Совершенствование нормативного регулирования как важнейшего направления реформ бухгалтерского учета
деятельности организации;
- финансовая отчетность должна быть понятна пользователю;
- сроки представления финансовой отчетности должны соответствовать
периодичности деятельности организации.
При изучении американских источников становится ясным, что в США
теория бухгалтерского учета, прежде всего, постоянно меняющаяся
интерпретация его принципов, правил, анализов методов исчисления прибыли.
Но американская практика не всегда соответствует теории. Формы отчетности
не стандартизированы, а унифицированы только по содержанию.
Типовой план счетов отсутствует, формы счетоводства никаких
преимуществ, по сравнению, например, с нашей контрольно-шахматной формой,
не имеют.
В связи со всеми обстоятельствами все-таки нашими определившимися
«родственниками» в области бухгалтерского учета являются европейцы, прежде
всего французы и немцы, которые осуществляют учет по принципам
Континентальной модели. Она характеризуется достаточно жесткой
регламентацией в области бухгалтерского учета и отчетности на
государственном уровне. Наиболее ярко это представлено во Франции, где
применяется обязательный общенациональный план счетов, включающий
стандартные формы бухгалтерской отчетности. Государством регулируется
деятельность профессиональных бухгалтерских организаций и правила и
практика аудита; система учета ориентирована на макроэкономике потребности
планирования, регулирования и налогообложения. Общим для этой модели
является такая зависимость организаций от банковского кредитования, что
сказывается на концепции бухгалтерского учета.
«Прежде всего, России предстоит сделать выбор между англо-американо-
голландской и континентальной (европейской) системами бухгалтерского
учета»[9].
Хочется надеяться, что при решении этого аспекта будут учтены
исторические традиции регулировки общественной жизни в России, сложившаяся
практика и методика отечественного бухгалтерского учета. Не следует
забывать, что в нашей стране существует огромная литература по ведению
бухгалтерского учета и сделать ее в один момент ненужной не возможно и
нелогично.
Не целесообразно слепо принимать все западное, следуя принципу
«советское» - значит плохое», а нужно развивать российскую практику
бухгалтерского учета. Конечно, реформировать систему бухгалтерского учета,
приводить ее в соответствие с международными стандартами необходимо, но
лишь для удобства, сопоставимости данных, единства с мировыми моделями, а
не для полного
перевода существующей практики на западные варианты, забывая и выбрасывая
собственные устои, традиции, правила.
Лишь после того, как Россия определится с выбором модели
бухгалтерского учета, можно будет говорить о действительном начале
реформирования в соответствии с международными стандартами.
А пока работа в этом направлении только начата, ведь даже в самой
Программе реформирования не указывается конкретно, какие международные
стандарты следует принимать России.
Здесь можно обратиться к опыту и примеру Германии. Несмотря на
разработанные европейские и мировые стандарты, немцы составляют свою
финансовую отчетность на основе собственного законодательства, в качестве
которого выступает «Торговый кодекс», а концерны, акции которых котируются
на международных рынках ссудных капиталов, предполагается предоставить
возможность на основе подготовленного закона об обеспечении условий займа
капитала, составлять свои годовые отчеты по модели международно-признанных
правил.
Насколько позволяют рамки данной работы, в этой главе в общих чертах
рассмотрены существующие международные стандарты (модели) бухгалтерского
учета. Можно сделать вывод, что реформы следует проводить в соответствии с
континентальной моделью бухгалтерского учета, как более близкой к нам по
принципам, но не в коем случае не следует полностью на нее
переориентироваться, забывая свою практику ведения бухгалтерского учета. В
следующем параграфе рассмотрим Программу реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными стандартами, в частности, одно из ее
главных направлений – нормативное регулирование.
§1.3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ
С ПРОГРАММОЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Для ускорения реформы бухгалтерского учета разработана и
утверждена правительством «Программа реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами», в которой указываются
конкретные направления реформ:
- совершенствование правового регулирования; формирование
нормативного базы (стандарты) методическое обеспечение (инструкции,
методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение;
- международное сотрудничество;
«Цель нормативного регулирования – приведение национальной системы
бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и
международными стандартами финансовой отчетности»[10].
Программа состоит из трех больших блоков. Первая часть – нормативное
обеспечение. Должно обеспечить реформу методологически. В течение ближайших
двух лет предстоит разработать большой комплекс документов.
