рефераты бесплатно

МЕНЮ


Совершенствование бухгалтерского учета материалов (на предприятии «МОДУС-ВЭЛИ»)

Особенности аналитического учета материалов по средним ценам

поставщиков (т. е. без применения счета Отклонения в стоимости материалов)

рассмотрены на примере операций, приведенных в табл. 1, и следующих

дополнительных данных.

На начало месяца фактическая себестоимость складских запасов основных

материалов составила 101 000 руб. Стоимость всех видов материалов по

средним покупным ценам — 100 000 руб., в том числе сахара-песка — 3500

руб.,| соли — 1500 руб., прочих основных материалов - 95 000 руб.;

транспортно-заготовительные расходы по основным материалам - 1000 руб. Для

определения транспортно-заготовительных расходов, списываемых на основное и

вспомогательные производства (пятая операция), находят отношение этих

расходов к стоимости материалов по средним покупным ценам и найденное

отношение умножают на стоимоть израсходованных материалов" по средним

покупным ценам (ценам поставщиков без транспортно-заготовительных

расходов):

(1000 + 5000) 100;

100 000 + 200 000

2 % 180 000 = 3600 руб.;

2 % • 10 000 = 200 руб.

Т а б л и ц а 1.

Бухгалтерские записи по учету материалов

|№ | | Сумма, |Корреспонди |

|опе- |Операция |тыс. руб. |рующие счета |

|рации | | | |

| | | | дебет| |

| | | | |Кредит |

|1 | | 3| | 5|

| |2 | |4 | |

|1 |Акцептованы расчетные документы | | | |

| |поставщиков за поступившие основные | | | |

| |материалы по средним покупным ценам (без | | | |

| |НДС): | | | |

| | Сахар-песок |7 000 | | |

| | Соль |3 000 | | |

| | Прочие основные материалы |190 000 | | |

| | Итого |200 000 |10-1 |60 |

| | Налог на добавленную стоимость по |40 000 |19 |60 |

| |материалам составил | | | |

|2 |Начислено автобазе за доставку (без НДС): | | | |

| |Сахара |150 | | |

| |Соли |2 000 | | |

| |Прочих основных материалов |2 850 | | |

| |Итого |5 000 |10-1 |60 |

| |Налог на добавленную стоимость по |1 000 |19 |60 |

| |транспортным услугам составил | | | |

|3 |Списывается налог на добавленную стоимость|41 000 |68 |19 |

| |по оплаченным материалам | | | |

|4 |Списываются материалы по средним ценам, | | | |

| |отпущенные со склада основному | | | |

| |производству: | | | |

| |Сахар |7 000 | | |

| |Соль |1 500 | | |

| |Прочие основные материалы |171 500 | | |

| |Итого |180 000 |20 |10-1 |

|5 |Списываются материалы по срредним ценам, | | | |

| |отпущенные со склада вспомогательному | | | |

| |производствам: | | | |

| | | | | |

| |Соль |1 500 | | |

| |Прочие основные материалы |8 500 | | |

| 1| 2| | | 5|

| | |3 |4 | |

| |Итого |10 000 |23 |10-1 |

|6 |Списываются транспортно-заготовительные | | | |

| |расходы, относящиеся к израсходованным | | | |

| |материалам: | | | |

| |На основное производство |3 600 |20 | |

| |На вспомогательные производства |200 |23 | |

| |Итого |3 800 | |10-2 |

|7 |Оплачены счета поставщиков и автобазы |246 000 |60 |51 |

Списание материалов. Если синтетический учет материальных ценностей

ведется по учетным ценам, то помимо счета Материалов используется счет

Заготовления и приобретения материалов, а также счет Отклонения в стоимости

материалов.

При синтетическом учете материалов по фактической себестоимости

указанный счет используется лишь на предприятиях, перерабатывающих

сельскохозяйственное сырье, и в строительных организациях.

