Центральные банки, их сущность и функции
Центральные банки, их сущность и функции
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «Финансы и Кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Деньги, Кредит, Банки»
Центральные банки,
их сущность и функции
|Выполнил студент |
|3 курса ФЭФ 4 группа ФиКр |
|Одиноков А.В. |
|Научный руководитель: |
|Хвостенко О.А. |
Самара 1999
План
| |Введение |3 |
|1.|Сущность и функции центральных банков |4 |
|1.1.|Сущность центральных банков |4 |
|1.2.|Независимость центральных банков от исполнительной власти |5 |
|1.3.|Функции центральных банков |7 |
|2.|Денежно-кредитная политика центрального банка |11 |
|2.1.|Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного |11 |
| |регулирования | |
|2.2.|Регулирование официальной учетной ставки |12 |
|2.3.|Минимальные резервные требования |14 |
|2.4.|Операции на открытом рынке |17 |
|2.5.|Меры административного воздействия |19 |
| |Заключение |22 |
| |Список литературы |26 |
Введение
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие
развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую
роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск
действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики
предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с
рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная
политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет
сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой
регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В
связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности
центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-
кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность вопросам,
рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения
зарубежного опыта анализируются статус и формы организации центральных
банков, их важнейшие функции.
В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации
центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от
органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для
решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения
стабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банками
функций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка.
Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой
рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация
денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-
кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение
минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также
некоторые методы административного воздействия.
Сущность и функции центральных банков
Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно.
На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между
центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало.
Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления
капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс
централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках.
Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного
права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или
национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его
главенствующему положению в кредитной системе.
Первый центральный банк - шведский «Риксбанк» -был создан в 1668 г, на
рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк
Англии, Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных
знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков -
например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и
промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю.
Центральные банки в их современном виде возникли в XIX в. В настоящее время
практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако между
ними есть существенные различия, обусловленные особенностями политического
и финансово-экономического развития стран базирования.
1.1. Сущность центральных банков
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус,
отличительный признак которого - обособленность имущества банка от
имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило,
в государственной собственности, центральный банк наделен правом
распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от
государственного банка, имущество которого полностью контролируется
государством.
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых
актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и
кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным
правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является
Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-
правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего
состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой.
Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного
института страны.
Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого
банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми
властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.
Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как
правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания,
Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью
капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются
коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения
(Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании
органов управления центрального банка.
Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами
государственной власти существенно различаются в разных странах.
Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух
моделей:
. центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником
его денежно-кредитной политики;
. центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему
самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со
стороны правительственных органов.
Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В
большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой
используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным
банком при определенной степени его независимости.
В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и
Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам.
В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или
министерству финансов.
В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых
странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным
банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило,
консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей
и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства
финансов и центрального банка совместных заявлений.
При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен
только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или
решения правительства. В странах, в которых центральные банки
непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных
процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы
оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели
денежно-кредитной политики.
Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков
перед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС)
представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а
центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих
стран ежегодно.
1.2 Независимость центральных банков от исполнительной власти.
Выполнение юридически возложенной на центральный банк главной цели его
деятельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличие
определенной степени его независимости от исполнительной власти. Причем
независимость центрального банка от правительства подразумевает две ее
формы: политическую и экономическую.
. Политическая независимость - это автономия (самостоятельность)
центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;
. Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в
выборе инструментов денежно-кредитной политики.
Условиями политической независимости центрального банка являются
определение порядка назначения членов его руководящего органа или
управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны
правительства и(или) парламента. Экономическая независимость выражается в
том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные
средства правительству для финансирования государственных расходов и
оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для
экономической независимости центрального банка имеет значение характер
осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение
административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее
вмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономию
последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень
политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью
некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как
наличие формальных организационных связей между центральным банком и
правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать
фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из
проведенных исследований степени независимости центральных банков с
использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной
взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким
уровнем инфляции.
Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что
независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:
. Независимость от правительственных органов. Это условие является
обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания
правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен,
поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;
. Личная независимость членов органов управления центрального банка.
Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться
в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В
случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их
личной независимости;
. Юридический статус банка, который определяется, в частности,
возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем
сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается
независимость центрального банка.
Важным фактором, определяющим возможности центрального банка
поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с
государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями
центрального банка и государственных органов власти повышают степень
доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению
им главной цели - обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнению
данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту
отчетность центрального банка о своей деятельности.
Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в
разных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в
проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии
Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в Законе о Бундесбанке (1957
г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать
экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний.
Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим
вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую
информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в
работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего
органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для
обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета
может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае
необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.
При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики Бундесбанк
обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия не
будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики
правительства.
Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти
располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны
президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет
ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную
политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения
председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются
президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации
проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть
охарактеризована как «независимая внутри правительства».
Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Англии.
Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о Банке
Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В
соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на
деятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии
наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа
-Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной
политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально
ответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту.
Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое
уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных
консультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений
Казначейства и центрального банка.
Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую зависимость
от правительства при проведении денежно-кредитной политики. Административно
он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям созданного при
последнем Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям. Банк Италии
выступает как правительственный консультант.
Таким образом, в странах, для которых традиционно характерны централизм
и сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически более
зависим от правительства.
В федеративных же государствах центральный банк пользуется гораздо
большей самостоятельностью. Кроме того, в федеративных государствах четко
прослеживается стремление должным образом представить интересы регионов в
руководящих органах центрального банка.
Различная степень независимости центральных банков Германии, США,
Великобритании, Италии от правительств коррелирует с темпами инфляции в
этих странах. В упомянутом исследовании проф. А.Алесины указано, что за
1973 -1986 гг. самые низкие среднегодовые темпы инфляции в группе из 17
государств отмечались в Германии и США, а самые высокие - в Италии и
Великобритании.
Разумеется, в идеале центральный банк должен быть достаточно независимым
и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-
кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с
другой стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционирование
кредитно-банковской системы. Однако в реальных условиях независимость
многих центральных банков оказывается ограниченной - в частности, в
результате конфликтов, возникающих из-за противоречий между декларируемыми
Страницы: 1, 2, 3, 4
|