Курсовая работа: Федеральный бюджет и его роль в регулировании доходов нижестоящих бюджетов
Исходя из
анализа данных таблиц можно сделать вывод, что механизм финансового
выравнивания уровня развития регионов России необходимо совершенствовать. И
первое, о чем сразу необходимо сказать – это распределение между регионами
России средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Табл. 2.3. Группировка
субъектов РФ по доходам консолидированных бюджетов в расчете на одного жителя в
2003 г. (в руб.)
№
п/п
|
показатели |
Колмчество субъектов РФ
в данной группе |
Средний доход по группе |
Максимальное значение в
группе |
Минимальное значение в
группе |
1 |
Свыше 20000 |
14 |
40916,7 |
175272,0 |
20779,6 |
2 |
От 15000 до 20000 |
9 |
16844,3 |
19247,7 |
15244,1 |
3 |
От 10000 до 15000 |
25 |
11754,4 |
14810,2 |
10050,3 |
4 |
От 5000 до 10000 |
41 |
8138,5 |
9870,9 |
6360,4 |
|
Итого*: |
89 |
13707,9 |
175272,0 |
6360,4 |
Анализ
поступлений дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности с 2000 г.
показывает, что темп роста 2001 г. к 2000 г. составляет в среднем по
России 152%. Вместе с тем в Ненецком АО данный показатель составляет только 11%
от уровня 2000 г., в Белгородской области – 12%, тогда как в Ленинградской
области увеличивается на 345%, а в Челябинской – на 1134%.
В 2002 г.
в среднем по России темп роста поступлений дотаций на выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности 2002 г. к 2001 г. составляет 132%. В
Иркутской области и Удмуртской Республики темпы роста соответственно – только 29%
и 39% от уровня 2001 г. тогда как в Челябинской обл. – 355%, а в
Белгородской обл. – 1810%. Белгородская область со 156,8 млн. руб. и уже в 2002 г.
– 329,9 млн. руб.
В 2003 г.
темп роста поступлений дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
к уровню 2002 г. в целом по России составляет 119%. 38 территорий России
имеют показатель темпа роста 112%, но вместе с тем Таймырский АО прирастает на
285%, а Иркутская область при катастрофическом падении год назад – на 981%.
Анализ
поступления дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 2000–2003 гг.
показывает, что минимальные и максимальные значения темпов роста трансферта у
ряда регионов имеют большой разброс. Проведенный анализ говорит о том, что
методику распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки
необходимо совершенствовать. Но не так, как это было сделано при определении
объема средств этого Фонда в 2004 г., когда был установлен предельный
уровень отклонения объема его средств в сравнении с 2003 г. – 15%.
Расчетный
объем средств Федерального фонда финансовой поддержки для каждого региона в 2004 г.
скорректирован на коэффициенты стабилизации. Как указано в методике распределения
средств Фонда «корректировка расчетного объема средств производится с целью
обеспечения стабилизации распределения фонда и повышения достоверности
бюджетного планирования консолидированных бюджетов субъектов РФ».
К чему
привела такая «корректировка» показывают, например, данные по ряду территорий в
сравнении с Волгоградской областью.
Оценка
доходных возможностей и расходных потребностей Волгоградской области позволяет
в 2004 г. рассчитывать на объем финансовой помощи из федерального бюджета
в сумме 1865,5 млн. руб., а реально область получает 1255 млн. руб., теряя
610,5 млн. руб. (табл. №…анализ расчета дотаций…).
В то же время
Республика Калмыкия, Астраханская обл. выигрывают в сложившейся ситуации. Как
видно из табл. (№…анализ расчета дотаций…), уже при распределении средств Фонда
на 2003 г. данные территории выиграли, получив компенсационную часть
трансферта, Республика Калмыкия – 381,2 млн. руб., Астраханская обл. – 408,9 млн.
руб. В 2004 г. их опять «подтягивают» до уровня 2003 г., но ведь
такое «подтягивание» уже было произведено.
Проанализировав
результаты распределения средств Фонда в 2002–2004 г., можно сказать, что
Волгоградская область на протяжении последних лет «проигрывает» при
распределении дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. И если в
2002 г. этот проигрыш можно было объяснить относительно «благополучными»
по сравнению с другими территориями социально-экономическими, демографическими
и прочими показателями Волгоградской области, то счет индекса налогового
потенциала и индекса бюджетных расходов в 2003 г. «третьей» части
трансферта, в 2004 г. – установлением предельного уровня отклонения объема
средств Фонда на 2003 г. от объема средств Фонда на 2004 г. (15%),
Волгоградская область потеряла значительные суммы дотаций на выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности.
Естественно
напрашивается вывод, что введение в методику в 2003–2004 гг. поправок
фактически обесценивает методику расчета индекса налогового потенциала, а также
индекса бюджетных расходов и, соответственно, нарушает общую идеологию методики
распределения средств из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Анализ
распределения средств Фонда финансовой поддержки в 2004 г. в расчете на одного
жителя (табл. Группировка…в 2004 г.) показывает, что 9-ти территориям
России размер трансферта определяется более 10000 руб. на человека,
максимальный показатель у Чукотского АО – 42187,1 руб. на человека, минимальный
показатель у Свердловска – 7,7 руб. на чел. Не получают трансферта 18
территорий.
Табл. 2.5. Группировка
субъектов РФ по объему средств из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ в
расчете на одного жителя в 2004 г. (в руб.)
№
п/п
|
|
Количество субъектов РФ
в данной группе |
Средний объем по группе |
Максимальное значение в
группе |
Минимальное значение в
группе |
1 |
Свыше 10000 |
9 |
14798,6 |
42187,1 |
10832,2 |
2 |
От 5000 до 10000 |
6 |
7070,5 |
9586,2 |
5271,8 |
3 |
От 2000 до 5000 |
22 |
3188 |
4971,9 |
2220,1 |
4 |
От 1000 до 2000 |
18 |
1279,9 |
1893,7 |
1038,4 |
5 |
От 500 до 1000 |
8 |
776,2 |
956,8 |
613,5 |
6 |
От 200 до 500 |
7 |
340,3 |
469,7 |
205 |
7 |
Менее 200 |
1 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
8 |
Не получают дотации
На выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности
|
18 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
89 |
1227,1 |
42187,1 |
7,7 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|