рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ноосферное будущее

пути, чем теперь все более обрекает конкурирующих субъектов идти на сделку

с собственной совестью и друг с другом, заключая корпоративный договор на

искусственное поддержание трудностей и даже придумывание новых, чем

противопоставляя себя наивному человечеству, не подозревающему о том, что

будущее уже наступило.

Сохраняющаяся безальтернативность капитализма на данной ступени

развития человечества может стать для него фатальной, поскольку в его

условиях реализовать вышеназванные технологии идентично его самоуничтожению

вместе с человечеством и просто не будет допущено. Капитализм не рассчитан

на разнородное общество, а его претензия на ценностное уравнивание,

известное под процессом глобализации, явно свидетельствует о крушении его

основы и исчерпании.

Право на мечту

Участники конференции не питали иллюзий относительно реалий

сегодняшнего дня. Информационный водоворот, который человечество в

последнее десятилетие прошлого века само создало и в котором оказалось,

лишил нас права неприкосновенности наших иллюзий. Подчас остервенелая

беспристрастность масс-медиа уничтожила возможность человека домысливать,

мифологизировать неизвестное - его просто не стало. Чувства оказались

ненужными - цинизм превратился в рефлексию. У человека исчезла свобода без

страха быть одернутым хотя бы в воображении реализовывать свои добрые

побуждения, стремления и надежды в этом, до того момента нетронутом,

интимном поле неизвестного. Стараниями безоглядно стремящихся за дешевым

рейтингом масс-медиа, человек вдруг узнал, "как все ужасно на самом деле".

У него не осталось места для доброй мысли, светлой надежды, наивной мечты.

Человек просто стал все знать. Он стал знать больше, чем может придумать,

нафантазировать. У него не осталось места для маневра его мысли - он вдруг

моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным. И навязчивым

для самого себя, наперед знающего любой исход.

Наряду с кризисом духовным, конец двадцатого века преподнес нам и

кризис экологический. Он явился обратной стороной бурного развития

технологий, в том числе - информационных, и в отличие от духовного,

переживаемого каждым в отдельности, экологические изменения не просто видны

для всех, они осязаемы. Аномалии в экологии и климате планеты становятся

повсеместными. В Африке идет снег, тают вечные ледники, неизвестно откуда

берущаяся вода заливает целые страны, температура бьет вековые рекорды не

только по величине, но и по скорости изменения. Выделяя очередные суммы на

ликвидацию спонтанных погодных аномалий, мэр Москвы уже помнит телефон

Гидрометцентра наизусть. Сегодня можно с полным основанием говорить, что

погода кончилась. Тысячелетиями выстраивавшиеся схемы планетного климата

нарушены и приобретают непрогнозируемый характер.

На конференции были затронуты и другие угрозы человечества, такие как

исчерпание энергетических ресурсов - фундамента всей цивилизации на

сегодняшний день, глобальное потепление, перенаселение, войны на

религиозной и экономической почве, ускоряющийся рост наркомании и

зараженных ВИЧ, техногенные катастрофы, метеоритные и иные космические

угрозы. Откуда все это взялось в таком количестве, сразу? - Вот, что

хочется воскликнуть в ответ. Мелко шалившее и не знавшее особых бед и

напастей человечество вплоть до конца двадцатого века в веке двадцать

первом оказалось ими плотно окружено. Более того, анализируя каждую из

угроз более детально, используя новейшие достижения современной науки,

неминуемо приходишь к выводу, что существование человечества

непосредственно в этот данный момент - чудо, которого уже могло не быть.

В этом смысле всеобщая эпидемия ожидания конца света, опять-таки, в

последнее десятилетие прошедшего столетия начинает восприниматься как

нечто, не лишенное какого-либо смысла. Все это позволяет сделать вывод о

том, что где-то в начале девяностых современная цивилизация достигла своей

возможной вершины, когда ее достижения еще перевешивали ее же собственный

вред и разрушительность в усредненных ценностных рамках того времени. В

кулуарах конференции указывали девяносто второй год, как дату исторического

и идеологического конца, исчерпания цивилизации, излома ее созидательного

развития, после которого, чисто теоретически, наиболее осознанным шагом

была бы ее жесткая унификация и поэтапный демонтаж.

