рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория бухгалтерского учета

состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия

соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия

на рынке.

Способы и приемы бух. учета, составляющие его методологию,

взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения

обеспечиваются непрерывное, сплошное и документально обоснованное

отражение в системном бух. учете учитываемых объектов. Взаимосвязанное

отражение позволяет получить достоверные итоговые систематизированные

отчетные показатели.

4. Задачи бухгалтерского учета.

Задачами бухгалтерского учета являются:

. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных и

финансовых процессах, результатов деятельности хозяйствующего

субъекта и его структурных подразделений;

. Контроль за наличием и движением имущества, использованием

материально-сырьевых, топливно - энергетических, трудовых и

финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами РФ ,

сметами, нормами и нормативами, утвержденными хозяйствующими

субъектами;

. Контроль за формированием и использованием источников для создания

имущества предприятия;

. Предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности

хозяйственной и финансовой деятельности;

. Подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности,

используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями,

налоговыми, финансовыми, коммерческими и иными заинтересованными

рыночными и государственными структурами;

. Формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции,

выполняемых работ и оказанных услуг;

. Определение финансовых результатов деятельности хозяйствующего

субъекта.

Данные бухгалтерского учета должны быть научно обоснованными,

достоверными и своевременными.

5. Принципы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет ведется на основе следующих 5–ти принципов.

1. Принцип сохранения информации.

2. Принцип взаимосвязи событий и явлений.

3. Принцип сопоставления ценностей и операций.

4. Принцип остановки.

5. Принцип минимальности.

1. Принцип сохранения информации заключается в том, что если в

документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет

свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия.

2. Принцип взаимосвязи событий и явлений заключается в том, что

бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если

какая – то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в

другой статье, записанной в этой проводке.

3. Принцип сопоставления ценностей и операций заключается в том, что

все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения:

натуральных, трудовых, денежных.

Натуральные: штуки, метры, килограммы и т.п.

Трудовые: часы, дни, сутки и т.п.

Денежные: рубли, доллары, фунты и т.п.

4. Принцип остановки заключается в том, что в определенные моменты

времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде

баланса и отчетности и предоставить их руководству и в контролирующие

органы.

5. Принцип минимальности заключается в том, что предприятие в лице

главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество

показателей и измерителей при учете, например, количество счетов,

типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное условие при этом

заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести

проверку деятельности предприятия.

6.Формы бухгалтерского учета.

Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете,

их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных

операций определяются формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров

для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и

группировке соответствующими приемами записей. Формы бухгалтерского

учета непрерывно развиваются от простейших бухгалтерских книг при

мемориально – ордерной до современных рационально построенных регистров

автоматизированных систем.

В России наибольшее распространение получили мемориально – ордерная,

журнально – ордерная, таблично – перфокарточная и автоматизированная

формы бухгалтерского учета.

6.1. Мемориально-ордерная форма учета применяется на

предприятиях в нескольких вариантах в зависимости от особенностей

отрасли промышленности и типа предприятия. В ней сочетаются книжные и

карточные разработочные и группировочные учетные регистры.

Синтетический учет ведется в книгах или многографных ведомостях.

Для аналитического учета используются книги, ведомости, карточки.

На каждую хозяйственную операцию (или группу операций,

объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер.

Главное содержание мемориального ордера – это бухгалтерская проводка

(корреспонденция счетов), дата ее составления и сумма.

Составленные мемориальные ордера записываются в хронологическом

порядке в регистрационный журнал, им присваиваются порядковые номера.

После отражения в регистрационном журнале сведений о

хозяйственных операциях данные мемориальных ордеров записываются в

Главную книгу или заменяющую ее многографную ведомость.

Итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги записываются в оборотную

ведомость, построенную с использованием синтетических счетов.

При мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета

бухгалтерский баланс предприятия составляется на основании оборотной

ведомости по синтетическим счетам.

6.2. В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета

лежат принципы накапливания и систематизации данных первичных документов

в учетных регистрах, позволяющие обеспечить синтетический и

аналитический учет средств, источников и хозяйственных операций по всем

разделам бух. учета. Это исключает необходимость составления

мемориальных ордеров.

Записи в накопительные регистры производятся в разрезе

показателей, необходимых для управления финансово - хозяйственной и

коммерческой деятельностью предприятия, а также для составления

месячной, квартальной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило,

в единой системе записей, используя для этого два вида бухгалтерских

регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

Основными регистрами этой формы учета являются журналы-ордера.

Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда

необходимые аналитические показатели сложно получить непосредственно в

журналах-ордерах. Поэтому данные первичных документов предварительно

группируются в ведомостях, а их итоги затем переносятся в журналы-

ордера.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в

Главную книгу.

По данным Главной книги составляется сальдовый бухгалтерский

баланс.

6.3. Таблично - перфокарточная форма бухгалтерского учета.

Данная форма бух. учета разработана применительно к использованию

вычислительной техники – перфораторов и табуляторов. Она использовалась

на первом этапе перехода процесса обработки информации на

автоматизированный (компьютерный) учет.

Схема прохождения обработки информации при этой форме бух.

учета такова:

первичный документ – перенесение на машинный носитель информации

– создание массивов перфокарт – сортировка перфокарт по определенным

признакам – получение табуляграмм –ведомостей.

Дальнейшим развитием таблично - перфокарточной формы бух. учета

стала автоматизированная форма, ориентированная на широкое использование

ЭВМ и другой вычислительной техники.

