Курсовая работа: Целевое использование нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ
Курсовая работа: Целевое использование нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ
Оглавление
Введение
Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета
1.1 Нефтегазовый дефицит федерального
бюджета и нефтегазовый трансферт
1.2 Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми
доходами федерального бюджета
Глава 2. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния
2.1 Резервный фонд
2.2 Фонд национального благосостояния
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность.
Общей предпосылкой для
создания Стабилизационного фонда РФ являлась высокая зависимость экономики и
финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы.
Вследствие этого основные бюджетные и макроэкономические параметры в
значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой
внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть. Преобразование
в соответствии с Законами 2007 г. N 63-ФЗ и 247-ФЗ[1]
Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
исходит из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость
бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд
национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа,
которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над
отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования
расходов федерального бюджета. Такое разделение потребовало иного
структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и нефтегазовые
доходы.
Особая
природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима
управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической
стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании
устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на
длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких
макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина
государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
Степень разработанности темы исследования. В современных
исследованиях проблемам использования нефтегазовых доходов федерального бюджета
РФ уделяется еще недостаточно внимания. Можно выделить статью Данилина М.В. ″Изменение
в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального
благосостояния″ (2008г.)[2], постатейные комментарии
к Бюджетному кодексу РФ[3], различные статьи с
официального сайта Минфина, в том числе информационные сообщение об
использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета[4].
Цель исследования. Проведение анализа использования нефтегазовых доходов федерального
бюджета РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
понятия нефтегазового дефицита федерального бюджета и нефтегазового трансферта;
- исследовать учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами
федерального бюджета;
- рассмотреть формирование Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния.
Объект исследования. Использование нефтегазовых доходов федеральным бюджетом.
Предмет исследования. Финансового обеспечения нефтегазового
трансферта, а также формирования Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния.
В процессе написания
представленной курсовой работы были использованы общенаучные методы анализа и
синтеза, а также такие частно-научные методы как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и
списка использованных источников информации.
Глава 1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета
1.1
Нефтегазовый
дефицит федерального бюджета и нефтегазовый трансферт
Статья
96.7. Бюджетного кодекса РФ[5] вводит понятие нефтегазового
дефицита федерального бюджета, представляющего собой разницу между объемом
доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального
бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в
соответствующем финансовом году.
Иначе
говоря, нефтегазовый дефицит федерального бюджета - это превышение расходов
федерального бюджета над доходами федерального бюджета, не являющимися
нефтегазовыми доходами и доходами от управления средствами Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния. А проще - разность между доходами, не
зависящими от нефти и газа, и расходами.
В
пункте 1 ст. 92 Бюджетного кодекса установлено, что дефицит федерального
бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового
дефицита федерального бюджета.
Как
отмечалось в пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете
на 2008 - 2010 гг., важным фактором, который необходимо учитывать при оценке
принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, является предстоящее
снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих
тенденций:
1) в
ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа
будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год. Это
приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам
Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21% в 2006 г. до 14,9% в
2010 г. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в
последующие годы;
2)
продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя и более
медленными темпами, чем в предыдущие годы);
3)
прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл. США в 2006 г. и 55 долл. США в
2007 г. до 50 долл. США в 2010 г.
В
результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета.
Так, если в 2007 г. нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП,
то в 2010 г. они сокращаются до 5,3% ВВП[6].
Согласно
долгосрочному прогнозу к 2025 г. поступления в федеральный бюджет могут
сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно
высоких цен на нефть - 40 - 50 долл. США в ценах 2006 г.) до уровня менее 4%
ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться
увеличением базы нефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости
налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем
налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5
пунктов ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением
налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного
долга[7].
Использование
концепции "нефтегазового баланса бюджета" позволит обеспечить
стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний
внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую
устойчивость.
Норма
п. 2 статьи, согласно которой нефтегазовый дефицит федерального бюджета не
может превышать 4,7% ВВП, закреплена с учетом нормы п. 2 ст. 96.8 Бюджетного
кодекса, согласно которой величина нефтегазового трансферта на соответствующий
финансовый год утверждается в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% ВВП, и
нормы п. 3 ст. 94 Бюджетного кодекса, согласно которой общий объем источников
финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием
средств Резервного фонда, не может превышать 1% ВВП. Причем как норма п. 2
статьи 96.8, так и норма п. 2 ст. 96.8 Кодекса вступают в силу только с 1
января 2011 г.
С
учетом переходных положений Закона 2007 г. N 63-ФЗ[8]
нефтегазовый дефицит федерального бюджета не должен превысить: 7,1% ВВП в 2008
г., 6,5% ВВП в 2009 г. и 5,5% ВВП в 2010 г. При этом Закон о федеральном
бюджете на 2008 - 2010 гг. принят из расчета планируемого нефтегазового
дефицита бюджета в размере 6,6% ВВП в 2008 г., 5,9% ВВП в 2009 г. и 5,3% ВВП в
2010 г.
