Расчеты с внебюджетными фондами
день просрочки в следующих размерах:
-по страховым взносам работодателей, включая обязательные взносы
работников, - 1%;
-по страховым взносам граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью, а также граждан, использующих труд наемных работников
в личном хозяйстве, - 0,5%.
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Фонд социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года в
соответствии с постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600
“О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на
социальное страхование трудящихся в РСФСР”. В настоящее время Фонд
социального страхования РФ является самостоятельным государственным
финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в
состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление
Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.
В настоящее время Фонд социального страхования РФ осуществляет
свою деятельность на основании Положения о фонде социального
страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
12.02.94 № 101, и состоит из:
- региональных отделений;
- центральных отраслевых отделений;
- филиалов отделений.
Работодатели должны зарегистрироваться в качестве страхователей
в региональных или центральных отраслевых отделениях (филиалов) Фонд
социального страхования РФ не позднее 10 дней с момента организации
предприятия или начала деятельности лица. За этого положения к
работодателям применяются штрафные санкции - в размере 10%
причитающихся к уплате сумм страховых взносов.
Платежи в Фонд социального страхования РФ производится в
первоочередном порядке независимо от поступления в банк расчетных
документов или наступления сроков платежей.
РАЗМЕР ВЗНОСОВ.
Страховой тариф взносов в Фонд социального страхования РФ был
установлен для предприятий, организаций, учреждений и других
хозяйствующих субъектов в размере 5,4% по отношению к начисленной
оплате труда по всем основаниям.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ ВЗНОСОВ.
В соответствии со ст.237 КЗоТ РФ взносы на государственное
социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями,
организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных
работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего
заработка.
Размер взносов в Фонд социального страхования РФ установлен
законом только по отношению к начисленной оплате труда по всем
основаниям. В соответствии со статьями 77-100 КЗоТ РФ под оплатой
труда по всем основаниям понимаются выплаты в денежной и натуральной
форме трудящимся за выполнение работы в порядке трудовых отношений,
т.е. отношений, регулируемых трудовым законодательством, в частности
ст.15 КЗоТ РФ, подразумевающей наличие трудового договора
(контракта) между трудящимся и работодателем.
Плательщиками взносов в Фонд социального страхования РФ в
соответствии с Постановлением Правительства от 06.10.94 №1139
являются также крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые
(семейные) общины малочисленных народов Севера.
ЛЬГОТЫ.
Начиная с 1993 г. и по настоящее время от уплаты страховых
взносов в Фонд социального страхования РФ освобождаются общественные
организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций
предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления
их уставных целей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 27.10.94 № 29-
ФЗ “ О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о
налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные
внебюджетные фонды 2 с 1 января 1994г. при проведении избирательных
кампаний в Федеральное Собрание РФ, представительские и
исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы
местного самоуправления страховые взносы в Фонд социального
страхования РФ не начисляются на:
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных
органов государственной власти, представительных и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления, полученные и израсходованные на проведение
избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
доходы, получаемые от избирательных комиссий членами
избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в
указанных комиссиях не на постоянной основе;
доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий,
а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и
избирательных фондов избирательных объединений за выполнение
указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением
избирательных кампаний.
Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ не
начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц,
привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических
программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства
и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих,
лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых
за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи,
предоставляемых международными организациями и правительствами
иностранных государств, иностранными юридическими и физическими
лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными
соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению
Правительства РФ уполномоченными им органами государственного
управления.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты
налога, определяется Правительством РФ.
От уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ по
денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой
полиции освобождены:
Министерство обороны РФ;
Министерство внутренних дел РФ;
Федеральная служба контрразведки РФ;
Федеральная пограничная служба - Главное командование
пограничных войск РФ;
Федеральное агентство правительской связи и информации;
Служба внешней разведки РФ;
Главное управление охраны РФ;
Служба безопасности Президента РФ;
другие воинские формирования РФ;
Департамент налоговой полиции РФ.
ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ.
В соответствии с п.15 Положения страховые взносы начисляются на
все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем
основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат,
на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не
начисляются.
Не начисляются страховые взносы на выплаты по договорам
гражданско- правового характера (подряда, поручения, авторский и
др.), а также на любые выплаты вне рамок трудовых отношений между
работодателем и гражданином.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые (семейные) общины
малочисленных народов Севера на основании Постановления
Правительства РФ от 06.10.94 №1139 уплачивают страховые взносы в
Фонд социального страхования РФ с сумм доходов, полученных за
истекший календарный год. Доходы определяются как разность между
совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и
документарно подтвержденными расходами, связанными с извлечением
этого дохода.
Учет расчетов со страхователями осуществляется по расчетной
ведомости (форма №4-Фонд социального страхования РФ), утвержденной
Правлением Фонда социального страхования РФ и Министерством финансов
РФ.
СРОКИ УПЛАТЫ.
Сроки уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ
регулируются п.1.3 Инструкции, а также п.1 Постановления
Правительства РФ от 06.10.94 №1139:
бюджетные учреждения и организации уплачивают страховые взносы
один раз в месяц - в срок, установленный для выплаты заработной
платы за вторую половину месяца;
все предприятия и не бюджетные организации уплачивают страховые
взносы два раза в месяц - в сроки, установленные для получения
заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца;
лица, нанимающие отдельных граждан по договорам, уплачивают
страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем
выплаты заработной платы;
крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины
малочисленных народов севера с 01.01.95 уплачивают страховые взносы
один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ.
