Дипломная работа: Государственный бюджет Республики Казахстан: формирование и использование
- единства,
выражающегося в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, в
единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и
бюджетной информации, в единстве денежной системы;
-
самостоятельности, когда каждый участник бюджетного процесса самостоятельно
организует свою деятельность, которая обеспечивается наличием собственных
источников доходов и правом определять направления их использования;
-
сбалансированности, сущность которой заключается в установлении правильного
соотношения между доходами и расходами всех бюджетов;
Соблюдение
требований вышеназванных принципов должно обеспечить устойчивость бюджета и
необходимые пропорции в распределении средств, как между сферами деятельности,
так и между регионами. Важное условие при этом - соответствие расходов бюджета
его доходам, создание финансовых резервов, что служит главной основой всей
финансовой политики государства.
Согласно
Бюджетному кодексу, бюджет формируется на основе среднесрочного плана
социально-экономического развития РК и программ развития территорий с учетом
ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана. Другим важным моментом,
также отраженным в Бюджетном кодексе, является регламентирование функций
государственной власти в управлении финансовыми ресурсами, включая организацию
бюджетного процесса. Эти функции проявляются:
-во
взаимодействии экономических и финансовых целей государства;
-во
взаимодействии бюджетов разных уровней и взаимодействии бюджетов с различными
секторами экономики;
-в
совершенствовании налогово-фискальных инструментов;
-в
определении источников и размеров отчислений во внебюджетные специальные фонды;
-в установлении
структуры и размера поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов;
-в
определении размера дефицита (профицита) республиканского бюджета;
-в
сбалансированности местных бюджетов;
-в оценке
состояния и динамики государственного долга с учетом его погашения и влияния на
финансовые операции государства.
На протяжении
всех стадий бюджетной деятельности по организации бюджетного процесса решаются
следующие основные задачи:
-определение
доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема
в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического
развития;
-установление
расходов бюджета по целевому и адресному назначению;
-согласование
бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление
инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной
денежной единицы;
-сокращение и
ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
-осуществление
бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня
путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также
между сферами деятельности и регионами;
-повышение
роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования) для обеспечения
пропорциональности и сбалансированности различных крупномасштабных
социально-экономических программ;
-контроль
финансовой деятельности юридических лиц и доходов физических лиц при выполнении
ими налоговых обязательств.
Организация
бюджетного процесса начинается с подготовки на предстоящий финансовый год
уполномоченным органом по бюджетному планированию, каковым в нашей республике
является Министерство экономики и бюджетного планирования, основных направлений
бюджетной политики, а также проекта консолидированного финансового плана государства.
Последний разрабатывается на основе ежегодного послания Президента РК к народу
Казахстана, среднесрочного плана социально-экономического развития республики,
программ развития территорий, оценки текущего исполнения бюджета, динамики
макроэкономических показателей, основных направлений денежно-кредитной и
фискальной политики.
В случае
одобрения представленных документов Правительство республики принимает
постановление, которым устанавливается порядок, сроки формирования проекта
бюджета центральными государственными органами, организациями, содержащимися за
счет бюджетных средств, и представления его в уполномоченный орган. Все
участники бюджетного процесса руководствуются Правилами составления и
исполнения республиканского и местных бюджетов, утвержденными Правительством
РК.
Содержанием
бюджетного процесса, который основывается на бюджетном устройстве страны и
бюджетных правах, определяются его этапы (стадии) деятельности. В целом
осуществление бюджетного процесса включает в себя следующие этапы бюджетной
деятельности:
1)
составление проекта бюджета;
2)
рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение
бюджета;
4)
составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
На первом
этапе формирования бюджета в целях определения объемов денежных - средств,
необходимых для выполнения органами центральной и местной государственной
власти своих функций, составляются проекты бюджетов разных уровней. Этому
процессу предшествует определение основных направлений бюджетной политики
страны, разработка прогнозных параметров развития экономики в целом и его
отраслей и регионов, подготовка финансовых балансов. Для разработки бюджета в
качестве исходных используются макроэкономические показатели, характеризующие
объем валового внутреннего продукта на предстоящий год и темп его роста,
инфляционные процессы и среднегодовой курс национальной валюты (тенге) по
отношению к доллару США.
Работа по
составлению проекта бюджета - одного из важных этапов бюджетного процесса -
начинается задолго до начала предстоящего бюджетного года. В Республике
Казахстан непосредственная работа по составлению бюджета начинается с
ежегодного обращения Президента страны с Посланием к народу Казахстана, в
котором определяются общие направления социально-экономического развития страны
и формируются задачи финансово-денежной политики государства.
Проект
бюджета разрабатывается органами исполнительной власти: республиканский бюджет
- центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, местные
бюджеты - соответствующими местными органами. При составлении бюджета решаются
такие задачи, как его воздействие на экономику страны, обеспечение
согласованности финансовых ресурсов с социально-экономическими программами,
установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании бюджетных
средств и источников покрытия дефицита бюджета.
