Дипломная работа: Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
На основе
данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:
а)
материальные, характеризующие налоговую ответственность в качестве
охранительного налогового правоотношения. Материальные признаки налоговой
ответственности включают два аспекта:
-.
установление составив налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК
Согласно ст. 2 НК правовой базой налоговой ответственности служит
законодательство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения,
возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения. Налоговая ответственность соответствует принципам налогового
законодательства. Основанием применения налоговой ответственности служит
виновное совершение налогового правонарушения. Налоговая ответственность может
быть исполнена правонарушителем в добровольном порядке, поэтому она не всегда связана
с порицанием. Привлечение к налоговой ответственности не исключает возможности
применения иных мер государственного принуждения за нарушения законодательства
о налогах и сборах;
- определение
вида и меры государственно-властного принуждения через охранительное налоговое
правоотношение. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах
дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и
взыскиваются только в судебном порядке;
б)
процессуальные, характеризующие механизм реализации материального
охранительного налогового правоотношения посредством производства по делу о
налоговом правонарушении, осуществляемом компетентным органом согласно нормам
НК. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся
от порядка применения иных видов финансово-правовой ответственности, и состоит
из стадий производства по делам о налоговых правонарушениях. Процессуальный
порядок привлечения к налоговой ответственности в части, составляющей предмет
налогового права, реализуется налоговыми органами, органами государственных
внебюджетных фондов или таможенными органами;
в)
функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения
налоговой ответственности. Цели налоговой ответственности выражаются ^в восстановлении
нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного,
предотвращении совершения им новых правонарушений в налоговой сфере.
Глава 2.
Принципы налоговой ответственности
Принципы
налоговой ответственности указывают цели, к которым должны стремиться
законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать,
что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное
закрепление — их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых,
основные начала налоговой ответственности могут выводиться из общего содержания
не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Во-вторых,
принципы налоговой ответственности могут являться достижением науки финансового
права, т.е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере
отражается в налоговом законодательстве.
Принципы
налоговой ответственности — это основополагающие начала, исходные идеи,
отражающие ее объективную, сущность, природу и назначение, в соответствии с
которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по
реализации охранительных налоговых правоотношений.
Принципы
налоговой ответственности можно рассматривать в широком и узком аспектах.
Широкое понимание принципов налоговой ответственности означает совокупность
всех правовых принципов налоговой ответственности. Узкое понимание принципов
налоговой ответственности означает их понимание в качестве основных идей,
непосредственно закрепленных в налоговом законодательстве. Основные начала
налоговой ответственности, имеющие нормативное закрепление, называются
нормами-принципами.
Налоговая
ответственность основывается на целостной системе принципов, включающих
общесоциальные принципы, свойственные всем видам ответственности: общеправовые,
принципы финансового права, принципы налогового права и собственно принципы
налоговой ответственности как правового института.,
Непосредственное
влияние на исходные начала налоговой ответственности оказывают общеправовые
принципы юридической ответственности, к числу которых относятся:
справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания,
ответственность за вину.
Нормы-принципы
налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК и названы общими условиями
привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К их
числу относятся следующие принципы.
Законность.
Данный принцип означает недопустимость привлечения к ответственности за
совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке,
которые предусмотрены НК. Принцип законности в налоговом праве представляет
собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на
международных нормах и положениях Конституции. Законность привлечения к
ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических
правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Европы «О защите прав
человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).
Основным
элементом принципа законности является положение, согласно которому деяние
признается налоговым правонарушением только в случае объявления его таковым
налоговым законодательством до момента совершения. Названное положение означает
следующее:
1)согласно
ст. 106 НК налоговым правонарушением считается только такое деяние, признаки
которого предусмотрены НК. Закрепление признаков налогового правонарушения
только НК исключает применение законодательства о налогах и сборах по аналогии,
т.е. применение похожего налогового закона относительно ситуаций, прямо им не
предусмотренных.
2)
верховенство НК, являющегося единственным источником, устанавливающим налоговую
ответственность. Следовательно, какое-либо деяние может быть признано
нарушением налогового законодательства со всеми вытекающими неблагоприятными
последствиями только Федеральным Собранием РФ и только в форме федерального
закона. Данный аспект принципа законности закреплен подп. 6 п. 2 ст. 1 НК,
согласно которому ответственность за совершение налоговых правонарушений
устанавливается НК.
3)
противоправность и наказуемость деяния определяется налоговым законом,
действовавшим во время совершения этого деяния. Акты законодательства о налогах
и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые
правонарушения, обратной силы не имеют.
В состав
принципа законности привлечения к налоговой ответственности также входит п. 3
ст. 108 Н К, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность за деяние,
совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков
состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Вместе с
тем данное положение имеет самостоятельное значение и может рассматриваться в
составе принципа соотношения налоговой ответственности с другими видами
ответственности.
