рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Методология учета налога на добавленную стоимость

В бухгалтерском учете полученные проценты увеличивают прибыль организации. Одновременно на сумму исчисленного налога на добавленную стоимость делается проводка по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" и дебету счета 90 учета налогооблагаемых доходов и расходов.

Дебет 51 Кредит 91-получена сумма процентов по векселю (товарному кредиту);

Дебет 91 Дебет 68/НДС - исчислена сумма налога на добавленную стоимость.

При организации бухгалтерского учета предприятиями, получившими право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, необходимо учитывать следующие моменты:

a) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в период освобождения отражается без налога на добавленную стоимость:

-  Дебет 62 Кредит 90 (91)- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость.

b) Если организация утрачивает право на освобождение и обязана уплачивать налог на общих основаниях, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такая утрата, то с момента, когда это было определено, организация обязана выставлять счета-фактуры с учетом начисленной суммы налога на добавленную стоимость и так же отражать выручку в бухгалтерском учете:

-  Дебет 62 Кредит 90 (91) –отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), в том числе налог на добавленную стоимость;

-  Дебет 90 (91) Кредит 68/НДС - сумма налога на добавленную стоимость с выручки, подлежащая уплате в бюджет.

Если до момента, когда было определено, что организация обязана выставлять счета-фактуры с учетом начисленной суммы налога на добавленную стоимость, часть счетов-фактур была выставлена без учета налога, а обязанность по уплате налога за этот месяц возникла, то организация должна доначислить по указанным счетам-фактурам сумму налога на добавленную стоимость за счет собственных средств и отразить ее в бухгалтерском учете:

-  Дебет 62 Кредит 90 (91) - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость по выставленным счетам-фактурам;

-  Дебет 91 Кредит 68/НДС - начисленная сумма налога на добавленную стоимость по выставленным счетам-фактурам без учета налога на добавленную стоимость по ставке 18% (10%).

Согласно п.5 ст.173 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если в период освобождения от обязанностей налогоплательщика, организация все же выставила покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, то указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), сумма налога подлежит уплате в бюджет.

Дебет 62 Кредит 90 (91) – получена выручка от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость по выставленным счетам-фактурам;

Дебет 90 (91) Кредит 68/НДС - начисленная сумма налога на добавленную стоимость по выставленным счетам-фактурам, подлежащая уплате в бюджет;

Дебет 08 Кредит 60 - приобретены основные средства в период освобождения от обязанностей налогоплательщика согласно счету-фактуре поставщика, в том числе налог на добавленную стоимость.

2.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом.

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Складывается ситуация, при которой для расчета налога на добавленную стоимость необходима информация как бухгалтерского учета (данные о полученных авансах, аналитические данные по счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"), так и налогового учета (данные о дате реализации товаров (работ, услуг): "по отгрузке" или "по оплате").

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Налоговый учет налога на добавленную стоимость базируется в основном на данных бухгалтерского учета. Поэтому для налогового учета используются такие регистры бухгалтерского учета, как:

-  журналы-ордера по счетам "60", "62", "76", "90", "91", "94";

-  главная книга.

Регистрами налогового учета можно назвать:

-  журналы полученных и выставленных счетов-фактур;

-  книги покупок и продаж.

Книга продаж содержит данные о начисленных суммах налога за каждый налоговый период в разрезе покупателей (заказчиков), стоимости товаров, (работ, услуг).

В книге продаж должны найти отражение все объекты налогообложения, в частности, реализация товаров, (работ, услуг) по основной деятельности, прочая реализация, безвозмездная передача товаров, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Книга формируется либо по моменту отгрузки, либо по оплате, в зависимости от учетной политики.

Записи в книге продаж производятся на основании счетов-фактур выставленных и (или) полученных за данный налоговый период.

Книга покупок содержит информацию о суммах налога, уплаченных поставщикам на основании оприходованных счетов-фактур.

Также как и книга продаж, книга покупок формируется на основании данных бухгалтерского учета. Здесь учитываются данные, отраженные в журналах-ордерах 6 и 7.

При составлении книги покупок должны учитываться все требования, предъявляемые к отнесению сумм налога к налоговому вычету в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Источником платежа налога на добавленную стоимость может быть выручка, ее доля в виде авансового платежа, различные доходы (от реализации имущества, проценты по векселям, от сдачи имущества в аренду) или сам приобретенный налог (при импорте товаров).

