Курсовая работа: Бюджетное финансирование
Курсовая работа: Бюджетное финансирование
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
1.1 Экономическое содержание и функции бюджета
государства
1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и
принципы организации
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений
в РФ в современных условиях
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ
БЮДЖЕТОВ
2.1 Бюджетное финансирование: понятие и принципы
2.2 Местный бюджет: понятие, структура, принципы
формирования
2.3 Реализация финансовых основ Федерального Закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ
БЮДЖЕТОВ
3.1 Особенности формирования и исполнения местных
бюджетов в 2005 – 2009 годах
3.2 Экономическая основа местного самоуправления
г.Брянска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Государство, выражая
интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и
осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную,
экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства
взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования
социально-экономических процессов используются налоговый, финансово-кредитный и
ценовой механизмы. В 1991 г. Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс
продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы
общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика.
Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к рыночному
хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования, т.е.
вмешательства государства в экономические процессы в обществе. В данной работе
рассматривается влияние государства на экономические процессы посредством
такого механизма, как бюджетное финансирование, а особенности этого процесса прослеживаются
на примере финансирования местного самоуправления и местных бюджетов.
В октябре 2005 года был принят Федеральный закон №129-ФЗ,
установивший переходный период по реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до
1 января 2009 года. В конце декабря были приняты Федеральные законы № 98-ФЗ и
199-ФЗ, которые ввели целый ряд особенностей осуществления бюджетного процесса
на муниципальном уровне. Минфин России провел мониторинг работы субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований по формированию
нормативно-правовых организационных основ функционирования местных бюджетов в
новых условиях. Результаты мониторинга показали, что, к сожалению, не все
мероприятия, необходимые для эффективного функционирования местных бюджетов,
были проведены в полном объеме.
Актуальность исследования – проблема бюджетного
финансирования экономики муниципального образования обусловлена тем, что в ходе
реализации ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ» радикально изменены
организационно-экономические, финансовые и правовые условия местного
самоуправления. Сегодня
бюджеты МСУ в основной массе формируются от достигнутого уровня, исходя из
субъективных факторов. Созданная система межбюджетных
отношений не стимулирует муниципалитеты ни к развитию производств на своей
территории, ни к наращиванию налоговой базы.
Таким образом, цель
данной работы - рассмотреть особенности бюджетного финансирования экономики
муниципального образования на примере г. Брянска. В соответствии с целью
исследования были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическое
содержание и функции бюджета, бюджетный процесс, его содержание, задачи и
принципы организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в
современных условиях
- рассмотреть особенности
бюджетного финансирования муниципальных образований, особенности формирования и
исполнения местных бюджетов, наиболее перспективные способы финансового
оздоровления и государственного регулирования экономики муниципальных
образований.
- дать характеристику
экономического состояния муниципального образования – г.Брянска и проблем его
развития, проанализировать особенности формирования местного бюджета, провести
анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности и особенности
государственного регулирования.
При написании дипломной
работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные
Законы, Инструкции Госналогслужбы РФ, литература экономистов-теоретиков,
инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а также данные
годовых отчетов и статистические данные по Брянской области.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
1.1 Экономическое содержание и
функции бюджета государства
Основу финансовой базы государственного регулирования
рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального
правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.
Государственный бюджет - это счетный план государства, позволяющий
контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и
займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно
бюджетной росписи расходов - с другой. Роспись государственных доходов и
расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном
порядке.
Смысловым содержанием бюджета являются налоги и займы. Именно
они определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства,
концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены
законами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений и займов зависят
от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества.
Бюджет - это во многом искусство, искусство вести учет
финансового хозяйства и контролировать рациональность расходования
государственных ресурсов. Без доходных источников нет бюджета, тогда как
потребности в самих этих источниках существуют всегда. Данные потребности удовлетворяются
через налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный
бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд,
аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый
государством для осуществления своих функций [6. с. 12-21].
Таким образом, все экономические проблемы в бюджете
предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых и
кредитных отношений, которые зависят от производства и обмена и имеют
объективную экономическую природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные
процессы бюджета связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых,
важнейшим вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений
как единого системного комплекса. В государственном бюджете органически увязаны
все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в
бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой
государством политике.
С чего начинается формирование бюджета - с доходов или
расходов? Классик политической экономии английский экономист А. Смит в своей
книге «Исследование о природе и причинах богатства» (1776) указывал, что
формирование бюджета должно начинаться с определения расходов государства. К
таковым он относил расходы на оборону, расходы на отправление правосудия и
расходы на общественные работы и общественные учреждения. Последние
предполагали содействие торговле общества, расходы на учреждения для
образования юношества и расходы на учреждения для образования людей всех
возрастов. К расходам государства А. Смит относил также и затраты на
поддержание достоинств государя, размеры которых колеблются в зависимости от
периодов развития и форм управления (двор короля обходится дороже, чем
резиденция бургомистра).
Государственные расходы, по мнению А. Смита, имеют две
особенности. Во-первых, допустимы только те расходы государства, которые
отвечают интересам общества. Это делает государство «дешевым», экономически
необременительным для населения. Во-вторых, как театр начинается с вешалки, так
и государственный бюджет - с расходов. Для формирования бюджета государство
должно сначала определить требуемые расходы и только потом, какими доходами оно
может их покрыть.
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если
расходы бюджета превышают доходы, налицо бюджетный дефицит [6. с. 12-21].
Доходная часть государственного бюджета образуется в основном
за счет налогов и займов. Расходная часть государственного бюджета развитых
стран включает расходы на содержание вооруженных сил и государственного
аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное
обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по
государственному долгу.
