каким основаниям произведено
изъятие документов, наименование изъятых документов (при необходимости
дается более полная характеристика изымаемого документа - дата составления,
номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению
должностного лица, производящего изъятие документов, которые позволили бы в
дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ и его принадлежность к
финансово - хозяйственным операциям, совершавшимся налогоплательщиком).
В обязательном порядке налоговый орган, должностные лица которого
произвели изъятие документов, обязан предоставить возможность плательщику
для снятия ксерокопий изымаемых документов, которые должны быть помещены в
дела вместо изъятых оригиналов документов, о чем делается отметка в акте -
описи изъятия документов.
Акт - опись изъятия документов составляется в трех экземплярах и
подписывается лицом, производившим изъятие, и налогоплательщиком или его
представителями. В случае отказа налогоплательщика или его представителей
от подписания акта - описи изъятия документов в нем делается
соответствующая запись.
Первый экземпляр акта приобщается к акту проверки, второй экземпляр
передается плательщику, третий - приобщается к акту - описи изъятия
документов на списание бланков строгой отчетности и хранится в налоговом
органе.
IV. РЕЙДОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Общие требования по подготовке и проведению рейдовых
проверок
55. Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля
налоговых органов за субъектами предпринимательской деятельности и
физическими лицами в части хозяйственной деятельности, непосредственно
связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров,
продукции, оказании услуг и выполнением работ. Путем рейдовой проверки
осуществляется контроль за соблюдением законодательства о налогах и
предпринимательстве в данный момент и в данном месте.
56. Основными задачами, решаемыми налоговыми органами в ходе рейдовой
проверки, являются:
56.1. контроль за соблюдением субъектами предпринимательской
деятельности и физическими лицами требований законодательства о налогах и
предпринимательстве;
56.2. соблюдение установленного порядка приема наличных денежных
средств, кассовой дисциплины, а также хранения товаров в пунктах
реализации;
56.3. соблюдение установленного порядка хранения (как вида
деятельности), перевозки и реализации алкогольных и табачных изделий;
56.4. контроль за соблюдением установленного порядка проведения
дилинговых операций;
56.5. полнота уплаты фиксированных сумм налога на прибыль и твердых
сумм подоходного налога;
56.6. выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без государственной регистрации и/ или постановки на налоговый
учет;
56.7. контроль за движением сырья (материалов), продукции и товаров как
на производстве, так и складах, а также в местах реализации продукции
(товаров, работ, услуг) путем проведения полной или частичной
инвентаризации в целях получения информации, необходимой для проведения
выездных налоговых проверок;
56.8. обеспечение полноты отражения в учете получаемых субъектами
предпринимательской деятельности доходов при реализации продукции (товаров,
работ, услуг);
56.9. другие вопросы в пределах компетенции налоговых органов.
57. Рейдовые проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые
рейдовые проверки проводятся по ежемесячно составляемым графикам.
Рейдовые проверки, проводимые вне заранее составленных графиков и в
целях проверки сведений о совершаемых нарушениях законодательства о налогах
и предпринимательстве, являются внеплановыми.
Независимо от характера проводимой рейдовой проверки с должностными
лицами налоговых органов, привлеченных к проведению проверки, проводится
инструктаж, определяются число и состав групп, их маршрут, объекты
проверки, время начала проверки, назначаются старшие групп, в необходимых
случаях согласовывается участие в рейде работников территориальных
подразделений МВД, ГАИ, ГКФР. В случае проведения внеплановой рейдовой
проверки об объекте проверки и маршруте группы ставится в известность
только старший группы с проведением комплекса контрольных мероприятий по
специальному плану рейдовой проверки, утвержденному Государственным
налоговым комитетом.
При этом начальник отдела, осуществляющий инструктаж, а также
назначенные старшие групп обязаны убедиться в обеспеченности лиц,
направляемых для проведения проверки, бланками актов проверок, протоколами,
инвентаризационными описями, памятками для проверяющих, а также другими
документами, необходимыми для качественного проведения рейдовых проверок,
автотранспортом и мобильными средствами связи.
Рейдовая проверка может осуществляться как в пределах одного субъекта
предпринимательской деятельности (с охватом всех торговых точек,
производственных и складских помещений, принадлежащих ему), так и носить
тематический характер, т.е. в конкретный период времени с охватом
большинства пунктов осуществления деятельности субъектами
предпринимательской деятельности и физическими лицами по отдельной тематике
(цветы, такси и т.д.).
Выбор объекта рейдовой проверки начинается со сбора и накопления
информации по интересующим вопросам (реклама в СМИ, по телефону доверия,
информация таможни, объявления на улицах и т.д.).
58. Проведение рейдовых проверок осуществляется на основании приказа
(распоряжения) руководителя инспекции ГНК (его заместителя), в котором
указываются:
- место проведения проверки (название рынка, улицы, района и др.);
- цель рейдовой проверки;
- дата проверки, время ее начала и завершения;
- фамилия, имя и отчество, должности работников налоговых органов,
направляемых для проведения проверки.
