рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ (ФЗ № 119)

получаемой в ходе проведения аудиторских проверок, а также и при

осуществлении контроля качества в отношении индивидуальных аудиторов и

аудиторских организаций. Предусмотрена ответственность за разглашение

аудиторской тайны.

Согласно Ст.8, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны

хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались

сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать

сохранность сведений и документов, получаемых и составляемых ими при

осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные

сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без

письменного согласия организаций и индивидуальных предпринимателей, в

отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту

услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным

законом и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное

регулирование аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный

орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим

аудиторскую тайну в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими

федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении

таких сведений.

В случае разглашения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором,

уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими

доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего

Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации

аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги,

а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе

потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального

аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц,

с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг,

предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным

решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в

случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их

деятельности.

Глава 3 . Правила ( стандарты) аудиторской деятельности.

В Законе дано определение и принципы действия такого важного инструмента

работы аудитора, и контроля за его деятельностью как правила (стандарты)

аудиторской деятельности. Этот вопрос абсолютно не был освещен во Временных

правилах. При этом, Положением о Комиссии по аудиторской деятельности при

Президенте Российской Федерации, утвержденным распоряжением Президента

Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 54-рп было определено, что

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

имеет право разрабатывать стандарты аудиторской деятельности и связанных с

ее осуществлением услуг. За период 1996 - 2000 годов было разработано и

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

одобрено 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности и перечень

терминов (глоссарий). Но из-за отсутствия законодательного обоснования

обязательности применения этих правил (стандартов), а также в связи с

невозможностью придания в данном правовом поле правилам (стандартам)

аудиторской деятельности соответствующего правового статуса, их применение,

а также контроль за их соблюдением были затруднены.

Теперь Ст.9 Закона «Правила (стандарты) аудиторской деятельности»

установлено, что правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые

требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и

оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку

подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила (стандарты)

аудиторской деятельности подразделяются на :

- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние

правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в

профессиональных аудиторских объединениях;

- внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций и

индивидуальных аудиторов.

Законом установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской

деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются

обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а

также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых

указано, что они имеют рекомендательный характер.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их

уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской

деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам

(стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть

ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и

правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они

являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для

своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут

противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и

требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил

(стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с

требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской

Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе

самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением

планирования и документирования аудита, составления рабочей документации

аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Глава 4. Аудиторское заключение. Заведомо ложное аудиторское заключение.

Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных

аудиторов.

В Ст. 10 «Аудиторское заключение» указано, что аудиторское заключение -

это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой

(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий

выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или

индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской)

отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его

бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. По сравнению с

Временными правилами в данной статье Закона определено, что форма,

содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются

федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В Законе представлена такая статья, как Ст. 11 «Заведомо ложное

аудиторское заключение». Во Временных правилах отсутствовало освещение

этого вопроса. Учитывая назревшую необходимость повышения качества

проведения аудиторских проверок и ответственности аудиторов за свою

добросовестную работу значение этой статьи чрезвычайно важно. В ней

определяется, что заведомо ложное аудиторское заключение - это аудиторское

заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или

составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее

содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и

рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе

аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается

таковым только по решению суда.

В данной статье установлена ответственность за составление заведомо

ложного аудиторского заключения. Так, такое действие влечет ответственность

в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации

лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица,

подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного

аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Ст. 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и

индивидуальных аудиторов» более подробно по сравнению с Временными

правилами представлен круг лиц (физических и юридических) которыми и (или)

в отношении которых не разрешается проводить аудиторские проверки. При

подготовке данной статьи также был использован имеющийся опыт реализации

Временных правил.

Аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их

руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за

организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой

(бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их

должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность

за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой

(бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья,

сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых

являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами,

бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и

ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской)

отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых

состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также

братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками)

аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами,

несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и

составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их

учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти

аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении

дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц,

а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской

организацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в

течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской

проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также

по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и

юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторскими

организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе

обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами

оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от

выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании

выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Совершенно новой нормой в регулировании аудиторской деятельности является

требование о страховании аудиторской организацией риска ответственности за

нарушение договора при проведении обязательного аудита. Это предусмотрено

Ст. 13 «Страхование при проведении обязательного аудита».

