рефераты бесплатно

МЕНЮ


Управленческий учет

законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного

регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не

устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу,

то при формировании учетной политики разработка предприятием

соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по

бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее

условие – единство учетной политики на предприятии. Это означает, во-

первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями

предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их

расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями

учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во вторых, в

отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно

использовать один выбранный способ, если иное установлено системой

нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики

целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

Нормативной базой для выбора и обоснования учетной политики являются:

- Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации,

утвержденным приказом Минфина России от 26.12.94 №170;

- Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-

хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом

Минфина СССР от 01.11.91 №56 (с учетом изменений от 28.12.94,

28.07.95, 27.03.96, 17.02.97);

- приказом Минфина России от 28.07.94 №100 «об утверждении Положения

по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия»;

- Положение о составе затрат, утвержденное постановлением

правительства РФ от 05.08.92 №552 (с учетом изменений и дополнений,

внесенных постановлением Правительства РФ ОТ 01.07.95 № 661);

- Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования,

учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

- постановление Правительства РФ от 09.09ю94 №967 «Об использовании

механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов».

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность

системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты

учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и

обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества,

методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

1. Критерий отнесения предметов к основным средствам и МБП.

2. Способ погашения стоимости находящиеся в эксплуатации МБП.

3. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

4. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

5. порядок финансирования ремонта основных средств.

6. Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных

запасов).

7. Формирование учетных групп материальных ценностей.

8. способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения

материальных ценностей.

9. Способ учета выпуска продукции.

10. Сроки погашения расходов будущих периодов.

11. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

12. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

13. Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость,

порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект – как реализуются эти способы в учетных

регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

1. План счетов бухгалтерского учета.

2. Форма бухгалтерского учета.

3. Технология обработки учетной информации.

4. Организация внутрипроизводственного контроля.

5. Организация составления отчетности.

6. Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения

построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления,

взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы,

взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования

рыночной экономики.

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению

соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное

назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать

составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности

точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными

подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается

двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна

без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой

является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учетной политики на

результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения

первого руководителя предприятия.

К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и

распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции,

положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания

акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от

внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учетной политики.

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода

проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них –

графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие

проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их

издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных

предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные

элементы учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует

отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор),

закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы

предприятия.

Различные составляющие учетной политики оформляются документами разного

уровня. Методические, организационные и, вероятно, отдельные технические

способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и

распоряжения руководителя предприятия, ибо согласно действующему

законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности

за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для

правильного его ведения. Большая же часть технических способов

ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами,

установленными главным бухгалтером, а также проектными материалами по

организации учета на предприятии.

Способы ведения учета. Избранные предприятия, должны применяться, как

правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа,

оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных

случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения

того или иного способов.

Создаваемые предприятия должны оформлять свою учетную политику по

возможности в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия при

неукомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии

бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может

быть оформлена в течение определенного периода. Оформление учетной политики

должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения

предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.

Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной

политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только

бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в

том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной

комиссии.

На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учетной

политики. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но

только с начала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в

пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение

отчетного года учетная политика может быть изменена в случае ликвидации,

реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных

и законодательных документов РФ.

Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной политики

хозяйственной ситуации, под которой понимается внутренние и внешние условия

функционирования предприятия. В частности, на учетную политику могут

оказать влияние такие события в хозяйственной жизни, как: запрет или

ограничение той или иной деятельности; изменение условий договора,

заключаемых с потребителями продукции работ, услуг, в том числе с

государственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов,

услуг; введение и отмена государственного регулирования цен на продукцию;

реструктурирование источников формирования финансовых ресурсов; изменение

условий внешнеэкономического режима; уровень инфляции и др.

Все изменения избранной учетной политики должны быть обоснованными.

Если меняются методические способы ведения учета, то это предполагает

наличие серьезных экономических факторов и предпочтительность использования

новых способов.

Обоснованием перехода к использованию новых технических приемов учета

может быть рационализация и оптимизация учетного процесса. В результате

реорганизации предприятия происходят изменения в организационном аспекте

системы учета, в частности преобразуется структура бухгалтерской службы.

Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику

предприятия, неодинаковы. Если изменения касаются ее технических и

организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на

качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же

методических приемов может отразиться на финансовых результатах

деятельности предприятия и тем самым изменить картину имущественного и

финансового положения предприятия, что в свою очередь повлияет на выводы и

действия пользователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны

быть выражены в стоимостном выражении. Оценка осуществляется на основании

выверенных предприятием данных на дату, с которой применяется измененный

способ ведения бухгалтерского учета.

Стоимостная оценка последствий изменений в учетной политике может

определяться: 1) как разница в оценке активов, в отношении которых

используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений или

2) как непогашенная величина первоначальной стоимости активов.

В связи с изменением учетной политики предприятие должно определить

порядок регулирования суммовых разниц, возникающих при переходе к

использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо

решить, будет возникшая суммовая разница включена в издержки производства

или будет отнесена на чистую прибыль, либо капитализирована.

Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению

подлежат изменения в ней. Имеется в виду необходимость издания

соответствующего распорядительного документа и доведения его до сведения

всех заинтересованных должностных лиц и других работников предприятия.

При тех или иных изменениях учетной политики особенно тщательно

необходимо подходить к определению даты, с которой в учетную практику

вводится новый прием. Его ведение не должно исказить финансового результата

деятельности предприятия, усложнить учетный процесс или воспрепятствовать

нормальному его ходу.

Теоретически новый способ учета можно ввести с любой даты, избранной

предприятием. Однако с точки зрения практики наиболее приемлемым моментом

является 1 января. Корректировка учетной политики с начала нового отчетного

года обеспечивает последовательность учетного процесса в течение отчетного

года и большую представительность показателей, формируемых в бухгалтерском

учете.

Принятая предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних

пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации

подразумевается предание ее гласности. Применительно к учетной политике

речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения

бухгалтерского учета. Необходимость в этом связана с назначением финансовой

информации о деятельности предприятия. Чтобы проанализировать состояние

предприятия на основе его финансовой отчетности, необходимо знать, как

сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное

улучшение-ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих

показателей. Иными словами. Заинтересованный пользователь бухгалтерской

отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные,

включенные в нее.

В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной

политики, а лишь основные ее положения. Под основными понимаются те

положения учетной политики, которые существенно влияют на представление об

имущественном и финансовом положения предприятия, его денежном обороте или

результатах его деятельности, а также те, которые значительно влияют или

могут сделать полезные выводы по ней.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности

двумя способами: путем описания каждого из них либо путем указания

отклонений от общих правил. В первом случае пояснительная информация к

бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех

основных положений учетной политики, независимо от того, являются они

общепризнанными или нет.

Второй способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности

«внутрироссийского пользования». При этом способе основные положения

учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от

общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие

строго следует общепризнанным правила, то в отчете достаточно ограничиться

указанием этого факта. Если же предприятие допускает по тем или иным

причинам отступления от таких правил, то они подробно описываются в

пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной

политике должна содержать сведения о положениях, сформированных

предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых

вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате

нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

В отечественной практике среди них – амортизационная политика в

отношении основных средств; порядок начисления амортизации по

нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подобных

ценностей; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; фонды

специального назначения; способы отражения в отчетности полученных займов

и др.

Особому описанию подлежат изменения в учетной политике предприятия,

происшедшие в течение отчетного года, равно как в отчетном году по

сравнению с годом, предшествующим отчетному, и существенно влияющие на

оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Учетная политика должна раскрываться в бухгалтерском отчете за год. Для

промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно.

Исключения должны составлять случаи, когда при подготовке промежуточного

отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с

последним по времени составления бухгалтерским отчетом, раскрывавшим

учетную политику. В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме,

меньше установленного, раскрытию подлежат как минимум та информация об

учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым

материалам.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает

неправильного или неточного отражения фактов хозяйственной деятельности

предприятия в этой отчетности. Оно не снимает с предприятия ответственности

за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и

составления отчетности.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней

жизни предприятия и для внешних пользователей бухгалтерская информация

является объектом пристального контроля со стороны различных

заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль учетной политики обеспечивается службами

внутреннего аудита и ревизионной комиссией. Служба внутреннего аудита

должна сосредоточиться главным образом на соответствии учетной политики

установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия

администрацией тех или иных решений с точки зрения влияния их на конечные

результаты деятельности предприятия, а также точности претворения выбранной

учетной политики должна наблюдать за учетной политикой в интересах

собственников предприятия, т.е. за тем, насколько принимаемые дирекцией

предприятия решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль учетной политики, избранной предприятием, может быть

осуществлен независимой аудиторской организацией, а также государственными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.