Дипломная работа: Методология учета налога на добавленную стоимость
В бухгалтерском учете
полученные проценты увеличивают прибыль организации. Одновременно на сумму
исчисленного налога на добавленную стоимость делается проводка по кредиту счета
68 "Расчеты с бюджетом" субсчет "Расчеты по налогу на
добавленную стоимость" и дебету счета 90 учета налогооблагаемых доходов и
расходов.
Дебет 51 Кредит
91-получена сумма процентов по векселю (товарному кредиту);
Дебет 91 Дебет 68/НДС -
исчислена сумма налога на добавленную стоимость.
При организации
бухгалтерского учета предприятиями, получившими право на освобождение от
исполнения обязанностей налогоплательщика, необходимо учитывать следующие
моменты:
a) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в период
освобождения отражается без налога на добавленную стоимость:
- Дебет 62 Кредит 90 (91)- выручка от
реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость.
b) Если организация утрачивает право на освобождение и
обязана уплачивать налог на общих основаниях, начиная с 1-го числа месяца, в
котором имело место такая утрата, то с момента, когда это было определено,
организация обязана выставлять счета-фактуры с учетом начисленной суммы налога
на добавленную стоимость и так же отражать выручку в бухгалтерском учете:
- Дебет 62 Кредит 90 (91) –отражена
сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), в том числе налог на
добавленную стоимость;
- Дебет 90 (91) Кредит 68/НДС - сумма
налога на добавленную стоимость с выручки, подлежащая уплате в бюджет.
Если до момента, когда
было определено, что организация обязана выставлять счета-фактуры с учетом
начисленной суммы налога на добавленную стоимость, часть счетов-фактур была
выставлена без учета налога, а обязанность по уплате налога за этот месяц
возникла, то организация должна доначислить по указанным счетам-фактурам сумму налога
на добавленную стоимость за счет собственных средств и отразить ее в
бухгалтерском учете:
- Дебет 62 Кредит 90 (91) - выручка от
реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость по
выставленным счетам-фактурам;
- Дебет 91 Кредит 68/НДС - начисленная
сумма налога на добавленную стоимость по выставленным счетам-фактурам без учета
налога на добавленную стоимость по ставке 18% (10%).
Согласно п.5 ст.173
Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если в период освобождения от
обязанностей налогоплательщика, организация все же выставила покупателю
счета-фактуры с выделением суммы налога, то указанная в соответствующем
счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), сумма налога
подлежит уплате в бюджет.
Дебет 62 Кредит 90 (91) –
получена выручка от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога на
добавленную стоимость по выставленным счетам-фактурам;
Дебет 90 (91) Кредит 68/НДС
- начисленная сумма налога на добавленную стоимость по выставленным
счетам-фактурам, подлежащая уплате в бюджет;
Дебет 08 Кредит 60 -
приобретены основные средства в период освобождения от обязанностей
налогоплательщика согласно счету-фактуре поставщика, в том числе налог на
добавленную стоимость.
2.2 Налоговый учет налога
на добавленную стоимость
Налоговый учет - система обобщения информации для
определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов,
сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом.
В случае если в регистрах
бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения
налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик
вправе самостоятельно дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета
дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо
вести самостоятельные регистры налогового учета.
Налоговый учет осуществляется в целях
формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей
налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в
течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией
внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и
уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности
применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно
от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета
устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей
налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)
руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для
налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Складывается ситуация, при которой
для расчета налога на добавленную стоимость необходима информация как
бухгалтерского учета (данные о полученных авансах, аналитические данные по
счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"),
так и налогового учета (данные о дате реализации товаров (работ, услуг): "по
отгрузке" или "по оплате").
Аналитические регистры налогового
учета - сводные формы
систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период,
сгруппированных в соответствии с требованиями, без распределения (отражения) по
счетам бухгалтерского учета.
Регистры налогового учета ведутся в
виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых
машинных носителях.
При этом формы регистров налогового
учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных
первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно
и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей
налогообложения.