Копия приказа (распоряжения) выдается старшему группы и наряду со
служебными удостоверениями предъявляется представителям налогоплательщика,
индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность в районе, назначенном для проведения
рейдовой проверки.
При этом в районе, назначенном для рейдовой проверки, должностные лица
налоговых органов вправе проверять деятельность плательщиков независимо от
места постановки их на налоговый учет.
Выдача предписаний на проведение рейдовых проверок в районах, не
относящихся к административной территории, обслуживаемой инспекцией ГНК,
должностные лица которой направляются в рейдовую проверку, допускается при
условии проведения рейдовых проверок на рынках или по поручению вышестоящей
инспекции ГНК (города, области, Государственного налогового комитета),
которые и выдают соответствующие предписания.
Действия проверяющих при проведении рейдовой проверки
59. Рейдовая проверка начинается проверяющими с наблюдения за работой
объекта, определенного для проверки, предъявления служебных удостоверений
налогоплательщику (его представителю в лице продавца, кассира и другим
лицам) и проводится, как правило, в месте торговли (осуществления иной
деятельности).
При отсутствии у налогоплательщика (его представителя) документов,
удостоверяющих его личность, и установлении нарушений законодательства о
налогах и предпринимательстве налогоплательщик (его представитель) должен
быть приглашен в помещение ближайшего налогового органа или органа
внутренних дел для установления личности и составления акта проверки.
Отказ последовать в помещение налогового органа или органа внутренних
дел фиксируется актом в присутствии свидетелей и, если это субъект
предпринимательской деятельности, составляется протокол по факту
невыполнения требований должностных лиц налоговой инспекции. Для
препровождения нарушителя необходимо привлекать работников ГКФР или органов
внутренних дел.
Если в ходе проверки проверяемое лицо отказывается открыть сейф или
подсобное помещение, сейф и/или помещение опечатываются проверяющими в
соответствии с порядком, определенным настоящим Положением, для назначения
инвентаризации и дальнейшей проверки.
60. В ходе рейдовой проверки подлежат изучению следующие вопросы:
60.1. установление личности налогоплательщика или его представителя;
60.2. наличие свидетельства о государственной регистрации
индивидуального предпринимателя и лицензии (специального разрешения) на
осуществление данного вида деятельности;
60.3. прием наличных денежных средств от покупателей с использованием
кассового аппарата или отрывных талонов, приходных кассовых ордеров,
товарно - денежных (сменных) отчетов, зарегистрированных в налоговых
органах. Правильность заполнения книги кассира - операциониста и соблюдение
правил эксплуатации кассовых аппаратов;
60.4. соответствие остатков товара на момент проверки данным товарно -
транспортной накладной, иных документов и сумме выручки, проведенной по
кассовому аппарату (отрывным талонам или приходным кассовым ордерам);
60.5. соответствие наименования товара, ценников на него данным товарно
- транспортных накладных;
60.6. наличие документов, подтверждающих уплату фиксированных сумм
налогов, полнота и своевременность уплаты;
60.7. другие вопросы, отнесенные к компетенции налоговых органов.
61. В случае установления нарушений налогоплательщиком требований
законодательства о налогах и предпринимательстве должностные лица налоговых
органов обязаны составить акт обследования принадлежащих плательщику
производственных, складских, торговых и иных помещений по форме согласно
приложению 5 и/или акт проверки соблюдения порядка приема денежных средств
при реализации продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет и
других вопросов по налоговому законодательству по форме согласно приложению
15 к настоящему Положению с отражением выявленных фактов допущенных
нарушений.
При отсутствии нарушений законодательства о налогах и
предпринимательстве проверяющими составляется справка по форме согласно
приложению 16 к настоящему Положению в двух экземплярах, которая
подписывается проверяющими и представителями налогоплательщика. Первый
экземпляр направляется инспекции ГНК по месту постановки на налоговый учет
плательщика для приобщения к делу, а второй - оставляется представителям
налогоплательщика.
При необходимости назначается инвентаризация остатков товарно -
материальных ценностей, денежных средств с составлением соответствующих
актов установленной формы.
В случае изъятия документов, подтверждающих сокрытие (занижение)
прибыли (иных объектов налогообложения), составляется соответствующий акт -
опись изъятия документов.
Наложение ареста и изъятие имущества, денежных средств, товарно -
материальных ценностей, хранившихся в местах реализации с нарушением
установленных требований и подлежащих аресту (изъятию), проводится в
соответствии с порядком, отраженным в настоящем Положении.
Акт рейдовой проверки и дополнительные акты - описи в связи с
выявленными нарушениями составляются в 2 экземплярах, подписываются
проверяющими и представителями налогоплательщика, после чего первые
экземпляры остаются у проверяющих, вторые - передаются плательщику (его
представителям).
V. ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ПРОВЕРОК, УТВЕРЖДЕНИЯ
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК, УЧЕТА
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК И БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Регистрация актов проверок и приложений к ним
62. Акты камеральной, выездной и рейдовой налоговых проверок подлежат
регистрации в журнале актов проверок по форме согласно приложению 17,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|