П.5 Постановления ВС РФ от 09.07.93 № 5357-1 установлено, что с
01.07.93 применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты
страховых взносов в Фонд социального страхования РФ осуществляется в
соответствии с порядком уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд
РФ, и предусматривает применение к работодателям и иным плательщикам
страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания:
- всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов
в Фонд социального страхования РФ суммы оплаты труда и штрафа в
двойном размере. Под сокрытой или заниженной суммой оплаты труда
понимается неучтенная работодателем или иным плательщиком страховых
взносов сумма оплаты труда, на которую в соответствии с действующим
законодательством взносы должны быть начислены;
-10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов в Фонд
социального страхования РФ за их отказ от регистрации в качестве
плательщика страховых взносов. Под отказом от регистрации понимается
несоблюдение установленных сроков регистрации в Фонд социального
страхования РФ (10 дней с момента организации предприятия или начала
деятельности лица). Данная санкция не может применяться к
предприятиям, нарушившим сроки регистрации в Фонд социального
страхования РФ, но не производившим оплату труда за этот период;
- 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых
взносов в Фонд социального страхования РФ за непредставление в
установленные сроки расчетной ведомости. Недоимка по страховым
взносам, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций
взыскивается с работодателей в бесспорном порядке. Взыскание
недоимок и финансовых санкций с физических лиц производится только в
судебном порядке.
С суммы недоимки (невнесенных в срок взносов и выявленной при
проверке задолженности) на плательщиков начисляется пеня за каждый
срок просрочки в следующих размерах:
- по страховым взносам работодателей - 1%;
-по страховым взносам граждан, занимающихся предприниматель-ской
деятельностью, а также граждан, использующих труд наемных работников
в личном хозяйстве, - 0,5%.
Финансовые санкции (штрафы и пени) по платежам в Фонд
социального страхования РФ, уплачиваемые предприятиями и банками,
относятся ими на чистую прибыль после налогообложения. Пеня и
финансовые санкции применяются только в части сумм страховых
платежей, которая подлежит непосредственному перечислению в Фонд
социального страхования РФ по договору между Фондом социального
страхования РФ и страхователем. Контроль за полнотой и
своевременностью уплаты предприятиями, организациями, учреждениями и
иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности
взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального
страхования РФ и государственную налоговую службу РФ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РФ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Государственный фонд занятости населения РФ образован в 1991 г.
в соответствии с законом РФ от 19.04.91 №1032-1 “О занятости
населения в РФ” и является государственным внебюджетным фондом,
предназначенным для финансирования мероприятий, связанных с
реализацией государственной политики занятости населения.
Деятельность Государственного фонда занятости населения РФ
регулируется названым законом и Положением о государственном фонде
занятости населения РФ, утвержденным постановлением ВС РФ от
08.06.93 № 5132-1. Государственный фонд занятости населения РФ
образуется за счет:
-обязательных страховых взносов работодателей;
-обязательных страховых взносов с заработка работающих;
-ассигнований из республиканского и местных бюджетов РФ.
Действующим законодательством не предусмотрена обязательность
регистрации плательщиков страховых взносов в территориальных органах
Государственного фонда занятости населения РФ. Такая регистрация
может проводиться только в добровольном порядке. Также не
предусмотрено право любых учреждений требовать справок о регистрации
в Государственном фонде занятости населения РФ для осуществления
каких-либо действий, в частности банков - для открытия расчетных
счетов. Платежи в Государственный фонд занятости населения РФ
производятся в первоочередном порядке, независимо от поступления в
банк расчетных документов или наступления срока платежей.
РАЗМЕРЫ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ ВЗНОСОВ.
В соответствии с нормативными документами тариф взносов в
Государственный фонд занятости населения РФ для работодателей -
предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов
установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по
всем основаниям. Плательщиками взносов являются только работодатели
- предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие
субъекты. Не являются плательщиками взносов граждане, использующие
труд наемных работников в личном хозяйстве, граждане-предприниматели
и другие категории граждан, на являющиеся работодателями.
Плательщиками взносов в Государственный фонд занятости населения РФ
являются также крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые
(семейные) общины малочисленных народов Севера.
ЛЬГОТЫ.
1. От уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости
населения РФ освобождены:
а). Общественные организации инвалидов. Определение
“общественной организации” дано выше.
б). Религиозные объединения. Религиозным объединением является
добровольное объединение не менее 10 совершеннолетних граждан,
образованное в целях совместного осуществления права граждан на
свободу вероисповеданий и зарегистрированное органами Минюста РФ.
Доходы от производственной деятельности религиозной организации
могут использоваться только для выполнения уставных задач.
в). Предприятия, объединения и учреждения, находящиеся в
собственности указанных организаций, созданные для осуществления их
уставных целей.
2. При проведении избирательных кампаний в Федеральное Собрание
РФ, представительные и исполнительные органы государственной власти
субъектов РФ и органы местного самоуправления страховые взносы в
Государственный фонд занятости населения РФ не начисляются на:
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных
органов государственной власти, представительных и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления, полученные и израсходованные на проведение
избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
доходы, получаемые от избирательных комиссий членами
избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в
указанных комиссиях не на постоянной основе;
доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий,
Страницы: 1, 2, 3
|