рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Поддержка малого бизнеса

Важным направлением поддержки малого бизнеса в 2005 году стало развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий, подразумевающее предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ в целях создания закрытых паевых инвестиционных фондов для осуществления прямых инвестиций в малые инновационные компании, что, в свою очередь, должно привести к увеличению объема частных инвестиций в малые инновационные компании /22/.

Для формирования этой категории субъектов малого бизнеса необходимо появление институтов венчурного финансирования малых и средних предприятий, в которых государство возьмет на себя роль основного агента поддержки инноваций через системы бизнес-инкубаторов, предоставление бюджетных грантов на конкурсной основе, венчурное финансирование, облегчение доступа предприятий малого и среднего бизнеса к фондовому рынку. Предполагается также создать региональные фонды соинвестирования.

В мировой практике гарантии, предоставляемые аналогичными организациями, как правило, варьируют в пределах 75-90%. Неполное покрытие суммы кредита повышает ответственность банка, а также самою субъекта малого предпринимательства, "дополняющего" сумму гарантий своим имуществом. Выдача стопроцентных гарантий сделала бы нерациональным поведение кредитора, поскольку в этом случае выбирались бы проекты без тщательного учета рисков и уровня их окупаемости /26/.

Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей кредитными ресурсами.


1.2  Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в РФ

На 1 января 2006 года зарегистрировано 9,8 миллионов юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. Из 2,2 миллионов зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляют 44%, что в два раза меньше показателей развитых стран. С 1999 по 2005 год количество малых предприятий увеличилось на 100 тысяч, или на 11,2%. С 1999 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика: количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3%. Рост наметился лишь к 2002 году, и только в 2003 году удалось вернуться к количеству предприятий, зафиксированному в 1999 году. В 2005 году численность занятых на малых предприятиях составила 8,9 миллионов человек и в целом по РФ выросла в сравнении с 2004 годом на 3,07%. Сейчас доля занятых в малом бизнесе в РФ – 16,7 миллионов человек, или 24,7% от общего числа работающих /14/.

К субъектом малого предпринимательства помимо юридических лиц относятся также и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства. Помимо лиц, занятых на предприятиях малого бизнеса, численность индивидуальных предпринимателей, состоявших на учете в налоговых органах (включая глав крестьянских хозяйств), по данным Федеральной налоговой службы на начало 2004 года, находилась на уровне 4,7 миллионов человек, причем из общего числа рабочих месте сфере индивидуального предпринимательства 42,8% приходилось на основную работу по найму. Численность зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств составила в 2003 году 263,9 тысяч /39/.

На сегодняшний день вклад малого бизнеса в ВВП России достигает 10-12%, в то время как в странах с развитыми рыночными экономиками малое предпринимательство обеспечивает более половины национального ВВП /47/.

Согласно нормам, принятым в Европейском Союзе, малым считается предприятие, в котором трудится менее 100 человек, средним – от 100 до 250 человек, крупным – более 250 человек. В Европе малые предприятия производят 63-67% валового национального продукта (во Франции, например, к крупным предприятиям относится всего 0,2% предприятий). Вклад малого и среднего бизнеса в формирование ВВП стран Западной Европы, США и Японии отражен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Вклад малых и средних предприятий в ВВП по странам /19/ В процентах

Страна Доля в ВВП
Великобритания 50-53
Германия 50-52
Италия 57-60
Франция 55-62
США 50-52
Япония 52-55
Россия 10-12

Структура малого бизнеса сама по себе не однородна по данным рисунка 1.5 из общего числа зарегистрированных субъектов малого бизнеса индивидуальных предпринимателей 57%, малых предприятий 40% и крестьянских фермерских хозяйств – 3%.

Рисунок 1.5 – Структура сектора малого бизнеса на 1 января 2006 года


Далее рассмотрим кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе по данным, представленным на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6 – Объем кредитов, выданных в 2005 году малым предприятиям по отраслям /19/

В отраслевом разрезе ситуация такова, что наиболее активно кредитуются предприятия торговли и общественного питания, которые зачастую оказываются просто вынуждены брать кредиты даже под высокие проценты. На долю этих предприятий в 2005 году пришлось более 60% кредитов. На обрабатывающие производства пришлось всего чуть более 10%. При этом более четверти компаний из данной сферы – это производители пищевых продуктов, около 20% занимаются производством готовых металлических изделий и ещё одна четверть компаний занята в прочем производстве – это производство мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, переработка отходов и др. В среднесрочной перспективе наиболее вероятно будет увеличиваться доля кредитов, выданных обрабатывающим и строительным предприятиям. Это коснется как крупных московских, так и мелких региональных банков. Наиболее перспективными и активно осваиваемыми как московскими, так и региональными банками представляются Центральный, Приволжский, Южный регионы и Урал, где на сегодняшний день уже работает достаточное число малых предприятий и есть все предпосылки для стабильного увеличения их количества (рисунок 1.7).


