рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности финансирования образовательного учреждения

         К таким факторам относятся:

         Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

         Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию  финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

         Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы  и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

         Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

         Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

         Территориальное  размещение образовательного учреждения  определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений. [19]

         Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

         Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

         Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

         Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

         Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

         Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

         Имидж образовательного учреждения и сотрудничество с выпускниками. Уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований. 

         В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности образование вновь становится безусловной ценностью. Результаты социологического исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей. Причем не на приобретение учебников или спортивной формы, а именно на пользование образовательными услугами. Образование, спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для успешной карьеры в будущем.

         В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей.

         Определившись с видом внебюджетной деятельности, необходимо решить: кто конкретно, по какой методике и учебной программе будет создавать образовательные услуги? Необходимо выбрать технологию образования, позволяющую удовлетворить индивидуально сформированный заказ. Получается тот же конечный продукт, что и при бюджетной деятельности, но уже иная форма и размер подачи.

         Технический уровень решения тесно взаимосвязан с экономическим – нужно не просто определить процесс создания образовательной продукции, а сделать это при наименьших затратах и высочайшем качестве.

         Еще одна проблема на кого рассчитаны оказываемые услуги. Решение этой проблемы определяет успех дела. Главное – не создание образовательной продукции, а продажа ее платежеспособным заказчикам. Необходимо выявить социальный запрос, объем услуг и довести их до конкретного покупателя. Школа, как и любая организация, продает в определенной форме и объеме товарную услугу. Это общая «экономическая политика», хотя и относительно новая для системы образования. [28]

2.4  Механизм привлечения дополнительных источников    финансирования учреждений общего образования.

         Бюджетное финансирование российского образования невелико, для многих школ его хватает только для выплаты заработной платы учителям и решения самых неотложных материально-технических проблем. Однако финансовая основа деятельности школы может не исчерпываться финансированием из бюджета. Родители обучающихся, различные юридические лица хотят оказать помощь школе. В разговорной речи лиц, оказывающих помощь школе, называют спонсорами. Но с юридической точки зрения под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) определенного имущественного вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу (ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995г №108-ФЗ). С юридической точки зрения это пожертвование – безвозмездная помощь, а не спонсорство.

         Согласно ст. 41.8 Закона РФ «Об образовании», школа имеет право привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц, в том числе иностранных граждан или иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение размеров финансирования школы за счет учредителя.

         Граждане и организации, желающие на безвозмездной основе помочь школе материально, оформляют договор пожертвования, заключенный в письменной форме.

         Пожертвование, согласно ст. 582.1 ГКРФ, представляет собой дарение вещи или права в общеполезных целях. Договор пожертвования является особым видом договора дарения, по которому одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность или имущественное право (требования) к себе или к третьему лицу в общеполезных целях.

         Основным признаком пожертвования, отличающим его от дарения, является общеполезная цель пожертвования  (например, капитальный ремонт), так и приносящие пользу отдельным направлениям деятельности школы.

         Пожертвование школе может содержать конкретное условие использование имущества по определяемому жертвователем, а может и не содержать такого условия. В последнем случае имущество используется школой в соответствии с его назначением (ст.582.3 Гражданского Кодекса РФ) в целях осуществления образовательного процесса, а куда конкретно направить полученное имущество, решает администрация школы самостоятельно. Пожертвование может осуществляться как путем непосредственной передачи имущества, в том числе символической передачи, или вручения правоустанавливающих документов, так и путем обещания передать имущество в будущем.

         На принятие пожертвования не требуется чьего – либо разрешения или согласия (ни учредителя школы, ни любых государственных или муниципальных органов).

         Денежные средства, имущество и иные объекты собственности, полученные в форме пожертвования, являются собственностью школы (ст. 39.7 Закона РФ «Об образовании») и не подлежат налогообложению (ст. 40.3 РФ «Об образовании», ст. 251.2 Налогового кодекса РФ).  [15]

         Гражданский кодекс РФ (ст.574) допускает совершение пожертвования в устной форме путем непосредственной передачи движимого имущества, если жертвователями являются физические лица, а также в случаях, когда пожертвование осуществляет юридическое лицо, но сумма пожертвования не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Во всех других случаях, в том числе при обещании пожертвования, необходима письменная форма договора пожертвования, иначе он будет считаться не действительным. Пожертвование недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

         Школа, принимая пожертвования, для которого жертвователь установил определенное назначение использования, должна вести обособленный учет всех операций по использованию этого имущества. Это требуется для того, чтобы в случае необходимости подтвердить использование имущества по назначению.

         Если использование имущества по указанному жертвователем назначению невозможно, использовать его по-иному назначению можно лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина – жертвователя или ликвидации юридического лица – жертвователя, порядок использования имущества определяется судом (ст. 582.4 Гражданского Кодекса РФ).

         Если школа использует имущество по назначению, то жертвователь, его наследники или иные правопреемники имеют право требовать отмены пожертвования в судебном порядке.

         Принимая пожертвование, школа, как правило, направляет дарителю благодарственное письмо.

