рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов

¨  личные, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность плательщика. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.[1, с.32].

2.  Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

К косвенным налогам относят:

o  акцизы, которые в настоящее время делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (обложение по всем товарам). Универсальные косвенные налоги часто называют налогами с оборота; они делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

o  государственные фискальные монополии, которые делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель: увеличение доходов государственного бюджета [1, с.33].

o  таможенные пошлины, которыми облагаются все товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций, имеют сложную структуру и классифицируются по основным признакам:

·  по происхождению – внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

·  по целям – фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

·  по характеру взимания (ставкам) – специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

·  по характеру отношений – конвенционные (платежи по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин) и автономные (вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа).

Таможенные пошлины бывают возвратные (сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности) и дифференциальные (вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран) [1, c.34].

По уровню органов управления налоги классифицируются следующим образом:

1.  В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух звеньев – республиканского и местных бюджетов. Соответственно существуют республиканские (государственные) налоги, устанавливаемые верховной властью (они взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет), и местные налоги (взимаются местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты). Такая бюджетная система функционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты.

2.  В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие свои бюджеты. В России также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги [5, c.54].

По целевой направленности введения налогов различают:

-  общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

-  целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют:

¨ налоги, взимаемые с физических лиц;

¨ налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

¨ смежные налоги (уплачивают и физические, и юридические лица) [9, c.35].

По уровню распределения в бюджете различают:

·  закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;

·  регулирующие налоги, которые используются для сбалансирования бюджетов в текущем году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно.

По порядку введения налоги могут быть:

-  общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

-  факультативными, предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

От уровня производства можно выделить две группы налогов:

·  фиксированные, т.е. непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налоги на имущество, земельный налог). Такие налоги можно назвать условно-постоянными. Эти налоги являются структурообразующими, т.е. поощряют приток капиталов из менее эффективных областей применения в более эффективные, причем направление потоков определяется потребностями рынка и не требует бюрократического регулирования.

·  условно-переменные (перераспределительные) – напрямую связаны с деловой активностью налогоплательщика. К таким налогам относятся НДС, акцизы. Эти налоги не влияют на сложившуюся структуру капитала и поэтому являются стабилизирующими [1, c.35].

Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:

-  налоги, регулирующие ценообразование, к которым относятся НДС и акцизы, обеспечивающие регулирование экономики на макроуровне. Они должны быть только государственными, т.е. вводиться законами. Местные органы власти, вводя свои налоги и сборы, не должны нарушать установленный в государстве порядок ценообразования.

-  воздействующие на издержки производства – налоги, включаемые в себестоимость продукции. Это чрезвычайный налог, экологический налог, платежи в дорожные фонды, обязательные отчисления в республиканские и муниципальные внебюджетные фонды.

-  регулирующие занятость населения – подоходный налог, отчисления в государственный Фонд социальной защиты населения [22, c.75].

В зависимости от характера ставок налоги можно подразделить на:

-   пропорциональные (ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика);

-   регрессивные (ставка которых уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика);

§ прогрессивные (ставка которых возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения) [21, с.17].

По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на:

·  себестоимость продукции – земельный налог, экологический налог;

·  финансовые результаты – налог на имущество, в том числе балансовую прибыль – налог на прибыль, чистую прибыль – некоторые местные налоги, платежи за превышение лимитов выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

По срокам уплаты налоги делятся на:

·  срочные;

·  периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые [21, c.18].

Таким образом, в первой главе было установлено, что налоги – императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Обладают признаками: императивность, смена формы собственности, безвозвратность и безвозмездность, и взимаются на правовой основе по юридически закрепленным правилам. Имеют свою структуру, функции и разбиваются на группы по классификационным признакам.

Налоги – это ещё и обязательные платежи, которые люди должны уплачивать. Если бы налогов не существовало, то и государство тоже не смогло бы существовать, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.


ГЛАВА 2. Косвенные налоги в их роль в налоговой системе

Республике Беларусь

Развитие и совершенствование налоговых отношений привело к появлению разнообразных налоговых форм и видов налогов, имеющих собственное функциональное назначение и отличия в воздействии на экономические процессы. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные.

В теории налогообложения существуют различные подходы к делению на прямые и косвенные и определению их признаков. Наиболее распространенная концепция определяет косвенные налоги как налоги, включаемые в цену товаров, работ и услуг, увеличивающие их размеры и в конечном итоге уменьшающие доходы плательщиков. Такие налоги фактически платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Государство в данном случае косвенно взимает налог с потребителя.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков.

Преимущества:

1)  Косвенные налоги являются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий.

2)  Косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа.

3)  Косвенные налоги, входя в цену товаров, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами: факт приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога.

Недостатки:

1)  Обратная пропорциональность платежеспособности потребителей – регрессивный характер обложения.

2)  Существенные расходы по контролю над налогообложением.