Методологическое направление реформы, конечно, затро-
нет законодательную базу: наверняка будут внесены изменения и дополнения
в Закон «О бухгалтерском учете», так как за время действия закона появились
предложения о его дополнении и включении вопросов, требующих
законодательного решения, в связи с чем предполагается, что в 1999 году
будет подготовлен проект о внесении изменений и дополнений, в том числе по
вопросу проведения аттестации бухгалтеров.
Предполагается пересмотреть главный технический документ – план
счетов.
Уже дважды обсуждалась концепция плана счетов на Международном совете
бухгалтерского учета при Минфине России. Трудность реформирования здесь
заключается в том, что нам предстоит отойти от заложенной в действующий
план счетов базы – от постатейного (калькуляционного) принципа учета. Новый
план счетов должен базироваться на поэлементном принципе учета затрат.
Принимая во внимание, что принятые в мире системы финансового учета
базируются на поэлементном учете, мы должны предусмотреть соответствующие
«мостики» в плане счетов между поэлементным и постатейным учетом.
Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов,
состоящую из 10 классов с 3-единой нумерацией кодов синтетически, 2-я-3-я
резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе
калькуляционного учета.
Определяющим тормозом в разработке нового плана счетов является
отсутствие цивилизованной практики применения рыночных инструментов и
соответствие их национальных стандартов.
В соответствии с программой должны быть разработаны около 20
национальных стандартов.
1-я группа стандартов связана с общими вопросами раскрытия информации.
Предстоит очень многое уточнить в связи с такими понятиями как слияние,
выделение, объединения понятий. Как-то, намечен возврат к регулированию
составления бухгалтерской отчетности, то есть стандарту по сегментам. Ранее
составление такой отчетности было обязательно: «разбивали» промышленность,
сельское хозяйство, науку на несколько видов, подотрослей. В нашей
отчетности мы расшифровали до 20 видов деятельности и теперь возвращаемся -
через международные стандарты – к той практике, которая была в советское
время.
2-я группа стандартов связана с имуществом, обязательствами
организаций. Решатся такие сложные вопросы о доверительном управлении
имуществом, аренды основных средств, финансовых вложений, нематериальных
активов.
3-я группа стандартов связана с финансовыми результатами. Здесь
дадутся четкие определения доходов и затрат предприятий. Естественно должен
быть стандарт по расчетам налогов. Нововведением в Налоговом Кодексе
является режим отложенных налогов – налоговый дисконт. Так же необходим
стандарт государственной помощи, то есть необходимо определить особенности
учета средств, получаемых организацией из бюджета в виде субвенций,
трансфертов, бюджетных ассигнований.
Многое предстоит сделать в области методических указаний: почти для
каждого стандарта будет подготовлен документ методического характера,
раскрывающей технику учета.
Вторая составная часть программы – становление профессии бухгалтеров.
Должен быть создан соответствующий механизм осуществления
регулирования профессиональных функций, в частности, через организованный в
1997 году институт профессиональных бухгалтеров.
Существенную роль в повышении статуса профессионального бухгалтера
играет проводимая в настоящее время работа по аттестации. Ее главная цель –
повышение квалификационного уровня специалистов, от которых зависит
принятие решений. Здесь же будут решаться проблемы учебно-методические
вопросы. В ближайшие 2-а года надо подготовить новые программы и учебные
пособия, повысить уровень механизации и автоматизации учета.
Третье направление – международное сотрудничество. Здесь
предполагается вступление и активная работа в международных организациях.
Должна быть налажена целенаправленная систематическая работа с Комитетом по
международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации
бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и
развитию ООН, организацией экономического сотрудничества и развития.
Хотелось бы подчеркнуть, что программа будет выполняться не на пустом
месте, в России есть определенные полезные наработки. Функционирует
российская система бухгалтерского учета, которая сложилась на протяжении
нескольких десятилетий. Техническая часть российского бухгалтерского учета
не самая сложная в мире. Уже несколько лет организации работают в условиях
обновленного плана счетов, новых утвержденных стандартов по бухгалтерскому
учету.
При реформировании будут приняты во внимание исторические и культурные
традиции регулирования общественной жизни в России. «Будет обеспечена
непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в
мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель
сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы
бухгалтерского учета введены процедуры корректировки бухгалтерской
отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы обеспечения открытости
(публичности) бухгалтерской отчетности»[11].
Проблема адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к
международным учетным стандартам зависит не только от решения
методологических, организационных и технических вопросов в области
бухгалтерского учета, но и от степени развития действительно рыночных
отношений в стране.
