рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Налог на добавленную стоимость

При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на реализацию горюче - смазочных материалов и налога с продаж.

           К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;

3) оплата труда в натуральной форме[18].

В соответствии с данной статьей налоговая база для всех этих доходов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) или прав, исчисленная исходя из их цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ. Однако эта статья раскрывает определение цены для целей налогообложения только по товарам, работам и услугам, и, таким образом, установить цену имущественных прав на ее основании не представляется возможным. Следовательно, для определения стоимости имущественных прав законодателю необходимо внести дополнительные уточнения в НК РФ.

При этом в тексте статьи указано, что в стоимость товаров, работ, услуг включается сумма налога на реализацию горюче - смазочных материалов, а этот налог, согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", отменяется с 01.01.2001.

Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:

1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами;

2) материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

3) материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг[19].

Таким образом, два вида доходов, которые ранее относились к доходам, полученным в виде материальной выгоды, теперь исключены из этого перечня, хотя по-прежнему являются налогооблагаемыми доходами. К этим доходам относятся:

- процентные доходы по вкладам в банк в части превышения норматива, которые облагаются теперь налогом по статье 224;

- доходы, полученные в виде превышения выплат по добровольному страхованию над внесенными взносами или над стоимостью полученного ущерба, облагающиеся теперь налогом по статье 213 НК РФ, как доходы по договорам страхования.

Нововведением является выделение в отдельный пункт дохода в виде материальной выгоды, полученного при приобретении ценных бумаг, на сумму превышения рыночной цены над суммой фактических затрат на приобретение. Рыночную цену ценных бумаг легко можно установить только в том случае, если они котируются на бирже. В любом другом случае определение рыночной цены ценной бумаги будет сопряжено с большими сложностями, т.к. для определения их цены потребуется, согласно ст. 40 НК РФ, информация о сделках с идентичными ценными бумагами в сопоставимых условиях. Получить информацию о большом количестве сделок с идентичными ценными бумагами в ситуации, когда речь идет о не котируемых акциях, векселях и других подобных бумагах, вряд ли будет возможно. Использовать для определения рыночной цены ценных бумаг метод последующей реализации или затратный метод в настоящее время нельзя, т.к. для этого, согласно п. 14 ст. 40 НК РФ, надо учитывать особенности главы "Налог на доходы организаций", а из-за отсутствия в настоящее время этой главы в НК это сделать не представляется возможным[20].

К доходам в виде материальной выгоды отнесены теперь доходы в виде разницы между стоимостью товара (работ, услуг), реализованного взаимозависимым лицам, и идентичного товара, реализованного тем же поставщиком, но уже не взаимозависимым лицам. Таким образом, даже при отклонении этих цен друг от друга менее чем на 20% цена реализации товара для налогообложения подоходным налогом будет равна цене реализации товара не взаимозависимым лицам. При этом не уточнен механизм определения налоговой базы единичных сделок, при которых отсутствует факт реализации идентичного товара не взаимозависимым лицам, а так как к взаимозависимым лицам относятся согласно ст. 20 НК физические лица, одно из которых подчиняется другому по должностному положению, а также лица, состоящие в брачных отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого, то большинство сделок между взаимозависимыми лицами будет носить, по-видимому, именно единичный характер.

2.2. Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения

 При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим законодательством, по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей или застрахованных лиц, а также доходы в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками, и (или) доходы в виде выплат по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации[21].

Налогообложение выплат по договорам страхования претерпело некоторые изменения.

Как и ранее, не включаются в налогооблагаемую базу доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страхового случая по следующим договорам:

- по обязательному страхованию;

- по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни;

- по добровольному страхованию в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов;

- по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками, и (или) доходы в виде выплат по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, при соблюдении обязательного условия, что выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ.

В случае выплат по договору добровольного краткосрочного (на срок менее пяти лет) страхования жизни облагается разница между суммой выплат и суммой взноса, увеличенной на ставку рефинансирования ЦБ РФ, при этом эта разница, согласно п. 2 ст. 224, облагается налогом по ставке 35%.

