Учет расчетных операций
Учет расчетных операций
Государственный комитет по рыболовству РФ
Дальневосточный Технический Университет Рыбной промышленности и хозяйства
Кафедра: «Бухгалтерский учет, аудит и анализ хозяйственной деятельности»
Курсовой проект по дисциплине: «Бухгалтерский (финансовый) учет»
на тему :
«Учет расчетных операций»
Проверила:
Выполнила:
преподаватель студ.
гр. БУ-22
Боярко Т.В.
Пудренко Н. В.
Владивосток 1998 г.
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Кафедра: «Бухгалтерский учет, аудит и анализ хозяйственной деятельности»
«Утверждаю»
Зав.кафедрой_______С.А.Бугреева
«___» ________ 1998 г.
Задание
на курсовой проект по дисциплине
Бухгалтерский (финансовый) учет._____
студенту Пудренко Н.В. курса 2 факультет инженерно-
эконмический
_
Исходные данные _________________________________________
Пояснительная записка «Учет расчетных операций» _
_
Графическая часть
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Дата выдачи ___________ Дата сдачи __________
Преподаватель Боярко Т.В. _
ВВЕДЕНИЕ
Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как
они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса
производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются
и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно
предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или
услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает
непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и
своевременное поступление денежных средств.
У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим
производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками
предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и
лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Между предприятиями, учреждениями и организациями большинство расчетов
проводятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления
(перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с
помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), заменяющих
наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между
предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков
(государственные и коммерческие).
Банком являются учреждения, созданные для привлечения денежных средств
предприятий и размещения их на условиях возвратности, платности и
срочности. Банк является юридическим лицом.
Банковская система в нашей стране состоит из центрального (банка РФ) и
коммерческих банков. Отношения между банками и клиентами носят договорной
характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для расчетного и кассового
обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по
расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным).
Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными
договорами. Их цель - повышение эффективности использования кредитных
ресурсов и усиление воздействия кредитного механизма на конечные
результаты работы предприятий. Кроме расчетных счетов, в банках открываются
текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения
(Приватизационный фонд, аккредитивы и чековые книжки).
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
своевременное и правильное документирование операций по движению
денежных средств и расчетов;
оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных
средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
контроль за использованием денежных средств строго по целевому
назначению;
контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками,
персоналом;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с
покупателями и поставщиками;
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения
просроченной задолженности.
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетными лицами являются работники предприятия, получившие авансом
наличные суммы денежных средств на предстоящие административно-
хозяйственные и командировочные расходы. Список лиц, имеющих право
получать в кассе наличные деньги под отчет на хозяйственные нужды,
утверждается руководителем предприятия. Размер этих сумм ограничен; выдача
наличных денежных средств на хозяйственные нужды предусмотрена сметой
предприятия. Сумма выдачи на расходы, связанные со служебными
командировками, зависит от срока командировки и ее места назначения.
Командированному работнику выдается денежный аванс в пределах сумм,
причитающихся на оплату проезда (в оба конца), суточных и расходов по найму
жилого помещения.
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению руководителя
предприятия для выполнения служебного поручения вне места постоянной
работы. За время нахождения в командировке работнику сохраняется заработная
плата по месту постоянной работы.
Выдача наличных денежных средств под отчет на командировку оформляется
командировочным удостоверением и расходным кассовым ордером после расчета
бухгалтерией причитающихся сумм. По усмотрению руководителя предприятия,
кроме командировочного удостоверения, направление в командировку может
оформляться приказом.
Указанные суммы на командировочные расходы называются нормированными и
включаются в себестоимость работ, услуг, продукции. В случае превышения
фактических расходов над нормой их полностью включают в себестоимость.
В течение трех дней по возвращении из командировки подотчетное лицо
обязано отчитаться за полученные и израсходованные суммы. С этой целью им
составляется авансовый отчет на основе документов (счетов магазинов,
товарных чеков, железнодорожных, авиационных и прочих билетов) и
прилагается командировочное удостоверение.