Счет Заготовления и приобретения материалов предназначен! для учета

заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам

в обороте. В дебет этого счета относятся покупная стоимость материальных

ценностей, по которым поступили расчетные документы поставщика, и другие

расходы по приобретению материалов с кредита счетов Расчетов с поставщиками

и подрядчиками. Вспомогательных производств. Расчетов с подотчетными лицами

и т. п. — в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от

характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей.

Материальные ценности, фактически поступившие в организацию, списывают

по учетным ценам с кредита счета Заготовления и приобретения материалов в

дебет счета Материалов и других счетов.

Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей,

исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах,

списывается со счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета

Отклонения в стоимости материалов.

Предъявленные претензии по недостачам, порче и другим причинам

поставщикам, транспортным организациям и т. п. списывают с кредита счета

Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Расчетов по

претензиям.

Материальные ценности, переданные для оприходования внутренними

подразделениями, находящимися на отдельных балансах, списываются со счета

Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Внутрихозяйственных

расчетов.

Остаток на счете Заготовления и приобретения материалов на конец

месяца показывает наличие материалов в пути или не вывезенных со склада

поставщиков.

Возможен вариант учета заготовления материальных ценностей без сальдо

по счету Заготовления и приобретения материалов. В этом случае в конце

месяца по дебету счета Материалов и кредиту указанного счета отражается

стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных

со склада поставщиков (без оприходования материалов на складе получателя).

В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в учете по

дебету счета Заготовления и приобретения материалов. Выявленный в конце

месяца остаток на этом счете списывают на счет Отклонения в стоимости

материалов, и счет Заготовления и приобретения материалов сальдо не имеет.

Израсходованные или реализованные материальные ценности списываются на

счета издержек производства (обращения) и реализации с кредита материальных

счетов по учетным ценам.

Счет Отклонения в стоимости материалов предназначен для отражения

разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической

себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используется только в

том случае, если на счете Материалов синтетический учет ведется по учетным

ценам.

Накопленные на счете Отклонения в стоимости материалов разницы между

фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и

стоимостью их по учетным ценам списываются с кредита этого счета в дебет

счетов издержек производства или обращения или других счетов

пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей по учетным

ценам.

При использовании для учета материалов счетов Заготовления и

приобретения материалов и Отклонения в стоимости материалов указанные

ценности отражаются в балансе по подразделу "Запасы" по плановой

(нормативной) стоимости.

Аналитический учет по счету Отклонения в стоимости материалов ведется

по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих

отклонений.

При реализации материалов на сторону составляют бухгалтерские записи

Д-т сч. Реализация прочих активов ( на

стоимость материалов

К-т сч. Материалов

по учетным ценам

Д-т сч. Реализация прочих активов на разницу

между фактической

К-т сч. Отклонения в стоимости (

себестоимостью материалов и

материалов

стоимостью по учетным ценам

Д-т сч. Расчетов с покупателями на

продажную стоимость

и заказчиками (

материалов

К-т сч. Реализации прочих активов

Д-т сч. Реализация прочих активов (

на сумму НДС

К-т сч. Расчетов с бюджетом по

реализуемым материалам

Финансовый результат от реализации материалов списывается со счета

Реализации прочих активов на счет Прибылей и убытков.

При реализации материальных запасов, синтетический учет которых

ведется по фактической себестоимости, они списываются со счета Материалов в

дебет счета Реализации прочих активов| в течение месяца по плановой

(нормативной) стоимости, а по окончании месяца такой же проводкой

списываются отклонения фактической себестоимости материалов от их плановой

(нормативной) стоимости (способом "красное сторно" или способом

дополнительных проводок).

Применение способов ФИФО и ЛИФО. Как уже отмечалось, определение

фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на

производство, разрешается производить помимо средней стоимости способами

ФИФО и ЛИФО. При использовании этих методов возникает необходимость оценки

каждой партии расходуемых материалов, что на практике осуществить довольно

сложно.

