рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Пенсионные фонды в развитии финансовой системы Республики Казахстан

Накопительные пенсионные фонды выполняют такие операции как сбор обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а также формирование пенсионных активов и инвестирование их через компании по управлению пенсионными активами. Накопительные пенсионные фонды могут быть:

открытыми;

корпоративными.

Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.

Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда. В настоящее время среди 14 накопительных пенсионных фондов, обладающих лицензиями по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат, один корпоративный - АО НПФ "Казахмыс".

Государственное регулирование накопительных пенсионных фондов заключается. Во-первых, в установлении требований, обязательных для соблюдения при создании фонда.

Учредителями и акционерами открытого накопительного пенсионного фонда могут быть юридические и физические лица - резиденты Республики Казахстан, а также Правительство Республики Казахстан с учетом требований, установленных законодательством Республики Казахстан. Учредителями и акционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда могут быть юридические лица Республики Казахстан [7, с.40-49].

Учредителем или акционером открытого накопительного пенсионного фонда может быть юридическое лицо-нерезидент Республики Казахстан, имеющий определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств. Перечень рейтинговых агентств и минимальный рейтинг устанавливаются уполномоченным органом. На настоящий момент такими рейтинговыми агентствами являются:

1) Moody's Investors Service;

2) Standard & Poors;

3) Fitch;

4) Capital Intelligence.

Юридические лица, имеющие статус коммерческой организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, и юридические лица, в уставном капитале которых прямо или через аффилированные лица участвуют юридические лица, зарегистрированные в оффшорной зоне, не могут быть учредителями или акционерами накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан. Перечень оффшорных зон устанавливается уполномоченным органом. На настоящий момент к оффшорным зонам относятся:

1) Княжество Андорра;

2) Княжество Лихтенштейн;

3) Республика Либерия;

4) Княжество Монако;

5) Маршалловы острова (Республика Маршалловы острова);

6) Республика Науру;

7) Острова Кука (Государство Острова Кука);

8) Республика Гватемала;

9) Республика Индонезия;

10) Бирма (Бирманский Союз);

11) Федеративная Республика Нигерия;

12) Республика Филиппины.

Суммарный уставный капитал открытых накопительных пенсионных фондов с иностранным участием не может превышать двадцать пять процентов совокупного объявленного уставного капитала всех открытых накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан.

Не менее одной трети членов совета директоров и правления открытого накопительного пенсионного фонда с участием нерезидента Республики Казахстан должны составлять граждане Республики Казахстан. Нерезиденты Республики Казахстан - члены совета директоров и правления открытого накопительного пенсионного фонда обязаны представить документы, свидетельствующие об опыте руководящей работы не менее трех лет в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке.

В период учреждения открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться и/или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса от их общего количества такого накопительного пенсионного фонда.

В период деятельности открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться и/или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса от их общего количества такого накопительного пенсионного фонда, за исключением случаев, разрешенных уполномоченным органом.

Данные ограничения не распространяются на корпоративный накопительный пенсионный фонд.

В случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан [9].

Государственная регистрация накопительных пенсионных фондов, а также внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются органами юстиции. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.

Для получения разрешения на государственную регистрацию накопительных пенсионных фондов, в Агентство представляются следующие документы:

1) заявление на получение разрешения в произвольной форме;

2) учредительные документы на государственном и русском языках в трех экземплярах (оригинал и две копии);

3) сведения об учредителях (юридических и физических лицах) с приложением следующих документов (для учредителей-юридических лиц):

финансовая отчетность учредителя за два последних финансовых года и на конец последнего квартала;

аудиторский отчет о результатах проверки финансовой отчетности учредителя за последний завершенный финансовый год;

выписка из системы реестров держателей ценных бумаг учредителя с указанием лиц, владеющих пятью и более процентами его голосующих акций на дату, предшествующую дате представления документов в уполномоченный орган на получение разрешения;

копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации (перерегистрации) и статистических карточек;

копия протокола учредительного собрания (решения единственного учредителя) о создании накопительного пенсионного фонда.

4) бизнес-план Фонда, раскрывающий стратегию деятельности, направления и масштабы деятельности, финансовые перспективы (бюджет, расчетный баланс, счет доходов и расходов за первые три финансовых (операционных) года, план маркетинга, план привлечения трудовых ресурсов.

Во-вторых, государственный контроль осуществляется в период деятельности накопительных пенсионных фондов [10, c.4-10].

