Дипломная работа: Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Преимущества и недостатки налогообложения в режиме
упрощенной декларации и общеустановленного порядка представлены в таблице 6.
Таблица 6
Преимущества и недостатки налогообложения в режиме
упрощенной декларации и общеустановленного порядка [14; c.53]
Упрошенная
декларация |
Общеустановленный
порядок |
преимущества |
недостатки |
преимущества |
недостатки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Упрощенный
режим (УД) предусматривает исчисление КПН, социального налога и социальных
отчислений одной суммой |
Налог
уплачивается от суммы дохода без учета понесенных расходов |
КПН
уплачивается с налогооблагаемого дохода, то есть с учетом понесенных затрат |
Декларация
по общеустановленному режиму предусматривает исчисление и уплату только КПН
(ИПН) |
Ставка
налога 3 % для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц |
Ограничения
по численности работников и предельному доходу |
Ограничений
по численности работников и доходу нет |
Ставка
налога установлена фиксированная в размере 30% от налогооблагаемого дохода |
Нет
необходимости исчисления и уплаты авансовых платежей по КПН |
УД не
вправе применять ЮЛ, имеющие филиалы, представительства, дочерние организации
ЮЛ, налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения в
разных населенных пунктах |
При работе
по ОП таких ограничений нет |
Предоставляется
налоговая отчетность и уплачиваются авансовые платежи по КПН |
|
Есть
возможность корректировки налога в сторону уменьшения в зависимости от
средней заработной платы наемных работников |
Налоговый
период -
квартал
|
Налоговый
период -
календарный год
|
По ОП
такая корректировка не предусмотрена |
|
С УД на ОН
переход предусмотрен только при превышении установленной среднесписочной
численности работников и предельного дохода |
УД сдается
ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Декларация
сдается один раз в год до 31 марта года, следующего за отчетным |
С ОП на УД
можно перейти только после 2-х лет применения ОП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, в данном разделе был исследован порядок налогообложения юридических лиц, являющихся
субъектами малого и среднего бизнеса, применяющих общеустановленный и
упрощенный режимы налогообложения.
Казалось бы, в Налоговом кодексе уже заложены механизмы
работы по упрощенной декларации, предназначенные для
облегчения работы предприятий малого и среднего бизнеса. Однако данный механизм
не пользуется особой популярностью. Так, из 40 тыс. предприятий, имеющих
ежеквартальный доход до 25 млн тенге, в 2006 году упрощенной декларацией
воспользовалось всего 8 тыс. юридических лиц.
Предприятия малого и среднего бизнеса, проведя сравнение двух режимов –
общеустановленного и упрощенного, выбирают обычный режим, пусть даже и
сопряженный со сложной бухгалтерией, так как при этом они платят меньший
процент от выручки, чем предлагаемые режимом
упрощенного декларирования 3% от выручки.
В настоящее время для предприятий малого и среднего бизнеса
основными проблемами налоговой системы являются трудность оспаривания
неправомерных действий налоговых органов по отношению
к предпринимателям, высокие налоговые ставки, жесткие штрафы за малейшие
нарушения Налогового кодекса, которые очень легко допустить при сложной
многоступенчатой системе отчетности. Таким образом, малый и средний бизнес в
Казахстане и официальные налоговые органы все еще
живут в разных измерениях, пересекаясь только отчасти. Далее рассмотрим
основные проблемы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса.
Недостатки налоговой системы на протяжении ряда лет
занимают лидирующее положение среди проблем, препятствующих развитию малого
предпринимательства в Казахстане. Это свидетельствует либо о недостаточном
внимании к указанной проблеме со стороны соответствующих государственных
структур, либо об отсутствии возможности изменить положение дел в силу
существовавших социально-экономических условий. Однако в течение 2000-2007 гг.
был принят ряд законодательных актов, предусматривающих существенные изменения
в уплате налогов предприятиями малого и среднего бизнеса.
Проранжируем ряд основных проблем налогообложения,
препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Распределение
недостатков налоговой системы, препятствующих работе предпринимателей,
отличается для различных видов деятельности (таблица 7).
Таблица 7
Распределение недостатков налоговой системы,
препятствующих деятельности СМП, по отраслям, в %.
Недостатки налоговой системы, препятствующие деятельности
СМП |
Отрасль |
Обрабатывающая промышленность |
с/х |
торговля |
Услуги |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Частые изменения нормативно-законодательных актов |
18,1 |
22,3 |
19,7 |
18,9 |
Завышенные ставки налогов и сборов |
17,3 |
20,8 |
21,8 |
20,7 |
Большое количество налогов и сборов |
15,1 |
15,3 |
16,2 |
14,3 |
Трудности оспорить действия налоговой службы |
22,1 |
19,4 |
19,7 |
18,6 |
Недоступность внутренних инструкций |
9,1 |
12,5 |
9,9 |
11,0 |
Двусмысленность инструкций |
18,3 |
9,7 |
12,7 |
16,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно приведенным в таблице 7 данным два первых
места занимают такие проблемы, как трудность оспорить действия налоговой службы
и двусмысленность инструкций. Существуют две основные причины создавшегося
положения.
Во-первых, общий низкий уровень знания налогового
законодательства бизнесменами, что приводит не только к нарушениям, но и
формирует у предпринимателей мнение о невозможности выполнения всех требований
налогового законодательства.
Во-вторых, наличие относительно большого количества
подзаконных актов, зачастую регулирующих одну сферу деятельности и действующих
одновременно, а иногда и просто взаимоисключающих друг друга. Некоторые
работники налоговой службы пользуются этим и трактуют положения подзаконных
актов в зависимости от ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|