Курсовая работа: Бюджет государства и его роль в реализации социальной политики
Снижение
прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011–2013
годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими по сравнению с темпами
роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению
к рублю и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального
бюджета к ВВП в 2011–2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с
прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Предельный объем расходов федерального бюджета
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза
поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с
учетом сокращения его размера в 2011–2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП.
В номинальном
выражении в 2011–2013 годах планируется рост объема расходов федерального
бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по
сравнению с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3
процентов. В реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется
только в 2013 году (таблица 3).
Таблица 3. Динамика расходов федерального
бюджета, млрд. рублей
Показатель
2008 год
2009 год
2010 год
проект
2011 год
2012 год
2013 год
Расходы (предельный объем)
7 570,9
9 660,1
10 232,8
10 658,6
11 237,9
12 175,6
%% к ВВП
18,3
24,7
22,7
21,2
20,1
19,7
в том числе условно утверждаемые
419,3
798,4
%% к общему объему расходов
3,7
6,6
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей
1 584,3
2 089,2
572,7
425,8
579,3
937,7
% (в номинальном
выражении)
26,5
27,6
5,9
4,2
5,4
8,3
% (в реальном выражении)
11,6
17,3
– 1,9
– 2,2
– 0,5
2,7
Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет
покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от
приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, в 2012 и
2013 годах – за счет средств от приватизации федерального имущества и
государственных заимствований.
В связи с
использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на
финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением
нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010–2013 годах в полном объеме на
покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010–2013 годах не планируются.
Средства
Фонда национального благосостояния в качестве источника финансирования дефицита
федерального бюджета в 2011–2013 годах планируется использовать в объеме,
равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан, что
позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда для финансового обеспечения
устойчивости пенсионной системы.
Таким
образом, в связи с исчерпанием Резервного фонда и реализацией взвешенной
политики по использованию средств Фонда национального благосостояния, направленной
на обеспечение безусловного исполнения обязательств Российской Федерации,
прежде всего в сфере пенсионного обеспечения граждан, финансирование дефицита
федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет
государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной
собственности (таблица 4):
Таблица 4. Иные
источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. рублей