3.
Источниками финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета согласно
п. 3 статьи 96.8 являются нефтегазовый трансферт (т.е. средства нефтегазовых
доходов федерального бюджета и средства Резервного фонда) и источники
финансирования дефицита федерального бюджета.
Размер
нефтегазового трансферта устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 96.8 Бюджетного
кодекса. С учетом нормы п. 3 ст. 94 Кодекса размер иных источников покрытия нефтегазового
дефицита федерального бюджета не может превышать 1% ВВП (при принятии Закона о
федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. размер прочих источников, нежели
нефтегазовый трансферт, планировался как 0,5 - 0,8% ВВП).
В
пункте 1 статьи 96.8 Бюджетного кодекса определено понятие "нефтегазовый
трансферт": часть средств федерального бюджета, используемых для
финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых
доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Причем Резервный фонд
согласно п. 1 ст. 96.9 Кодекса используется для осуществления нефтегазового
трансферта только в случае недостаточности нефтегазовых доходов для этих целей.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Кодекса объем нефтегазового трансферта относится
к основным характеристикам федерального бюджета.
В
соответствии с п. 2 статьи 96.8 величина нефтегазового трансферта на
соответствующий финансовый год подлежит утверждению в абсолютном размере
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и
плановый период.
При
этом установлено, что абсолютный размер величины нефтегазового трансферта на
финансовый год исчисляется как 3,7% ВВП. Во взаимосвязи с данной нормой
находятся положение п. 2 ст. 96.7 Кодекса, согласно которому нефтегазовый
дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, и п. 3 ст. 94
Кодекса, согласно которому общий объем источников финансирования дефицита
федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда,
не может превышать 1% прогнозируемого ВВП.
Нормы
п. 2 статьи 96.8 и п. 2 ст. 96.7 Кодекса вступают в силу только с 1 января 2011
г. До указанной даты объем нефтегазового трансферта в соответствии с Законом
2007 г. N 63-ФЗ[9] утверждается федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в
размере, не превышающем:
в
2008 г. - 6,1% прогнозируемого на 2008 г. объема ВВП;
в
2009 г. - 5,5% прогнозируемого на 2009 г. объема ВВП;
в
2010 г. - 4,5% прогнозируемого на 2010 г. объема ВВП.
В
пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на
2008 - 2010 гг. указывалось, что максимальный ежегодный размер трансферта 3,7%
ВВП позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный,
даже при низком уровне цен на нефть, уровень расходов бюджета, а с другой
стороны, соответствует цели создания Фонда национального благосостояния -
обеспечивает стабильность бюджетной политики и позволяет поддерживать Резервный
фонд на случай резких перепадов цены, а при благоприятных сценариях - и
накапливать средства в Фонде национального благосостояния. Учитывая это,
предложено на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта
в размере 3,7% ВВП, а в "переходный период" в 2008 - 2010 гг. - с
понижением с 6,1% до 4,5% пропорционально снижению нефтегазовых доходов (см.
комментарий к ст. 96.6 Кодекса) примерно на четверть (с 6,8 до 5,2% ВВП). При
этом отмечено, что поддержание более высокого уровня трансферта (4,5% и 5% ВВП)
на длительную перспективу ведет к тому, что уже в ближайшие десять лет
произойдет значительное расходование ранее накопленных средств даже при среднем
уровне цен на нефть.
На
2008 - 2010 гг. объем нефтегазового трансферта утвержден на 2008 г. в сумме
2135,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 2103,6 млрд. руб. и 2016,0 млрд. руб.
соответственно[10].
1.2
Учет и
отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета
Пункт
1 статьи 96.12 Бюджетного кодекса предписывает вести учет средств нефтегазовых
доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета,
открытых Федеральному казначейству в Банке России. Раздельный учет нефтегазовых
(сырьевых) и нефтегазовых доходов федерального бюджета является составной
частью методологии ″нефтегазового баланса″, подлежащей
использованию в бюджетном планировании в соответствии с комментируемой главой.
В
соответствии с п. 2 статьи 96.12 Бюджетного кодекса осуществляется
использование остатков средств федерального бюджета на начало текущего
финансового года в объеме поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного
финансового года (к данной норме отсылает и п. 4 ст. 94 Кодекса, определяющий
порядок использования остатков средств федерального бюджета на начало текущего
финансового года).
Средства
подлежат зачислению в Резервный фонд. Если при этом накопленный объем средств
Резервного фонда достигает его нормативной величины, устанавливаемой в
соответствии с п. 2 ст. 96.9 Кодекса, то средства в части этого превышения
подлежат зачислению в Фонд национального благосостояния. Зачисление остатков
средств должно быть осуществлено в срок до 1 февраля текущего финансового года.
