Дипломная работа: Пенсионный рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития на примере АО НПФ "Республика"
У чилийцев не было выбора между государственным и частными фондами.
У них был выбор только между частными накопительными фондами, именуемыми
Администраторами пенсионных фондов (АРР).
Граждане, которые при определенных обстоятельствах не вошли в
накопительную систему, остались в старой. Эту группу составили те, которые за
предшествовавшие два года не имели доходов, пребывали за границей и т.д. Старую
систему представляет институт пенсионной нормализации (АМР), функционирование
которой предполагается примерно до 2040 года.
Вошедшие в новую систему не связаны с солидарной и получают
боны признания от старой системы, которые могут быть проданы или переданы в
накопительную систему по желанию получателя. В большинстве случаев, они
приобщаются к накопленным средствам при назначении пенсий в накопительной
системе.
Администраторы пенсионных фондов являются полными операторами
и занимаются привлечением пенсионных взносов, а также инвестированием
пруденциальных нормативов, методологическое руководство суперинтендантством по
ценным бумагам осуществляется управлением АФП. Центральный банк Чили
осуществляет контроль в части установления диверсификации портфеля инвестиций.
Соответственно, АФП должны выполнять требования по минимальной доходности. Если
они не выполняются, то АФП возмещает их за счет резервного фонда, который
должен формироваться в размере 1% от пенсионных накоплений. Если резервного фонда
недостаточно, государство покрывает разницу и фонд ликвидируется, пенсионные
накопления переводятся в другой фонд.
Поскольку управление пенсионными активами осуществляется
самим АФП, а кастодиан ведет только учет и осуществляет хранение ценных бумаг и
на него не возлагаются контрольные функции по операциям размещения пенсионных
накоплений, то проще рассматриваются проблемы аффилированности – ограничиваются
инвестиции учредителям. В соответствии с Законом по Реформе рынка ценностей
Чили 1994 г., предусматривается большая ответственность, в частности
гражданская, административная, уголовная, участников рынка ценных бумаг за
разглашение конфиденциальной информации и использование имеющейся информации в
целях извлечения выгоды для себя или других.
При управлении АФП создана классифицирующая комиссия, в
состав которой вошли представители управлений АФП, банков и финансовых
институтов, страховых компаний, четыре выбранных представителя АФП. Комиссия,
классифицирующая риск, выполняет следующие функции:
- одобряет или отвергает ценные бумаги, приобретенные на
средства пенсионных фондов, определяет категорию риска;
- утверждает процедуры принятия акции акционерного общества
по «недвижимости и прочим ценным бумагам»;
- устанавливает эквиваленты при сравнении классифицированных
бумаг на международном рынке, одобряет, отвергает или изменяет классификации
международных классифицирующих институтов. АФП получают комиссионные
вознаграждения в среднем 3% от заработной платы.
1.5.2 Пенсионные рынки развитых и развивающихся стран
История индустрии пенсионного обеспечения разных стран
говорит о его разнообразии как по форме, структуре, содержанию, так и по
обязательности. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят
в США только в 1935 году.
Чтобы получить пенсию в полном объеме, американцы выходят на
пенсию по достижении 65 лет независимо от пола работника. Существует и другой
вариант – выйти на пенсию на три года раньше, но при этом три года пенсия будет
на 20% меньше. Величина американской пенсии зависит от общего трудового стажа,
его непрерывности, размера заработной платы и колеблется обычно в пределах от
50 до 80% заработной платы, то есть составляет в среднем 700 долл. Если пенсия
не превышает ¾ уровня бедности, то в таком случае государство
выплачивает пособие 280 долл. из бюджета. Большое развитие в США получили
негосударственные пенсионные фонды. Многие корпорации отчисляют в них часть
прибыли, тем самым, стимулируя работников держаться за свое рабочее место.
Такие выплаты не облагаются налогом и уменьшают налогооблагаемую базу
работодателя.
Во Франции пенсионная система является одной из наиболее
сложных в Европе. Граждане выходят на пенсию в возрасте 60 лет, как мужчины,
так и женщины. При этом есть определенные категории работников, для которых
пенсионный возраст значительно ниже. Например, шахтеры выходят на пенсию в 55
лет. Если они отработали непосредственно под землей 20 лет, то могут выйти на
пенсию в 50 лет.
Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных
принципах: страхование и солидарность. В первом случае пенсия выплачивается из
средств, перечисленных клиентами на протяжении трудовой деятельности. Во втором
случае пенсии выплачиваются из отчислений ныне работающих. Во Франции
разнообразны и отчисления в пенсионные фонды. Например, для лиц свободных
профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты
составляют 16,35%. Наемные работники платят столько же, но половину за них
отчисляет работодатель. Размер пенсии составляет 50% средней зарплаты,
рассчитанной за последние 11 трудовых лет. При этом существует как минимальная,
так и максимальная государственная пенсия от 5 до 10 тыс. долл. в год.
