Курсовая работа: Финансовые основы пенсионного обеспечения
ПФР
(является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации и своим наименованием, местонахождение - город Москва)
признан самостоятельным финансово-кредитным учреждением, обеспечивающим:
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов; финансирование расходов,
связанных с выплатой в соответствии с действующим на территории Российской
Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами
государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской
Федерации[2];
пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказания
материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; организацию
работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда
здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности
вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери
кормильца; капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных
взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль
с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР
страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием
его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета
застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного
страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных
по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации (России); (в ред. Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ)
межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по
вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в
установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений
по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения
нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в
Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
проведение научно - исследовательской работы в области государственного
пенсионного страхования; разъяснительную работу среди населения и юридических
лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. ПФР вправе принимать участие в
финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Руководство
этим фондов, заключающееся в определение перспективных и текущих задач,
утверждение бюджета[3]
и сметы расходов (включая фонд оплаты труда), назначение и освобождение от
должности исполнительного директора и его заместителей, издает нормативно –
правовые акты по предметам деятельности и др.вопросы, осуществляется правлением
ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной
дирекцией[4].
В состав входят по должности председатель, первый заместитель, заместители
председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью
отделениями ПФР, могут входить представители общественных, религиозных и
государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий,
деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и
детей. В работе могут принимать участие с правом совещательного голоса
управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации,
руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
Контроль деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов
осуществляет ревизионная комиссия. Работники системы ПФР приравниваются
Положением по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам
аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
Таким образом,
внебюджетные фонды денежных средств - один из институтов финансовой системы
Российской Федерации, создание которых позволяет аккумулировать значительные
денежные ресурсы и направлять их на решение определенных
социально-экономических целей и задач. Образование внебюджетных фондов позволяет
влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей,
осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий,
пособий, решать природоохранные задачи и т. д. Внебюджетные фонды образуются в
соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также
и порядок их расходования. Наиболее значимым и крупным является Пенсионный
фонд, правовой режим которого определен Положением о Пенсионном фонде РФ,
утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. Средства
этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий.
Пенсионный фонд - это самостоятельный орган управления финансами пенсионного
обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В
настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству Российской
Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей
деятельности.
Средства
бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной
собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении
утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации
федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской
Федерации. Так, Федеральным законом от 19.12.2006 N 236 - ФЗ «О Бюджете
Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2007 год» утвержден бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2007 год по доходам в
сумме 1 845 094,0 млн. рублей, из них 1 725 289,6 млн. рублей в части, не
связанной с формированием средств для финансирования накопительной части
трудовых пенсий (в том числе 88 245,9 млн. рублей - средства федерального
бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда), и по расходам в сумме 1 727 799,9
млн. рублей, из них 1 718 871,0 млн. рублей в части, не связанной с
формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий[5].
В
составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются
суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства,
направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений,
а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с
формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением
специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части
трудовой пенсии.
Пенсионный
фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав
федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам
независимо от места их прежней работы и места
жительства[6].
К источникам образования
Пенсионного фонда относятся:
* страховые взносы работодателей;
страховые взносы граждан РФ;
* ассигнования из федерального
бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства,
возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с
назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.
В соответствии с
Федеральным законом от 21 декабря 1995 г.1 установлены следующие тарифы
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: - для работодателей,
для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - в
размере 28%; - для работодателей-организаций, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции,- в размере 20,6% выплат, начисленных работникам
в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам
подряда и поручения; -для индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан,
частных детективов, частных охранников, нотариусов, адвокатов, аудиторов - в
размере 5% дохода, полученного от их деятельности. Если указанные категории
плательщиков используют наемный труд, то они уплачивают страховые взносы в
размере 28%; - для работающих граждан - в размере 1% дохода, полученного от их
деятельности.
От уплаты страховых
взносов в Пенсионный фонд освобождаются общественные организации инвалидов и
пенсионеров, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия,
объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. Вместе
с тем граждане, работающие в этих общественных организациях, в том числе
работающие пенсионеры, уплачивают страховые взносы в размере 1% заработка
независимо от получаемой пенсии. Не платят страховые взносы воинские
формирования РФ по денежному довольствию военнослужащих, рядового и
начальствующего состава, органы внутренних дел и федеральные органы налоговой
полиции.
Страховые взносы
предприятиями, учреждениями и организациями уплачиваются один раз в месяц
вместе с перечислением налогов с заработной платы. В таком же порядке
юридические лица начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с
работающих граждан, включая работающих пенсионеров. Крестьянские (фермерские)
хозяйства отчисляют страховые взносы по результатам деятельности за год не
позднее 1 апреля следующего года. Граждане, использующие труд наемных
работников в личном хозяйстве, вносят страховые взносы ежемесячно. По истечении
установленных сроков невнесенные платежи считаются недоимкой и взыскиваются в
бесспорном порядке с начислением пени.
Страховые взносы по своей
экономической природе отличаются от налогов и носят не фискальный, а
компенсационный характер. В составе современной трехуровневой структуры
обязательных платежей только две – страховая и накопительная части носят
индивидуальный характер и возвращаются гражданину. Другая часть (6% ЕСН),
направляемая на формирование базовой части пенсии, распределяется между всеми
пенсионерами страны, при этом нарушается страховой принцип возврата страховых
сумм. А данный пенсионный механизм выполняет не свойственные пенсионному
страхованию функции поддержки малоимущих категорий граждан. Положения принятых
в целях проведения пенсионной реформы в РФ федеральных законов соответствуют
конвенциям и рекомендациям Международной организации труда, применяемым в
мировом сообществе.