Однако еще более интересной датой в этом смысле, по единодушному

согласию и эзотериков, и представителей различных областей науки был назван

девяносто девятый год, а именно - день солнечного затмения 11 августа. По

различным оценкам на основании открытия космических, галактических и

вселенских циклов, было установлено и показано, что Земля вошла в область

космоса с иными физическими характеристиками, тесным образом касающимися и

человека. Иной космический микроклимат вполне мог вызвать исчезновение

человечества, как вида. На подобное же заключение указывает и календарь

солнечных циклов цивилизации Майя. Так или иначе, очевидность крайне

деструктивного характера нашей цивилизации в то время уже проявилась в

полной мере - сегодня в здравом уме не признавать его уже просто

невозможно. Особо тяжкое впечатление в этой связи вызвал доклад профессора

А. Федотова, ведущего специалиста в области экономического развития и

прогнозирования, указавшего на то, что через три года коллапс цивилизации,

ее разрушение изнутри из-за необратимого кризиса потребления станет

неизбежной реальностью, если сохранить прежние приоритеты и направление

экономического развития.

На конференции то и дело звучали понятия экологии сознания, экологии

духа. Было признано, что идеологическая конструкция цивилизации не

предусматривает обратной связи и по своему экономическому происхождению

напрочь лишена механизмов торможения. Однако она все же держится на нас и

управляется нами, а значит, вопрос ее управляемости в новых реалиях бытия

решаем. Очевидно, ключом этого решения может стать духовно-экологическое,

ноосферное мировоззрение, в ценностных рамках которого человечество не

может стать угрозой для себя самого же или для своего дома - планеты Земля.

По последним данным исследований энергия мысли человека сопоставима с

энергией звезд, а значит, наше воображение создает не такие уж и

виртуальные миры. Значит простая мечта человека, как высшее проявление

мысли, может спасти Землю и сохранить человечество. Ноосферное

мировоззрение устанавливает приоритетным право человека на мечту.

Энергоинформационная безопасность

Жизнь современного человека далека от идеала. Техногенная цивилизация

опосредовала достижение человеком благополучия, вынудив его оказаться в

замкнутом кругу пустых целей. Человек перестал думать и заботиться

непосредственно о себе - он забыл про себя. Он доверил себя бездушной

технике, превратившись в один большой спрос, порождающий предложения. Их

безотчетное удовлетворение создало иллюзию, создав новый вид человеческой

деятельности - зарабатывание. Эта иллюзия превратила зарабатывание в

несомненное условие самой возможности благополучия сегодня. Но может ли

человек, посвятивший себя чему-то, не имеющему к нему самому никакого

отношения, достичь благополучия? Может ли он купить его на заработанное

таким образом? События 11 сентября в США показали, что это становится

рискованным занятием. Сегодня человек оказался в двойном капкане

цивилизации: он стал чужд самого себя и лишен самой возможности какого-либо

благополучия, поскольку оно может быть лишь индивидуальным, рукотворным, а

идеология пользователя несовместима с мироощущением творца.