При досрочном расторжении договора по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни или досрочному расторжению договора добровольного пенсионного обеспечения налогом облагается разница между суммой выплаты и суммой взноса. При этом доход, полученный в виде этой разницы, облагается, по-видимому, по ставке 13%, так как в перечне доходов, облагаемых по ставке 35%, указанных в п. 2 ст. 224, определено, что по ставке 35% облагаются "страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 НК, а эти размеры относятся только к случаям договоров добровольного страхования жизни, заключенных на срок менее 5 лет". Формулировка данного пункта не совсем корректна. Она не дает возможности определить, все ли доходы по добровольному страхованию облагаются в случае превышения выплат над взносами, увеличенными на ставку рефинансирования ЦБ, по ставке 35%, а до этого момента при превышении других указанных в НК РФ нормативов - по ставке 13%, или это относится только к случаям договоров добровольного страхования жизни, заключенных на срок менее 5 лет, но в этом случае не ясно, почему при досрочном расторжении договора доход облагается по ставке 13%, а при заключении договора на срок менее 5 лет - по ставке 35%.

При получении дохода по договору добровольного имущественного страхования, включая страхование гражданской ответственности, при налогообложении дохода теперь учитывается сумма внесенного страхового взноса и рыночная цена застрахованного имущества на дату заключения договора (или на дату наступления страхового случая - по договору страхования гражданской ответственности). Таким образом, при гибели имущества налогом будет облагаться разница между страховой выплатой и величиной, равной сумме рыночной стоимости имущества и уплаченного страхового взноса.

При повреждении имущества налогом облагается разница между страховой выплатой и суммой от сложения уплаченного страхового взноса и стоимостью ремонта, при этом необходимо документально подтвердить, что стоимость ремонта оплачена, а сам ремонт выполнен и принят заказчиком. Согласно ныне действующему законодательству налогообложению подлежала материальная выгода в виде разницы между суммой страховой выплаты по договорам добровольного имущественного страхования и стоимостью реально полученного ущерба застрахованного имущества[22].

Налогообложение страховых взносов, вносимых из средств организаций или работодателей за физических лиц, также несколько изменено. Большинство взносов по-прежнему облагается налогом на доход. При этом перечень взносов, ранее не облагавшихся подоходным налогом (взносы, вносимые работодателями при обязательном страховании работников в соответствии с законодательством, и взносы по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным лицам), дополнен новыми пунктами.

Из налоговой базы при расчете налога исключаются теперь взносы по договорам добровольного страхования, предусматривающие выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью, а также взносы, уплачиваемые за физических лиц из средств организаций и (или) иных работодателей при заключении работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении) при условии, что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превысит двух тысяч рублей в год на одного работника. Данное ограничение по сумме, налагаемое на страховые (пенсионные) взносы, вводится в действие с 1 января 2002 года. До 1 января 2002 года при определении налоговой базы для налога на доходы физических лиц учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов в части сумм, превышающих 10000 рублей в год на одного работника.

2.3. Особенности уплаты налога на доходы от долевого участия в деятельности организаций и особенности определения доходов отдельных иностранных граждан

Сумма налога на доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов, определяется с учетом следующих положений:

1) сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой такой выплате по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 224 настоящего Кодекса.

При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, в том случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

В случае если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым не заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, удержанный источником дохода по месту его нахождения налог к зачету при исчислении налога не принимается;

2) если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации, указанные организация или постоянное представительство определяют сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 224 настоящего Кодекса, с учетом положений пункта 2 настоящей статьи.

На российскую организацию или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации возлагается обязанность удержать из доходов налогоплательщика в виде дивидендов при каждой выплате таких доходов сумму налога и уплатить ее в соответствующий бюджет.