В
соответствии с п. 3 статьи 96.12 расчеты и перечисления средств в связи с
формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета,
нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния осуществляет Минфин России. Порядок осуществления таких расчетов
и перечислений устанавливает Правительство РФ.
Учет
операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного
фонда и средствами Фонда национального благосостояния согласно п. 4
комментируемой статьи осуществляется в том же порядке, который установлен для
учета операций со средствами федерального бюджета.
Для
операций по использованию нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также
для отражения доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния выделены отдельные коды классификации доходов
бюджетов РФ. Кроме того, выделены отдельные коды для операций со средствами
нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния в рамках классификации источников финансирования
дефицитов бюджетов РФ.
В п.
5 статьи 96.12 Бюджетного кодекса установлен порядок отчетности по операциям с
нефтегазовыми доходами федерального бюджета:
операции
с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, со средствами Резервного фонда и
средствами Фонда национального благосостояния подлежат отражению в отчете об
исполнении федерального бюджета;
Правительство
РФ обязано составлять и представлять в составе отчетности об исполнении
федерального бюджета в Государственную Думу и Совет Федерации ежеквартальный и
годовой отчеты о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального
бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчеты об
управлении средствами указанных фондов.
Пункт
6 статьи 96.12 в развитие закрепленного в ст. 36 Кодекса принципа прозрачности
(открытости) возлагает на Минфин России обязанность по ежемесячному
опубликованию сведений:
о
поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета в
отчетном месяце;
о
величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на
начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и
использовании в отчетном месяце.
Информационное
сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета от 02.11..2009г.
В соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации в октябре 2009 г. на счет по учету
средств федерального бюджета поступили нефтегазовые доходы федерального бюджета
за сентябрь 2009 г. в размере 360,57 млрд. рублей. В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 ″О
проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и
использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового
трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния ″
указанные нефтегазовые доходы были направлены на обеспечение нефтегазового
трансферта в полном объеме. В октябре 2009 г. использование средств Резервного
фонда в целях обеспечения нефтегазового трансферта и сбалансированности
федерального бюджета не осуществлялось.
По состоянию на 1 ноября
2009 г. совокупный объем Резервного фонда составил 2 242,09 млрд. рублей, что
эквивалентно 77,18 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по
учету средств Резервного фонда по состоянию на 1 ноября 2009 г. составили:
· 32,89 млрд. долларов
США;
· 23,07 млрд. евро;
· 5,15 млрд. фунтов
стерлингов.
По состоянию на 1 ноября
2009 г. резервная позиция Российской Федерации в МВФ, сформированная за счет
средств Резервного фонда, составила 991,94 млн. СДР.
Совокупная расчетная
сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары
США, за период с 15 января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила 1,57 млрд.
долларов США, что эквивалентно 45,54 млрд. рублей. Расчетные суммы процентного
дохода от размещения средств фонда на отдельных счетах в иностранной валюте
составили (в валюте счета и рублевом эквиваленте): 0,29 млрд. долларов США
(8,37 млрд. рублей); 0,70 млрд. евро (29,95 млрд. рублей); 0,15 млрд. фунтов
стерлингов (7,23 млрд. рублей). Курсовая разница от переоценки остатков средств
на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за период с 15
января 2009 г. по 31 октября 2009 г. составила положительную величину – 23,94
млрд. рублей.
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 ″О
порядке управления средствами Фонда национального благосостояния″ со
счета по учету средств Фонда национального благосостояния для размещения на
депозиты во
Внешэкономбанк по
состоянию на 1 ноября 2009 г. было перечислено 572,79 млрд. рублей, из них:
· 284,34 млрд. рублей -
на депозиты со сроком возврата не позднее 31 декабря 2019 г. и процентной
ставкой 7 % годовых (в октябре 2009 г. – 16,99 млрд. рублей);
· 103,44 млрд. рублей – в
октябре 2009 г. на депозиты со сроком возврата не позднее 25 декабря 2020 г. и
процентной ставкой 8,5 % годовых;
· 175,00 млрд. рублей -
на депозит со сроком до 21 октября 2013 г. и процентной ставкой 7 % годовых;
· 10,00 млрд. рублей –
на депозит со сроком до 25 декабря 2017 г. и процентной ставкой 8,5 % годовых.
В октябре 2009 г. на счет
по учету средств Фонда национального благосостояния были зачислены, а затем
конвертированы в иностранную валюту доходы от размещения средств фонда на
депозиты во Внешэкономбанке в сумме 4,64 млрд. рублей. Указанные конверсионные
операции были осуществлены согласно утвержденной ранее валютной структуре по
официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату их
проведения, и не оказали влияние на конъюнктуру валютного рынка.
Страницы: 1, 2, 3
|