В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью накопительных пенсионных фондов уполномоченный орган:

1) устанавливает требования к учредителям, акционерам, руководящим работникам накопительных пенсионных фондов;

2) устанавливает минимальный размер уставного капитала накопительных пенсионных фондов, порядок его формирования и состав;

3) устанавливает порядок ведения учета пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах получателей и осуществляет контроль за правильностью его ведения, а также устанавливает порядок перевода пенсионных накоплений;

4) устанавливает порядок выдачи разрешения на приобретение более двадцати пяти процентов акций накопительного пенсионного фонда;

5) согласовывает пенсионные правила накопительных пенсионных фондов;

6) устанавливает порядок передачи пенсионных активов реорганизуемого или ликвидируемого накопительного пенсионного фонда, его обязательств по пенсионным договорам другому фонду;

7) принимает в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, решение об отзыве лицензии накопительных пенсионных фондов на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат и назначает временную администрацию (временного администратора);

8) принимает решение о консервации накопительных пенсионных фондов;

Деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат лицензируется Агентством.

В течение двух лет после получения лицензии накопительный пенсионный фонд представляет в Агентство документы, подтверждающие выполнение требований и критериев требований к организации системы управления рисками, проведению операций с финансовыми инструментами, обеспечению операционной деятельности накопительных пенсионных фондов, функционирования информационных систем и систем управленческой информации.

В случае нарушения законодательства Республики Казахстан накопительными пенсионными фондами Агентство вправе применять следующие меры воздействия:

1) давать обязательное для исполнения письменное предписание об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;

2) ставить вопрос перед акционерами об отстранении руководящих работников накопительного пенсионного фонда;

2-1) вводить консервацию;

3) налагать и взыскивать штрафы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) приостанавливать либо отзывать лицензию.

Агентство вправе приостановить действие лицензии на деятельность по привлечению пенсионных взносов накопительного пенсионного фонда на срок до шести месяцев по любому из следующих оснований:

1) недостоверности информации, на основании которой была выдана лицензия;

2) задержки начала деятельности накопительного пенсионного фонда более года с момента выдачи лицензии;

3) систематического (трех и более случаев в течение двенадцати календарных месяцев подряд) невыполнения или ненадлежащего выполнения накопительным пенсионным фондом обязательств по договорам о пенсионном обеспечении;

4) систематического (трех и более случаев в течение двенадцати календарных месяцев подряд) нарушения установленных лицензиаром нормативов и других обязательных к исполнению накопительным пенсионным фондом норм и лимитов;

5) систематического (трех и более случаев в течение двенадцати календарных месяцев подряд) нарушения нормативных правовых актов Республики Казахстан, пенсионных правил накопительного пенсионного фонда либо невыполнения письменных предписаний уполномоченного органа;

6) неустранения накопительным пенсионным фондом нарушений, указанных в отчете аудиторской организации о проведенном аудите;

7) непредставления или представления заведомо недостоверных отчетности и сведений [11, с.41-43].

Приостановление действия лицензии влечет запрет на привлечение новых вкладчиков с сохранением за накопительным пенсионным фондом права осуществления деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат по ранее привлеченным вкладчикам, а также осуществления накопительным пенсионным фондом инвестиционной деятельности.

Не устранение в установленный срок накопительным пенсионным фондом причин, по которым приостановлено действие лицензии, является основанием для ее отзыва уполномоченным органом.

В третьих, государственное регулирование заключается в установлении требований к финансовой деятельности накопительных пенсионных фондов.

Собственный капитал накопительного пенсионного фонда образуется за счет:

1) вкладов учредителей и акционеров в уставный капитал;

2) комиссионных вознаграждений;

3) других источников, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Собственный капитал накопительных пенсионных фондов - это стоимость активов накопительного пенсионного фонда за вычетом суммы его обязательств. Минимальный размер выпущенного (оплаченного) уставного капитала накопительных пенсионных фондов составляет:

1) для открытого накопительного пенсионного фонда - не менее 250.000.000 (двухсот пятидесяти миллионов) тенге;

2) для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее 100.000.000 (ста миллионов) тенге.

Минимальный размер выпущенного (оплаченного) уставного капитала накопительного пенсионного фонда для получения лицензии на осуществление деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами:

1) для открытого накопительного пенсионного фонда - не менее 500.000.000 (пятисот миллионов) тенге;

2) для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее 300.000.000 (трехсот миллионов) тенге.

Предельная величина комиссионного вознаграждения устанавливается накопительным пенсионным фондом в пределах не выше:

1) пятнадцати процентов от инвестиционного дохода;

2) 0,05 процента в месяц от пенсионных активов.

Величина комиссионного вознаграждения может изменяться не чаще одного раза в год и должна объявляться вкладчикам и получателям не позднее одного месяца до начала календарного года путем публикации не менее чем в двух периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, на государственном и русском языках. Порядок взимания комиссионного вознаграждения устанавливается Правительством Республики Казахстан [12, c.57-58].