В Германии в отличие от французской пенсионной системы
существует так называемый железный принцип – «договор поколений». По этому принципу
деньги, переводимые в пенсионный фонд сегодня, обеспечивают старость ныне здравствующим
пенсионерам. Вместе с тем, Германия является одной из стран мира с явно
выраженным старением населения. Такая ситуация обуславливает постоянный рост
пенсионных взносов работающего населения. Поэтому часть пенсионных отчислений
(до 50%) берет на себя работодатель. И это продолжается до 65 лет, с которого
немцы уходят на пенсию. Вместе с тем, в немецкой пенсионной системе существует
и одно ограничение: работники платят пенсионные взносы только с заработков, не
превышающих примерно 5000 долл. США в месяц, а превышающую ее сумму обычно
помещают в фонды необязательного страхования.
Размер немецкой пенсии доходит до 70% от заработной платы и
зависит от трудового стажа и размера зарплаты. Однако такое возможно только при
наличии минимум 12 лет трудового стажа. В случае его отсутствия начисляется
около 300 долл.США. В основу железного принципа заложен и тот факт, что если
нет и трех лет стажа, то пенсия не начисляется вообще.
В пенсионной системе Великобритании есть своя особенность.
Так, при назначении пенсии учитывается такое огромное количество факторов, что
даже не всякий работник социальной системы способен правильно рассчитать ее.
Пенсионный возраст в Англии для мужчин 65 лет, а для женщин – 60. Взносы в
пенсионный фонд составляют со стороны работника 10%, но только с заработка не
превышающего 23660 фунтов или 38,3 тыс. долл. США. Страна гарантирует своим
гражданам минимальную пенсию и не принуждает их вносить колоссальные взносы в
пенсионный фонд. В соответствии с законом о пенсионном обеспечении вносить
взносы – личное дело каждого гражданина, который может открыть счет в
негосударственном пенсионном фонде. Взносы работодателя в пенсионный фонд
составляют от 3% до 10,2% от заработка.
Израильская система пенсионного обеспечения славится своей
«полусоциалистической» системой социального страхования. Отличительной ее особенностью
является отсутствие фонда обязательного социального страхования. Как пенсии,
так и пособия по безработице или старости выплачиваются всем лицам, достигшим
пенсионного возраста (для мужчин это 65 лет, а для женщин – 60). Размер их
лежит в диапазоне от 16 до 24% от средней заработной платы в зависимости от
семейного положения. Поскольку эти суммы не в состоянии покрыть расходы на
проживание в стране, многие наемные работники предпочитают становиться членами
необязательных пенсионных фондов, куда и отчисляют часть своих заработков в
пределах 5,5%. Кроме этого работодатель вносит в этот фонд отчисления за своего
наемного работника в размере 12% от зарплаты. И если работник имеет достаточно
большой стаж, то его пенсия может составить до 75% заработка на последнем
рабочем месте.
Основная цель пенсионной реформы Латвии – это создание
финансово устойчивой и эффективной, основанной на индивидуальных взносах социального
страхования пенсионной системы в целях обеспечения размеров пенсий по старости,
зависящих от уплаченных в предыдущий период взносов. Реформа пенсионной
системы, как и в других странах СНГ, была вызвана все еще прогрессирующим
процессом старения населения. Постепенно увеличивается и продолжительность
жизни. На этот фактор влияет ежегодный рост расходов на пенсии из средств
бюджета социального страхования. Например, его удельный вес в общем
национальном продукте в 1997 году достиг 10,6%. Данный показатель в Латвии
выше, чем в таких индустриально развитых странах, как США, Япония, Германия,
Великобритания и других, в которых он составляет приблизительно 6-7%.
Для приостановления падения покупательской способности
пенсионеров, начиная с 1999 года установлена индексация пенсий при учете изменения
ИПЦ. Законом «О государственных пенсиях» предусмотрено, что размер государственной
пенсии в порядке, определенном правительством данной страны, должен ежегодно
пересматриваться, учитывая изменения ИПЦ и индекса страховых взносов с
заработной платы.
1.6 Текущее состояние пенсионного рынка Казахстана
Пенсионный рынок Казахстана является на сегодня одной из
наиболее динамично развивающихся в социально-экономической системе страны.
