Курсовая работа: Бюджетная система Российской Федерации
Доходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты,
в январе - сентябре 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового
бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на указанный период 2010 года Федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2010 год". Сверх утвержденного объема
получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам
за январь - сентябрь 2010 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых
бюджетных назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым
бюджетным фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.
Налоги и иные платежи, контролируемые Министерством Российской
Федерации по налогам и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 667130,7 млн.
рублей, что составляет 60,3 % от общего объема поступивших в январе - сентябре 2010
года доходов федерального бюджета, Государственным таможенным комитетом Российской
Федерации - 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством имущественных отношений
Российской Федерации - 18082,8 млн. рублей (1,6 процента).
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы
федерального бюджета в январе - сентябре 2010 года в номинальном выражении увеличились
на 323336,2 млн. рублей, или на 41,3 процента. В сопоставимых ценах они возросли
соответственно на 15,2 процента. При этом их доля в объеме ВВП выросла на 1,6 процента.
Анализ основных характеристик федерального бюджета за ряд лет
свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в
объеме ВВП. В январе - сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета
в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 2010 год". Причем в общем объеме расходов федерального
бюджета нарастает доля процентных расходов, которая составила в январе - сентябре
2010 года 22,7 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 2010 год".
Наличие остатков средств федерального бюджета в объеме 173923,7
млн. рублей (по состоянию на 1 января 2010 года), доходы федерального бюджета в
объеме 1106514,4 млн. рублей позволяли исполнить установленные бюджетной росписью
на девять месяцев 2010 года расходы федерального бюджета в полном объеме.
Однако расходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной
палаты, исполнены лишь в объеме 928903,6 млн. рублей, что составляет 77,8 % от показателя,
утвержденного федеральным бюджетом на год, и 93,8 % от показателя, установленного
бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.
Исполнение расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно
и непропорционально как по разделам и подразделам функциональной классификации расходов
бюджетов Российской Федерации, так и по субъектам ведомственной структуры расходов
федерального бюджета.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета, направленных
на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, воспроизводство научного
потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было
определено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной
политике на 2010 год и на среднесрочную перспективу". Расходы бюджета на развитие
реального сектора экономики составили всего 80,6 % от соответствующего показателя
бюджетной росписи на девять месяцев 2010 года.
На недостаточном уровне осуществлено финансирование отдельных
федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов.
В ходе исполнения бюджета кредиторская задолженность возросла
по сравнению с 1 января 2010 года на 8,8 млрд. рублей и составила по состоянию на
1 июля 2010 года 92,8 млрд. рублей. При этом дебиторская задолженность бюджетополучателей
на 1 января 2010 года составляла 61,8 млрд. рублей.
Анализ объемов финансирования расходов федерального бюджета и
их исполнения в январе - сентябре 2010 года позволяет сделать вывод о том, что средства
федерального бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств,
в полном объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах
бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального казначейства
(по состоянию на 1 апреля 2010 года - 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года
- 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года - 85524,8 млн. рублей).
Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на
всех счетах по учету средств федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию
на 1 октября 2010 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального
бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют
об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными
финансами, в том числе повышения качества бюджетного планирования и организации
исполнения федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального
бюджета.
2.3 Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах
Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны,
на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой
- на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:
1) Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов
стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью
прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые
товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов
сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала
резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов
и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской
экономики.
В период 2010-2012 годов в рамках достижения этой цели необходимо
решение следующих задач:
а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего
спроса и решения острых социальных проблем.
б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии
и после кризисного периода.
2) Обеспечение среднесрочной и долгосрочной макроэкономической
и бюджетной устойчивости.
В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким
сокращением ресурсов - это касается текущих доходов и накопленных ранее резервов.
В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с
одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой
стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному
росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный
долг.
3) Повышение эффективности расходов бюджета
Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей
стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности
государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики
и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим
направлениям:
а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно
в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений
по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому
экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится "тяжёлым грузом"
на бюджетную систему.
б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном
процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную
систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены
на решение острых социальных и экономических проблем.
в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение
его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно
образования и здравоохранения.
г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых
программ и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях,
многие важные программы не могут быть реализованы.
4) Повышение эффективности налоговой системы
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами
государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится
для правительства первоочередной задачей.
На сегодняшний день государственная политика в области расходов
привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики
в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики
в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение
налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно
высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство
столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники
его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.
5) Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень
жизни пенсионерам
Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет
повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых
будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации
- переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами
до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный
капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год "советского"
трудового стажа до 1991 года.
6) Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию
стабильности банковской системы
В ближайшее время функционирование банковского сектора будет
определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также
существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.
В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства
Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание
стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно
Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на
плановый период 2011 и 2012 годов
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на
плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного
послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах
(таблица 4.1).
В 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального
бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным
его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета
в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния,
в 2011-2012 годах - иные источники финансирования дефицита федерального бюджета
(таблица 4.2).
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном
фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году
(более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном
объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически
исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится
с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица
4.3)
Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального
благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в
финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013
года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая
общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом
прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета
общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить
в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году - 2,7% к ВВП, в 2012 году - 1,6 % к ВВП.