6.4. Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Применение

различных видов и модификаций электронно-вычислительных машин позволило

в значительной степени усовершенствовать таблично -перфокарточную форму

бух. учета, базирующуюся на использовании счетно – перфорационной

техники. Была создана автоматизированная форма бух.учета, которая

заимствовала некоторые принципы таблично – перфокарточной формы учета.

В условиях применения различных видов электронно-вычислительной

техники, периферийных устройств, ориентации предприятий на

совершенствование управления и развитие рыночной экономики все шире

начинает внедряться автоматизированная форма бух. учета.

7. Стандартизация бухгалтерского учета.

Одним из важнейших факторов повышения профессионализма работников

службы бухгалтерского учета является использование ими российских и

международных стандартов.

Под стандартом понимают нормативно – технические документы,

устанавливающие комплекс норм и правил в определенной области

деятельности человека. Стандарты бухгалтерского учета позволяют

обеспечивать основные свойства финансово – хозяйственной информации.

Существует два уровня стандарта бухгалтерского учета: национальный и

международный.

В настоящее время в бухгалтерском учете России не так много

документов, имеющих статус стандартов, однако их разработка и адаптация

к международным стандартам идет полным ходом. В повседневной практике

это позволит бухгалтеру избежать ошибок при ведении учета, а также

облегчит задачу составления отчетности и защиту ее в налоговой

инспекции.

Современный бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по

методологии и практическому применению все более приближаются к

общепринятым нормам в экономически развитых странах.

Международные стандарты обобщают опыт бухгалтерского учета многих

стран, среди которых заметное место занимают США.

В настоящее время действует 31 стандарт. Все стандарты носят

рекомендательных характер и используются в разных странах по – разному.

Чаще всего конкретная страна применяет традиционный национальный

бухгалтерский учет, адаптированный к нескольким или большинству

международный стандартов.

8. Бухгалтерская ( финансовая ) отчетность.

Отчетность – один из основных приемов методологии бухгалтерского

учета.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей,

сгруппированных в определенные формы, характеризующих финансово –

хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период. По внешнему

виду отчетность представляет собой таблицы, заполняемые по данным

синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия, учреждения

является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются

итоговые данные, характеризующие имущественное и финансовое положение

предприятия, результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Отчетность позволяет определить общую стоимость имущества

предприятия, стоимость иммобилизованных (т.е. основных и прочих

внеоборотных) средств, стоимость мобильных (оборотных) средств,

материальных оборотных средств, величину собственных средств

предприятия, заемных средств.

По данным бухгалтерской отчетности устанавливается излишек или

недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, при

этом имеется возможность определить обеспеченность предприятия

собственными, кредитными и другими заемными источниками.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценить

кредитоспособность предприятия, т.е. его способность полностью и

своевременно рассчитываться по обязательствам. Ликвидность баланса

определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами,

срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения

обязательств. Бухгалтерская отчетность позволяет определить активы:

наиболее ликвидные активы, быстро реализуемые, медленно реализуемые и

трудно реализуемые.

По данным бухгалтерской отчетности, с другой стороны, можно

установить наиболее срочные обязательства предприятия, краткосрочные

кредиты и заемные средства, а также долгосрочные кредиты и заемные

средства, что особенно важно для предприятия, работающего в условиях

рынка, в окружении предприятий – конкурентов.

Все организации обязаны составлять на основе системного учета

(данных синтетического и аналитического учета) бухгалтерскую отчетность.

Отчетность организации классифицируют по видам (бухгалтерская,

статистическая и оперативная), по периодичности составления

(внутригодовая и годовая), по степени обобщения отчетных данных

(первичные и сводные).

Бухгалтерскую отчетность организаций, за исключением отчетности

бюджетных организаций, составляют:

. Бухгалтерский баланс

. Отчет о финансовых результатах

. Отчет о движении капитала

. Отчет о движении денежных средств

. Приложение к бухгалтерскому балансу

9. Организация бухгалтерского учета.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и

элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения

достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности

организации и осуществления контроля за рациональным использованием

производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми

системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и

документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы

бухгалтерского учета, формы организации учетно – вычислительных работ,

объем и содержание отчетности.

В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность

за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение

законодательства при выполнении хозяйственных операций несут

руководители организаций.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета

большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации бухгалтерского учета состоит из следующих

элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации;

План счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического

оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.

Заключение.

Научно обоснованная система организации бухгалтерского учета

содействует эффективному использованию всех ресурсов, улучшению

отражения и анализа финансово-имущественного положения предприятий.

На сегодняшний день к системе бухгалтерского учета предъявляются

повышенные требования в связи с ориентацией на международные стандарты

учета и отчетности, и более широкое использование положительного

отечественного и зарубежного опыта, на обработку бухгалтерской

информации с применением различных средств вычислительной техники.

Решение этих проблем связано с дальнейшим развитием теоретических и

методологических положений бухгалтерского учета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кирьянова З.В. Теория Бухгалтерского учета,

«Финансы и статистика», М. 1998г.

2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет 2-е издание, «Инфра – М»,

М. 1999г. (учебное пособие)

3. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет (пособие для начинающих),

«Экзамен», М. 1999г.

4. Соколов Я.В. Принципы бухгалтерского учета

«Бухгалтерский учет», 1996г., N2.

5. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет от истоков до на-

ших дней, «Юнити», М. 1996г., (учебное пособие)

6. Бухгалтерский словарь, «Финансы и статистика»,

М. 1996г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.