Дипломная работа: Управление финансовыми результатами (на примере государственного унитарного предприятия Главного управления исполнения наказаний Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области)
1) объем реализации в 2004
году по сравнению с 2003 годом увеличился на 29,4 % в оптовых ценах [((50 613 :
39 123) х 100) – 100 = 29,4 %] и на 27,3 % по полной себестоимости [((48 321 : 37
954) х 100) – 100 = 27,3 %];
2) объем реализации в 2005
году по сравнению с 2004 годом увеличился на 37,5 % в оптовых ценах [((69 574 :
50 613) х 100) - 100=37,5 %] и на 44,0 % по полной себестоимости [((69 564 : 48
321) х 100) - 100=44,0 %].
Это привело к увеличению суммы
прибыли в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 1 123 тыс. руб. (96,1 %) и к уменьшению
суммы прибыли в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 2 282 тыс. руб. (или на 99,6
%).
Для дальнейшего анализа необходимо
определить коэффициент изменения объема реализации в сопоставимых оптовых ценах
по сравнению с прошлым годом (K) и коэффициент
изменения объема реализации в оценке по полной себестоимости предыдущего года (k).
Найдем K2004-2003 и K2005-2004 с применением данных таблицы 3 по формуле
K = Q1.0 / Q0, (23)
где Q1.0 – фактический объем реализации за отчетный год в ценах
предыдущего года;
Q0 – объем
реализации за предыдущий год.
В нашем случае:
K2004-2003 = 39 677 : 39 123 = 1,0142,
K2005-2004 = 53 334 : 50 613 = 1,0538.
Также найдем k2004-2003 и k2005-2004 с применением данных таблицы 3 по формуле
k = S1,0 / S0, (24)
где S1,0 – полная себестоимость реализованных товаров, продукции,
работ, услуг за отчетный год в ценах и тарифах предыдущего года;
S0 – полная
себестоимость реализации предыдущего года.
В нашем случае:
k2004-2003 = 38 430 : 37 954 = 1,0125,
k2005-2004 = 51 928 : 48 321 = 1,0746.
Влияние изменения объема реализации
на сумму прибыли при оценке реализации продукции в оптовых ценах составило в 2004
году 17 тыс. руб. (1 169 х 1,0142 – 1 169), в 2005 году - 123 тыс. руб. (2 292 х
1,0538 – 2 292); а по полной себестоимости в 2004 году – 15 тыс. руб. (1 169 х 1,0125
– 1 169), в 2005 году – 171 тыс. руб. (2 292 х 1,0746 – 2 292).
На прибыль от реализации оказывают
влияние и сдвиги в структуре и ассортименте товаров, продукции, работ, услуг, поскольку
их рентабельность неодинакова. При увеличении доли изделий и видов работ, услуг
с рентабельностью выше средней по предприятию сумма прибыли увеличивается. Влияние
на прибыль изменения ассортимента и структуры реализации (оборота) по сравнению
с прошлым годом определим по формуле:
∆P = P1.0 - P0 * K1.2, (25)
где ∆P – прирост прибыли в результате изменения структуры и ассортимента
продукции;
P1.0 – прибыль, полученная от фактически реализованной продукции
в отчетном году в ценах и по себестоимости предыдущего года.
Таким образом, влияние этого
фактора при оценке объема реализации в оптовых ценах составил в 2004 году – 61 тыс.
руб. [1 247 – (1 169 х 1,0142)], в 2005 году – (-1 009) тыс. руб. [1 406 – (2 292
х 1,0538)]; а по полной себестоимости в 2004 году – 63 тыс. руб. [1 247 – (1 169
х 1,0125)], в 2005 году – (-1 057) тыс. руб. [1 406 – (2 292 х 1,0746)].