Рисунок 1.7 – Объем кредитов выданных малому бизнесу в 2005 году по регионам России /33/

Региональное развитие кредитования малого бизнеса будет идти по 2 направлениям – московские банки еще достаточно долго будут осваивать крупные региональные центры, а местные банки будут идти дальше и развивать кредитование непосредственно в небольших областных и районных центрах. Таким образом, в более перспективных регионах кредитование будет развиваться быстрее, чем в менее перспективных, за счет большей полноты охвата. Поэтому в среднесрочной перспективе неравномерность развития кредитования малого бизнеса в региональном разрезе будет только усиливаться.

Более чем половине представителей малого бизнеса, оценивающих свой бизнес как устойчивый, не хватает средств для развития. Такие данные проводит "ОПОРА России" по итогам исследования малого бизнеса, которое проводилось в этом году совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения – 50% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника предприятия – 30%. Лишь затем идут кредиты банков (16%). Финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы (рисунок 1.8).


Рисунок 1.8 – Источники финансирования малого бизнеса в России /44/

Кредитование малого бизнеса тесно связано с общим положением российского банковского сектора. В настоящее время банки активно наращивают кредитные портфели, выводя на рынок новые продукты, расширяя целевые группы заемщиков за счет населения индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Характерно, что кредитование нефинансовых организаций осуществляют в основном российские банки, тогда как доля банков с иностранным участием в капитале, кредитующих российские предприятия, весьма незначительна.

В настоящее время динамичное наращивание кредитного портфеля российскими банками сопровождается как качественными изменениями в структуре предлагаемых кредитных продуктов, так и перестройкой бизнес-процессов в самих кредитных организациях и внедрением новых технологий оценки заемщиков. Рассмотрим более подробно современные тенденции кредитования малого бизнеса.

Для начала рассмотрим двухуровневую систему кредитования субъектов малого предпринимательства /19/. Данная система предполагает выделение ресурсов на реализацию программ поддержки малого бизнеса крупнейшими финансовыми институтами. Поиск и оценка проектов, а также выдача кредитов осуществляются через систему уполномоченных банков, с которыми заключены агентские соглашения. Основными игроками в этом сегменте остаются банки, использующие ресурсы международных финансовых институтов, а также российские банки с государственным участием: Российский банк развития (РосБР) и Внешторгбанк (ВТБ). Полностью за счет западных денег поддержкой предпринимателей занимается Банк Кредитования Малого Бизнеса (КМБ-Банк). Для этого он использует средства ЕБРР и Международной финансовой корпорации /35/. Объем кредитования малого бизнеса различных банков представлен в приложении Д.

У Сбербанка существует две программы кредитования малого бизнеса – за счет собственных средств и из средств ЕБРР. По такой же схеме предоставляют ресурсы "УралСиб", Росбанк и Нижегородский банкирский дом (НБД-Банк), Челиндбанк, Дальневосточный банк, Уралтрансбанк и Сибакадембанк.

ДельтаБанк, Пробизнесбанк, "Первое ОВК" являются банками-агентами инвестиционного фонда "США-Россия". "Центр-Инвест", Пробизнесбанк, Московский Кредитный Банк – Международной финансовой корпорации. "Русский Банкирский дом" сотрудничает с американским агентством USAID по поддержке малого предпринимательства. Агентство принимает на себя половину рисков по невозвратам кредитов, что позволяет банку снизить процент кредитования. С USAID также работают СДМ-Банк, "Центр-Инвест" /17/.

Все упомянутые иностранные организации выделяют дешевые по российским меркам долгосрочные ресурсы для финансирования российского малого бизнеса. Рейтинг банков кредитующих малый бизнес с выручкой до 5 миллионов долларов представлен в приложении Д.

Открывая доступ малого бизнеса к относительно дешевым финансовым ресурсам, двухуровневая система кредитования позволяет российским банкам-агентам решать две основные проблемы кредитования в этой сфере – снижать ставки по кредиту, делая его более дешевым для конечного заемщика, и увеличивать сроки кредитования, в чем остро нуждаются малые предприятия.

Остановимся более подробно на особенностях становления двухуровневой системы кредитования малого бизнеса на примере банков – лидеров данного сегмента рынка.

Сбербанк /28/, как уже было сказано выше, кредитует малый бизнес по двум основным программам: у него есть собственные линии кредитования, а также целевые транши ЕБРР.

В первом случае Сбербанк выступает как донор финансовых ресурсов, которые доводятся до конечного заемщика региональными банками-партнерами, выступающими в качестве агентов банка. До последнего времени агентами выступали и региональные фонды поддержки малого предпринимательства. На начало 2005 года у Сбербанка действовало 15 соглашений с субъектами РФ по кредитованию малого предпринимательства посредством региональных фондов. В прошлом году через эти фонды Сбербанк распределял микрокредиты (менее 2000 долларов), заниматься полным обслуживанием которых самому банку было нерентабельно. Ужесточение правил деятельности региональных фондов поддержки малого бизнеса, запрещающих им выдавать кредиты и займы без лицензии на ведение банковской деятельности, существенно ухудшит положение субъектов малого предпринимательства.