Однократность
привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что
никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и
того же налогового правонарушения. Исключение повторности привлечения к
налоговой ответственности основывается на достаточности санкции за совершенное
налоговое правонарушение, поскольку мера ответственности, установленная
законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции
налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же
субъекта за то же самое правонарушение означало бы превышение меры налоговой
ответственности, установленной НК.
Соотношение
налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за
нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только
в рамках налогового права: в зависимости от тяжести совершенного деяния или
субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны
имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и
4 ст. 108 НК определяют соотношение налоговой ответственности с
ответственностью, предусмотренной уголовным и административным
законодательством.
Привлечение
организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не
освобождает ее должностных лиц при наличии
соответствующих оснований от административной, уголовной или иной
ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Разграничение
налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК уплата
налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку
они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса
налогоплательщика и налогового агента.
Следовательно,
уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени. Взыскание с
налогоплательщика или налогового агента мер налоговой ответственности не
прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему причитающихся
налогов и соответствующих пеней.
Презумпция
невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст.
49 Конституции и означает, что лицо считается невиновным в совершении
налогового правонарушения, пока era виновность не будет доказана в
предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную
силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности
является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно
ее применяют (например, уголовный процесс).
Факт
совершения налогового правонарушения конкретным лицом может быть констатирован
только судом. Вынесение налоговым органом решения о привлечении к налоговой
ответственности не является неопровержимым доказательством, однако не
ограничивает привлекаемое лицо в праве добровольно уплатить сумму штрафа.
Вместе с тем добровольное исполнение лицом решения налогового органа о
применении санкции не означает тем самым признания этого лица виновным в
совершении налогового правонарушения, поскольку его вина не была предметом
судебного разбирательства.
Принцип
презумпции невиновности является исходным и определяющим для процессуальных
отношений привлечения к ответственности. Вне налогового процесса презумпция
невиновности не может существовать, поскольку отсутствует смысл ее наличия.
Презумпция невиновности и налоговый процесс тесно взаимосвязаны, и механизм их
взаимодействия представляет соотношение материальных и процессуальных норм.
Установленный
в результате процессуальной деятельности факт признания субъекта виновным
служит одним из обязательных условий для государственного принуждения
правонарушителя. Суд признает налогоплательщика или иное фискально-обязанное
лицо правонарушителем в силу совершения им налогового деликта. Правонарушитель
становится виновным именно с момента совершения им нарушения налогового
законодательства, а не в момент оглашения судебного решения. В налоговых
охранительных правоотношениях вопрос о виновности решается уже на стадии
рассмотрения дела налоговым органом, на которой устанавливаются элементы и
признаки состава конкретного налогового деликта, в том числе и вина
определенного субъекта. Вместе с тем добровольная уплата налоговой санкции на
основании решения налогового органа не порождает правовых последствий,
наступающих только при государственном осуждении в форме решения суда.
Гарантией
применения мер государственного принуждения в строгом соответствии с законом
выступает положение п. 6 ст. 108 НК, согласно которому лицо, привлекаемое к
ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении
налогового правонарушения.
Обязанность
по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового
правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые
органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и
способах собирания доказательств, которые могут опровергать презумпцию
невиновности. К таким документам относятся акт налоговой проверки, показания
свидетелей, результаты осмотра, результаты выемки и экспертизы, заключения
специалиста.
Отсутствие у
лица, привлекаемого к налоговой ответственности, обязанности по доказыванию
собственной невиновности не означает лишение его права на защиту. Презумпция
невиновности выступает одной из гарантий защиты нарушенных прав и в этом
аспекте означает невозможность со стороны каких-либо властных органов
принуждать лицо к даче объяснений. Более того, наличие в налоговом процессе
презумпции невиновности обязывает налоговые органы в ходе судебного
разбирательства доказывать не только достоверность собственных выводов, но и
необоснованность возражений привлекаемого лица.
Однако
презумпция невиновности в части отсутствия у привлекаемого лица обязанности по
доказыванию собственной непричастности к налоговому правонарушению имеет
некоторые ограничения. Так, на основании ст. 23 НК налогоплательщик обязан
представлять налоговым органам необходимые финансово-хозяйственные документы,
которые впоследствии могут послужить основанием для привлечения его к
ответственности.
Составным
элементом принципа презумпции невиновности является закрепленная ст. 3 НК
презумпция правоты налогоплательщика. Презумпция правоты означает, что
неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, в
совершении налогового правонарушения толкуются в пользу данного лица.
Какие-либо обстоятельства совершения налогового правонарушения считаются
неустранимыми сомнениями в тех случаях, когда собранные доказательства не
позволяют сделать однозначный категоричный вывод о виновности лица и при этом
допускаемые НК средства и способы собирания доказательств исчерпаны.