Предусматривается обязательное страхование аудиторских рисков при

проведении обязательного же аудита. Это довольно либеральная формулировка,

поскольку в большинстве стран мира подлежит обязательному страхованию вся

аудиторская деятельность. Правда, отсутствие в законе конкретных условий

этого обязательного страхования привело к тому, что зачастую обязательное

страхование для аудиторов стало фиктивным. Страхуясь на символические

суммы, аудиторы фактически покупают бумажку, дающую им право на участие в

обязательном аудите.

По замыслам законотворцев, страхование данного вида рисков должно

быть встроенным регулятором аудиторского бизнеса. Клиент получает

уверенность в возмещении убытков, полученных по вине аудитора, а аудитор -

стимул не допустить этих убытков, что достигается постоянным повышением

квалификации сотрудников аудиторской компании. Кроме того, страхование

аудиторских рисков гарантирует клиента от ошибки, которую может пропустить

даже и очень опытный аудитор.

Поскольку российский рынок аудиторских услуг во многом (по некоторым

оценкам, на 75%) занят иностранными аудиторами, последние предпочитают

страховать свои профессиональные риски, особенно при работе с крупными

международными компаниями, у зарубежных страховщиков.

Рынок страхования аудиторских рисков отечественных аудиторов скромен:

общее страховое покрытие всех аудиторских компаний, по некоторым оценкам,

не превышает 50 млн долл., а все страховые сборы - 1 млн долл. При этом

добровольно услугами страховщиков пользуется не более 70% аудиторов. Как

правило, все крупные российские аудиторы добровольно страхуют свои риски, и

делали они это еще до подписания президентом упомянутого закона. Для таких

компаний добровольное страхование - это не только способ управления

рисками, показатель благополучия и определенного статуса, но зачастую и

обязательное требование к ним при участии в тендерах на аудит. (www.

emigration.russie.ru //30/08/2003// «Страхование аудиторских рисков»)

При своих малых размерах рынок страхования аудиторских рисков

приносит страховым компаниям сверхприбыли: аудиторы, клиенты которых

пострадали из-за их непрофессионализма, как правило, стремятся

урегулировать все вопросы до обращения к страховщику. Поэтому случаи выплат

по договорам страхования аудиторов единичны.

Абсолютное лидерство на этом узком сегменте страхового рынка занимает

"Ингосстрах". В группу лидеров также входят "ВЕСтА", ПСК и "Росгосстрах".

Глава 5 . Контроль качества работы аудиторских организаций и

индивидуальных аудиторов. Аттестация на право осуществления аудиторской

деятельности. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата

аудитора. Лицензирование аудиторской деятельности.

В Ст.14 «Контроль качества работы аудиторских организаций и

индивидуальных аудиторов» более подробно и детально по сравнению с

Временными правилами расписан порядок осуществления контроля качества,

определена ответственность аудиторов за уклонение от проведения внешней

проверки качества и за систематическое нарушение требований нормативных

правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Согласно статье, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны

установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими

аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам,

регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской

деятельности. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и

аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается

уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки

как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок

аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении

участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление

проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой

информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление

аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального

аудитора.

В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов

систематического нарушения аудитором аудиторской организации или

индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований

нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской

деятельности, проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному

органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено в установленном

настоящим Федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них

квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на

осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.

В Ст.15 «Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности»

принципиальных изменений по сравнению с изложением этого вопроса во

Временных правилах нет. К обязательным требованиям к претендентам на

получение квалификационного аттестата аудитора отнесены высшее

экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских

образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и наличие

стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех

лет.

В то же время установлено, что дополнительные требования к претендентам

на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок

проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности,

перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации,

количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и

порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

В данной статье определено, что каждый аудитор, имеющий квалификационный

аттестат обязан в течение каждого календарного года, начиная с года,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.