Однако действенность предусмотренных
механизмов особенно в среднесрочной перспективе вызывает сомнение, что, в
первую очередь, связано с тем, что основу пенсионного обеспечения продолжает
составлять распределительная модель, основанная на солидарности поколений. Об
этом свидетельствует механизм распределения страхового взноса. Так, для
финансирования базовой части трудовой пенсии направляется 6% от совокупных
годовых доходов работников, а оставшиеся 14% из 20% пенсионных платежей - на
финансирование страховой части трудовой пенсии (и накопительной - для лиц,
которым она предусмотрена).
Таким образом, пенсия в
современной системе разделена на две основные составляющие: базовую и страховую
(накопительную). При этом базовая пенсия, предоставляемая в равном размере для
всех застрахованных, не является страховой по сути и играет роль социальной
пенсии.
Страховая часть трудовой
пенсии по действующему законодательству - это пенсии, выплачиваемые в рамках
системы с использованием условно- накопительных счетов. При этом на
индивидуальном счете каждого работника пенсионные права фиксируются и
индексируются в соответствии с принятыми правилами, однако реальной
аккумуляции средств не происходит. Несмотря на свой квазинакопительный
характер, подсистема страховой части трудовой пенсии остается
распределительной, то есть текущие пенсии выплачиваются за счет текущих
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В силу масштабности
государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а
также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период
пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную
роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства,
но и в его и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых
аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства. Действующая
система пенсионного обеспечения предусматривает возможность функционирования
как государственного, так и негосударственных пенсионных фондов, аккумулирующих
средства, используемых для финансирования выплаты пенсии и иных выплат.
Основной принцип – финансирование государственного пенсионного обеспечения из
средств федерального бюджета, в котором аккумулируются поступившие социальные
платежи (налоги), бюджет негосударственных пенсионных фондов создаются путем
отчислений в соответствии с пенсионными договорами, заключаемыми с участниками
системы. Переход со страховых на налоговые механизмы мобилизации обязательных
платежей во внебюджетные фонды в 2001 году является основной предпосылкой
создания низкой доходной базы ПФР.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //
"Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. Закон РФ от 12.02.1993
N 4468-1(ред. от 21.12.2006) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и
их семей" // Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.
"Российской газете" - 26.12.2006
3. Федеральный закон от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете
фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (принят ГД
ФС РФ 06.12.2006) // "Парламентская газета", N 216-217, 22.12.2006,
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 16.10.2006) "О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ
ФОНДАХ" (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) // "Российская газета", N
90, 13.05.1998, "Российской газете" - 18.10.2006
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
15.12.2001 N 167-ФЗ(ред. от 27.07.2006)"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ
СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 30.11.2001) //
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание
законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832,
6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
17.12.2001 N 173-ФЗ(ред. от 03.06.2006)"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // Первоначальный текст документа
опубликован в изданиях
"Парламентская
газета", N 238-239, 20.12.2001,
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ
ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 26.06.2002) // Первоначальный текст документа опубликован в
изданиях
"Собрание
законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3028, использована редакция из
информационной базы «Консультант – плюс»
8. РАСПОРЯЖЕНИЕ
Правительства РФ от 01.06.2006 N 793-р <СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
НА 2006 - 2008 ГОДЫ> // "Собрание законодательства РФ",
09.06.2006, N 24, ст. 2620
9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от
27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПЕНСИОННОМ
ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)", "ПОРЯДКОМ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ И ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)")
// Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Ведомости СНД и ВС
РСФСР", 30.01.1992, N 5, ст. 180, использована редакция из информационной
базы «Консультант - плюс»
10. Постановление Правительства
РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 02.08.2005) "О фонде социального
страхования Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и
Правительства РФ", 21.02.1994,
N 8, ст. 599,
11. Миляков Н.В. Финансы:
Учебник. – 2 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 543 с. – (Высшее образование).
12. Рогачев Д.И. Метод
права социального обеспечения. Дис. На соискание ученой степени кандидата
юридических наук. М. 2002
13. Милецкий Владимир Петрович. Социальное государство:
эволюция теории и практика
(политико-социологический анализ). Санкт –
Петербург, 1998
Е.Ю. Грачева, Э.Д.
Соколова. Финансовое право России. Учебное Пособие Для Вузов Москва. 1997
14. Климова Е.С.. Пенсионный фонд россии в условиях
реформирования пенсионной системы. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой
степени кандидата экономических наук. Тюмень - 2005
[1] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1(ред. от
05.08.2000)"Вопросы Пенсионного Фонда Российской Федерации (России)"
(вместе с "Положением О Пенсионном Фонде Российской Федерации
(России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и
гражданами В Пенсионный Фонд Российской Федерации (России)") // СПС
Консультант - плюс
[2]
Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять
уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР необходимые
документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений,
составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается
законодательством.
[3] Бюджеты (финансовые планы) Пенсионного фонда на
соответствующий год после их принятия публикуются для всеобщего сведения.
[4] Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 введена
государственная регистрация нормативных актов, затрагивающих права и
обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих
межведомственный характер, издаваемых Пенсионным фондом России.
[5]
"Парламентская газета", N 216-217,
22.12.2006,
[6] Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. Финансовое Право России
Учебное Пособие Для Вузов Москва 1997. с.50
|