Принципы классификации счетов бухгалтерского учета
Принципы классификации счетов бухгалтерского учета
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирская государственная академия экономики и управления
Кафедра бухгалтерского учета
Курсовая работа
по теме:
“Принципы классификации счетов
бухгалтерского учета”
Выполнила:
Руководитель:
Новосибирск, 2003.
Содержание
Введение 3
1. Счета и двойная запись как элемент метода бухгалтерского учета 4
1.1 Содержание бухгалтерского учета 4
1.2 Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в
Российской Федерации 5
1.3 Метод бухгалтерского учета 8
1.4 Понятие о счетах бухгалтерского учета и двойной записи 10
2. Классификация счетов и принципы ее формирования 15
2.1. Экономическая классификация 15
2.2. Структурная классификация 19
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение №1 31
Приложение №2 32
Приложение №3 33
Введение
Основой процветания любой организации является бухгалтерский учёт, вне
зависимости от организационно-правовой формы организации, её структуры,
строения и рода деятельности, так как основная цель бухгалтерского учёта -
обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решений. Эти
решения касаются распределения и использования ограниченных экономических
ресурсов: денег, земли, рабочей силы и т.д. От распределения и
использования этих ресурсов, зависят цены, заработная плата, производство
товаров и услуг, адекватность наших запасов, качество транспортных систем,
а также то, какие страны процветают, а какие переживают спад. Здесь не
малую роль играет бухгалтерский учёт. И ,значит, от правильной организации
бухгалтерского учёта зависит положение любой организации.
Не мало важную роль здесь играет метод бухгалтерского учёта, элементами
которого являются счета и двойная запись. Тема «Счета бухгалтерского учета»
широко представлена в литературе. Она является неотъемлемой частью любого
учебника или пособия как для людей, начинающих изучать бухгалтерский учет,
так и для тех, кто уже знаком с основами и желает углубить свои познания в
данной науке. Актуальность данной темы связана с тем, что без существования
счетов трудно себе представить современный бухгалтерский учет, как трудно
представить себе бухгалтера, который не был бы знаком с порядком,
принципами и правилами ведения учета на том или ином счету. Отсюда
возникает необходимость рассмотрения классификаций счетов бухгалтерского
учета по различным признакам.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данной работы:
изучение счетов бухгалтерского учета и их классификации, а также принципов,
на основе которым осуществляется ее формирование.
В первой главе данной работы рассматривается краткое содержание
бухгалтерского учета, а также его нормативного регулирования в РФ, дается
понятие метода бухгалтерского учета и его составных элементов - счетов и
двойной записи.
Во второй главе представлены классификации счетов бухгалтерского учета
вместе с основами их построения.
При написании работы были использованы различные учебники и учебные
пособия по теории бухгалтерского учета.
Счета и двойная запись как элемент метода бухгалтерского учета
1 Содержание бухгалтерского учета
Содержание бухгалтерского учета определяет система наблюдения
хозяйственной жизни соответствующего экономического субъекта.
Эта система реализуется путем использования количественных и
стоимостных показателей на базе сплошной, непрерывной и документально
фиксированной взаимосвязи совершаемых хозяйственных операций.
Хозяйственная операция с точки зрения бухгалтерского учета представляет
собой четко выделенный во времени и пространстве момент документального
подтверждения совершенного факта хозяйственной жизни или экономического
события.
Задачами бухгалтерского учета являются:
. формирование достоверной, полной и своевременной информации о
совершаемых хозяйственных операциях по приобретению и использованию
имущества экономическим субъектом, его обязательствам;
. предупреждение и нейтрализация непроизводительных потерь на всех
стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их
возникновения;
. предоставление пользователям необходимой информации, соответствующей
требованиям действующего законодательства, обо всех участках
деятельности экономического субъекта;
. своевременное и полное представление качественной отчетности
внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых
результатах деятельности экономического субъекта и его финансовом
положении, а также о его положении на соответствующем рынке товаров,
работ или услуг.
Результаты деятельности экономического субъекта выражаются в сумме его
доходов и расходов, а финансовое положение — в виде размещения активов,
обязательств, а также собственного и заемного капитала.
2 Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в
Российской Федерации
Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском
учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете, выступает
обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о
финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в
финансовом положении организации.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
определяемым Правительством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из
Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические основы
порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации, а
также документов, излагающих правила представления полной и достоверной
информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете
находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на
территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического
лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического
лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым
законодательством Российской Федерации. Они также могут вести учет в
соответствии с Федеральным законом.
Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие
вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны
соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с
содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом
Федерального закона, имеют приоритет.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету
(Приложение №1):
1) первый уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие
федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и постановления
Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;
2) второй уровень – положения по бухгалтерскому учету;
3) третий уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные
аналогичные им документы;
4) четвертый уровень – рабочие документы конкретной организации.
На первом уровне кроме Федерального закона отдельные аспекты
бухгалтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими
федеральными законами. Например, в Гражданском кодексе РФ установлены сроки
исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода
права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В законе
об акционерных обществах указан порядок образования и использования
резервного капитала.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации также относится к документам первого уровня, так как
этот документ устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета,
представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с
внешними потребителями информации и др.
Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым
Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ.
Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов
бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных
стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой
отчетности.
Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными
органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым
федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского
учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие
документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся
планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу
организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм
собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет
собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в
бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по
применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта
их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них
фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.
К третьему уровню относятся инструкции и методические указания,
разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по
бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных
средств» Министерством финансов РФ утверждены методические указания по
бухгалтерскому учету основных средств, устанавливающие правила
приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их
стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит
положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на
производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации,
заполнения форм финансовой отчетности и прочие.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они
содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой
принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов,
внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации,
носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования
хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику
организации.
Согласно действующему законодательству организации на основе принципов
и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя
из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня
автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого
Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта,
утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т.д.
Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия
между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет
руководитель организации.
Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки
бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых
расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты,
регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения,
регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.
3 Метод бухгалтерского учета
Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет
система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством
документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических
и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки
имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности
предприятия.
Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью
документов в момент и в местах их совершения.
Документация является одной из основных отличительных особенностей
бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за
хозяйственными процессами.
Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном
бухгалтерском учете является оформление их первичными документами,
обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим
предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными,
объективными и др.). От качества первичных документов в значительной мере
зависит качество всего бухгалтерского учета.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия
имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с
целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и
сохранности имущества предприятия.
Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные
ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство,
незавершенное строительство, товары торговых предприятий и др.
Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально
ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т.п.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения
информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по
составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на
определенную дату, как правило, на 1-ое число месяца.
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном
выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами
предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.
Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них
отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и
размещению, с другой – по источникам его образования.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием
хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка
имущества, источников его образования, хозяйственных операций в
бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью счетов (синтетических
и аналитических) с применением метода двойной записи.
Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой
систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества,
источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом
метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации
и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах
бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая
хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в
равных суммах.
Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества
предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества
предприятия и его источников имеют важное значение для построения всей
системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные
затраты, выраженные в денежном измерении.
В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения
в балансе должна производиться единообразно на всех предприятиях, что
достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например,
действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском
балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются
по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической
стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция – по
фактической производственной стоимости и т.д.
Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости.
Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения
фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции
(работ, услуг).
Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему
показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую
деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц,
квартал).
В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”
Страницы: 1, 2, 3, 4
|