рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учет денежных средств на предприятии

Учет денежных средств на предприятии

Московский Государственный Университет

Сервиса

Кафедра «Бухгалтерский Учет»

Курсовая работа

По бухгалтерскому учету

На тему: «Учет денежных средств на предприятии»

Проверил: Выполнила:

Мун Е. А. Студентка

группы

Мзс-

21

Павленко

Е.В.

Москва 2001

План работы:

1. Введение

..........................................................................

......... 2

2. Основная часть

1. Открытие расчетного счета в банке

................................... 3

2. Оформление платежных поручений ...................................

5

Порядок получения наличных денег в банке .................... 8

Порядок сдачи наличных денег в банк ............................ 9

Организация расчетов с помощью платежных требований

Применение расчетных чеков ............................................

15

Расчеты векселями

............................................................ 16

Банковские выписки. Исправление ошибок в расчетах . 18

Основные бухгалтерские проводки по расчетному счету 19

Порядок ведения кассовых операций .............................. 20

Ведение кассовой книги

...................................................... 24

Учет расчетов с подотчетными лицами .......................... 25

Основные бухгалтерские проводки по учету кассовых операций

............................................................................

... 26

3. Заключение

............................................................................

... 28

4. Список используемой литературы

............................................ 29

-2-

1. Введение

Учет возник вместе с человеческой цивилизацией тысячи лет тому

назад. И впервые его шаги имели огромные последствия для истории. Развитие

учета было вызвано потребностями жизни, а оно в свою очередь стимулировал

рост таких неотъемлемых частей цивилизации, как письменность и математика.

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета,

основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в

настоящее время. С этих пор сохранились многие термины: баланс,

калькуляция, дебет, кредит, котировка и др. Одна из первых печатных книг по

бухгалтерскому учета была написана выдающимся итальянским математиком Лукой

Пачоли (1445-1515 ), в разделе которой «Трактат о счетах и записях» и был

описан способ ведения двойной бухгалтерии.

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная

деятельность предприятий, организаций и учреждений. В ходе работы

предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств. В этом

кругообороте можно выделить три процесса: снабжение, производство и

реализация. В учете эти процессы представлены отдельными хозяйственными

операциями. В процессе снабжения учитываются такие хозяйственные операции,

как поступление материалов от поставщиков, оплата транспортных расходов по

их доставке, отпуск материалов в производство. В процессе снабжения

учитывается начисление заработной платы, начисление амортизации (износа) и

т.д.. В процессе реализации учитываются поступления на расчетный счет

выручки от реализации, списание производственной себестоимости, расчет

прибыли и отнесение ее на счет «Прибыли и убытки».

Среди всех объектов, обеспечивающих хозяйственную деятельность

предприятия, важным является учет денежных средств. Денежные средства -

это сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные

средства на расчетном, валютном и других счетах в банке, ценные бумаги и

прочие денежные средства предприятия. Исходя из определения можно сказать,

что операции с этим объектом, являются основой бухгалтерской деятельности.

-3-

2.1.Открытие расчетного счета.

Предприятие имеет хозяйственные связи с поставщиками материалов,

покупателями продукции или потребителями услуг и находится с ними в

расчетных отношениях. Расчетные отношения основаны на обязательствах

покупателей оплатить стоимость полученных материальных ценностей,

выполненных работ и услуг в установленные сроки, а также на праве

поставщика востребовать платеж от покупателя.

Расчетные отношения возникают также с бюджетом страны, с органами,

осуществляющими социальное страхование и обеспечение и т.д.

Четкая организация расчетов способствует ускорению оборачиваемости

оборотных средств, позволяет предприятию избежать выплаты пени и неустоек.

Основная масса расчетов осуществляется безналичным путем с помощью

банковской системы.

Для оформления открытия расчетного счета предприятие представляет в

банк следующие документы: заявление на открытие счета, подлинный экземпляр

Устава, справка из налоговой о постановке на налоговый учет, “карточки с

нотариально заверенными образцами с оттиском печати, копию приказа

руководителя предприятия о назначении главного бухгалтера.

На уставе главный бухгалтер банка делает отметку с указанием номера

счета и ставит гербовую печать.

На расчетный счет предприятия поступает выручка за реализованную

продукцию, аваносовые платежи, ссуды банка, дебиторская задолжность,

наличные деньги из кассы и т.д. С расчетного счета производятся безналичные

платежи, выдаются наличные деньги на выплату заработной платы,

командировачные, хозяйственные и представительские расходы. Выдача наличных

денег производится согласно квартальному кассовому плану, который сдается в

банк. Банковские работники сверяют с ним заказываемые наличные суммы.