Таким образом, начисление налога на добавленную стоимость в налоговом учете отражается с помощью одной из следующих проводок:

-  дебет - 19, 62, 76, 90, 91 кредит 68 - начислен НДС.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму начисленного налога при оформлении хозяйственных операций по реализации продукции и товаров, закупленных для перепродажи, на величину уплаченного налога поставщикам и подрядчикам за материалы, товары, работы, услуги.

2.3 Особенности и различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость

Различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость в настоящее время очень велики и увидеть каждый процесс в отдельности достаточно очень сложно.

В первую очередь следует отметить, что в налоговом учете отсутствует метод оценки товаров по продажным ценам. Поэтому организации, применяющие данный способ, должны вести двойной учет товаров: бухгалтерский - по продажным ценам и налоговый - по покупной стоимости.

Во-вторых, даже если в бухгалтерском учете применяется способа оценки товаров по покупным ценам, для целей налогообложения их стоимость определяется несколько иначе.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров доходы уменьшаются на их покупную стоимость. Согласно статье 320 Налогового кодекса Российской Федерации к прямым расходам при продаже товаров относятся (помимо цены, уплаченной поставщику) только суммы расходов на их доставку (транспортные расходы), если эти расходы не включены в цену приобретения данных товаров. Соответственно все остальные расходы, связанные с их приобретением, являются косвенными. Причем, обратите внимание, что транспортные расходы, только относятся к прямым, но при этом не включаются в стоимость товаров. Более подробно порядок их учета рассмотрен в разделе, посвященном расходам на продажу.

Исходя из сказанного, под стоимостью приобретения товаров для целей налогового учета следует понимать только их контрактную (договорную) цену, расходы по доставке (транспортные) выделять отдельно в составе прямых затрат, а все прочие расходы необходимо учитывать в составе косвенных расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, при перепродаже товаров предприятия должны вести двойной учет формирования их стоимости. Бухгалтерский - по продажным либо покупным ценам, включающим в себя все затраты, связанные с приобретением этих товаров, и налоговый - по покупным ценам, представляющим из себя только сумму расходов, уплаченную поставщику, без учета налога на добавленную стоимость.

Так же как и для прочих материально-производственных запасов, методы списания товаров в бухгалтерском учете и для целей налогообложения совпадают.

Следует иметь в виду, что общий порядок оценки и оприходования товаров совпадает со всеми другими материально производственными запасами. Существенных отличий в бухгалтерском учете два:

-  для учета товаров принята собственная первичная документация;

-  возможен вариант учета товаров по продажным ценам с добавлением торговой наценки;

Единые унифицированные документы для торговых операций утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".

Для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности применяется "Акт о приемке товаров" (форма № ТОРГ-1), который составляется приемной комиссией предприятия-получателя, назначенной приказом или распоряжением руководителя этого предприятия. При этом приемка товара проводится по фактическому наличию. При обнаружении недостачи товара (или других отклонений от условий договора-поставки), покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.

При установлении расхождений при приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству оформляется "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей" (форма № ТОРГ-2) для отечественных товаров и "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров" (форма № ТОРГ-3) для импортированных товаров.

Если в результате хранения на складе предприятия по тем или иным причинам товар портится, теряет качество и свои полезные свойства, и не подлежит дальнейшей реализации, составляется "Акт о списании товаров" (форма № ТОРГ-16).

Основным документом, позволяющим контролировать движение товарно-материальных ценностей и остатков товаров на предприятиях, а также одновременно следить за наличием и правильностью оформления первичных оправдательных документов, является товарный отчет (форма № ТОРГ-29 "Товарный отчет").

При реализации товаров оптом выписывается "Товарная накладная" (форма № ТОРГ-12), которая составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания (и отражения в товарном отчете). Второй экземпляр передается сторонней организации-покупателю и является для нее основанием для оприходования товаров.

В том случае, когда отгружаемая партия товара упаковывается в контейнеры, ящики и тому подобное и передается для дальнейшей транспортировки представителю покупателя или организации-перевозчику, к товарной накладной прилагается "Спецификация" (форма № ТОРГ-10).

Как уже отмечалось, товары, как и другие материально-производственные запасы, отражаются в учете по фактической себестоимости. Однако согласно пункту 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие розничную торговую деятельность, могут оценивать приобретенные для продажи товары по продажной стоимости с отдельным учетом торговых наценок.