В 1995 году Сбербанк начал сотрудничать с ЕБРР в сфере кредитования малого бизнеса. В этом случае донором ресурсов выступал ЕБРР, передавал банку-агенту наряду с финансами технологии организации кредитной работы, процедуры анализа заемщиков и методики оценки рисков. К настоящему времени список российских агентов и партнеров ЕБРР в области кредитования малого предпринимательства расширился. В рамках двухуровневой системы доведения финансовых ресурсов ЕБРР до российских малых предприятий работают банки "УралСиб", Росбанк и Нижегородский банкирский дом.

В целом на 1 января 2005 года задолженность субъектов малого бизнеса перед Сбербанком составила 146 миллиардов рублей. При этом около четверти всех выданных малому бизнесу кредитов приходится на долю индивидуальных предпринимателей (35 миллиардов рублей на 01.01.2005). В отраслевом разрезе в общей структуре задолженности лидируют торговля и общественное питание (остаток задолженности составляет 70% всей суммы задолженности субъектов малого бизнеса), далее следуют промышленность и строительство, сельское хозяйство.

Корректно оценить долю Сбербанка на рынке кредитования малого бизнеса России довольно сложно, так как значительное количество малых предприятий пользуется альтернативными финансовыми источниками (займами у родственников, знакомых, нефинансовых структур). Вместе с тем по отдельным регионам такие оценки существуют. В частности, по данным Ассоциации банков Северо-Запада, доля Сбербанка на рынке кредитования малого бизнеса в Санкт-Петербурге достигает 80%.

КМБ-Банк /41/ со времени своего создания в 1998 году КМБ-Банк являлся агентом для распределения целевых средств ЕБРР и Международной финансовой корпорации (IFC), предназначенных для поддержки развития малого предпринимательства. Его конкурентным преимуществом являются не только дешевые ресурсы, но и технологии выдачи кредитов субъектам малого бизнеса. Анализ оценки кредитоспособности заемщика строится на европейской технологии оценки бизнеса с учетом российской специфики. Так, например, эксперты банка оценивают реальное состояние заемщика с обязательным выездом на место. Принятые в банке стандартные процедуры оценки позволяют значительно снизить долю невозвращенных кредитов в общем кредитном портфеле.

Внешторгбанк /12/ в отличие от КМБ-Банка кредитует малый бизнес за счет собственных средств. В 2004 году Внешторгбанк выделил направление кредитования малого бизнеса в дочерний банк – ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги" (ВТБ-24), специализирующийся на обслуживании частных клиентов и предприятий малого бизнеса. Внешторгбанк-24 очень быстро наращивает портфель кредитов, выданных малому бизнесу, и к концу 2006 года планирует увеличить его до 14 миллиардов рублей.

Так же как и у Сбербанка, у ВТБ агентами при распределении финансовых ресурсов выступают его филиалы.

Кроме филиалов банка, в качестве агентов выступают администрации субъектов РФ и региональные фонды поддержки малого предпринимательства, которые осуществляют работу по отбору заемщиков и предоставлению кредитов субъектам малого предпринимательства. Уже заключены соглашения о сотрудничестве с администрациями 32 субъектов РФ, а еще около 40 проектов подобных соглашений подготовлены и переданы местным властям. В планах – разработка программы сотрудничества между администрациями субъектов Федерации и региональными отделениями банка.

По мнению руководства Внешторгбанка, сотрудничество с региональными фондами поддержки малого предпринимательства позволяет банку снижать операционные расходы при кредитовании данной категории заемщиков. Такая схема дает возможность банку доводить кредитные ресурсы до предпринимателей тех регионов, где отсутствуют его филиалы. В частности, положительные результаты дал опыт по финансированию Внешторгбанком Фонда поддержки малого предпринимательства Белгородской области (под гарантии местного бюджета), который, в свою очередь, кредитует предпринимателей.

Российский банк развития /15/, активно кредитует по двухуровневой системе которая предусматривает следующий порядок предоставления финансовых ресурсов: РосБР привлекает на внутреннем финансовом рынке под государственные гарантии денежные средства под 8-9% годовых и кредитует уполномоченные региональные банки под 12% годовых. При этом уполномоченные банки выбираются Российским банком развития с учетом их финансового состояния и опыта работы с малым бизнесом и согласовываются с Министерством финансов. За счет ресурсов, предоставленных РосБР, эти банки предоставляют целевые займы малому бизнесу с маржой не более 5%.

Поскольку программа нацелена как на расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, так и на снижение стоимости кредита для конечного заемщика, в рамках данной программы предполагается участие муниципальных и региональных администраций. Именно за счет субсидирования ими части процентной ставки намечалось снизить проценты по кредиту до 12-15% годовых.

Программа имеет ряд недостатков, на которые обращают внимание и эксперты, и чиновники. По мнению заместителя руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономического развития России Ирины Аникиной, выбор уполномоченных региональных банков должен осуществляться на конкурсной основе по параметрам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ. Министерство экономического развития России предлагает изменить и саму схему распределения бюджетных сумм: основную часть средств из 1,5 миллиардов рублей выделить на создание Гарантийного фонда для поддержки малого предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.