Сумма уплаченного распределяющей доход организацией налога на доход организаций, относящаяся к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу налогоплательщика, который в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса является налоговым резидентом Российской Федерации, подлежит зачету в счет исполнения обязательств по уплате налога налогоплательщиком - получателем дивидендов. В случае если сумма уплаченного распределяющей доход организацией налога на доход организаций, относящаяся к части дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика в виде дивидендов, превышает причитающуюся с последнего сумму налога на доход в виде дивидендов, возмещение из бюджета не производится.

Все дивиденды облагаются налогом по ставке 30%, но исчисляются и уплачиваются по-разному, в зависимости от местонахождения источника дохода[23].

Если источник дохода находится за пределами РФ, то налогоплательщик должен сам исчислить и уплатить налог с этого дохода, уменьшив его при этом на сумму налога, исчисленную и уплаченную в стране нахождения источника дохода, при условии заключения с этим государством соглашения об избежании двойного налогообложения.

Если источник дохода находится в РФ, то налог с данного вида дохода удерживает и уплачивает не налогоплательщик, а сам источник дохода. Нововведением при этом является то, что источник дохода уменьшает причитающийся с налогоплательщика налог на сумму уплаченного налога на доход организаций в размере относящегося к части дохода, выплаченного в виде дивидендов.

К особенности определения доходов отдельных иностранных граждан относится то, что не подлежат налогообложению доходы:

1) глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой этих физических лиц;

2) административно - технического персонала представительств иностранного государства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой этих физических лиц;

3) обслуживающего персонала представительств, которые не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, полученные ими по своей службе в представительстве иностранного государства;

4) сотрудников международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций[24].

Перечень необлагаемых доходов иностранных граждан не претерпел изменений, однако доходы иностранных граждан, не вошедших в этот перечень, облагаются теперь в ином прядке.

Все облагаемые доходы иностранных граждан, если они не являются резидентами РФ, будут облагаться согласно п. 3 ст. 224 НК РФ по ставке 30%, причем никаких налоговых вычетов из доходов этих налогоплательщиков, исходя из п. 4 ст. 210 НК РФ, производиться не будет. Таким образом, налоговое бремя иностранных граждан, не являющихся резидентами, возросло, так как ранее их доходы, полученные по основному месту работы, а также при работе по совместительству и гражданско-правовым договорам, облагались по единой для всех шкале, которая начиналась со ставки 12%, при этом они имели право на налоговые вычеты, а все остальные доходы этих лиц облагались по ставке 20%.

Если же иностранные граждане будут являться налоговыми резидентами, то их доходы будут облагаться в общепринятом порядке, как и граждан РФ, со всеми разрешенными НК налоговыми вычетами.

3. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ

3.1. Порядок предоставления налоговой декларации и налоговый контроль

Статья 23 Кодекса предусматривает следующие обязанности налогоплательщика по ведению и представлению налоговой отчетности:

- вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения;

- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые подлежат уплате;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Нарушение вышеперечисленных требований влечет ответственность по ст. ст. 119, 120, 121 НК РФ.

Обязанность представления налоговой декларации установлена ст. 80 Налогового кодекса. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности в данной статье понимается отчетность как физических, так и юридических лиц.

Налоговая декларация должна быть составлена в соответствии с определенными требованиями (Приложение 2.) и подана в установленный срок.

Кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80). В установленный законом срок налогоплательщиком должны быть представлены и иные (помимо налоговых деклараций) документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога.

Нарушение предусмотренных налоговым законодательством сроков представления налоговой отчетности влечет ответственность по ст. 119 Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что текст п. 2 ст. 119 содержит очевидную ошибку в части определения санкции. Наказание в виде штрафа в размере 50% общей суммы денежных средств, находящихся на счете, не может быть установлено за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока. Поэтому до внесения соответствующих изменений в текст этого пункта он не должен применяться.

Законодатель оговаривает признаки грубого нарушения правил учета непосредственно в рассматриваемой статье. В соответствии с ней грубым нарушением признается:

- отсутствие первичных документов и регистров бухгалтерского учета;

- систематическое несвоевременное и неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика[25].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.