Целесообразнее стоимость израсходованных материалов при их оценке по

методам ФИФО и ЛИФО определять расчетным путем. В этом случае в течение

месяца материалы списываются на производство по учетным ценам. По окончании

месяца определяют стоимость израсходованных материалов по методу ФИФО или

ЛИФО, находят отклонение исчисленной стоимости материалов от стоимости их

по учетным ценам и списывают выявленное отклонение на соответствующие счета

пропорционально стоимости ранее списанных материалов по учетным ценам.

Для списания израсходованных материалов на соответствующие объекты

учета затрат в бухгалтерии составляют разработочную таблицу. Материалы в

ведомости отражаются по учетным ценам.

При использовании в учете компьютеров приходные документы группируют в

пачки и после контроля и проверки кодов сдают на вычислительную установку,

где на основе документов разрабатывается машинограмма-ведомость поступления

материалов на склад. При использовании компьютеров непосредственно в

бухгалтерии производится такая же проверка и составление ведомостей —

регистров учета. В ведомости отражается стоимость приобретенных материалов

по учетным ценам и фактической себестоимости с расшифровкой ее слагаемых по

каждому расчетному документу поставщиков.

На основании ведомостей поступления материалов печатается сводная

ведомость расчета транспортно-заготовительных расходов или отклонений

фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам и

исчисляется коэффициент отклонений фактической себестоимости от стоимости

по учетным ценам.

По данным расходных документов и указанной выше сводной ведомости

составляют машинограмму-ведомость расхода материалов) по корреспондирующим

счетам. В ней по каждому виду израсходованных материалов в разрезе шифров

затрат отражают их стоимость по учетным ценам, коэффициент отклонений и

сумму отклонений, приходящуюся на израсходованные материалы.

Для получения обобщенных данных по счетам материалов по каждому из них

составляют машинограммы-оборотные ведомости. Данные этих оборотных

ведомостей сверяют с общей оборотной ведомостью по синтетическим счетам и

субсчетам и после сверки переносят в машинограмму — Главную книгу.

1.5. Инвентаризация и переоценка материалов

В действующих организациях инвентаризация материалов осуществляется в

соответствии с Положением по велению бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности в Российской Федерации (перед составлением годовой бухгалтерской

отчетности, кроме запасов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1

октября отчетного года).

Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи

дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи

ценностей;

в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций,

вызванных экстремальными условиями;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской

Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской

Федерации. Кроме того, для контроля за сохранностью материалов, условиями

их хранения и состоянием складского учета в межинвентаризационные периоды

целесообразно проводить систематические проверки и выборочные

инвентаризации материалов. При этом количество таких инвентаризаций в

отчетном году устанавливается руководителем организации.

Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационными

комиссиями при обязательном участии материально ответственных лиц. К началу

инвентаризации в карточках складского учета должны быть отражены все

операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на день

инвентаризации; первичные документы по движению материалов необходимо сдать

в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех

документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных или несписанных

ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально

ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер

каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты

записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому

отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера,

вида, группы, артикула, партии, сорта, в единицах счета, массы или меры.

При осуществлении инвентаризации учитываются специфические особенности

отдельных видов материалов. В частности, тара записывается в опись по

видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в

употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность,

составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц,

ответственных за тару.

Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на

ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче,

ненужные, неликвидные, а также на поступившие или отпущенные во время

проведения инвентаризации.

Описи подписываются всеми членами комиссии и материально

ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в

их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.

Данные инвентаризационных описей используются для составления

сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются

с учетными данными. При выявлении недостач или излишков материально

ответственные лица должны лап, им соответствующие объяснения. Комиссия

устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов

определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.

Независимо от причин возникновения все недостачи материалов по их

фактической себестоимости списывают с кредита счета Материалов в дебет

счета Недостач и потерь от порчи ценностей. После выяснения всех

обстоятельств возникновения недостач или порчи материалов руководитель

организации принимает решение о порядке их списания со счета Недостач и

потерь от порчи ценностей.

Недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли,

утвержденных в установленном законодательством порядке, списывают с кредита

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.