Таким образом, в результате
увеличения доли более рентабельной продукции в общем объеме реализации прирост прибыли
составил в 2004 году 61 тыс. руб. и 63 тыс. руб. А в 2005 году за счет увеличения
доли менее рентабельной продукции в общем объеме реализации произошло уменьшение
прибыли на 1 009 тыс. руб. и на 1 057 тыс. руб.
Необходимо учитывать и влияние
себестоимости на сумму прибыли. Это влияние можно определить путем сравнения величин
объема реализации отчетного года, рассчитанного по себестоимости отчетного и предыдущего
года:
∆S = S1 - S1,0, (26)
где ∆S – прирост (уменьшение) себестоимости;
S1 – фактическая полная себестоимость реализации отчетного года.
В нашем случае объем реализации
по полной себестоимости в 2004 году составил 48 321 тыс. руб., а по полной себестоимости
2003 года – 38 430 тыс. руб. В результате получен перерасход в сумме 9 891 тыс.
руб. Т.е. сумма прибыли уменьшилась за счет изменения этого фактора на 9 891 тыс.
руб. В 2005 году объем реализации по полной себестоимости составил 69 564 тыс. руб.,
а по полной себестоимости 2004 года 51 928 тыс. руб. В результате перерасход составил
17 636 тыс. руб. Т.е. сумма прибыли уменьшилась на 17 636 тыс. руб.
Величина прибыли так же находится
в прямой зависимости от изменения оптовых цен на товары, продукцию и тарифов на
работы и услуги. Влияние на прибыль изменения оптовых цен и тарифов определим путем
сравнения объемов реализованных в отчетном году товаров, продукции, работ, услуг
в действующих ценах и тарифах предыдущего года:
∆Q = Q1 – Q1,0, (27)
где ∆Q – прирост (уменьшение) прибыли;
Q1 – фактический объем реализации за отчетный год в действующих
ценах.
Так в результате изменения
цен и тарифов прибыль увеличилась в 2004 году на 10 936 тыс. руб. (50 613 – 39 677),
в 2005 году на 16 240 тыс. руб. (69 574 – 53 334).
Данные о влиянии факторов
на изменение прибыли от реализации товаров, работ, продукции, услуг за 2004-2005
гг. обобщим в таблице 2:
Таблица 2
Обобщение результатов факторного
анализа прибыли
Факторы изменения
прибыли |
Сумма прироста
(уменьшения) прибыли в 2004 году
по сравнению с
2003 годом,
тыс. руб.
|
Сумма прироста
(уменьшения) прибыли в 2005 году
по сравнению с
2004 годом,
тыс. руб.
|
в оптовых ценах |
по полной себестоимости |
в оптовых ценах |
по полной себестоимости |
1. Изменение объема
реализации товаров, продукции, работ, услуг |
+17 |
+15 |
+123 |
+171 |
2. Изменение структуры
и ассортимента |
+61 |
+63 |
-1009 |
-1057 |
3. Изменение полной
себестоимости объема реализации |
-9891 |
-9891 |
-17636 |
-17636 |
4. Изменение оптовых
(отпускных) цен и тарифов |
+10936 |
+10936 |
+16240 |
+16240 |
Итого |
+1123 |
+1123 |
-2282 |
-2282 |
Таким образом, фактический
прирост прибыли в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 1 123 тыс. руб. Это
произошло за счет повышения оптовых (отпускных) цен (+10 936 тыс. руб.), сдвигов
в структуре и ассортименте продукции (+61 тыс. руб. и +63 тыс. руб.) при одновременном
увеличении прибыли за счет прироста объема реализации (+17 тыс. руб. и +15 тыс.
руб.).
В 2005 году по сравнению с
2004 годом произошло уменьшение прибыли на 2282 тыс. руб. На это оказали влияние
увеличение полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг (-17
636 тыс. руб.), сдвиги в структуре и ассортименте продукции (-1 009 тыс. руб. и
-1 057 тыс. руб.).