3)  Противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экономического развития.

Согласно статье 6 Налогового кодекса Республики Беларусь к косвенным налогам отнесены налог на добавленную стоимость и акцизы [9, c. 71].

В статье 43 Закона РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" [14] установлено, что в 2008 году следующую очередность включения в отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) сумм налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательными актами РБ, из выручки от реализации товаров (работ, услуг) имеют:

Ø  налог на добавленную стоимость.

Ø  акцизы (для подакцизных товаров);

Ø  сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог.

 

2.1 Налог на добавленную стоимость

Впервые методика взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была разработана в 1954 г. во Франции экономистом П. Лоре, а с 1956 г. НДС стали применять многие страны мира.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых важных и сложных налогов, входящих в налоговую систему РБ. НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товаров, работ и услуг. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации. [9, с.71;]. В 2008 году доход налога на добавленную стоимость в республиканский бюджет составил 7 225 955 110,0 (тыс. руб.) [14].

Налог регулируется Законом РБ «О налоге на добавленную стоимость» [16] от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII в редакции последующих изменений и дополнений.

К преимуществам НДС относят:

¨  высокую продуктивность и доходность. НДС охватывает широкий диапазон товаров и услуг. Повышение ставок налога способно оперативно обеспечивать бюджету дополнительные доходы;

¨  эффективность воздействия на интересы налогоплательщиков. Меняя ставки НДС, государство регулирует перепроизводство товаров, потребительский спрос, стимулирует концентрацию капитала и экономический рост в целом [21, c.32-33].

Плательщики:

1)  организации (юридические лица РБ, иностранные и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы) определенные в пункте 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – организации);

2)  филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный (текущий) счет;

3)  организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РБ;

4)  индивидуальные предприниматели.

Индивидуальные предприниматели плательщиками налога при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

·  если обороты по реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число из таких месяцев;

·  если индивидуальные предприниматели осуществляют выделение налога в расчетных и первичных учетных документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям – плательщикам налога.

Индивидуальные предприниматели имеют право уплачивать налог в порядке, предусмотренном законодательством, независимо от возникновения перечисленных выше обстоятельств; они признаются плательщиками налога в течение 12 календарных месяцев подряд, начиная с месяца возникновения обязательств по исчислению и уплате налога [1, c.237-238].

Объекты налогообложения:

1.  обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ, включая:

¨  использование в качестве основных средств товаров (работ, услуг) собственного производства, а также объектов (этапов) завершенного капстроительства [12];

¨  обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых своим работникам;

¨  обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

¨  обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.

¨  передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством РБ;

¨  передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю;

¨  передача арендодателем объекта аренды арендатору [1, с.239];

¨  недостача, хищение и порча товаров; продажа, обмен и прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; оборота по реализации услуг по изготовлению товаров из давальческого сырья.

2.  обороты по реализации товаров (работ, услуг) за пределы РБ;

3.  товары, ввозимые на таможенную территорию РБ (за исключением товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную территорию РБ) [21, c.35];

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательных, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения являются обороты по оказанию услуг [21, c.36].

Не подлежат налогообложению:

Ø  обороты по реализации на территории РБ товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей;

Ø  обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, осуществляемые в соответствии с законодательством РБ, кроме их размещения по ценам, превышающим номинальную стоимость;

Ø  перечисляемые в доход бюджета средства от продажи в процессе приватизации имущества, находящегося в собственности РБ, и административно-территориальных единиц, и суммы арендной платы от сдачи в аренду предприятий, находящихся в государственной собственности [9, c.78-79].

Освобождаются от налогообложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ:

Ø  лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, в том числе ввезенных из-за пределов РБ;

Ø медицинских (ветеринарных) услуг, определенных Президентом РБ;

Ø услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми;

Ø услуг в сфере образования;

Ø услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

Ø услуг в сфере культуры и искусства;

Ø ритуальных услуг;

Ø жилищно-коммунальных услуг;

Ø всех видов работ по строительству и ремонту жилищного фонда;

Ø реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей;

Ø платных услуг, оказываемых объединением "Охрана";

Ø  услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом в пригородном сообщении;

Ø  других услуг, указанных в инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС [21, c.38].

Налоговая база:

Налоговая база (облагаемый оборот) определяется в зависимости от предусмотренных учетной политикой особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров, работ и услуг.

При определении налоговой базы оборот от реализации объектов определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах. Если реализация происходила в иностранной валюте, то оборот пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка РБ на момент фактической реализации.

Моментом фактической реализации являются:

§  день зачисления денежных средств покупателя на счет налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки;

§  либо день отгрузки товара, выполнение работ и предъявление покупателю расчетных документов.

Моментом отгрузки товаров признается день их отпуска со склада.

Моментом выполнения работ (оказания услуг) признается день передачи выполненных работ (оказания услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и др.) [21, c.36].

Налоговые ставки:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.