Налоговый учет налога на добавленную
стоимость базируется в основном на данных бухгалтерского учета. Поэтому для
налогового учета используются такие регистры бухгалтерского учета, как:
- журналы-ордера по счетам "60",
"62", "76", "90", "91", "94";
- главная книга.
Регистрами налогового учета можно
назвать:
- журналы полученных и выставленных
счетов-фактур;
-
книги покупок и
продаж.
Книга продаж содержит данные о начисленных суммах налога за
каждый налоговый период в разрезе покупателей (заказчиков), стоимости товаров,
(работ, услуг).
В книге продаж должны найти отражение все объекты
налогообложения, в частности, реализация товаров, (работ, услуг) по основной
деятельности, прочая реализация, безвозмездная передача товаров, выполнение
строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Книга формируется либо по моменту отгрузки, либо по оплате, в
зависимости от учетной политики.
Записи в книге продаж производятся на основании счетов-фактур
выставленных и (или) полученных за данный налоговый период.
Книга покупок содержит информацию о суммах налога, уплаченных
поставщикам на основании оприходованных счетов-фактур.
Также как и книга продаж, книга покупок формируется на
основании данных бухгалтерского учета. Здесь учитываются данные, отраженные в
журналах-ордерах 6 и 7.
При составлении книги покупок должны учитываться все
требования, предъявляемые к отнесению сумм налога к налоговому вычету в
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Источником платежа налога на
добавленную стоимость может быть выручка, ее доля в виде авансового платежа,
различные доходы (от реализации имущества, проценты по векселям, от сдачи
имущества в аренду) или сам приобретенный налог (при импорте товаров).
Таким образом, начисление налога на
добавленную стоимость в налоговом учете отражается с помощью одной из следующих
проводок:
- дебет - 19, 62, 76, 90, 91 кредит 68 -
начислен НДС.
Налогоплательщик имеет право
уменьшить общую сумму начисленного налога при оформлении хозяйственных операций
по реализации продукции и товаров, закупленных для перепродажи, на величину
уплаченного налога поставщикам и подрядчикам за материалы, товары, работы,
услуги.
2.3 Особенности и различия
бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную стоимость
Различия бухгалтерского и налогового
учета налога на добавленную стоимость в настоящее время очень велики и увидеть
каждый процесс в отдельности достаточно очень сложно.
В первую очередь следует
отметить, что в налоговом учете отсутствует метод оценки товаров по продажным
ценам. Поэтому организации, применяющие данный способ, должны вести двойной
учет товаров: бухгалтерский - по продажным ценам и налоговый - по покупной
стоимости.
Во-вторых, даже если в
бухгалтерском учете применяется способа оценки товаров по покупным ценам, для
целей налогообложения их стоимость определяется несколько иначе.
Так, в соответствии с
подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации при
реализации товаров доходы уменьшаются на их покупную стоимость. Согласно статье
320 Налогового кодекса Российской Федерации к прямым расходам при продаже
товаров относятся (помимо цены, уплаченной поставщику) только суммы расходов на
их доставку (транспортные расходы), если эти расходы не включены в цену
приобретения данных товаров. Соответственно все остальные расходы, связанные с
их приобретением, являются косвенными. Причем, обратите внимание, что
транспортные расходы, только относятся к прямым, но при этом не включаются в
стоимость товаров. Более подробно порядок их учета рассмотрен в разделе,
посвященном расходам на продажу.
Исходя из сказанного, под
стоимостью приобретения товаров для целей налогового учета следует понимать
только их контрактную (договорную) цену, расходы по доставке (транспортные)
выделять отдельно в составе прямых затрат, а все прочие расходы необходимо
учитывать в составе косвенных расходов текущего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, при
перепродаже товаров предприятия должны вести двойной учет формирования их
стоимости. Бухгалтерский - по продажным либо покупным ценам, включающим в себя
все затраты, связанные с приобретением этих товаров, и налоговый - по покупным
ценам, представляющим из себя только сумму расходов, уплаченную поставщику, без
учета налога на добавленную стоимость.