Любимая работа - раритет, счастливая семья - небывальщина. Человек

сегодня поставлен в условия, когда аморальность становится для него

единственно доступной степенью свободы, а о благополучии речи уже даже не

идет. Потратить заработанные средства можно лишь на то, что ценностно

идентично пути получения этих средств - этот закон ценностной адекватности

непоколебим и не имеет обратной силы. "Жизньдающий" аспект человеческой

жизни по праву устанавливает ценностный ценз, верхний предел ценностей,

доступных для сознания человека, - человек стоит того, что он делает, того,

что он выбирает как источник для возможности жить. А значит и попытки

наладить жизнь на государственном уровне, или искать лучшей жизни в какой-

либо антигосударственной деятельности, одинаково бесперспективны, поскольку

исходят из ценностей, характерных для данного общества. Идея государства,

на протяжении веков вынашиваемая великими умами, сегодня, в условиях

расцвета технологий и информационной интеграции, когда наконец-то могут

быть созданы условия для полной реализации человеческого, творческого

потенциала, когда каждый человек может стать творцом собственного

благополучия, стала неприступно довлеющей в сознании каждого. Многовековая

идея эффективного государства, давшая нам сегодня технологическую свободу,

грозит погрести под собой общество, поскольку ориентирована, прежде всего,

на сверхустаревшую задачу защиты от конкретного внешнего врага и абсолютно

неприспособленна к новейшим угрозам человечества, поскольку просто

несовместима с идеей духовного становления человека. Идеологическая опора

на противостояние истощает общество в отсутствии объекта противостояния,

который просто не может существовать все время. Отсутствие реального врага

в условиях глобализации превращает любую идеологию, не содержащую понятия

единого человечества, не основанную на ноосферных принципах, в быстро

проявляющуюся утопию. Сегодня все препятствия на пути духовного развития

человека устранены, а значит отсутствие единства человечества, его

конкурентная разрозненность поддерживается искусственно.

Будет хуже - вывод, который на конференции не нуждался в гласном

объявлении, поскольку стал очевиден всем. Устаревшая идея государственности

по инерции будет неограниченно разлагать общество до тех пор, пока оно не

"споткнется" - пока не проявится во всей своей ужасающей реальности новая

угроза, последствия от которой оценивать, возможно, будет уже просто ни к

чему. Пожалуй, впервые никто не страшился фатальной честности сделанного

вывода, но был готов к нему. Осознание своего дела, могущего реально

изменить ход событий, рождало эту уверенность в себе и в важности своей

работы. Очевидность угроз, ясность нового пути и, прежде всего, вера в

самих себя позволили участникам конференции эту честность.

Инертность цивилизации, коренящаяся в идеологической разобщенности

человечества, была названа на конференции главной угрозой его сохранения.

Глобальность этой угрозы была констатирована еще десять лет назад, на

первом Всемирном Саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро,

инициированном ООН. Сейчас, в преддверии очередного саммита, стало

очевидно, что выполнение программы реформ ООН, ориентированных на

достижение устойчивого развития цивилизации, сорвано, что наводит на мысль

о неадекватности предпринятого подхода. Глобальность угроз предполагает

глобальность средств борьбы с ними, но падающий рейтинг и дееспособность

ООН в мире, как самой авторитетной международной организации, заставляет

пересмотреть методологию, направленность и характер действий, необходимость

предпринятия которых перезрела.

Конференция инициировала учреждение нового международного органа -

Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира, которая воплотит в себе

понятие светской духовной власти. В состав этого неполитического органа

предполагается включить самых известных и авторитетных в обществе людей по

их человеческим качествам. Их предварительный список уже определен, ведется

установление контактов. Этот орган задуман как гарант упомянутой выше

Единой Ноосферной Духовно-экологической Конституции Человечества,

разработанной на основе законопроекта "Об энергоинформационном благополучии

населения". Он был предложен на рассмотрение в Государственную Думу России

несколько лет назад. Сегодня трудно говорить о каком-либо благополучии -

необходимо говорить об энергоинформационной безопасности человечества,

поэтому законопроект был переработан соответственно требованиям времени,

став Ноосферной Конституцией. Ее проект был представлен на конференции и по

единогласному решению участников конференции был признан лучшим из

представленных проектов. В ней впервые для документов такого уровня

вводится понятие Человек и его энергоинформационное благополучие. Документ

содержит конкретные рекомендательные энергоинформационные стандарты во всех

областях жизнедеятельности человека и общества и напрочь лишен

неконструктивных моральных воззваний и безответственной апелляции к

совести, по сути, представляя собой этический кодекс Человека и

Человечества. Проект Конституции уже получил поддержку множества

общественных и политических организаций. Авторы проекта были приглашены в

Йоханнесбург, на очередной Всемирный Саммит по устойчивому развитию для его

представления мировому сообществу.