Исторически структура государственных расходов определялась
потребностями в конкретных условиях. Так, Первая и Вторая мировые войны вызвали
увеличение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов
оказывали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых
странах они являлись главной причиной роста государственных расходов. В
настоящее время доля государственных расходов в ВНП в США составляет 36%,
Японии - 33, Германии - 46, Англии - 43, Франции и Италии - 50, Канаде - 44,
Швеции - 60%.
Структура государственных расходов развитых стран в
современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре
федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные - 47,3,
хозяйственные - 6,7, выплаты процентов по государственному долгу - 13,7%. В
других странах смешанной экономики социальная сфера поглощает свыше 50%
бюджетных расходов. Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в
развитых странах имеются существенные различия, связанные с масштабом
государственного сектора.
Например, в европейских странах, где удельный вес
государственного сектора до недавнего времени был велик, большая часть
государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие
национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения
составляли 10-20% всех инвестиций. Приватизация национализированных предприятий
сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения
субсидий частному сектору.
Бюджетная система выполняет три функции:
1) фискальная функция означает создание финансовой базы
функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него
собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
2) функция экономического регулирования - это использование
государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей
экономической политики;
3) социальная функция предполагает использование
государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Бюджетная политика государства должна строиться на синтезе
рыночного и государственного механизмов регулирования [6. с. 12-21].
Использование государством бюджета в качестве одного из
рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На
протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального
бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не
требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка
«естественного порядка». Считалось, что нормальное функционирование финансов и
есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто
финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).
Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета
имела свои недостатки: а) ограничивала размах экономических операций, время их
проведения; б) снижала эффективность экономических операций, т.к. налоговые
льготы предприятиям зачастую уравновешивались действенными с финансовой, но не
с экономической точки зрения операциями; в) снижала и эластичность
государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение
экономической обстановки; г) сокращение государственных расходов в период спада
увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к
«перегреву» экономики.
Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета
впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по
стабилизации экономики. В основе его лежит концепция, согласно которой
формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и
экономическую сторону дела. Причем последней отдается предпочтение. Главное -
сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической
стабильности может сопровождаться и профицитом бюджета, и возрастанием
бюджетного дефицита. Согласно этой концепции решить проблему дефицита в
долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической
стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике.
Бюджетная классификация — это обязательная группировка
доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. Бюджетная
классификация используется при планировании и исполнении бюджетов, ведении
учета и составлении отчетности. На основе бюджетной классификации
обеспечивается: единообразие составления проектов бюджетов всех уровней, сопоставимость
показателей, учет и контроль за поступлением доходов и расходованием средств
согласно утвержденным показателям. Для обработки данных бюджетной классификации
средствами ИВТ установлена система кодирования показателей. Группировочным
признаком доходов являются источники формирования каждого из них, а у расходов
- направления финансов на выполнение функций органов государственной власти и
местного самоуправления [6. с. 12-21].
Таким образом:
- Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения
общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой
экономическую форму образования и использования основного централизованного
фонда денежных средств государства.
- Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на
показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год.
Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами
общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой
и бюджетно-финансовой политикой государства.
- Доходы бюджета представляют собой финансовые каналы
аккумуляции в бюджетной системе страны значительной части денежных поступлений,
выражающих экономические отношения между государством (органами власти), с
одной стороны, и юридическими лицами и гражданами, с другой.
- Экономическое содержание доходов бюджета определяется
объектами денежных отношений, являющихся источниками формирования доходной базы
бюджетной системы: ВВП, части которого в форме прибыли и заработной платы
выступают источником безвозмездного формирования (посредством налогового
механизма) бюджетных доходов; национальное богатство, часть которого служит
источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством механизмов
приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, реализации
золотовалютных резервов; временно свободные денежные средства предприятий, и
сбережения населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в
кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке ценных бумаг,
получения кредита, под залог государственного пакета акций крупных предприятий
для пополнения бюджетных доходов), иностранный финансовый капитал, привлекаемый
государством на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения
займов от отдельных государств, либо международных финансово-кредитных
учреждений для пополнения бюджетных доходов).
- Экономическая сущность
бюджетных расходов по их общественному назначению отражает состав выполняемых
государством функций. В зависимости от роли в процессе общественного
воспроизводства бюджетные расходы подразделяются на текущие (связаны с
обеспечением функционирования) и капитальные (финансовые вложения в основной
капитал и прирост материальных оборотных средств).
1.2 Бюджетный процесс, его
содержание, задачи и принципы организации
Выполнение государством возложенных на него функций связано с
наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это, в свою очередь, требует
концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В
ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые
отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных
ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной
политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.
Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и
территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и др.
областях финансов.
Финансово-бюджетная политика - это совокупность действий и
мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений
для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области
финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор
направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной
системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования
экономических и социальных процессов. Финансово-бюджетная политика
осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по
мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного
процесса. Совокупность действий исполнительных и представительных органов
власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению
бюджетной системой и есть бюджетный процесс.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно
определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству
Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями
соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности
финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк
России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты РФ и субъектов РФ)
[9. с. 106-114].
В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время
совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря и
совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса
значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается
время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного
контроля и других действий. Органы, наделенные в соответствии с
законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями
участников бюджетного процесса, осуществляют этот процесс. Такими полномочиями
наделены:
- органы представительной и исполнительной власти;
- финансовые и налоговые органы;
- органы денежно-кредитного регулирования и органы
государственного финансового контроля;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают
проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти
осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов,
внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти,
исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов. Банк РФ
совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение
Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики
государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных
целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|