Кроме того, для таких организаций (причем, осуществляющих как оптовую, так и розничную торговлю) предусмотрена возможность затраты по заготовке и доставке товаров до складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу, а не в фактическую себестоимость этих товаров. В учете такая операция будет отражена проводкой:

-  Дебет 44 Кредит 26, 60 (доставка осуществлена собственным транспортом или сторонней организацией)-отнесены на издержки обращения (расходы на продажу) расходы по доставке товаров на склад организации.

Выбранный способ оценки товаров и учета расходов по доставке должен быть обязательно зафиксирован в учетной политике для целей налогообложения.

В зависимости от выбранного способа отражение в бухгалтерском учете стоимости приобретенных товаров на счете 41 "Товары" должно осуществляться по покупным или продажным ценам. В последнем случае будет также применяться счет 42 "Торговая наценка".

Величина торговой наценки регулируется организацией самостоятельно, исходя из средней суммы издержек обращения (выбранных, к примеру, за какой-либо определенный период), уровня рентабельности и, конечно же, рыночных (конкурентных) цен на аналогичные товары. Причем наценка может устанавливаться как в целом по организации (как правило, при незначительном ассортименте товаров), так и в разрезе отдельных видов или групп товаров (продуктов).

Различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость представлены в приложении 6.

Пример 6.

ООО "Перспектива" помимо своей основной (производственной) деятельности осуществляет розничную торговлю покупными товарами. В этих целях оно приобрело товары для перепродажи у оптовой торговой организации на сумму 118 000 руб. (включая НДС 18% - 18 000 рублей).

Согласно учетной политике для целей бухучета оприходования товаров в организации производится по продажным ценам. На все товары устанавливается единая торговая наценка в размере 50 процентов, которая включает также налог на добавленную стоимость.

В учете ООО "Перспектива" данные операции следует отразить так:

-  Дебет 41 Кредит 60-100 000 руб. (118 000 - 18 000) - оприходованы товары, полученные от поставщика (без учета налога на добавленную стоимость);

-  Дебет 19 Кредит 60-18 000 руб. - отражен в учете налога на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщику за товары;

-  Дебет 41 Кредит 42-50 000 руб. (100 000 руб. * 50%) - начислена торговая наценка на полученные товары;

-  Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" Кредит 19-18 000 руб. - принят к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику за товары;

-  Дебет 60 Кредит 51-118 000 руб. - произведена оплата поставщику за товары.

Списание стоимости выбывших (в том числе реализованных товаров) производится такими же методами, как и для прочих материально-производственных запасов.


Глава 3 Методика учета налога на добавленную стоимость на примере Мри ФНС №22 по РБ

3.1 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ

Главной задачей федеральной налоговой службы Российской Федерации является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав России.

В связи с выполнением указанной работы налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Эти документы являются основой для проведения налоговыми органами документальных и камеральных проверок.

При этом налоговая проверка предприятий и организаций является основным способом контроля государства за деятельностью налогоплательщиков. В настоящее время формы и порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован главой 14 "Налоговый контроль" Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основываясь на данных Инспекции ФНС РФ по Давлекановскому району г. Давлеканово можно сделать выводы о существующей практики взимания налога на добавленную стоимость, выявить характерные проблемы развития действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость.

Характерной особенностью Давлекановского района г. Давлеканово является наличие в районе большого количества предприятий, крупных налогоплательщиков. Налоговые поступления, взимаемые ИФНС, составляют около 9 % всех поступлений в бюджете г. Давлеканово и около 7 % в бюджете Республики Башкортостан. Также нельзя недооценивать и значение малого и среднего бизнеса района, а главное – предприятий торговли. Еще одной особенностью района является наличие в нем подавляющего числа строительно-монтажных управлений и трестов, то есть предприятий строительной сферы, неплатежи в которой, способствуют увеличению недоимки по налогам.

Основными методами налогового контроля является проведение камеральных и документальных проверок налогоплательщиков. Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, то есть без выхода на предприятие. При этом целью камеральной проверки является:

-  непосредственная проверка отчетности и расчетов по налогу.

При этом, проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей. Кроме арифметического подсчета проверяется полнота заполнения реквизитов, правильность применения ставок, наличие печати предприятия и подписей должностных лиц. При нахождении арифметических ошибок налоговый инспектор, принимающий отчет может составить акт и наложить финансовые санкции за неправильное исчисление налога, однако в большинстве случаев налоговые инспектора либо возвращают отчет на исправление, либо дают возможность представителю предприятия исправить ошибку на месте. Такой подход к проведению камеральной проверки является наиболее гуманным в настоящих условиях нестабильного и очень усложненного законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.