Выдачу денег, а так же безналичные перечисления с расчетного счета

банк осуществляет, как правило, на основании приказов владельца расчетного

счета или с его согласия на оплату (акцепта).

В исключительных случаях банк производит принудительное списание

денежных средств с расчетного счета. Например, по

-4-

приказам финансовых органов перечисляются просроченные налоги и сборы и

т.п. Кроме того, банк может по собственной инициативе

списывать денежные средства, например, за пользование банковским кредитом (

процент за кредит ).

Первичными документами, на основе которых производятся операции на

расчетном счете, являются платежные поручения, чеки, объявления на взнос

наличными, платежные требования.

Платежное поручение служит для списания указанной в нем суммы с

расчетного предприятия на расчетный счет получателя.

Денежный чек является приказом банку о выдачи с расчетного счета

указанной в нем суммы наличных денег.

Объявление на взнос наличными выписывается банком при сдаче наличных

денег из кассы на расчетный счет.

Платежное требование ранее использовались для взыскания платежа с

покупателя.

-5-

2.2 Оформление платежных поручений

Платежное поручение – это поручение банку о перечислении

соответствующих сумм поставщиками, финансовыми органам, другим

организациям. Бухгалтер печатает его “под копирку” в необходимом количестве

экземпляров ( от 3 до 5 в зависимости от того, в каком филиале банка

находится расчетный счет ).

Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению

только при наличии средств на расчетном счете, если иное не оговорено между

банком и владельцем счета. По договоренности сторон платежные поручения

могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочные платежи

совершаются: до отгрузки товара – авансовый платеж, после отгрузки товара

– путем прямого акцепта товара, при крупных сделках – частичные платежи.

Досрочный и отсроченный платежи могут осуществляться в рамках договорных

отношений без ущерба для финансового положения договаривающихся сторон.

В нем указываются реквизиты плательщика и его банка, получателя и

его банка, в том числе ИНН, БИК, сумма и назначение платежа. Работник банка

принимает платежное поручение к исполнению, на последний экземпляр его

ставит штамп и возвращает бухгалтеру для отражения этой операции в учете.

Отпечатанное платежное поручение действительно в течение десяти дней.

ИНН присваивается органам Госналогслужбы РФ при постановке

налогоплательщиков на учет в налоговом органе и указывается в платежном

поручении во всех случаях, когда он присвоен плательщику денежных средств.

БИК указывается для подразделений расчетной сети Банка России,

кредитных организаций и тех филиалов кредитных организаций, которым он

присвоен, в соответствии со “Справочником БИК РФ”.

Номера счетов плательщика и получателя денежных средств, а так же

номера счетов банков плательщика и получателя, по которым проводятся

расчетные операции, проставляются в соотвествующих полях платежного

поручения.

В случае, если плательщиком или получателем является кредитная

организация, в полях “Плательщик” или “Получатель” указывается

наименование кредитной организации, в полях “Банк

плательщика” или “Банк получателя” соответственно наименование

-6-

кредитной организации указывается повторно. Значение “Вид платежа”

указывается прописью: “почтой”, “телеграфом”, “электронно”.

Плательщиком выступает банк, в котором открыт расчетный счет

предприятия, в этой же части указывается наименование предприятия и номер

его расчетного счета.

Ниже мы указываем код, который присвоен нашему банку в Центральном

банке Российской Федерации, а в графе “дебет” – шифр расчетного счета банка

в ЦБ РФ.

Сумма печатается прописью с заглавной буквы. Ее цифровое значение

повторяется в правом верхнем углу.

Внизу подробно указывается назначение платежа, ставится подпись

распорядителя средств и главного бухгалтера и печать предприятия.

-8-

2.3 Порядок получения наличных денег в банке.

Предприятие получает наличные деньги из банка через кассира по

денежному чеку, выписанному на его имя.

В соответствии с Положением о бухгалерском и отчетности в Российской

Федерации, на предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанность кассира

может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному

распоряжению руководителя предприятия.

Чеки находятся в специальной чековой книжке. Чтобы получить чековую

книжку, следует заполнить соответствующее заявление, в котором указывается

фамилия, имя и отчество кассира и дается образец его подписи. Заявление

подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью

предприятия. Согласно этому заявлению кассир получает чековую книжку на 25

или 50 чеков. Чтобы снять наличные деньги со своего расчетного счета в

банке, бухгалтер заполняет денежный чек, подписывает его вместе с

руководителем и передает кассиру. Кассир предварительно заказывает

требуемую сумму оправдательным документом для записей кассовых операций в

учетных регистрах.