Доходы, полученные от использования собственных средств накопительного пенсионного фонда, принадлежат в полном объеме накопительному пенсионному фонду.

Отчетность фонда включает в себя:

1) отчет об объемах пенсионных накоплений и количестве индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей) обязательных пенсионных;

2) отчет об объемах пенсионных накоплений и количестве вкладчиков (получателей) добровольных пенсионных взносов;

3) отчет об объемах пенсионных накоплений и количестве вкладчиков (получателей) добровольных профессиональных пенсионных взносов;

4) отчет об объемах пенсионных накоплений и количестве индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей) обязательных пенсионных взносов по областям Республики Казахстан (по месту жительства вкладчика/получателя);

5) отчет о пенсионных выплатах;

6) отчет о текущей стоимости условной единицы пенсионных активов;

7) отчет о ценных бумагах, приобретенных за счет собственных активов по состоянию на конец последнего календарного дня отчетного периода;

8) отчет об операциях "обратное РЕПО" и "РЕПО", совершенных за счет собственных активов по состоянию на конец последнего календарного дня отчетного периода;

9) отчет о вкладах в банках второго уровня, размещенных за счет собственных активов по состоянию на конец последнего календарного дня отчетного периода;

10) отчет об инвестициях в капитал других юридических лиц.

Аудит накопительных пенсионных фондов производится аудиторской организацией при наличии лицензии Агентства.

Аудиторский отчет по итогам года является неотъемлемой частью годовой финансовой отчетности накопительного пенсионного фонда. Аудиторский отчет аудиторской организации о финансовом положении накопительного пенсионного фонда не составляет коммерческой тайны.

Аудит фонда должен включать рассмотрение следующих вопросов:

1) наличие учредительных документов, лицензии, внутренних правил, на основании которых осуществляется деятельность фонда, и соответствия их законодательству Республики Казахстан;

2) соответствие формирования уставного капитала фонда;

3) соответствие учетной политики, методов и способов оценки активов, обязательств и капитала фонда законодательству Республики Казахстан и международным стандартам финансовой отчетности;

4) правильность применения типового плана счетов бухгалтерского учета для финансовой организации;

5) проверка договоров о пенсионном обеспечении на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан, внутренним документам фонда;

6) проверка учета и своевременности поступления средств на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков-получателей, выплат и переводов пенсионных накоплений вкладчиков-получателей в другие фонды либо страховые организации, а также соответствия документов об этом требованиям законодательства Республики Казахстан;

7) проверка рассмотренных претензий по договорам о пенсионном обеспечении по осуществлению пенсионных выплат, обоснованности и своевременности восстановления потери пенсионных накоплений в момент перевода или выплаты пенсионных накоплений, а также пенсионных выплат, обоснованности отказов получателям в пенсионных выплатах либо переводах пенсионных накоплений;

8) проверка состояния учета пенсионных активов и своевременность инвестирования пенсионных активов требованиям законодательства Республики Казахстан;

9) проверка правильности начисления и выплаты комиссионного вознаграждения фондом;

10) оценка эффективности внутреннего аудита (контроля) фонда, оценка эффективности информационных систем фонда, в том числе внедрения вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги в автоматизированную информационную систему фонда;

11) инвентаризация всех счетов бухгалтерского баланса, в том числе, на предмет:

наличия первичных бухгалтерских документов;

своевременности, полноты и точности отражения в учете и отчетности совершенных финансовых и хозяйственных операций;

совершения операций по счету в соответствии с утвержденной учетной политикой, а также внутренними документами фонда;

12) для корпоративных накопительных пенсионных фондов обоснованность и своевременность восстановления потери инвестиционного дохода вкладчиков (получателей) в случае уменьшения реальной стоимости их пенсионных накоплений;

13) проверка правильности определения собственной финансовой устойчивости фонда;

14) проверка полноты и достоверности отражения доходов и расходов фонда;

15) проверка обоснованности и достоверности ведения учета по требованиям и обязательствам фонда, а также по внебалансовым счетам;

16) своевременность сверок между фондом, кастодианом и организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;

17) проверка полноты и правильности исчисления налоговых платежей [13, с.44-45].

2.2 Оценка инвестиционной деятельности накопительных пенсионных фондов

Инвестиционное управление пенсионными активами накопительного пенсионного фонда осуществляется организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, либо накопительным пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии на право занятия таким видом деятельности.

Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Минимальный размер выпущенного (оплаченного) уставного капитала, необходимый для получения лицензии на осуществление деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами (далее именуемой "Лицензия"), составляет 500 миллионов тенге или, в случае определения номинальной стоимости акций в иностранной валюте, эквивалент 500 миллионов тенге по официальному курсу Национального Банка Республики Казахстан, установленному для целей налогообложения, бухгалтерского учета и таможенных платежей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.