В налоговом
праве принцип презумпции невиновности реализуется посредством установления
искового порядка взыскания налоговых санкций в случае, если налогоплательщик
или иное фискально-обязанное лицо отказался добровольно уплатить сумму штрафа.
Согласно п. 4
ст. 5 НК принцип презумпции невиновности имеет обратную силу, поскольку
улучшает положение налогоплательщиков и, таким образом, распространяется на
налоговые правонарушения, совершенные до вступления НК в действие (до 1 января
1999 г.), но по каким-либо причинам рассматриваемые налоговыми органами или
судом после названной даты.
Необходимо
учитывать, что презумпция невиновности распространяется только относительно
привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение. К процедуре
доначисления налога (налоговой недоимке) данный принцип не применяется.
Наличие в
налоговом праве специальной статьи, закрепляющей принципы налоговой
ответственности, способствует правильному пониманию современной финансовой
политики государства и правильной ориентации субъектов налоговых отношений в
сфере налогово-правового регулирования.
Законодательное
установление принципов налоговой ответственности способствует обеспечению
правильного практического применения законодательства о налогах и сборах,
стабильности финансовой политики государства, соблюдению прав и имущественных
интересов всех субъектов налоговых отношений. Нормы-принципы оказывают
значительное воздействие на правотворческий процесс, поскольку при
реформировании налоговых отношений законодатель должен руководствоваться не
только имущественными интересами государственной казны, но и интересами
налогоплательщиков, а также иными социально-правовыми идеями, отраженными в
принципах налоговой ответственности.
Принципами
налоговой ответственности часто руководствуется Конституционный Суд РФ,
принимая постановления по вопросам налогообложения.
В механизме
правового регулирования налоговых отношений принципы налоговой ответственности
выполняют регулятивную, превентивную и охранительную функции.
Все принципы
налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного
принципа неизбежно повлечет нарушение другого и, как следствие, произойдет
искажение сущности ответственности за нарушения законодательства о налогах и
сборах.
2.1
Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности
за нарушения законодательства о налогах и сборах
Налоговый
кодекс устанавливает перечень обстоятельств, наличие которых исключает
ответственность лица за.Совершение налогового правонарушения. В налоговом праве
названные обстоятельства имеют материальное значение, что отличает их от
аналогичных понятий уголовного процесса и производства по делам об
административных правонарушениях, традиционно рассматривающих обстоятельства,
исключающие производство по делу, т.е. в процессуальном аспекте.
В зависимости
от возможности устранения (исключения) факта налогового деликта обстоятельства,
исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового
правонарушения, классифицируются на две группы:
1. Исключающие
наличие налогового правонарушения в названную группу входят такие
обстоятельства, как:
а) отсутствие
события налогового правонарушения;
б) отсутствие
вины лица в совершении налогового правонарушения;
в) совершение
деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не
достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста.
2. Не
исключающие наличия налогового правонарушения. К обстоятельствам данной группы
относится истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
Отсутствие
события налогового правонарушения. Названное обстоятельство означает отсутствие
деяния, совершение kotopoгo является основанием привлечения лица к
ответственности за нарушения налогового законодательства. Отсутствие события
налогового правонарушения выражается в отсутствии самого противоправного факта
в поведении субъекта налогового права. Например, не образует факта налогового
правонарушения пропуск срока подачи декларации в налоговый орган, если
налогоплательщик по решению суда освобожден от уплаты налога.
В налоговом
праве понятие «отсутствие события правонарушения» является более широким, чем
известные аналогичные категории. В отличие от УПК и КоАП НК не различает
отсутствие события правонарушения и отсутствие состава правонарушения.
Следовательно, используемое в налоговом праве понятие «отсутствие события
налогового правонарушения» включает два момента:
а) отсутствие
в материальном мире самого факта совершения деяния, которое может содержать
минимально необходимые признаки состава налогового правонарушения, т.е.
налоговое правонарушение не было совершено вообще;
б) невозможность
квалификации совершенного деликта в качестве налогового правонарушения в виду
отсутствия состава правонарушения.
Отсутствие
вины лица в совершении налогового правонарушения. Вина является необходимым условием
для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах
и сборах. Отсутствие вины в поведении субъекта налогового права свидетельствует
об отсутствии субъективного признака состава правонарушения и, таким образом,
исключает возможность считать совершенное деяние правонарушением и не позволяет
привлечь налогоплательщика, налогового агента или иное лицо к налоговой
ответственности.
Наличие
рассматриваемого обстоятельства обусловлено тем, что в некоторых ситуациях
способность лица действовать волевым образом ограничена или вообще невозможна,
«то лишает субъекта, налогового права выбирать между правомерным и
противоправным поведением или осознавать противоправность своих действий
(бездействий).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|