-9-

2.4. Порядок сдачи наличных денег в банк

Наличные деньги, полученные с расчетного счета в кассу,

расходуются по строго целевому назначению (цели, на которые получены

деньги, указываются на оборотной стороне денежного чека). Неизрасходованный

остаток сдается в кассу. Например, неполученная в срок заработная плата

должна быть возвращена на расчетный счета в трех – дневный срок . Сдаются

на расчетный счет деньги, принятые в кассу в счет взноса в уставной фонд,

выручка от реализации продукции наличными

Сдача денег на расчетный счет оформляется расходным кассовым

ордером.

В банке кассир, сдающий деньги, заполняет «Объявление на взнос

наличными». Бланк «Объявления» можно получить у оператора банка.

Он состоит их трех частей. Верхняя часть остается в банке,

Средняя часть (квитанция) передается кассиру. Нижняя часть объявления

(ордер) тоже возвращается кассиру, но только после проведения банком

соответствующей операции и вместе с банковской выпиской.

На каждой из трех частей проставляются: дата, от кого приняты

деньги, банк получателя и получатель, назначение взноса. В правом верхнем

углу первой и второй части проставляем номер нашего расчетного счета и

сумму цифрами. Та же сумма записывается прописью в следующем порядке.

Начинать запись надо вплотную к началу отведенного для ее поля с заглавной

буквы. Оставшиеся на поле места следует прочеркнуть горизонтальной линией.

Третья часть заполняется несколько иначе. В ордере нужно

указать код банка-получателя и сумму по кредиту ( у нас на расчетном счете

эта сумма пройдет по дебету, а в банке – по кредиту).

-11-

2.5. Организация расчетов с помощью платежных требований

Платежное требование выписывается поставщиком при отгрузке

материальных ценностей и сдается в банк для взыскания платежа с

покупателей. Такая форма расчетов между поставщиком и покупателем должна

быть оговорена при заключении договоров на поставку продукции.

Расчеты ведутся либо в порядке предварительного акцепта, либо в

порядке последующего акцепта. В первом случае платежное требование

оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта, а во втором

случае платежные требования оплачиваются в течении операционного дня по

мере их поступления в банк плательщика. Плательщик имеет право заявить

полный или частичный отказ от акцепта. Если указанная в платежном сумма

уже перечислена банком, то в день получения заявления об отказе от акцепта

она восстанавливается. Поступивший товар принимается покупателем на

ответственное хранение (используется забалансовый счет 002) и после

получения распоряжения поставщика отгружается в указанный адрес.

Акцепт может быть так же положительным или отрицательным. При

положительном акцепте плательщик представляет в банк письменное согласие на

оплату. При отрицательном – не полученный в установленный срок отказ

означает согласие на оплату.

Банк принимает платежные требования вместе с их реестром с целью

контроля со стороны поставщика за их оплатой. Платежное требование

принимается при наличии средств на счете плательщика. Об отказе полностью

или частично оплатить платежное требование плательщик уведомляет

обслуживающий его банк в течении трех дней.

В таблице 1 приведены синтетические счета используемые для учета

денежных средств (кроме наличных) предприятия.

-12-

Таблица 1

|№ счета | | | |

|в плане |Название счета |Актив |Рекомендуемая аналитика |

|счетов | |Пассив | |

|51 |Расчетный счет |Актив |По каждому банковскому |

| | | |счету |

|52 |Валютный счет |Актив |По каждому банковскому |

| | | |счету |

|55 |Специальные |Актив |По каждому банковскому |

| |счета в банках | |счету |

|56 |Денежные |Актив |По видам денежных |

| |документы | |документов |

|57 |Переводы в пути|Актив |По видам денежных |

| | | |документов |

|58 |Краткосрочные |Актив |По видам вложений и |

| |финансовые | |объектам в которые |

| |вложения | |осуществлены эти вложения|

|06 |Долгосрочные |Актив |По видам вложений и |

| |фин. вложения | |объектам в которые |

| | | |осуществлены эти вложения|

Учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51

«Расчетный счет».

Дебет 51

Кредит

|Сальдо начальное |

Поступление Оплата

счетов

денег от

поставщиков

покупателей и

подрядчиков

62 и заказчиков

60

|Дебет |

| |

|Кредит |

-13-

В кассу с

расчетного

счета

50

|Дебет |

Источник

Увеличения

Уменьшение

средств на

наличных денег

расчетном счете в кассе

Итого приход Итого расход

|Сальдо конечное |

В дебете счета 51 записывается остаток денежных средств на начало

месяца и поступления средств в течении месяца, а по кредиту – расходование

денежных средств с расчетного счета.

Для учета операций со счетом 51 “Расчетный счет” предназначен

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.