Целесообразность произведенных расходов подтверждается начальниками
цехов, отделов или служб в зависимости от целевого назначения командировки.
После проверки бухгалтером авансового отчета и определения суммы к отчету
последний утверждается руководителем предприятия и принимается к учету.
Остаток неиспользованных сумм сдается подотчетным лицом в кассу по
приходному кассовому ордеру, а перерасход выдается из кассы по расходному
кассовому ордеру в день сдачи авансового отчета.
Расходовать выданные под отчет суммы следует по назначению; передача
подотчетных сумм одним лицом другому запрещается. Новые авансы подотчетному
лицу выдаются лишь при условии полного расчета по ранее выданному ему
авансу. У лиц, не предоставивших отчеты и оправдательные документы в
расходовании подотчетных сумм в установленные сроки или не возвративших в
кассу предприятия остатки неиспользованных сумм авансов, бухгалтерия вправе
удержать из начисленной заработной платы данную задолженность в порядке,
предусмотренном действующим законодательством.
Учет по расчетам с подотчетными лицами ведется на счете 71 «Расчеты с
подотчетными лицами». Это - активно-пассивный счет, сальдо которого
отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму
возмещенного перерасхода.
По дебету счета записываются суммы возмещенного перерасхода и вновь
выданные под отчет на основании расходных кассовых ордеров, по кредиту -
суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные по приходным
кассовым ордерам ( неиспользованные).
Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с
подотчетными лицами служит журнал-ордер №7 - комбинированный регистр,
сочетающий аналитический и синтетический учет с линейной формой записи. А
это значит, что каждой выданной под отчет сумме отводится в журнале-ордере
одна строка (линейка) и по мере представления авансового отчета, сдачи в
кассу неиспользованных сумм или получения денег в погашение перерасхода
записи сумм по этим операциям будут произведены на этой же строке. В то же
время журнал-ордер №7 сохраняет шахматную форму записи, заложенную в основу
журнально-ордерной формы счетоводства, в части расшифровки оборота по
кредиту счета 71.
Основанием для заполнения журнала-ордера №7 являются расходные кассовые
ордера на суммы, выданные под отчет, авансовые отчеты - на израсходованные
суммы; новые приходные или расходные кассовые ордера - на расхождения в
суммах полученных и израсходованных. К учету принимаются авансовые отчеты,
проверенные арифметически, по существу (в отношении целесообразности и
необходимости расходов, соответствия их назначению аванса) и утвержденные
руководителем предприятия. Бухгалтер обрабатывает авансовый отчет,
проставляя на документах и на отчете корреспондирующие счета, отвечающие
направлению расхода.
При наличии внешнеэкономических связей в бухгалтерии может возникнуть
необходимость учета расходов по загранкомандировкам.
При выдаче командировочных сумм в иностранной валюте на основании
расходного кассового ордера делается запись:
Д-т 71-2 « Расчеты с подотчетными лицами по загранкомандировкам»
К-т 50-2 « Касса в иностранной валюте»
Расчеты с подотчетными лицами, получившими под отчет валюту, ведутся в
инвалюте и в ее рублевом эквиваленте, поэтому следует разделить расчеты с
подотчетными лицами внутри страны и за рубежом. Для обеспечения этого
разделения к счету 71 следует открыть два субсчета: 71-1 «Расчеты с
подотчетными лицами по командировкам внутри страны» и 71-2 «Расчеты с
подотчетными лицами по загранкомандировкам»
Задолженность подотчетных лиц подлежит ежемесячной переоценке в связи с
изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам в
общеустановленном порядке. Порядок списания курсовых разниц определяется
принятой на предприятии учетной политикой в части курсовых разниц.