Так же как и для прочих
материально-производственных запасов, методы списания товаров в бухгалтерском
учете и для целей налогообложения совпадают.
Следует иметь в виду, что
общий порядок оценки и оприходования товаров совпадает со всеми другими
материально производственными запасами. Существенных отличий в бухгалтерском
учете два:
- для учета товаров принята собственная
первичная документация;
- возможен вариант учета товаров по
продажным ценам с добавлением торговой наценки;
Единые унифицированные
документы для торговых операций утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25
декабря 1998 г. № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной
учетной документации по учету торговых операций".
Для оформления приемки
товаров по качеству, количеству, массе и комплектности применяется "Акт о
приемке товаров" (форма № ТОРГ-1), который составляется приемной комиссией
предприятия-получателя, назначенной приказом или распоряжением руководителя
этого предприятия. При этом приемка товара проводится по фактическому наличию.
При обнаружении недостачи товара (или других отклонений от условий
договора-поставки), покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить
сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим
однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для
составления двустороннего акта.
При установлении
расхождений при приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству
оформляется "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при
приемке товарно-материальных ценностей" (форма № ТОРГ-2) для отечественных
товаров и "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при
приемке импортных товаров" (форма № ТОРГ-3) для импортированных товаров.
Если в результате
хранения на складе предприятия по тем или иным причинам товар портится, теряет
качество и свои полезные свойства, и не подлежит дальнейшей реализации,
составляется "Акт о списании товаров" (форма № ТОРГ-16).
Основным документом,
позволяющим контролировать движение товарно-материальных ценностей и остатков
товаров на предприятиях, а также одновременно следить за наличием и
правильностью оформления первичных оправдательных документов, является товарный
отчет (форма № ТОРГ-29 "Товарный отчет").
При реализации товаров
оптом выписывается "Товарная накладная" (форма № ТОРГ-12), которая
составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации,
сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания (и
отражения в товарном отчете). Второй экземпляр передается сторонней
организации-покупателю и является для нее основанием для оприходования товаров.
В том случае, когда
отгружаемая партия товара упаковывается в контейнеры, ящики и тому подобное и
передается для дальнейшей транспортировки представителю покупателя или
организации-перевозчику, к товарной накладной прилагается "Спецификация"
(форма № ТОРГ-10).
Как уже отмечалось,
товары, как и другие материально-производственные запасы, отражаются в учете по
фактической себестоимости. Однако согласно пункту 13 ПБУ 5/01 организации,
осуществляющие розничную торговую деятельность, могут оценивать приобретенные
для продажи товары по продажной стоимости с отдельным учетом торговых наценок.
Кроме того, для таких
организаций (причем, осуществляющих как оптовую, так и розничную торговлю)
предусмотрена возможность затраты по заготовке и доставке товаров до складов
(баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав
расходов на продажу, а не в фактическую себестоимость этих товаров. В учете
такая операция будет отражена проводкой:
- Дебет 44 Кредит 26, 60 (доставка
осуществлена собственным транспортом или сторонней организацией)-отнесены на
издержки обращения (расходы на продажу) расходы по доставке товаров на склад
организации.
Выбранный способ оценки
товаров и учета расходов по доставке должен быть обязательно зафиксирован в
учетной политике для целей налогообложения.
В зависимости от
выбранного способа отражение в бухгалтерском учете стоимости приобретенных
товаров на счете 41 "Товары" должно осуществляться по покупным или
продажным ценам. В последнем случае будет также применяться счет 42 "Торговая
наценка".
Величина торговой наценки
регулируется организацией самостоятельно, исходя из средней суммы издержек
обращения (выбранных, к примеру, за какой-либо определенный период), уровня
рентабельности и, конечно же, рыночных (конкурентных) цен на аналогичные
товары. Причем наценка может устанавливаться как в целом по организации (как
правило, при незначительном ассортименте товаров), так и в разрезе отдельных
видов или групп товаров (продуктов).
Различия бухгалтерского и
налогового учета налога на добавленную стоимость представлены в приложении 6.