Ноосферная перспектива

Ноосферное мировоззрение - это когда осознаешь себя не в качестве

собственного тела, но в качестве всего человечества. Это значит, скажем,

что ты рефлекторно, не задумываясь придерживаешь человека, когда краем

глаза замечаешь, что он сейчас споткнется. Это значит, что ты стремишься

думать о благополучии другого, не покушаясь при этом на его

самостоятельность, и находишь в этом высшее счастье. Каждый раз, когда у

меня в руках остается упаковка от какого-либо приобретенного и

употребленного продукта, меня тревожит мысль о том, что я не могу с ней

ничего сделать. Человечество сегодня все еще продолжает не задумываться о

том, что лишь пряча "с глаз долой" весь производимый мусор, он при этом

никуда не девается. Он остается там, где его положили, и сегодня его нет

лишь там, откуда его постоянно убирают.

Я понимаю, что такой мелочью, как эта упаковка, я обречен однажды

вызвать у кого-то в будущем негативное отношение в свой адрес. Значит,

прямо сейчас я приумножаю негасферу, сферу - антагониста ноосферы, и у меня

нет другого выхода, пока я - часть нашей, такой цивилизации. Негасферной

цивилизации, цивилизации потребления.

В качестве критерия устойчивости новой цивилизации на конференции был

определен критерий соответствия ноосферным, энергоинформационным принципам.

Ноосфера - это информационное поле Земли как части космоса. Это сфера того,

что доступно разуму. Новизна предлагаемого определения ноосферы заключается

в понимании разума как открытой, неограниченно развивающейся системы,

поскольку разум не имеет смысла без сознания, как раз и обуславливающего

его открытость. Поскольку сфера доступного для него в этом случае

ограничивается лишь биологическими потребностями организма, а неохватная

свобода духа, в которой существуют лишь возможности, оказывается

недоступной. Поэтому ноосферу можно еще определить и как сферу смысла.

Семь тематических секций проведенной конференции, собранные под одним

названием, в едином устремлении, приоткрывают нам более конкретизированный

смысл ноосферы. Анализируя современные тенденции развития науки, приходишь

к выводу, что каждая из наук все больше стремится за свои тематические,

предметные рамки, проникая в междисциплинарную область. Как показывает

опыт, решение всех глобальных, в особенности, гуманитарных проблем лежит

именно в области междисциплинарных знаний – на стыке наук. В их синтезе,

порой рождающем новые науки, открывающем абсолютно новые области знаний.

Происходит смешение подходов и методологий, качественное соединение которых

приводит к новым открытиям и перспективам. Ноосферный принцип сам

постепенно входит в науку, все более требуя своего четкого описания. Таким

образом, научное определение ноосферы можно сформулировать как

междисциплинарное пространство. Пространство научного потенциала, поле

непроявленной информации, подобно межклеточной жидкости воссоединяющее все

сущее в единый организм Вселенной.

Информационное поле Земли содержит в себе информацию, обуславливающую

и поддерживающую ее жизнь и всего, что с ней связано своим происхождением,

в целом представляя собой космическую характеристику планеты. Человечество,

превратившееся сегодня в мощную геологическую силу, сопоставимую с силой

геологических процессов самой Земли, де факто вышло на космический уровень

сознания, однако, продолжает пополнять негасферную, разрушительную часть

информационного поля планеты, что производит уже космический дисбаланс.

Каждый день с лица Земли исчезают десятки видов живых существ, среда

обитания которых из-за деятельности человека просто исчезла. Но живется ли

человеку от этого лучше? Кто выигрывает в этой схватке Земли и

Человечества? Как могло так получиться, что некогда связанные в единый

организм Земля и Человечество сегодня все более бескомпромиссно покушаются

друг на друга?

Красной линией по всей конференции прошла мысль о непреходящем,

неизменном единстве Земли и Человечества, о том, что они составляют единый

организм. Их противостояние - поверхностное, недалекое предположение. Все

беды человечества со стороны Земли есть ни что иное, как отражение бед

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.