2.4 Баланс федерального бюджета и источники финансирования
дефицита
В текущем году практически весь объем дефицита финансируется
за счет средств Резервного фонда. Большая часть дефицита следующего года также финансируется
за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального
благосостояния.
Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета
приведена на рис.4.1 и 4.2.
Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального
бюджета приведет к тому, что он окажется практически полностью исчерпан. В 2011-2012
годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать
в него в течение года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального
бюджета.
Предполагаемое использование средств Фонда национального благосостояния
на финансирование части трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд при
отсутствии пополнения фонда также ведет к постепенному снижению объемов фонда. При
дальнейшем использовании фонда в таких объемах он может быть исчерпан полностью
уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы.
В этой связи необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы
при одновременном достойном уровне пенсионного обеспечения.
Политика в области государственного долга Российской Федерации
на 2010 - 2012 годы будет направлена на:
обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении
достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
активное использование инструмента выдачи государственных гарантий
Российской Федерации.
Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований
станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга,
выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и
доходности на рынке государственных ценных бумаг.
В 2010 - 2012 годах показатели доходности по государственным
ценным бумагам ожидаются на уровне, близком к сформировавшемуся в настоящее время.
Возможный рост доходности по рублевым инструментам может быть вызван факторами,
связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных
резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках
за рубежом.
Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации
составят в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году - 487,3 млрд. рублей и в 2012
году - 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального
бюджета увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году (рис.4.3).
Законопроект предлагает установить в Бюджетном кодексе РФ норму
зачисления в федеральный бюджет 100 % доходов от налога на добычу полезных ископаемых
(НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефти и газового конденсата). Централизация
доходов от НДПИ на углеводородное сырье приведет к увеличению доходов федерального
бюджета в 2010 году не менее чем на 46,5 млрд руб., в 2011 году - не менее чем на
50,9 млрд руб., в 2012 году - не менее чем на 55 млрд руб., отмечается в пояснительной
записке к законопроекту.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в закон "О
Центральном банке РФ", касающиеся увеличения в 2010-2012 годах нормы перечисления
в федеральный бюджет прибыли, полученной Банком России, с 50 % до 75 %. Это, по
данным Минфина России, позволит получать ежегодно 20 млрд руб. доходов в федеральный
бюджет.
Также правительство РФ предлагает в период с 1 января 2010 года
по 1 февраля 2012 года зачислять доходы от управления средствами Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния в федеральный бюджет, а не направлять их на
формирование этих фондов, как предусмотрено действующим законодательством. Эта мера
дополнительно принесет 77,9 млрд руб. в 2010 году, 86,4 млрд руб. в 2011 году и
25,6 млрд руб. в 2012 году.
Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче
нефти может быть увеличена с 2012 года на 6,5%, с 2013 года - на 5,4.
Данная мера позволит сгладить последствия для бюджета от различных
льгот и налоговых каникул по НДПИ на нефть и при этом осуществить "реальную
дифференциацию этого налога, которая подразумевает не только снижение налога для
месторождения, где разработка связана с повышенными затратами, но и увеличение налога
для месторождений, где затраты не столь высоки".
Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемая
при добыче природного газа, с 2011 года может быть увеличена на 61%.
Принятие мер в области НДПИ на газ приведет к росту доходов бюджета
в 2011 году на 51,2 млрд рублей, в 2012 году - на 60,4 млрд рублей, в 2013 году
- на 69,1 млрд рублей.
В соответствии с материалами Минфина о дополнительных доходах
федерального бюджета в 2011-2013 годах, ставка НДПИ на газ в 2011 году увеличится
в 1,61 раза, в 2012 году - в 1,06 раза, в 2013 году - в 1,054 раза.
Акцизы на бензин в РФ могут быть увеличены на 1 рубль на 1 литр в 2011, 2012 и 2013 годах.
Увеличение будет идти к тем ставкам, которые установлены сейчас
в Налоговом кодексе. Акцизы на бензин третьего класса повысятся с 4 тыс.302 рублей
за тонну до 5 тыс.672 рублей за тонну. Повышение акцизов на бензин, дизельное топливо,
моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году
в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году - 105 млрд рублей, в 2013 году - более
105 млрд рублей.
Дополнительные доходы федерального бюджета РФ от принятия налоговых
и неналоговых мер, которые предлагает Минфин, в 2011-2013 годах могут составить
более 1 трлн рублей, сообщил глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина РФ Илья Трунин журналистам в среду.
Акцизы на табачные изделия в 2011-2013 годах будут расти на 30-40%
в год.
Как отмечается в материалах Минфина РФ, в 2011 году ставка акциза
на сигареты с фильтром может быть установлена на уровне 280,4 рубля за 1 тыс. штук,
в 2012 году - 360 рублей, в 2013 году - 460 рублей. На сигареты без фильтра ставки
акцизов могут быть установлены на уровне 250 рублей за 1 тыс. штук, 360 рублей и
460 рублей соответственно.
В результате выполнения этих предложений в федеральный бюджет
в 2011 году поступит дополнительно 20,1 млрд рублей, в 2012 году - 34,7 млрд рублей,
в 2013 году - 49,6 млрд рублей.
Заключение
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного
продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования
и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной
системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть
важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются
его экономической политикой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|