Суммы командировочных, выдаваемых под отчет, могут превышать установленные
законодательством нормы. В таком случае они включаются в себестоимость
полностью, но при расчете налогооблагаемой прибыли увеличивают ее. Следует
иметь ввиду, что согласно Инструкции ГНС РФ «По применению Закона РФ «О
подоходном налоге с физических лиц»» №35 от 29.06.95 г. В совокупный доход
работника при оплате командировочных не включаются фактически произведенные
и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения (раздел 1,
п. 8д инструкции). Однако суточные, превышающие установленный норматив,
включаются в совокупный годовой доход и подлежат налогообложению.
Командированный представляет авансовый отчет о произведенных расходах,
который должен быть утвержден руководителем предприятия. Авансовый отчет
является основным документом, на основании которого списывается
задолженность с подотчетного лица, к нему прилагаются документы,
подтверждающие произведенные расходы. Списание задолженности производят по
курсу на день представления авансового отчета. Если во время командировки
имели место рублевые расходы, то они возмещаются суммами, выданными в
рублях.
Основные бухгалтерские проводки по учету расчетов с подотчетными лицами
приведены в таблице 1.
Таблица 1
|Содержание |Документ |Корреспондирующие счета |
|операции | | |
| | | Д | К |
|Выдача денежных |Расходный кассовый| | |
|средств под отчет |ордер |71 |50 |
|на хоз. нужды или | | | |
|командировочные | | | |
|расходы | | | |
|Выдача денежных |Авансовый отчет | | 50 |
|средств и |Расходный кассовый|71 | |
|возмещение |ордер | | |
|перерасходов | | | |
|подотчетных лиц | | | |
|Перечислены |Платежное | 71 | 51,52 |
|денежные средства |поручение | | |
|по месту | | | |
|нахождения | | | |
|подотчетного лица | | | |
|Выданы денежные |Расходный кассовый| 71 | 56 |
|документы под |ордер | | |
|отчет | | | |
|Положительная |Расчет | 71 | 80 |
|курсовая разница | | | |
|по подотчетным | | | |
|суммам | | | |
|Приобретены |Авансовый отчет |04,07,10,12,41 | 71 |
|материальные | | | |
|ценности за счет | | | |
|подотчетных сумм | | | |
|Подотчетные суммы,|То же |20,25,26,28,44 | 71 |
|использованные на | | | |
|производственные | | | |
|цели | | | |
|Подотчетные суммы,|То же | 43 | 71 |
|использованные на | | | |
|отгрузку и | | | |
|реализацию | | | |
|продукции | | | |
|Отражен НДС по |Авансовый отчет | 19 | 71 |
|приобретенным | | | |
|материальным | | | |
|ценностям | | | |
|Взнос |Приходный кассовый| 50 | 71 |
|неиспользованных |ордер | | |
|подотчетных сумм в| | | |
|кассу | | | |
|Удержание из з/п |Расчет бухгалтерии| 70 | 71 |
|долга по | | | |
|подотчетным суммам| | | |
|Расходы на |Расчет | 81,88 | 71 |
|командировку, | | | |
|возмещаемые за | | | |
|счет остаточной | | | |
|прибыли | | | |
|Отрицательная |Расчет | 80 | 71 |
|курсовая разница | | | |
|по подотчетным | | | |
|суммам | | | |
1.2 Учет операций по расчетному счету и специальным счетам в банках
Предприятия могут открывать в банках расчетные и текущие счета.
Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который
проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. Текущие счета
открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо
операций. К текущим счетам относятся: валютные счета; ссудные счета; счета
по операциям со средствами целевого назначения; счета, обусловленные
особенностями расчетов и т. п. В соответствии с Законом о предприятиях и
предпринимательской деятельности предприятие вправе открыть один расчетный
счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов
расчетных, кредитных и кассовых операций. Этот счет ему обязан открыть банк
по месту регистрации предприятия. Открытие расчетного счета не по месту
регистрации предприятия возможно только с согласия банка, к которому
Страницы: 1, 2, 3, 4
|