Поскольку
составление проектов бюджетов целиком и полностью возлагается на Правительство
РК и соответствующие исполнительные органы местной власти, то порядок и сроки
разработки республиканского бюджета и местных бюджетов, а также порядок работы
над необходимыми документами, обязательными для представления одновременно с
проектом бюджета, определяется специальным постановлением Правительства РК.
Расчеты и показатели проекта бюджета до официального представления в органы
представительной власти носят конфиденциальный характер. При разработке проекта
бюджета должен соблюдаться принцип преемственности и последовательности
социально-экономической политики государства.
На следующем
этапе одобренный высшим и местными исполнительными органами (Правительством РК
и соответствующими акиматами) проект бюджета для рассмотрения и утверждения
поступает в представительные органы (Парламент Республики Казахстан и
соответствующие маслихаты). Здесь проект бюджета рассматривается в специальных
комитетах и комиссиях, где детально анализируются статьи бюджета, вносятся
коррективы и дается заключение. Затем проект бюджета обсуждается на заседаниях
палат Парламента (мажилисе и сенате). Утверждается республиканский бюджет на
совместном заседании палат Парламента, местные бюджеты - на заседаниях
маслихатов. На этом этапе бюджетного процесса принимается закон о бюджете на
предстоящий финансовый год.
Этап
исполнения бюджета заключается в получении утвержденных доходов и осуществлении
расходов в соответствии с утвержденными в бюджете ассигнованиями, а также
осуществление финансирования дефицита (использования профицита) бюджета. Данный
этап продолжается течение календарного года, который принято называть
финансовым или бюджетным годом. Исполнение бюджетов обеспечивают Правительство
РК и соответствующие местные исполнительные органы, руководствуясь при этом
следующими принципами:
- целевого
использования бюджетных средств, согласно которому использование бюджетных
ассигнований осуществляется строго по назначению в соответствии с паспортами
бюджетных программ и нормативными правовыми актами, регламентирующими их
осуществление;
-
своевременности, который требует своевременного в установленные сроки
зачисления поступлений в бюджет и использования бюджетных средств;
-
равномерного исполнения бюджета, который требует распределения бюджетных
средств в течение бюджетного года таким образом, чтобы в конце года не
допустить накопления объема платежей;
- единства
кассы, по которому все финансовые операции, проводимые по зачислению
поступлений, и финансированию расходов, осуществляются с единого казначейского
счета в национальной валюте.
Последний
этап бюджетного процесса, осуществляемый после завершения бюджетного года, -
это составление отчета об исполнении бюджета, который формируется специальными
органами - центральным уполномоченным органом по исполнению республиканского
бюджета и соответствующими органами на местах по исполнению местных бюджетов.
Отчет представляется в представительные органы власти, которые его утверждают в
установленном порядке.
При
составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны
исходить из необходимости сокращения дефицита бюджета и обязаны
руководствоваться принципом сбалансированности доходов и; расходов бюджета. Это
означает, что величина предусмотренных бюджетом расходов должна соответствовать
суммарной величине доходов - бюджета и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Однако достижение равенства доходов и расходов бюджета на
практике не всегда возможно и это не считается чрезвычайным положением,
поскольку в мире практически нет стран, которые не имели бы бюджетного
дефицита.
Вместе с тем
надо различать природу возникновения бюджетного дефицита, которая характеризует
его качество и бывает различной. Возникновение дефицита, во-первых, может быть
связано с необходимостью значительных государственных вложений в экономику
страны, что является государственным регулированием ее поступательного
развития. Во-вторых, дефицит может возникнуть вследствие чрезвычайных
обстоятельств (стихийные бедствия, катастрофы, войны и т.п.) и, в-третьих, в
результате кризисных явлений в экономике, когда происходит ее развал, а
правительство не способно управлять финансовой ситуацией в стране. В последнем
случае требуется принятие не только экономических мер, но и политических
решений.
Сбалансированность
бюджета достигается на основе использования различных способов покрытия
бюджетного дефицита. Основным источником покрытия дефицита бюджета являются
внутренние и внешние заимствования, поскольку использование другого способа -
денежной эмиссии - может привести к росту и развитию инфляционных процессов.
Государственное заимствование Правительством РК и местными исполнительными
органами осуществляется в целях финансирования дефицита республиканского и
местных бюджетов и ограничивается установленной в Бюджетном кодексе нормой.
Механизм
функционирования бюджетной системы регламентируется юридическими нормами.
Совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система,
а так же определяется компетенция государственных органов власти и управления
по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, представляет
собой бюджетное право.
Порядок
разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского и местных
бюджетов определены Бюджетным кодексом Республики Казахстан и Законом РК «О
местном государственном управлении в РК», который действует с 2001 года.