Пример 6.
ООО "Перспектива"
помимо своей основной (производственной) деятельности осуществляет розничную
торговлю покупными товарами. В этих целях оно приобрело товары для перепродажи
у оптовой торговой организации на сумму 118 000 руб. (включая НДС 18% - 18 000
рублей).
Согласно учетной политике
для целей бухучета оприходования товаров в организации производится по
продажным ценам. На все товары устанавливается единая торговая наценка в
размере 50 процентов, которая включает также налог на добавленную стоимость.
В учете ООО "Перспектива"
данные операции следует отразить так:
- Дебет 41 Кредит 60-100 000 руб. (118
000 - 18 000) - оприходованы товары, полученные от поставщика (без учета налога
на добавленную стоимость);
- Дебет 19 Кредит 60-18 000 руб. -
отражен в учете налога на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщику
за товары;
- Дебет 41 Кредит 42-50 000 руб. (100
000 руб. * 50%) - начислена торговая наценка на полученные товары;
- Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу
на добавленную стоимость" Кредит 19-18 000 руб. - принят к вычету налог на
добавленную стоимость, уплаченный поставщику за товары;
- Дебет 60 Кредит 51-118 000 руб. -
произведена оплата поставщику за товары.
Списание стоимости
выбывших (в том числе реализованных товаров) производится такими же методами,
как и для прочих материально-производственных запасов.
Глава 3 Методика учета
налога на добавленную стоимость на примере Мри ФНС №22 по РБ
3.1 Анализ поступления
налогов в федеральный бюджет на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ
Главной задачей федеральной налоговой
службы Российской Федерации является осуществление контроля за соблюдением
налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей,
установленных законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав
России.
В связи с выполнением указанной работы налоговые органы имеют
право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам,
установленным государственными органами и органами местного самоуправления,
служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов,
а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Эти документы
являются основой для проведения налоговыми органами документальных и камеральных
проверок.
При этом налоговая проверка предприятий и организаций
является основным способом контроля государства за деятельностью
налогоплательщиков. В настоящее время формы и порядок осуществления налогового
контроля строго регламентирован главой 14 "Налоговый контроль"
Налоговым кодексом Российской Федерации.
Основываясь на данных Инспекции ФНС РФ по Давлекановскому
району г. Давлеканово можно сделать выводы о существующей практики взимания
налога на добавленную стоимость, выявить характерные проблемы развития
действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость.
Характерной особенностью Давлекановского района г.
Давлеканово является наличие в районе большого количества предприятий, крупных
налогоплательщиков. Налоговые поступления, взимаемые ИФНС, составляют около 9 %
всех поступлений в бюджете г. Давлеканово и около 7 % в бюджете Республики
Башкортостан. Также нельзя недооценивать и значение малого и среднего бизнеса
района, а главное – предприятий торговли. Еще одной особенностью района
является наличие в нем подавляющего числа строительно-монтажных управлений и
трестов, то есть предприятий строительной сферы, неплатежи в которой,
способствуют увеличению недоимки по налогам.
Основными методами налогового контроля является проведение
камеральных и документальных проверок налогоплательщиков. Камеральные проверки
проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков
отчетных документов и налоговых расчетов, то есть без выхода на предприятие. При этом целью камеральной проверки является:
-
непосредственная проверка отчетности и расчетов по налогу.
При этом, проверке в основном подвергается правильность
заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность
использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка
отчетных показателей. Кроме арифметического подсчета проверяется полнота
заполнения реквизитов, правильность применения ставок, наличие печати
предприятия и подписей должностных лиц. При нахождении арифметических ошибок
налоговый инспектор, принимающий отчет может составить акт и наложить
финансовые санкции за неправильное исчисление налога, однако в большинстве
случаев налоговые инспектора либо возвращают отчет на исправление, либо дают
возможность представителю предприятия исправить ошибку на месте. Такой подход к
проведению камеральной проверки является наиболее гуманным в настоящих условиях
нестабильного и очень усложненного законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|