И так, подведем итоги 1 главы: реформирование отечественной системы
бухгалтерского учета – процесс своевременный и необходимость его не
вызывает сомнений, так как существует множество предпосылок проведения
реформ.
Цель реформирования – гармонизация российского бухгалтерского учета с
международными стандартами.
Но условия общего экономического кризиса в стране усложняют проведение
реформ. Законодательные органы постепенно решают вопросы и проблемы реформ.
В частности, принимается Программа реформирования российского
бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Одним из
основных направлений реформ является совершенствование нормативного
регулирования. В соответствии с ним уже приняты и введены в действие новые
стандарты бухгалтерского учета:
1. Положение по бухгалтерскому учету. Учет основных средств (ПБУ
6/97). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97
№65Н;
2. Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организаций
(ПБУ 1/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от
09.12.98 №60Н;
3. Положение по бухгалтерскому учету. Учет материально-
производственных запасов (ПБУ 5/98). Утверждено приказом
Министерством финансов РФ от 15.06.98 №25Н;
4. Положение по бухгалтерскому учету. События после отчетной даты
(ПБУ 7/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от
25.11.98 №56Н;
5. Положение по бухгалтерскому учету. Условные факты хозяйственной
деятельности (ПБУ 8/98). Утверждено приказом Министерства финансов
РФ от 25.11.98 №57Н.
Раскроем смысл некоторых, приведенных выше, положений, указав на
предлагаемые ими нововведения.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97)
устанавливает методологические основы формулирования в бухгалтерском учете
информации об основных средствах, находящихся в организации на праве
собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора
аренды.
Главное новшество заключается в предоставлении организациям широких
полномочий в ведении учета основных средств, в расширении возможностей
применения амортизационной политики хозяйствующим субъектам.
В положении приведено определение понятия основных средств. Новое в
политике амортизации, в отличие от порядка, в соответствии с которым
стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа
(амортизационной стоимости) и списания на издержки производства (обращение)
в течение нормативного срока их полезного использования, в соответствии с
настоящим Положением срок полезного использования должен определяться самой
организацией при принятии объекта к учету.
В практику начисления амортизации отчислений в дополнение к ныне
действующим – линейному способу, и способу начисления амортизации
пропорционально объему продукции, выпускаемой с помощью объекта основных
средств, вводятся еще амортизации: способ уменьшаемого остатка и способ
описания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования.
Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ
7/98) настоящее положение устанавливает порядок отражения в бухгалтерской
отчетности событий после отчетной даты. Событием после отчетной даты
признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может
оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или
результаты деятельности организации и который имел место в период между
отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Событием после отчетной даты признается, например, объявление годовых
дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный
год, принятие решения по реорганизации организации; крупная сделка,
связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых
вложений; пожар, аварии, стихийные бедствия, в результате которых
уничтожена значительная часть активов организации.
Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной
деятельности» (ПБУ 8/98) устанавливает порядок отражения в бухгалтерской
отчетности условных фактов хозяйственной деятельности. Условным фактом
хозяйственной деятельности признается имеющий место по состоянию на
отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий
которого и вероятности их возникновения в будущем существует
неопределенность, то есть возникновение последствий зависит от того,
произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных
событий. К условным фактам хозяйственной деятельности относятся, например,
незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства; гарантии и другие
виды обеспечения обязательств сроки и исполнение по которым не наступили;
обязательства в отношении охраны окружающей среды.
Последствиями условного факта могут быть условный убыток, условная
прибыль, условное обязательство, условный актив.
Рамки дипломной работы, к сожалению, не достаточны для исследования
всех положений о бухгалтерском учете, поэтому остановимся на одном –
положении о бухгалтерском учете основных средств, проанализируем его в
области нововведений в способы начисления амортизации; сделаем расчеты по
каждому методу. На основании проведенных исследований сделаем вывод о
целесообразности совершенствования нормативного регулирования.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОБ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ
И ИЗМЕНЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С НИМ
Для определения целесообразности и необходимости реформирования
ограничимся узкими рамками, и на основании частичного анализа сделаем вывод
о проблеме в целом.
Возьмем нововведенное ПБУ 6/97, применяемое с 01.01.98, «Учет
основных средств»; и на наглядных примерах рассмотрим его применение.
Для начала ознакомимся с характеристикой предприятия.
Государственное унитарное предприятие Шушенская типография находится
на полном хозяйственном расчете. В условиях кризиса российской
экономической системы в целом, предприятие значительно снизило объемы
своего производства с 1997 года. Но, не смотря на неплатежеспособность
Страницы: 1, 2, 3, 4
|