         В государственных и муниципальных школах деятельность по привлечению внебюджетных средств и контролю за их использованием осуществляет попечительский совет, который согласно ст. 35.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» является одной из форм самоуправления образовательного учреждения. Вместе с тем действует Указ Президента РФ от 31 августа 1999г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержки общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» и принятое в соответствии с ним постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999г. № 1379 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения». Названные акты не обязывают школу создавать попечительские советы, лишь считают их создание необходимым для установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений. Но  данное положение Указа не соответствует Гражданскому кодексу РФ, так как для осуществления контрольных функций попечительскому совету необходимо получить от жертвователя соответствующие полномочия. Это возможно, если попечительский совет обладает правами юридического лица. Оставаясь органом самоуправления школы, попечительский совет либо подменяет, либо дублирует функции совета школы. [27]

         Выходам из ситуации является создание некоммерческой         организации, которая бы аккумулировала материальные средства (принимала вклады физических и юридических лиц, желающих безвозмездно помочь школе) передавала их школе на строго определенные цели и контролировала их использование. Тогда непосредственным жертвователям будут не граждане и юридические лица, а некоммерческая организация, которая сможет на профессиональном уровне осуществлять внебюджетную поддержку школу и контролировать расходование средств. Такая некоммерческая организация может быть создана в форме общественной организации или благотворительного фонда.

         Цели и принципы деятельности Попечительского совета.

         Основными целями создания и деятельности Попечительского совета являются обеспечение оптимальных условий для развития научных и творческих способностей учащихся, а также:

         -   создание условий для развития творческой активности педагогического коллектива школы, направленной на выявление и развитие способностей личности, эффективной реализации ее творческого, интеллектуального и физического потенциала;

         - содействие в работе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

         -  оказание помощи учреждению в проведении оздоровительных мероприятий;

         -  содействие в укреплении материально-технической базы, благоустройстве помещений и территорий, оборудовании лечебных кабинетов, организации работы подсобного хозяйства;

         -  содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения;

         -  оказывает образовательному учреждению различного рода помощь нематериального характера (интеллектуального, правового, культурного, информационного);

         -  содействует развитию международных связей образовательного учреждения, взаимодействию с организациями, осуществляющими деятельность в сфере образовательных и информационных технологий.

         Деятельность Попечительского совета основывается на принципах добровольности, равноправия, гласности, самоуправления и законности.

         Основными направлениями и предметом деятельности является:  

         1. Оказание всесторонней, в том числе и благотворительной, помощи учащимся, педагогическому и обслуживающему персоналу.

- создание самостоятельно или совместно с российскими и зарубежными партнерами школ бизнеса, иных объединений и товариществ;

- защита прав и законных интересов учащихся и педагогов;

- осуществление производственной деятельности, связанной с образовательной;

- иные виды деятельности, не запрещенные законом.

         2.  Участвует в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством РФ.

         3. Вносит предложения в органы государственной власти по вопросам уставной деятельности.

         4. Проводит конференции, совещания, собрания, семинары по обсуждению проблем развития и применения законодательства России в области семейного права.

         5. Организует проведение досуга детей, создает и организует работу клубов, секций по интересам, проводит дни отдыха и вечера учащихся и педагогов.

         6. Работает со средствами массовой информации.

Попечительский совет может иметь в своей собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности Попечительского совета в соответствии  с настоящим Уставом.

         Высшим руководящим органом является конференция Попечительского совета. Конференция Попечительского совета созывается не реже одного раза в год. Внеочередные конференции могут созываться по инициативе и требованию не менее одной трети общего числа членов Совета. Для принятия решений на конференции должно присутствовать не менее половины членов Попечительского совета.

         Попечительский совет может быть ликвидирован  или реорганизован по решению  конференции Попечительского совета, в порядке, определяемом законодательством. Также Попечительский совет может быть ликвидирован в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. [11]

                            ГЛАВА III   ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4 г. САТКИ

3.1  Общая характеристика МОУ сош №4

1. Муниципальное общеобразовательное учреждение школа №4 (далее «Школа») учреждена распоряжением Комитета образования и Администрации г. Сатки, Челябинской области от 8.06.95 №307-9 является муниципальным гражданским некоммерческим средним образовательным учреждением.

         После издания акта о создании Школы функции ее учредителя выполняет в пределах делегированных полномочий Комитет образования г. Сатки и Саткинского района.

2.  Основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего (полного общего образования).

         Деятельность школы направлена на:

- формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня;

- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- создание основы для осознанного усвоения и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы.

3.  В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательным учреждении, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием Челябинской области, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, также настоящим Уставом и локальными правовыми актами Школы.

4.  Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:

         I ступень – начальное общее образование (3-4 года);

         II ступень – основное  общее образование (5 лет);

         III ступень – среднее (полное) общее образование (2 года).

         На 2005-2006 учебный год численность обучающихся в общеобразовательной школе №4 составляет 983 человека. Численность учеников I-ой ступени составляет 360 человек.

         Содержание общего образования в Школе определяется программами, разработанными, утвержденными и реализуемыми Школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

         Количество классов в школе зависит от количества обучающихся и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм. Наполняемость классов и групп продленного дня в количестве 25-30 обучающихся.

         В школе созданы 3 класса компенсирующего обучения, а также коррекционные классы для обучающихся с отклонениями в развитии. [30]

3.2   Права и обязанности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4

         Школа является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, сметой расходов, отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами и имуществом, принадлежащими Школе на праве собственности. Школа, как юридическое лицо, имеет расчетный и другие счета в учреждении банка. От своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.