В Бюджетном
кодексе по всем видам бюджетов дается их определение, устанавливается наименование
доходов и расходов, рассматривается порядок составления отчетов об исполнении
бюджета, их утверждения и регламентируются вопросы контроля исполнения
бюджетов. Здесь же определен перечень налогов, по которым в соответствующий
бюджет поступают доходы полностью, указаны доходы, по которым в доход
соответствующего бюджета зачисляется часть доходов по нормативам, установленным
вышестоящим органом. Бюджетным кодексом определяется порядок формирования
Национального фонда, источники его формирования и использования, а также
определены функции Совета по управлению этим фондом.
Порядок
разработки, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета определен
Конституцией РК и Бюджетным кодексом РК; Структуру государственных органов в
области регулирования бюджетных отношений' составляют; Президент РК, Парламент
РК, Счетный комитет по контролю исполнения республиканского бюджета,
Правительство РК, центральные уполномоченные органы по бюджетному планированию,
исполнению бюджета, местные представительные и исполнительные органы.
Положения
Бюджетного кодекса определяют, что в компетенцию Президента РК в области
регулирования бюджетных отношений входит определение порядка разработки
республиканского бюджета и отчета о его исполнении. Президент образует,
определяет состав и утверждает Положение о Республиканской бюджетной комиссии,
определяет основные направления бюджетной политики страны, а также имеет иные
полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и другими законами Республики
Казахстан.
Законодательный
орган страны - Парламент РК - в области регулирования бюджетных отношений,
согласно Бюджетному кодексу, утверждает республиканский бюджет и внесенные в
него изменения и дополнения, рассматривает и утверждает отчеты Правительства РК
и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета, а также
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией РК.
В компетенцию
Счетного комитета по контролю исполнения республиканского бюджета в области
бюджетных отношений входит установление порядка проведения и осуществление
внешнего контроля, разработка стандартов государственного финансового контроля,
мониторинг исполнения принятых решений, а также иные полномочия в соответствии
с законодательными и нормативными актами.
В
соответствии с Бюджетным кодексом к компетенции Правительства РК в области
бюджетных отношений относятся:
- определение
методики расчетов различных показателей;
-
установление и утверждение различных процедур, обеспечивающих порядок
разработки и исполнения бюджетов;
-
представление Парламенту РК республиканского бюджета и годового отчета о его
исполнении;
- составление
совместно с Национальным банком РК годового отчета о формировании и
использовании Национального фонда РК.
В Бюджетном
кодексе закреплены права центральных уполномоченных органов по бюджетному
планированию, по исполнению бюджета, по внутреннему контролю, а также
компетенция маслихатов и акиматов области, города республиканского значения,
столицы, района.
Закон РК «О
местном государственном управлении в РК» регулирует общественные отношения в
области местного государственного управления, Определяет компетенцию,
организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных
органов.
Местное
государственное управление представлено местными представительными и
исполнительными органами, осуществляющими свою деятельность на соответствующей
территории в целях проведения государственной политики, ее развития в пределах
компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами,
а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей
территории.
Местный
представительный орган (маслихат) - выборный орган, избираемый населением
области (города республиканского значения, столицы) или района (города
областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с
законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для ее
реализации, и контролирующий их осуществление.
Экономическую
и финансовую основу деятельности местного государственного управления
составляют:
- местный
бюджет;
- имущество,
закрепленное за коммунальными юридическими лицами;
- иное
имущество, находящееся в коммунальной собственности в соответствии с
законодательством Республики Казахстан.
К компетенции
маслихатов относится утверждение планов, экономических и социальных программ
развития соответствующей территории, местного бюджета и годового отчета о его
исполнении, плана расходов на содержание района в городе республиканского
значения (столице). Маслихат избирает свою ревизионную комиссию, которая
осуществляет внешний контроль исполнения местного бюджета и рассматривает
отчеты о проведении такого контроля.
Акимат
области (городов республиканского значения, столицы) в соответствии с
законодательством: разрабатывает и представляет на утверждение маслихата планы,
экономические и социальные программы развития области (городов республиканского
значения, столицы), областной бюджет (городов республиканского значения,
столицы) и обеспечивает их исполнение, а также формирует отчет об исполнении
бюджета соответствующей административно-территориальной единицы.
В Законе РК
«О местном государственном управлении в Республике Казахстан» также уточняются
отдельные положения по формированию и регулированию доходов и расходов бюджета.
Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных
подразделений - это право на самостоятельный бюджет, из чего вытекает широкий
круг бюджетных полномочий, через использование которых и осуществляется данное
право. На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности, но
процессы формирования бюджета, его исполнения и контроля использования
выделенных бюджетных ассигнований находятся в компетенции исполнительных
органов власти.
1.3
Бюджетная система зарубежных стран
Для
выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления
должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой
стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию
денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы,
благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания
законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе
формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования
возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые
законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения
бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными
видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют
собой бюджетное устройство.
В разных
странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными
государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем
развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного
управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах
(Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления -
центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария
и др.) - три звена управления: центральное, членов федерации и местное.
Главное место
в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой
основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех
видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей
структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их
государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это
касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные
особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух
частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и
доверительные (траст) фонды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|