Вместе с тем 11 лет его функционирования позволяют сделать определенные выводы
о существовании множества нерешенных и дискуссионных проблем, возникших в течение
всего срока действия, и вопросов по ее адаптации к условиям казахстанской
экономики. Среди них недостаточность накопленных средств пенсионеров для
обеспечения нормальных условий жизни в послетрудовой период, нерешенность
гендерных проблем (разная продолжительность жизни, неравенство в оплате труда
и, как следствие, в размерах пенсий у мужчин и женщин), проблемы
производственной инвалидности и др. Вместе с тем, государством
предусматриваются меры по совершенствованию проблем пенсионного обеспечения. Так,
с 2004 года введено понятие пенсионный аннуитета, который дает право выхода на
пенсию и в 55 лет при наличии пенсионного накопления.
Прошедший год стал испытанием для всей финансовой системы
Республики Казахстан, в том числе и для отечественной накопительной пенсионной
системы.
Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и высокая
волатильность ценных бумаг, обращающихся на внутреннем и иностранных фондовых
рынках, повлекли существенное сокращение доходов всех инвесторов, включая
накопительные пенсионные фонды.
На 1 января текущего года в республике функционировали 14
накопительных пенсионных фондов, общая сумма пенсионных накоплений которых на
начало 2009 года составила 1.420,00 млрд.тенге. При этом 72% от общего размера
пенсионных накоплений приходится на 4 крупнейших накопительных пенсионных
фонда: НПФ «ГНПФ», НПФ «БТА Казахстан», НПФ Народного Банка и НПФ «УларУмит».
По сравнению с аналогичным показателем предыдущего года
увеличение общей суммы пенсионных накоплений, аккумулированных накопительными
пенсионными фондами, составляет 17,58 %.Средний ежемесячный прирост пенсионных
накоплений за 2008 год составил 1,5%.
По понятным причинам наблюдалось сокращение пенсионных накоплений
в течение октября 2008 года на 2,8%. Этот месяц характеризовался наибольшим
обвалом цен на акции.
Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом
комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная
на счета вкладчиков и получателей, по состоянию на 1 января 2009 года составила
306,9 млрд. тенге.
С июня 2008 года наблюдается сокращение чистого
инвестиционного дохода накопительных пенсионных фондов. Наиболее резкое
снижение зафиксировано в октябре 2008 года, когда чистый инвестиционный доход
сократился на 18%. В ноябре и декабре, как по размеру пенсионных накоплений,
так и по размеру чистого инвестиционного дохода, ситуация отчасти
стабилизировалась.
Но в целом, показатель чистого инвестиционного дохода
накопительных пенсионных фондов в 2008 году снизился на 9,5%.
Ухудшились и показатели, характеризующие финансовое состояние
накопительных пенсионных фондов.
В результате переоценки финансовых инструментов, входящих в
состав пенсионных и собственных активов накопительных пенсионных фондов,
снизились показатели достаточности собственного капитала Фондов и доходности
пенсионных активов.
По состоянию на 01 декабря 2008 года:
- 7 (из 14) накопительных пенсионных фондов не выполнили
требования по размеру коэффициента достаточности капитала (К1);
- 1 (из 4) организация, осуществляющая инвестиционное управление
пенсионными активами, не выполнила требования по размеру коэффициента
достаточности капитала (К1);
- 1 накопительный пенсионный фонд (НПФ «УларУмит») не
выполнил требование по обеспечению минимальной доходности и будет осуществлять
восстановление разницы между показателем номинальной доходности и минимальным
значением доходности.
В январе текущего года ситуация несколько улучшилась. По
состоянию на 1 января 2009 года:
- все накопительные пенсионные фонды выполнили требования по
размеру коэффициента достаточности капитала (К1);
- 1 (из 4) организация, осуществляющая инвестиционное управление
пенсионными активами, не выполнила требования по размеру коэффициента
достаточности капитала (К1);
- 1 накопительный пенсионный фонд (НПФ «УларУмит») не
выполнил требование по обеспечению минимальной доходности и до 01 февраля
текущего года был вынужден восстановить разницу между показателем номинальной
доходности и минимальным значением доходности.
Происходящие на финансовом рынке изменения потребовали от
Агентства усиления надзора за деятельностью накопительных пенсионных фондов и
организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами,
посредством:
- увеличения количества проведения комплексных инспекторских
проверок накопительных пенсионных фондов, среди которых такие фонды, как НПФ Народного
Банка, ГНПФ, НПФ «Грантум», НПФ «Аманат Казахстан»;
- осуществления дистанционного надзора, мониторинга
финансового состояния данных организаций в целях проведения мероприятий в
рамках системы мер раннего реагирования;
- совершенствования нормативных правовых актов Агентства,
регламентирующих деятельность НПФ и ООИУПА, в том числе, в части изменения условий
инвестирования пенсионных активов.