2.2.3
Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационных
операций
Данный анализ играет немаловажную
роль во всей совокупности анализа финансовых результатов. Для анализа финансовых
результатов от прочей реализации и внереализационной деятельности источником информации
будут данные формы бухгалтерской отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а
также данные аналитического бухгалтерского учета.
Для проведения анализа воспользуемся
данными таблиц Приложений А, Б.
Как видно из таблиц, в 2004-2005
гг. у предприятия не было дополнительных источников прибыли, т.к. сумма прочих операционных
доходов по предприятию равна «0».
Сумма прочих операционных
расходов с каждым годом уменьшалась. Так в 2004 году по сравнению с 2005 годом она
уменьшилась на 247 тыс. руб., но в тоже время доля их в общем объеме прибыли увеличилась
на 9,4 %. В 2005 году уменьшение суммы прочих операционных расходов составило 203
тыс. руб. или 69,8 %. Данные расходы сложились от списания основных средств пришедших
в негодность, материальных ценностей.
Необходимо отметить, что на
предприятии в 2005 году прирост прибыли значительно уменьшился - на 5 382 тыс. руб.:
за счет процентов подлежащих уплате по займам и кредитам – на 290 тыс. руб., за
счет пеней, штрафов по налогам и сборам подлежащих уплате в бюджет – на 5 092 тыс.
руб.
Иная ситуация обстоит с результатами
от внереализационной деятельности. Так как внереализационная деятельность появилась
в 2004 году, то анализ можно провести только за 2004-2005 гг. Анализируя этот период
можно сказать, что в 2004 году произошло уменьшение прироста прибыли на 505,3 %
за счет наличия лишь внереализационных расходов (1 713 тыс. руб.).
В 2005 году наблюдается подъем
внереализационных доходов (+9 976 тыс. руб.) - 276,2 % в общем объеме прибыли. В
тоже время произошло снижение прибыли на 758 тыс. руб. или на 478,9 % за счет внереализационных
расходов.
В результате чего прирост
прибыли составил 9 021 тыс. руб. (9 976 – 955 = = 9 021). Этому способствовали следующие
факторы: прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, списание кредиторской
и дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также суммы,
причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением хозяйственных
договоров.
2.3
Анализ показателей рентабельности деятельности предприятия
Показатели рентабельности
характеризуют относительную доходность или прибыльность товаров, продукции, работ,
услуг, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества. Таких показателей
существует несколько. Рассмотрим некоторые из них.
2.3.1
Анализ рентабельности оборота предприятия. Анализ рентабельности
продукции
Для расчета рентабельности
реализации (оборота) за 2003-2005 гг. воспользуемся финансовым планом предприятия,
формами бухгалтерской отчетности № 1 и № 2, учетными регистрами. Используя указанные
источники информации, для анализа рентабельности оборота на исследуемом предприятии
составим таблицу 3.
Таблица 3
Расчет рентабельности оборота
ГУП «УТ 389/29 ГУИН МЮ РФ по Свердловской области»
Показатель |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
1. Выручка, тыс.
руб. |
39123,0 |
50613,0 |
69574,0 |
2. Себестоимость,
тыс. руб. |
37954,0 |
48321,0 |
69564,0 |
3. Прибыль, тыс.
руб. |
1169,0 |
2292,0 |
10,0 |
4. Рентабельность
оборота, % |
2,99 |
4,53 |
0,01 |
Из таблицы 3 видно, что в
2004 году рентабельность оборота на предприятии составила 4,53 %, а в 2003 году
– 2,99 %. Увеличение произошло в 2004 году на 1,54 %. Это положительно характеризует
ведение хозяйства в 2004 году. Улучшения произошли за счет повышения спроса на продукцию,
работы, услуги (изменения в структуре и ассортименте продукции, ценовая политика
предприятия в отношении отдельных видов продукции, работ, услуг), оценка конкурентоспособности
выпускаемой продукции на рынке, использование более усовершенствованных технологий
в производстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|