По результатам дистанционного надзора, а также проведенных проверок
накопительных пенсионных фондов, Агентством были применены следующие санкции и меры
воздействия к НПФ и ООИУПА:
- вынесено 14 письменных предписаний;
- затребовано 23 писем-обязательств;
- составлено одно письменное соглашение об устранение
нарушений и недостатков, выявленных в результате проверок;
- наложено 8 административных взысканий в отношении трех
накопительных пенсионных фондов и одного должностного лица накопительного пенсионного
фонда;
- отозвано согласие на назначение (избрание) на должность руководящего
работника накопительного пенсионного фонда.
По требованию Агентства некоторыми НПФ и ООИУПА были осуществлены
следующие мероприятия:
- увеличение уставного капитала посредством увеличения
количества объявленных акций и их размещения;
- пересмотр инвестиционной политики и реструктуризация пенсионного
портфеля, посредством: использования умеренно-консервативной инвестиционной политики;
увеличения доли государственных ценных бумаг в портфелях накопительных пенсионных
фондов; установления ограничений на приобретение финансовых инструментов,
подверженных высокой степени риска (акции казахстанских и иностранных компаний,
обращающиеся на местном и международных фондовых рынках); частичного или полного
(по ситуации) прекращения работы по операциям «Обратное РЕПО», сокращение сроков
операций «РЕПО»; увеличение размера активов, размещенных во вклады в банках второго
уровня, соответствующих разрешенному перечню инвестирования;
- обеспечение согласования с Фондом всех инвестиционных решений,
принимаемых ООИУПА в отношении пенсионных активов данного Фонда;
- изменение состава инвестиционного комитета ООИУПА.
Одной из самых значительных из антикризисных мер стало
принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой
системы», основными нововведениями которого являются:
- введение системы раннего реагирования со стороны уполномоченного
органа, предусматривающей принятие определенных мер в случае ухудшения показателей,
характеризующих финансовое состояние накопительных пенсионных фондов и
организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами;
- расширение компетенции уполномоченного органа при неисполнении
акционерами НПФ и ООИУПА требований по улучшению финансового состояния;
- повышение ответственности руководящих работников НПФ и
ООИУПА и их акционеров. В частности: предусмотрена уголовная ответственность
крупных участников физических лиц, первого руководителя крупного участника - юридического
лица, руководителей НПФ за действие (бездействие), приведшее к банкротству НПФ;
введено обязательство крупного участника открытого накопительного пенсионного
фонда, владеющего более 25% голосующих акций фонда, принимать меры по капитализации
фонда.
Механизм функционирования системы мер раннего реагирования заключается
в следующем:
Уполномоченный орган осуществляет анализ деятельности НПФ и
ООИУПА для выявления факторов, влияющих на ухудшение их финансового положения,
среди которых:
- систематическое снижение коэффициента достаточности собственного
капитала;
- систематическое снижение коэффициента номинального дохода;
- иные факторы, влияющие на ухудшение финансового положения НПФ
и ООИУПА.
Следует отметить, что меры раннего реагирования должны применяться
в тех случаях, когда НПФ и ООИУПА еще не нарушили требования законодательства РК,
но в результате их деятельности наблюдается ухудшение финансовых показателей.
В случае выявления указанных факторов уполномоченный орган направляет
в НПФ или ООИУПА, или в адрес их акционеров, требование в письменной форме по
представлению плана мероприятий, предусматривающего:
- изменение организационной структуры;
- отстранение от должности руководящих работников;
- изменение состава инвестиционного комитета;
- передачу пенсионных активов в управление другой
организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;
- увеличение собственного капитала;
- проведение реструктуризации инвестиционного портфеля и
другие меры.
Реализация согласованного плана подлежит мониторингу со
стороны уполномоченного органа. Помимо мер, предусмотренных Законом, в течение
прошлого года Агентством были внесены значительные корректировки в сложившуюся
систему регулирования деятельности НПФ и ООИУПА. В связи с нарастанием рисков,
связанных с инвестированием пенсионных активов, была изменена методика расчета
коэффициента достаточности собственного капитала. Данный показатель напрямую стал
зависим от рисков, присущих финансовым инструментам, приобретаемым в
инвестиционный портфель НПФ. Также, в целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений
были внесены изменения в порядок инвестирования пенсионных активов. В частности,
были включены ценные бумаги, выпускаемых АО «Самрук - Казына» в перечень финансовых
инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, а также,
установлены ограничения на совершение операций, подверженных риску не возврата
инвестированных средств, например, операции «РЕПО».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|